«Воспитай в себе семьянина»
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Занятие факультатива «Основы православной культуры» «Воспитай в себе семьянина» (8 класс)
Цели и задачи:
— продолжить формирование христианского отношения к своим родителям, основанных на чувствах соборности, взаимной любви, уважения, заботы и личной ответственности перед Богом и людьми;
— развивать истинные добродетели будущего семьянина с устойчивой нравственной позицией православного христианина;
Оборудование:
мультимедийное оборудование и презентация по теме урока;
запись музыки Светланы Копыловой;
выставка детских рисунков;
тексты для работы в группах и парами;
фотогазета;
запись видео-опроса учащихся;
видеосюжет из дома-интерната для инвалидов и престарелых;
«дерево семьи» с записанными афоризмами
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Благословение священника.
2. Работа над темой занятия.
В праздник «Благовещения Пресвятой Богородицы» мы с вами посетили дом престарелых и поздравили живущих там насельников с праздником, угостили испечёнными жаворонками. Но самым важным было то, что вы оказали внимание этим старым людям. Вы побеседовали с каждым, и они с удовольствием рассказали о себе.
- О чём будет идти речь на нашем занятии? (Мы будем говорить о наших родителях, которым нужна наша забота и внимание, наше послушание и любовь. О бабушках наших и дедушках, которые очень хотят быть до последних дней со своими детьми и внуками в родном доме.)
- Постараемся выяснить, почему так важно любить своих родителей, заботиться о них, как связана эта любовь со счастьем, какие качества семьянина нужно в себе воспитывать, для того чтобы семя, посеянное Богом и родителями, упало на плодородную почву души и выросло древо плодоносное, а не стало бесплодной смоковницей. Мы сможем поделиться своим жизненным опытом, мнениями, поучиться у героев художественных произведений. А также послушаем рассказы наших гостей.
- Без желания и умения любить и уважать родителей, старшее поколение невозможно стать хорошим семьянином.
Тема занятия сегодня - «Воспитай в себе семьянина».
- Предположим: какой из афоризмов с нашего «дерева семьи» может стать эпиграфом к занятию?
Афоризмы:
«Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столь тяжек грех непочитания к ним»
«Нет той жертвы, которую бы не принесли родители для детей своих во всём, иногда самом необходимом они отказывают себе, для того чтобы дети были сыты, обуты и одеты»
«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям»
«Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»
«Ключ к благоденствию семей, к благоденствию народа – в исполнении заповеди о почитании родителей»
- Давайте посмотрим видеосюжет, который подготовила 1-ая группа учащихся.
Демонстрация видеосюжета о посещении учащимися отделения круглосуточного пребывания инвалидов и пожилых
- Как вы считаете, хорошо ли что существуют дома для пожилых людей?
- Как оказываются там старики и пожилые люди?
- Что не хватает этим старым людям, прожившим всю жизнь в труде?
- Чем стал дом престарелых для них?
- Какое настроение у них?
- Почему эти люди, у которых есть своя комната, соседи по комнате, еда, которую не нужно готовить, тепло и забота медперсонала, всё-таки хотят домой?
Ребята делятся впечатлениями от общения с престарелыми людьми
- Мне вспомнился фрагмент из одной книги: Одна женщина задала вопрос священнику: «Как научиться без раздражения принимать поступки престарелой матери, страдающей старческим слабоумием? Всех моих стараний хватает на 3-4 дня, после которых я вновь срываюсь на крик, а затем скорблю душой.
- Что вы можете сказать? (любовь всё вытерпит, если она есть на самом деле; любитьздоровых и сильных всегда легко, но настоящая любовь видна во время испытаний, видимо, эта женщина не очень сильно любит свою мать, раз не может простить ей то, что та делает из-за болезни,а не нарочно; надо сострадать матери, понимать, что от такой беды не застрахован никто; нужно всё равно заботиться о матери так, как она когда-то заботилась о своих детях; прощать матери всё, потому что она тоже многое вынесла, когда растила детей; проявлять терпение, смирять свой гнев, ведь гнев – это грех; нести свой крест с терпением и усердием; относиться к поступкам матери, как к поступкам ребёнка, не ожидать от неё послушания, тогда не придётся разочаровываться; не гневаться на мать, чтобы не обидеть её, ведь она когда-то тоже прощала своим детям их неразумные поступки; терпеть и молиться о матери, скрасить ей последние дни жизни своей любовью, уважением, помощью; обижать мать за любые её поступки – грех, потом человека всю жизнь будет мучить совесть; надо выносить всё терпеливо и с любовью …)
- Священник ей ответил: «Борьба с гневом требует много труда и продолжительного времени. Представьте, что во время Ваших упрёков мать может умереть и унести свою обиду в вечность, а Вам оставить боль раскаяния».
Учитель зачитывает высказывание из «Книги премудростей Иисуса сына Сирахова»: «Сын мой! Прими своего отца в его старости, и не огорчай его, доколе он жив. Если он становится слаб умом, то имей снисхождение и не презирай его в полноте твоей силы. Милость, оказанная отцу, не будет забыта и пойдёт в плату за твои грехи. В день скорби ты будешь помянут; как лёд в ясную погоду, растают грехи твои».
Учащаяся читает стихотворение «Любите нас»
Любите нас, живых, пока мы с вами,
Пока над нами облака,
Пока восходит солнце над словами
И в строчках отражается закат.
Зачем потом цветы и славословье?
Дарите эти радости сейчас.
Платите – и желательно – любовью,
Потом всё это будет не для нас.
Любовь – какое сладостное бремя!
Потом её не сменишь на судьбу.
Не думайте, что впереди есть время,
Сейчас любите! Жизнь - всего пять букв.
В. Поликанина
– Как ни печально, но старость неминуема, хорошо, если она проходит рядом с молодостью, с сильными, любящими домочадцами. Благополучие семьи на чём-то держится. На чём? (На любви, на ответственности, на заботе друг о друге, на умении промолчать, на умении поддержать …)
- Какие рассказы или истории вы читали, где герои уважают родителей и берегут их, или наоборот, непочтительно относятся к матери или отцу?
Рассказ «На калядкi к сыну» Зм. Бядулi (краткий пересказ с помощью учащихся)
- Почему мать позволила сыну жить у пана? (Из-за большой любви к сыну.)
- Каким он стал? Почему? (Он стал стесняться своих родителей. Он воспитывался не в родном доме отцом и матерью в любви, а у пана, который принял его в свой дом, дал ему образование, но пан – чужой человек. Природная связь родителей и детей утеряна. Чёрствость и равнодушие поселились в его душе.)
- Что пережила мать?
- Что было дальше, как вы думаете?
Рассказ «Дзяльба кабанчыка» Вiктара Карамазава (краткий пересказ)
– Как жилось матери в деревне?
- Чьи образы нам хочется изменить? Почему?
- Какой сценой заканчивается рассказ? Почему? (Степан почувствовал, что если он сейчас уедет, случится непоправимое: он также отдалится от матери сердцем, как уже отдалились его сёстры; что он может уже не увидеть свою мать, ведь она уже старенькая и одна.)
- Какое преступление совершено в этих произведениях? (Нарушена 5-ая Заповедь Божия)
3. Работа над пройденным материалом.
Игра-размышление по пятой Заповеди.
Задание 1-ой группе: Как звучит 5-ая Заповедь?
Задание 2-ой группе: Что означает «почитание»?
Задание 3-ей группе: Что ещё предписывает 5-ая Заповедь?
Какая часть Заповеди соблюдалась в следующих ситуациях?
1. - Однажды в Великом посту один юноша был серьёзно болен и врачи настоятельно советовали ему пить молоко для поддержания сил. На это юноша ответил, что он согласится пить молоко, если его верующая мать даст ему на то своё родительское благословение.
2.- Преподобный Сергий Радонежский, живя в Радонеже в доме своих родителей, давно всей душой стремился к жизни подвижнической. Он просил родителей отпустить его в монастырь. «Помедли, чадо, - отвечал ему на это отец, - сам видишь, мы стары и немощны, послужи нам немного, проводи нас до конца, тогда и иди с Богом в обитель святую, мы видим, что ты печёшься, как угодить Ему».
3. Чтение рассказа «Великодушная дочь»…
- Вы сейчас в таком возрасте, когда формируются ваши жизненные принципы, правила, по которым вы будете жить. Самые первые уроки жизни даёт семья. Вы учитесь у родителей, бабушек и дедушек аккуратности, заботе, любви, терпению, смирению, но не всегда понимаете, для чего вас заставляют делать что-то или зачем наказывают.
Это и выясняли ребята 2-ой группы.
Видеосюжет. Опрос учащихся школы на тему «Как мы относимся к родителям?»
- Как относитесь к наставлениям и советам родителей?
- В каком возрасте не надо слушать родительские наставления?
- Как относитесь к наказаниям родительским?
(родителей нужно слушать всю свою жизнь, если эти наставления и советы не противоречат Законам Божиим, у родителей есть мудрость и жизненный опыт, советуя что-то нам, они хотят нас предостеречь от ошибок и несчастий, они всегда нам желают добра …)
– Иисус Христос, во всю земную жизнь Свою почтительный к Матери, не забыл Её и среди крестных страданий. Он поручил заботиться о Ней возлюбленному ученику Своему, который должен был заменить для Неё Сына, - и с того часа взял Её к себе.
Какой трогательный и для всех образец сыновней заботливости о матери! Сам Господь учит нас питать и покоить родителей во время нужды, скорби, болезни и старости, хотя бы мы и сами были в нужде, в скорби, в немощи.
Рассказ «Жертвенная любовь». прот. Евгения Соколова. Самостоятельное чтение
- Что умел так хорошо делать Ваня?
- Ваня умел любить, как умеет любить простой ребёнок, которого все предали, вплоть до собственных родителей. А он ЛЮБИТ, наверное, потому что душа его живая, христианская, не ожесточилась, а умеет любить и сострадать.
- Что, на ваш взгляд, произойдёт дальше в жизни Вани?
Песня и видеоклип С. Копыловой «Записка»
- В чём смысл этой песни-баллады?
- Что, по вашему мнению, стало виной тому, что мать с сыном живут именно так?
- В доме может быть достаток и богатство, умные и воспитанные дети, образованные и культурные родители. Но Богу в этом доме нет места. Опасайтесь этого. Важно, какие отношения имеет семья с Богом. Если члены семьи забывают о Боге, Он отходит и очень скорбит.
- Каждый из вас живёт в семье. Что для вас семья?
Об этом нам расскажут ребята второй группы, которым дано было дано задание создать фотогазету «Моя семья» и рассказать о семьях, в которых они живут.
Выступление группы, презентация фотогазеты
Стихотворение «Всё началось, конечно, с мамы»
Всё началось, конечно, с мамы. Я перестала огорчаться
Я с детства с ней ходила в храм, По всяким мелким пустякам
И очень мелкими шажками И стала чаще улыбаться,
Всё становилось по местам. Ведь Церковь дарит счастье нам.
А рано утром в воскресенье Но далека ещё дорога,
Так хочется ещё поспать, И будет трудным этот путь.
Но литургия – наслажденье: Хоть искушений в жизни много,
Душе не в силах отказать! Господь поможет не свернуть!
(Варвара Язерская, уч. 8 кл. г. Гомель)
– Семья – это школа любви между детьми, родителями, бабушкой и дедушкой. В жизни очень много примеров, где в семье чтят традиции, любят и уважают стариков, живут в согласии с Богом и людьми. Об этом пишут в газетах и журналах. Наверное, не для похвалы, а для подражания, для того, чтобы успеть в своей жизни успеть выразить великую благодарность самым близким и родным людям.
- Ребятам 3-ей группы предстояло прочитать много газет и журналов и сделать выборку по теме нашего занятия. Давайте послушаем их.
Выступление группы, презентация собранной информации.
В исполнении учащейся звучит песня «Мама старенькая»
4. Подведение итогов занятия.
Работа в группах по составлению памяток для сверстников «Воспитай в себе семьянина».
Доверяйте родителям;
Делитесь радостями и горестями;
Не обижайтесь на родителей;
Уважайте своих родных и близких;
Прощайте им;
Заботьтесь о них всегда;
Пользуйтесь их опытом и мудростью;
Старайтесь сохранять мир и спокойствие в доме;
Любите бескорыстно;
Помогайте, выполняйте свои обязанности по дому;
Умейте оказать поддержку словом и делом.
Работа с афоризмами (фронтально).
- Давайте ещё раз прочитаем афоризмы «древа семьи» и подумаем, какое ещё высказывание раскрывает смысл нашего занятия.
Учащиеся выбирают афоризмы и объясняют свой выбор.
В итоге выбирается только одно высказывание.
– Какую науку нужно постигать с самого детства, чтобы продлить свои дни на земле, чтобы древо семьи крепло и приумножались его плоды? (Почитать и любить родителей, быть послушными им, вежливыми и ласковыми, не допускать упрёков, злословия, дерзости и осуждения родителей, исполнять родительские советы и наставления, дорожить родительским благословением, быть благодарными).
Рефлексия:
на дерево прикрепить плоды, если было поучительно и полезно на занятии;
листья, если просто интересно
Из опыта работы учителя курсов «Основы православной нравственности»,
«Основы православной культуры» Пашкевич Нины Александровны
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Новогрудка»