Во что сегодня играют дети?
Содержание занятий:
Какие игрушки у детей любимые?
Игра – жизненная необходимость и условие для развития.
Игрушки с телеэкрана – что они несут и чему учат.
“Гарри Поттер” – мальчик-колдун, ловец юных душ.
Компьютерные игры – чем они опасны?
Сегодня, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети. Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: “Что вы станете делать, если начнется конец света?”, он ответил: ”Играть”. Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а… играть!
Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Современная “игровая цивилизация” по сути своей – проявление неоязычества, в центре которого стоит обожение всяческих кумиров и собственных страстей.
В наши дни игра становится образом жизни миллионов взрослых. Выходит, мы играем, а не живем.
А вотсовременные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Или игры их становятся совсем не детскими. Куда-то подевались и нормальные детские игрушки!
А ведь игрушка – древнее изобретение человечества. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе взрослые бережно относились к детским игрушкам— считалось, что веселые детские игры способствуют счастью в доме.
Помните, эстрадный певец Витас поет:
Все проходят мимо, но одна девчушка
Говорит: ”Какая милая игрушка!
Папа, подари, папа подари
Папа подари мне куклу…”
А вот хорошую куклу сегодня найти не так просто! Всевозможные длинноногие американские “Барби” с застывшей голливудской улыбкой буквально заполонили прилавки.
Игра в куклы – казалось бы, ну что в этом такого!Но вдумайтесь! Маленькая девочка учится “быть мамой”. Она пеленает свою куклу, кормит ее, одевает, стирает ее одежду – она старается делать все, как ее мама, старается ей подражать.
Но вот появляется такая “Барби” – кукла- женщина. Она никак не вписывается в детские представления о возможных материнских чувствах к ней. Она, эта “Барби”, скорее сама может быть “матерью” в игре. И играющий ребенок будет стараться быть на нее похожим. Игра приобретает совсем другой характер.
Разве “Барби” запеленаешь? Поведешь играть в песочницу? Нет, конечно же, нет. Играющий ребенок поведет ”Барби” в ресторан или кафе, на танцы на дискотеку, он будет искать взрослых отношений. ”Барби” развращает сознание детей.
Детская психика такая пластичная! Пройдет всего каких-то пять-шесть лет, и девочка будет рыдать горючими слезами оттого, что ее лицо и фигура не похожи на Барбины…
Есть также игра “Конкурс красоты” – пособие для девочек 8-14 лет: как получше выставить свое тело напоказ, используя наряды, косметику. Неужели мамы покупают эти игры? По словам продавщиц, весьма охотно. Понимают ли эти мамы, что cами развращают своих детей?
Да, трудно найти сегодня хорошую игрушку для ребенка! Их великое множество, но все это не игрушки. Разве таковыми назовешь игры “Пираты”, “Повелитель Вселенной”, “Завоеватель”, ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия.
Вопросы к ученикам:
1) Ваши любимые игры?
2) Ощущения после игры, самочувствие?
3) Любите ли вы сказки?
Игрушки из мультфильмов
Сегодня духовная опасность подстерегает детей на каждом шагу. Возьмем мультфильмы. Казалось бы, чем они могут навредить?Давайте разберемся.
Например, небезызвестные Черепашки-ниндзя из-за куска пиццы всякий раз устраивают кровавые погромы и остаются неизменными победителями, вознаграждая себя за победу все той же пиццей.
А покемоны? Они пришли к нам из Японии, ина экранах появился одноименный мультсериал. Мир захлестнула волна покемономании. Покемонам в конце концов на телеэкранах и компьютерных приставках стало тесно. Они заполонили планету. Родители теперь тратятся не только на новые варианты электронной игры, но и на мягкие игрушки, детские рюкзачки, футболки и пижамы, карандаши, брелки, поке-еду, поке-питье и многое другое. Внимание детей приковали карточные колоды все с теми же покемонами. Школы превратились в своеобразные покемонские биржи, на которых малолетние “брокеры” и “маклеры” вместо учебы увлечены продажей и вымениванием карт.
Драки и поножовщина, непослушание, воровство и плохая успеваемость даже у ранее благополучных детей за право владения покемонскими картами – это не единственные угрожающие жизни и здоровью ребенка моменты, связанные с детским “сдвигом” на карманных чудовищах-страшилищах.
И вот в один злополучный день более семисот японских детей начали мучить приступы рвоты, резь в глазах и судороги после очередного просмотра очередной серии мультсериала.
Двое турецких детей, не сговариваясь, выпрыгнули с балконов своих домов, рассуждая так: “Я покемон и умею летать”… Кстати, в переводе с английского “покемон” означает “карманный демон”.
Вот такими игрушками предлагается сегодня заняться и нашим детям!
Вспомните наши старые добрые сказки и сравните с нынешними. Это отражение умонастроений наших далеких предков, отображение их духовной жизни. В наших сказках всегда просто отыскать мораль: есть добро, и есть зло. В них никогда злодеи не представлены центральной фигурой.
Помните, у Ершова?
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Для “умных братьев” хорошо ориентироваться в этом мире – значит, незаметно красть и ловко обманывать да искать удовольствий себе. “Самый умный” говорит:
А с деньгами, сам ведь знаешь,
И попьешь, и погуляешь.
Но о таких “умниках” забывают даже в сказках. А младший “дурачок”через своих помощников (ангелов-хранителей), если только слушает их, находитправильные решения, выходя молодцом из любых ситуаций.
Все наши мудрые сказки пронизаны корнями вечных и неизменных Божественных Законов, связанных не только с нашей временной жизнью, но и с жизнью вечной.
Даже пушкинский “намек добрым молодцам” можно увидеть в непременном брачном пире в конце сказок, как в конце земной жизни каждого, подобно евангельскому пиру в Царствии Небесном: “Царствие Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир” (Ев. От Матф, гл.22, с.2).
В сегодняшних мультиках-сказках, играхкультивируются пороки, жизнь героев сводится к одному – получению удовольствий.
Наши дети приучаются к тому, что зло – это приемлемо! Более того, им внушается, что зло может быть добрым и хорошим.
Часто можно услышать: “Вот бы мне быть, как Человек-паук“! – популярныймультсериал, которымувлечены многие дети.
Как страшно! Бездушные, кровожадные и агрессивные супергерои становятся примером для подражания. Маленькая трещинка, возникшая в душе ребенка, к 15-16 годам начинает разрастаться до размеров пропасти.
а, мир многое предлагает. Он предлагаетс детства “брать от жизни все”, ничем его не связывая и ни к чему не обязывая. Теперь воспитанному на телемонстрах, гарри потерах, хоббитах, покемонах и им подобных ребенку уже не хочется выбирать. Ему не хочется думать. Его душа как бы притуплена…
ГАРРИ ПОТТЕР
Положительный персонаж современных массовых и кассовых фильмов давно потерял человеческое обличье. По сути, это тот же монстр, но якобы “хороший”, борющийся с такими же монстрами, как и он сам, но якобы с “плохими.”
На смену персонажам-монстрам приходит герой в образе человеческом, персонаж, пленивший детей мира – Гарри Поттер. 11-летний мальчик в круглых очках произвел фурор в Европе и Америке. Он – герой английской писательницы Джоан Ролинг.
Сирота Гарри Поттер живет в доме своих дяди и тети, которые о нем не особо заботятся. Неожиданно мальчик получает сногсшибательное письмо: он зачислен в Школу Чародейства и Волшебства! Потому что Гарри – потомственный волшебник. Волшебниками были его родители, которые, как оказалось, вовсе не погибли в автокатастрофе, а их убил черный маг, желающий захватить власть над миром. Значит, надо идти обучаться магическому ремеслу, чтобы потом вступить в смертный бой с силами зла…
“Сказка о мальчике-волшебнике Гарри Поттере свела планету с ума!”, “Роллинг удалось создать по-настоящему культовую книгу и в одночасье превратиться в знаменитость”, “История про английского мальчика, попавшего в школу волшебства, стала последней великой книгой тысячелетия” – из подобных восторженных отзывов прессыможно было бы составить еще одну отдельную книгу.
Так кто же он, нынешний ловец юных душ? Как явствует из приведенных отзывов – это мальчик- колдун из одноименной серии семи книг, которая стала выходить в 1997 году. Яд, изливаемый в этих книгах в такие незащищенные детские сердца, тем опасен, что незаметен.
Многие и взрослые, и дети тут же возразили бы:
— Ну, что опасного в этих книгах?Ну, волшебник, так ведь и народные же сказки, любимые нами с детства, тоже волшебные… Какая разница?
Разница большая. Читая сказку, мы и действительнопопадаем в мир чудес, но мы никогда не путаем реальность и сказку. В “Гарри Поттере” описываемая реальность принципиально не сказочная. Читая “Поттера”, мы словно постояннобалансируем с героями повести на грани реального и сверхчувствительного, так называемого “параллельного” мира, мира магии и магов. Если сказка вся фантастична, то в “Поттере” миру магов, волшебников (сверхчувствительная “параллельная” реальность) противостоит мир маглов, не волшебников, простецов (реальный мир) и миры эти взаимопереходны. Предпочтения и симпатии, безусловно, отдаются магам. Ибо маглы представлены как невежественные, недалекие, агрессивные по отношению к магам и жестокие.
Известный специалист в области оккультизма Кэрил Матришиана указывает на “множество буквальных совпадений между колдовскими ритуалами в книгах про Поттера и действительными ритуалами Викка. Викка – одна из сатанистских по своему существу религий. Она учит, что нет никакой абсолютной истины. Единственное, во что обязательно надо верить, — это в то, что Христианство не является истиной”.
“Выпуск книг Джоан Ролинг в России я считаю не просто безнравственным – это уже граничит с геноцидом! Повальное увлечениеколдовством, оккультизмом и прочими непотребными для христианина вещами до хорошего не доводит… Мне, как врачу, особенно ясна губительностьтаких увлечений. Волна “поттеромании”, безусловно, нанесет огромный вред подрастающему поколению”.
Это слова доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия Берестова.
Возьмем вторую книгу серии “Гарри Поттер и тайная комната”. Гарри и его друзья для того, чтобы выведать тайные планы “врагов”, варят зелье, произносят заклинания и становятся оборотнями. Процесс приготовления зелья, этапы превращения описываются очень скорпулезно: у девочки лицо начинает вытягиваться в волчью морду, которая постепенно покрывается черной шерстью, изменяется и трансформируется тело и т.п.
Они занимаются не просто магией, а черной магией. Впрочем, в школе волшебства, где ониучатся, черную магию преподают всем.
Еще эпизод.
Гарри с друзьями пробираются ночью по коридору. Их пытается остановить не посвященный в их дела школьный товарищ. Над ним произносится заклинание-проклятие, и он падает – онемевший, оцепеневший, со склеенными ногами…
Хотите еще?
Старший друг Поттера, волшебник-недоучка, “добряк” Хагрид обожает монстров и периодически тайно их выращивает у себя в домике. Однажды он завел дракончика, которому “надо раз в полчаса ковшик цыплячьей крови давать”…
Подобных примеров можно приводить множество – на этом построены все книги про Гарри Поттера. Но главное здесь не в сюжетах. Главное как раз в той обстановке, которая приучает читателя к миру магии, причем самой черной масти.
С точки зрения христианства (всех конфессий), магия расценивается как общение с падшими духами.
Когда современная цивилизация, познавшая христианство, обращается к языческой магии, возврата к дохристианской древности не происходит. Первобытная магическая культура, помноженная на технологии совеременного мира, означает прямой сатанизм.
Отрывки из писем детей
Девочка 12-ти лет: “Я прочитала эти книжки более трех раз. Каждый раз я путешествую в особенный магический мир и подражаю трем друзьям. Я бы тоже хотела стать магом”.
Девочка 15-ти лет: “Если бы и для меня на самом деле существовала такая школа!”
Мальчик 10-ти лет: “Я не верю, что возле моего дома можут существовать город магов, но мне так хотелось бы, чтобы он был, потому что я мечтаю стать магом”.
Девочка 12-тилет: “Я просто фанатичная читательница Гарри Поттера и очень хотела бы, как и многие мои друзья, чтобы магия существовала на самом деле…”
Комментарии, как говорят, излишни!
Вопрос к ученикам: “А вы как думаете?..”
***
Чем опасны компьютерные игры?
Все популярнее становятсякомпьютерные игры. Создаютсякомпьютерные клубы, и дети все азартнее нажимают на клавиши и щелкают мышкой, чтобы, играя, убить, уничтожить, поразить. Родители довольны: дети приобщаются к “интеллектуальному достоянию” человечества, не болтаются по улицам, не сидят по подвалам. И не задумываемся мы, что, блуждая в лабиринте, ребенок, пусть виртуально, но соучаствует в убийстве не только монстров, но и сверстников-игроков.
Каковы следствия этих игр?
Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения. Компьютер вытесняет традиционную игру со сверстниками. Кроме того, дети перестают читать. Входя же в сферу общения с демоническими монстрами, вампирами и “инопланетянами” (то есть с падшими духами), они невольно уподобляются им.
По наблюдению специалистов, примерно десятая часть компьютерных игр имеет широкий профиль воздействия на мозг, столько же направлены на повреждение зрения, остальные 80% разрушают психику и духовность ребенка.
Именно игровая индустрия является сегодня наиболее обширной. Основная масса дисков, продаваемых с лотков, содержит в себе игры. Чувствительная душа ребенка не может противостоять искушению “игры”, и вместо чтения или прогулок вновь и вновь он садится за компьютер, все более замыкаясь в мире виртуальной реальности.
Ужасные образы сочетаются в компьютерных играх с большим обилием крови и различными естественными и неестественными звуками. Ощущение смерти, переживаемое доли секунды, закладывается в подсознание.
Многие английские ученые после смерти детей, наступившей в результате эпилепсии во время компьютерных игр,считают именно их виновными в трагедии. Оживают и переходят из виртуальности в настоящий мир древние идолы, а вовсе не “роботы с лазерами” и другие достижения прогресса.
Давайте посмотрим на символику игр.
Возьмем, например, уже устаревшую игру “ДООМ” (doom- с англ. гибель). Именно с гибели началась эта компьютерная эра, открывающая ворота новой виртуальной реальности. “Гибель” перенасыщена вписанными в круг пентаграммами, магическая способность которых в игре сводится к переносу в пространстве, символами сломленного креста и другими. Навряд ли обыкновенные материалисты “в век прогресса и достижений” будут зачем-то вставлять сатанинскую символику...
Если ваш ребенок не рисует пентаграммы, играя в компьютерные игры, то наверняка заметна отчужденность ребенка от родителей, друзей и окружающего мира. Зависимость от компьютера – это прогрессирующая болезнь, развитие которой может стать быстрой или медленной, но последствия которой есть всегда.
Использовать компьютер можно, но важно не стать его рабом!
Не случайно в Китае официально запрещены компьютерные игры, потому что они наносят вред здоровью школьников.
Как хотелось бы всех детей видеть в жизни счастливыми. Но стоит ли нам приучать их завоевывать тот мир, чей образ все равно прейдет?
Навзрослых лежит огромная ответственность пред Богом – воспитать детей своих в православной вере, вере наших предков.А значит, научить ихдобру, любви.
Хочется обратиться ко всем родителям словами православного поэтаЕлены Потехиной:
Взрослые, не учите детей своих подлости,
Властные, не учите их злобе и зависти.
Сильные, не учите звериной жестокости.
Мудрые, не толкайте детей к пропасти.
Грешные, научите детей состраданию,
Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпенью и кротости.
Слышите? Оттащитедетей от пропасти!
МАТЕРИАЛЫ
Евангелие.
Закон Божий.
Профессор В. Вейник. ”Необходима защита от скрытого кодирования и поражения населения”.
“Православное слово”, вып.№ 35.
Е.Богушева.“Чем бы дитя не тешилось”.
В.Абраменкова. “Игры и игрушки наших детей”.
Т. Думанский, Ю.Воробьевский “Опасные игры”. РусьДержавная № 10, 1999 г.
“Духовность. Интеллект. Бессмертие души”. В.Обухов, докт.техн. наук, г.Киев.
Е. Богушева. “Воспитание девочки от рождения до брака”. М.. 2002 г.