«Учись делать свой выбор…» (классный час)

«Учись делать свой выбор…» (классный час)

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Классный час «Учись делать свой выбор…» для учащихся старших классов.

Тема: «Человеку дана свобода – выбирать… Учись делать свой выбор!» 

Цель и задачи:

формировать навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения делать правильный выбор, высказывать свое мнение;

дать учащимся понимание того, что главный ориентир для оценки собственного выбора – это Закон Божий.

Оборудование: мультимедийная установка, плакат с изображением парусника, мультимедийная презентация по теме, аудиозапись песни С. Копыловой «Брошенный камень», фотопрезентация к ней, притчи о каенотёсах и о сосуде (тексты), карточки для игры «Твой выбор», видеофильмы «Вера и верность», «Выбор», аудиозапись любой тихой спокойной музыки для сопровождения самостоятельной работы учащихся, аудиозапись песни Б. Окуджавы.

Гости: священник, старшая сестра православного Сестричества.

Ход классного часа.

1. Вступительная часть.

Звучит тихая спокойная музыка. 

Титрами идёт стихотворение «Каждый выбирает по себе» (2 куплета) 

Учитель читает его вслух.

-  Вы согласны с мнением поэта?

-  Да, каждый выбирает для себя… Но в то же время мне хотелось бы      прочесть вам ещё такие строки:

Спервоначалу и доныне,

Как солнце зимнее в окне, 

Должны быть все-таки святыни

В любой значительной стране…

-  Это слова русского поэта Ярослава Смелякова.  

А как вы считаете, ребята, должно быть в жизни нечто святое, сокровенное, незыблемое, ценное, к чему должен стремиться человек? То, от чего он не смог бы отказаться ни при каких обстоятельствах? 

Ответы детей. Нужны, потому, что люди, не имеющие ничего святого в душе, живущие лишь страстями и потребностями, отдаляются от Бога; потому что нарушаются Заповеди Божии, которые учат добру и любви к ближнему; человек стремится к наживе, успеху, живёт только для себя, не чувствует никакой ответственности за свои поступки, нарушает любые законы и нормы в угоду себе, принося этим горе другим людям; человек без нравственности и нравственных ценностей перестаёт быть человеком, который создан по образу и подобию Божию, он убивает свою душу грехом) 

- А каких, по-вашему, ценностей не хватает нашей эпохе?

Ответы детей:

Любви, причём жертвенной любви, при которой человек больше отдаёт, чем берёт для себя. 

Искренней веры и верности. 

Культуры… Культуры слова, культуры поведения, образа жизни.

Чести и патриотизма.

Благородства.

Бескорыстия. 

Милосердия, желания помогать ближнему…

- Да, к сожалению, не каждого волнует сегодня, как жить, чтобы не скатиться в бездну греха, не растратить драгоценное время земной жизни попусту и успеть сделать правильный выбор…

…Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств, 

но сверхважнейшее дело! – говорит поэт Э. Асадов  

2. Объявление темы классного часа.

Продолжает звучать тихая спокойная музыка, с которой начинался классный час.  

Представьте себе на минутку, что вы не на занятии, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, и день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У каждого из вас своя река и своя лодка. Никого рядом с вами нет. (Слова учителя сопровождаются слайдами с картинами природы.)

1. Что вы будете делать?

2. А если река с сильным течением?

3. Как вы думаете, о какой реке сейчас идет речь? (наша жизнь)

4. А что подразумевается под течением? (непростые обстоятельства, соблазны, страсти…)

5. Как вы думаете, легко ли бороться с трудностями и выбирать правильный путь? Почему? (Современный человек легко поддаётся страстям и порокам, таким, как гордыня, лень, зависть, тщеславие, алчность; больше заботится не о чистоте души, а о наслаждениях и удовольствиях; материальное благополучие ценит выше добродетели. Неверие и маловерие отдаляют человека от Бога и праведной жизни.)

- Давайте поговорим о том, как не ошибиться, делая жизненный выбор, чем руководствоваться, принимая решение. Тема нашего классного часа: «Учись делать свой выбор…». (На экране)

3. Основная часть. Работа по теме классного часа.

Пересказ и демонстрация учителем притчи про сосуд.

Притча про сосуд. 

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют для вас меньшее значение. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. 

Ребята, а как вы думаете, что будет, если сначала насыпать в банку песок? (Ответы детей. Вывод: …мелочи жизни заполнят собой всё наше жизненное пространство и не останется места для вещей, которые являются по-настоящему важными).

Именно это, к сожалению, с нами часто и происходит: за   незначительным мы не замечаем главного. 

А давайте попытаемся определить эти «важные вещи». Каковы же они,  наши главные жизненные ценности?

Игра - проблемная ситуация «Твой выбор» (групповая работа)

У каждой группы конверт с набором «ценностей», среди которых им необходимо выбрать приоритетные. Выбранные «ценности» группы прикрепляют к изображению камня. «Камни» группы вывешивают на доску.

Варианты для выбора:

Хорошая просторная квартира

Новый спортивный автомобиль 

Крепкое здоровье

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара 

Популярность в кругу знакомых 

Родина, отчий дом

Настоящие друзья или один настоящий друг

Хорошее образование.

Всемирная слава

Семья

Власть над людьми

Вера в Бога

Хорошие отношения с одноклассниками

Привлекательная внешность 

Чистая совесть

Умение добиваться успеха 

Семь дополнительных лет жизни 

Родные и близкие люди

Ответы групп анализируются, выбираются общие приоритеты, рассматриваются ошибочные суждения.

- А почему вы не выбрали…это?

- Провоцирующий вопрос. А почему вы не считаете важным иметь  например, новый спортивный автомобиль, ведь это так модно, престижно? (Ответы детей: может разбиться, перестанет быть модным, сломается, устареет модель и т. п.).

- Как раз об этом и еще о чем-то важном поётся в песне Светланы Копыловой.

Звучит песня С. Копыловой «Брошенный камень». 

Демонстрируется фотопрезентация к ней.

-  Почему молодой человек не стал ремонтировать автомобиль?

- Какая важная мысль звучит в песне?

- Заставила ли песня вас о чём-либо задуматься? 

(Ответы детей)

- Какой же вывод мы можем сделать по итогам вашей групповой работы?

Ответы у детей: несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, есть главные ценности человеческой жизни, которые важны во все времена: семья, родина, здоровье, друзья, совесть, благополучие родных и близких людей. 

- Эти ценности вне времени, они были, есть и будут. Они даны нам Богом.  Они переходят к нам от родителей, мы сохраняем их для себя и должны передать своим детям. В этом истинный смысл нашей жизни. 

Выступление священника для обобщения и коррекции ответов детей. (Правы ли мы?)

Вывод учителя. Заботьтесь сначала о «камнях», о главном  – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

- Но порой случается так, что человеку приходится делать особо трудный выбор. Господь посылает нам испытания, которые достойно выдерживает не каждый… Посмотрим видеофрагмент. 

Анализ жизненных ситуаций нравственного выбора.

Демонстрируется отрывок из фильма «Выбор» о Януше Корчаке

Обсуждение фильма:

- Какие чувства и мысли вызвал у вас просмотренный фрагмент?

- Почему Януш Корчак сделал такой выбор, имея возможность спасти свою жизнь? 

Ответы детей (У него были  те главные жизненные ценности, о которых мы говорили: забота о ближних, истинная, жертвенная любовь; чувство долга для него являлось тем принципом, ценностью, которую он не мог предать; он испытывал чувство ответственности за детей, которых воспитывал, считал невозможным предать их, обмануть их надежды и веру в то, что добро и добрые люди всё-таки существуют; он по-настоящему следовал Законам Божиим, любил ближних, как самого себя, для него это было важнее, чем просто жить для себя) 

- Оправдан ли такой выбор? Нужна ли была такая жертва? (Ответы детей)

- Какими нравственными качествами, по-вашему, обладал Януш Корчак?

- А теперь ещё один сюжет. Он отражает события наших дней. 

Просмотр отрывка из фильма «Вера и верность» о Евгении Родионове (фрагмент останавливается до момента, когда рассказывается о попытках пленников обмануть врагов, 

отречься от веры «для вида»).

Обсуждение фильма:

- О чём вы думали, когда смотрели фильм? 

Примерные ответы учащихся: (насколько сильна вера в Бога у этого юноши; такой никогда не предаст; настоящий человек и настоящий воин, не способный на предательство; очень сильный духом человек; вот тот человек, у которого на первом месте истинные ценности, о которых мы говорили; очень трудно сделать такой выбор, но это выбор истинного христианина; так мог поступить только по-настоящему верующий человек…)

- Можно ли назвать поступок Евгения подвигом?

- Мог ли он поступить иначе? 

Ответы детей: Да, можно было бы спасать свою жизнь, но для Жени жизнь без веры, предательство по отношению к Богу, были не допустимы. Это были его самые важные ценности. 

Можно было попробовать обмануть врагов: снять крест  и отречься от своей веры «для вида». Но Евгений не мог даже таким образом осквернить себя отречением от Бога, предать Его.

- Да, некоторые ребята, попавшие в плен вместе с Евгением, так и поступили. Но ложь тоже не спасла их. Вслед за отречением их заставили расстреливать людей. Одно предательство влечёт за собой другое. Один грех влечет за собой другой.

Просмотр видеоотрывка до конца.

- В чем значение мученического подвига Жени?

Ответы детей:

- Он показывает, что в мире и сегодня крепка вера, есть христи-анское достоинство и человечес¬кое достоинство. Их невозможно уничтожить совсем даже под угрозой смерти. А потерять их, стать предателем, действительно, страшнее смерти. Как потом жить?

- Да, его подвиг говорит об очень важном для нашего времени — у наших людей сохранились верность, вера во Христа, мужество, готовность пострадать за веру…

- Этот подвиг дает сегодня всем желаю¬щим возможность увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важ¬нее, чем материальный.  Душа человека дороже всего.

- Это пример жертвенной любви. Это жертвенная любовь к Богу,  своей вере,  своей Родине.

- Он напоминает, что каждый человек, если он считает себя христианином, должен жить по со¬вести и правде, быть чест¬ным и верным долгу, не быть предателем всех, вероотступником. 

 - Какие ценные духовно-нравственные качества проявил Евгений Родионов?

- Можете ли вы привести примеры ситуаций, связанных с нравственным выбором? Из жизни, из литературы, например? 

Такие примеры есть даже в сказках. Хрупкая девочка Герда из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» ради любви к ближнему готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. А в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» прославляется доброта. Девочка Дина помогает чужеземцу Жилину бежать из плена. Именно доброта помогает ей сделать этот поступок и не допустить, чтобы погиб невинный человек. Не каждый, наверно, смог бы пойти против своего народа, чтобы спасти чужого человека.

Сообщения учащихся об известных им ситуациях нравственного выбора (литературные примеры, ситуации из личной жизни детей).

Выступление старшей сестры Православного Сестричества в честь святого Апостола Иоанна Богослова с использованием рассказа  прот. Евгения Соколова «Жертвенная любовь».     

Групповая или индивидуальная  работа по видео вопросам  для выбора поступка.

- А сейчас я предлагаю вам попробовать решить несколько жизненных ситуаций, которые оказались затруднительными для их участников. 

4. Подведение итогов.

Индивидуальная работа учащихся по выбору ведущих нравственных качеств личности, необходимых человеку.

В начале классного часа мы говорили о реке, которую сравнивали с человеческой жизнью, непредсказуемой, трудной. Река жизни одна на всех, и все мы плывём по ней, стремясь найти свой путь, но рано или поздно понимаем, что все мы в одной лодке. Каковы же те «паруса», которые помогут нам сделать правильный выбор жизненного пути, достойно преодолеть все трудности и испытания? Выберите и запишите на своей частичке паруса, те качества, которые, по вашему мнению, могут быть такими «парусами». Объясните свой выбор.

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание в течение ограниченного времени, а затем прикрепляют свои частички паруса на общий коллаж в виде парусника. 

В выполнении задания участвуют и гости.

Ответы детей (милосердие, совесть, доброта, вера, человеколюбие, усердие, терпение, заботливость, верность, честность, искренность, преданность, трудолюбие, любовь к ближнему, самоотверженность, жертвенность, бескорыстие, патриотизм, верность долгу, ответственность…) 

Анализ притчи о каменотёсах.

- В заключение нашего разговора ещё одна  древняя притча. (Драматизация с участием детей)

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

─ Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

─ Зарабатываю себе на жизнь,─ пожал плечами другой.

─ А я строю храм! – гордо ответил третий.

– Вам не кажетcя, что все эти три каменотеса тоже сделали свой выбор? Но все ли они сделали его правильно?

Ответы детей.

Обобщение  учителя по ответам детей: Первый никогда не будет счастлив, его выбор явно не удачен: у него нет никакой цели, он ненавидит то дело, которым занимается. 

Второй свой путь выбрал, может быть, и неосознанно, не совсем верно, но он смиренно и усердно выполняет свой долг, зарабатывает на хлеб себе и своим близким. А потому достоин всяческого уважения и поощрения. 

Но только третий каменотёс сделал свой выбор правильно, осознанно и взвешенно, только его можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Учитель: Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать на жизнь, а строить храм, т. е. ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми и полезными людьми.

Хочется напутствовать вас словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.

Заключительное выступление священника.

Заключительное слово учителя: «Учитесь делать правильный выбор!» 

Каждый выбирает для себя.

Выбираем тоже – как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя! 

Аудиозапись песни в исполнении Б. Окуджавы "Каждый выбирает для себя"

 

Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе 

Марцуль Натальи Геннадьевны 

и классного руководителя Новогран Елены Васильевны

Отдел образования, спорта и туризма Новогрудского райисполкома

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Новогрудка»

Наверх