«Воспитай в себе семьянина»

«Воспитай в себе семьянина»

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Занятие факультатива «Основы православной культуры» «Воспитай в себе семьянина» (8 класс)

Цели и задачи:

—  продолжить формирование христианского отношения к своим родителям, основанных на чувствах соборности, взаимной любви, уважения, заботы и личной ответственности  перед Богом и людьми;

—  развивать истинные добродетели будущего семьянина с устойчивой нравственной позицией православного христианина;  

Оборудование:

мультимедийное оборудование и презентация по теме урока;

запись музыки Светланы Копыловой;

выставка детских рисунков;

тексты для работы в группах и парами;

фотогазета;

запись видео-опроса учащихся;

видеосюжет из дома-интерната для инвалидов и  престарелых;

«дерево семьи» с записанными афоризмами

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Благословение священника.

2. Работа над темой занятия.

В праздник «Благовещения Пресвятой Богородицы» мы с вами посетили дом престарелых и поздравили живущих там насельников с праздником, угостили испечёнными жаворонками. Но самым важным было то, что вы  оказали внимание этим старым людям. Вы побеседовали  с каждым, и они с удовольствием рассказали о себе.

- О чём будет идти речь на нашем занятии? (Мы будем говорить о наших родителях, которым нужна наша забота и внимание, наше послушание и  любовь. О бабушках наших и дедушках, которые очень хотят быть до последних дней со своими детьми и внуками в родном доме.)

- Постараемся выяснить, почему так важно любить своих родителей, заботиться о них, как связана эта любовь со счастьем, какие качества семьянина нужно в себе воспитывать, для того чтобы семя, посеянное Богом и родителями, упало на плодородную почву души и выросло древо плодоносное, а не стало бесплодной смоковницей.  Мы сможем поделиться своим жизненным опытом, мнениями, поучиться у героев художественных произведений. А также послушаем рассказы наших гостей.

- Без желания и умения любить и уважать родителей, старшее поколение невозможно стать хорошим семьянином. 

Тема занятия сегодня - «Воспитай в себе семьянина».

- Предположим: какой из афоризмов с нашего «дерева семьи» может стать эпиграфом к занятию?

Афоризмы:

«Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны  жизнью, столь тяжек грех непочитания  к ним»

«Нет той жертвы, которую бы не принесли родители для детей своих во всём, иногда самом необходимом они отказывают себе, для того чтобы дети были сыты, обуты и одеты»

 «Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям»

 «Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»

  «Ключ к благоденствию семей, к благоденствию народа – в исполнении заповеди о почитании родителей»

- Давайте посмотрим видеосюжет, который подготовила 1-ая группа учащихся.

Демонстрация видеосюжета о посещении учащимися отделения круглосуточного пребывания инвалидов и пожилых 

 - Как вы считаете, хорошо ли что существуют дома для пожилых людей?

 - Как оказываются там старики и пожилые люди?

 -  Что не хватает этим старым людям, прожившим всю жизнь в труде?

 -  Чем стал дом престарелых для них?

 -  Какое настроение у них?

 -  Почему эти люди, у которых есть своя комната, соседи по комнате, еда, которую не нужно готовить, тепло и забота медперсонала, всё-таки хотят домой?

Ребята делятся  впечатлениями от общения с престарелыми людьми   

 - Мне вспомнился фрагмент из одной книги: Одна женщина задала вопрос священнику: «Как научиться без раздражения принимать поступки престарелой матери, страдающей старческим слабоумием? Всех моих стараний хватает на  3-4 дня, после которых я вновь срываюсь на крик, а затем скорблю душой.

- Что вы можете сказать? (любовь всё вытерпит, если она есть на самом деле; любитьздоровых и сильных всегда легко, но настоящая любовь видна во время испытаний, видимо, эта женщина не очень сильно любит свою мать, раз не может простить ей то, что та делает из-за болезни,а не нарочно; надо сострадать матери, понимать, что от такой беды не застрахован никто; нужно всё равно заботиться о матери так, как она когда-то заботилась о своих детях; прощать матери всё, потому что она тоже многое вынесла, когда растила детей; проявлять терпение, смирять свой гнев, ведь гнев – это грех; нести свой крест с терпением и усердием; относиться к поступкам матери, как к поступкам ребёнка, не ожидать от неё послушания, тогда не придётся разочаровываться;  не гневаться на мать, чтобы не обидеть её, ведь она когда-то тоже прощала своим детям их неразумные поступки; терпеть и молиться о матери, скрасить ей последние дни жизни своей любовью, уважением, помощью; обижать мать за любые её поступки – грех, потом человека всю жизнь будет мучить совесть; надо выносить всё терпеливо и с любовью …)

 - Священник ей ответил: «Борьба с гневом требует много труда и продолжительного времени. Представьте, что во время Ваших упрёков мать может умереть и унести свою обиду в вечность, а Вам оставить боль раскаяния». 

Учитель зачитывает высказывание из «Книги премудростей Иисуса сына Сирахова»: «Сын мой! Прими своего отца в его старости, и не огорчай его, доколе он жив. Если он становится слаб умом, то имей снисхождение и не презирай его в полноте твоей силы. Милость, оказанная отцу, не будет забыта и пойдёт в плату за твои грехи. В день скорби ты будешь помянут; как лёд в ясную погоду, растают грехи твои». 

Учащаяся читает стихотворение «Любите нас»

Любите нас, живых, пока мы с вами,

Пока над нами облака,

Пока восходит солнце над словами

И в строчках отражается закат.

Зачем потом цветы и славословье?

Дарите эти радости сейчас.

Платите – и желательно – любовью,

Потом всё это будет не для нас.

Любовь – какое сладостное бремя!

Потом её не сменишь на судьбу.

Не думайте, что впереди есть время,

Сейчас любите! Жизнь  - всего пять букв.

                          В. Поликанина

– Как ни печально, но старость неминуема, хорошо, если она проходит рядом с молодостью, с сильными, любящими домочадцами. Благополучие семьи на чём-то держится. На чём? (На любви, на ответственности, на заботе  друг о друге, на умении промолчать, на умении поддержать …)

  - Какие рассказы или истории вы читали, где герои уважают родителей и берегут их, или наоборот, непочтительно относятся к матери или отцу?

Рассказ «На калядкi к сыну» Зм. Бядулi  (краткий пересказ с помощью учащихся)

           - Почему мать позволила сыну жить у пана? (Из-за большой любви к сыну.)

           - Каким он стал? Почему? (Он стал стесняться своих родителей. Он воспитывался не в родном доме отцом и матерью в любви, а у пана, который принял его в свой дом, дал ему образование, но пан – чужой человек.   Природная связь родителей и детей утеряна. Чёрствость и равнодушие поселились в его душе.)

   - Что пережила мать?

   - Что было дальше, как вы думаете?

   Рассказ «Дзяльба кабанчыка» Вiктара Карамазава  (краткий пересказ)

 – Как жилось матери в деревне?

 - Чьи образы нам хочется изменить? Почему?

- Какой сценой заканчивается рассказ? Почему? (Степан почувствовал, что если он сейчас уедет, случится непоправимое: он также отдалится от матери сердцем, как уже отдалились его сёстры; что он может уже не увидеть свою мать, ведь она уже старенькая и одна.)

 - Какое преступление совершено в этих произведениях? (Нарушена 5-ая Заповедь Божия)

3. Работа над пройденным материалом. 

Игра-размышление  по пятой Заповеди.

Задание 1-ой группе: Как звучит 5-ая Заповедь?

Задание 2-ой группе: Что означает «почитание»?

Задание 3-ей группе: Что ещё предписывает 5-ая Заповедь?

Какая часть Заповеди соблюдалась в следующих ситуациях?

1. - Однажды в Великом посту один юноша был серьёзно болен и врачи настоятельно советовали ему пить молоко для поддержания сил. На это юноша ответил, что он согласится пить молоко, если его верующая мать даст ему на то своё родительское благословение.

2.-  Преподобный Сергий Радонежский, живя в Радонеже в доме своих родителей, давно всей душой стремился к жизни подвижнической. Он просил родителей отпустить его в монастырь. «Помедли, чадо, - отвечал ему на это отец, - сам видишь, мы стары и немощны, послужи нам немного, проводи нас до конца, тогда и иди с Богом в обитель святую, мы видим, что ты печёшься, как угодить Ему».

3. Чтение рассказа  «Великодушная дочь»…

 - Вы сейчас в таком возрасте, когда формируются ваши жизненные принципы, правила, по которым вы будете жить. Самые первые уроки жизни даёт семья. Вы учитесь у родителей, бабушек и дедушек аккуратности, заботе, любви, терпению, смирению, но не всегда понимаете, для чего вас заставляют делать что-то или зачем наказывают. 

Это и выясняли ребята 2-ой группы.

Видеосюжет. Опрос учащихся школы на тему «Как мы относимся к родителям?»

-  Как относитесь к наставлениям и советам родителей?

- В каком возрасте не надо слушать родительские наставления? 

- Как относитесь к наказаниям родительским?

 (родителей нужно слушать всю свою жизнь, если эти наставления и советы не противоречат Законам Божиим, у родителей есть мудрость и жизненный опыт, советуя что-то нам, они хотят нас предостеречь от ошибок и несчастий, они всегда нам желают добра …)

 – Иисус Христос, во всю земную жизнь Свою почтительный к Матери, не забыл Её и среди крестных страданий. Он поручил заботиться о Ней возлюбленному ученику Своему, который должен был заменить для Неё Сына, - и с того часа взял Её к себе.

Какой трогательный и для всех образец сыновней заботливости о матери! Сам Господь учит нас питать и покоить родителей во время нужды, скорби, болезни и старости, хотя бы мы и сами были в нужде, в скорби, в немощи.

Рассказ «Жертвенная любовь». прот. Евгения Соколова. Самостоятельное чтение

- Что умел так хорошо делать Ваня?

- Ваня умел любить, как умеет любить простой ребёнок, которого все предали, вплоть до собственных родителей. А он ЛЮБИТ, наверное, потому что душа его живая, христианская, не ожесточилась, а умеет любить и сострадать.

- Что, на ваш взгляд, произойдёт дальше в жизни Вани?

Песня и видеоклип С. Копыловой «Записка»

- В чём смысл этой песни-баллады?

- Что, по вашему мнению, стало виной тому, что мать с сыном живут именно так?

- В доме может быть достаток и богатство, умные и воспитанные дети, образованные и культурные родители. Но Богу в этом доме нет места. Опасайтесь этого. Важно, какие отношения имеет семья с Богом. Если члены семьи забывают о Боге, Он отходит и очень скорбит.

- Каждый из вас живёт в семье. Что для вас семья?

Об этом нам расскажут ребята второй группы, которым дано было дано задание создать фотогазету «Моя семья» и рассказать о семьях, в которых они живут.              

Выступление группы, презентация фотогазеты 

                                      Стихотворение «Всё началось, конечно, с мамы» 

Всё началось, конечно, с мамы.                    Я перестала огорчаться

Я с детства с ней ходила в храм,                   По всяким мелким пустякам

И очень мелкими шажками                           И стала чаще улыбаться,

Всё становилось по местам.                           Ведь Церковь дарит счастье нам.

А рано утром в воскресенье                          Но далека ещё дорога,

Так хочется ещё поспать,                               И будет трудным этот путь.

Но литургия – наслажденье:                         Хоть искушений в жизни много,

Душе не в силах отказать!                              Господь поможет не свернуть!

                                (Варвара Язерская, уч. 8 кл. г. Гомель) 

  – Семья – это школа любви между детьми, родителями, бабушкой и дедушкой. В жизни очень много примеров, где в семье чтят традиции, любят и уважают стариков, живут в согласии с Богом и людьми. Об этом пишут в газетах и журналах. Наверное, не для похвалы, а для подражания, для того, чтобы успеть в своей жизни успеть выразить великую благодарность самым близким и родным людям.

- Ребятам 3-ей группы предстояло прочитать много газет и журналов и сделать выборку по теме нашего занятия. Давайте послушаем их.

Выступление группы, презентация собранной информации.

В исполнении учащейся звучит песня «Мама старенькая»

4. Подведение итогов занятия.

Работа в группах по составлению памяток для сверстников  «Воспитай в себе семьянина».

        Доверяйте родителям;

        Делитесь радостями и горестями;

        Не обижайтесь на родителей;

        Уважайте своих родных и близких;

        Прощайте им;

        Заботьтесь о них всегда;

        Пользуйтесь их опытом и мудростью;

        Старайтесь сохранять мир и спокойствие в доме;

        Любите бескорыстно;

        Помогайте, выполняйте свои обязанности по дому;

        Умейте оказать поддержку словом и делом.

Работа с афоризмами (фронтально).

- Давайте ещё раз прочитаем афоризмы «древа семьи» и подумаем, какое ещё  высказывание  раскрывает смысл нашего занятия. 

Учащиеся выбирают афоризмы и объясняют свой выбор. 

В итоге выбирается только одно высказывание.

– Какую науку нужно постигать с самого детства, чтобы продлить свои дни на земле, чтобы древо семьи крепло и приумножались его плоды? (Почитать и любить родителей, быть послушными им, вежливыми и ласковыми, не допускать упрёков, злословия, дерзости и осуждения родителей, исполнять родительские советы и наставления, дорожить родительским благословением, быть благодарными).

    Рефлексия:

на дерево прикрепить плоды, если было поучительно и полезно  на занятии;

листья, если просто интересно

Из опыта работы учителя курсов «Основы православной нравственности»,

«Основы православной культуры» Пашкевич Нины Александровны

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Новогрудка»

Наверх