Трудолюбие. Труды, прославляющие Творца

Трудолюбие. Труды, прославляющие Творца

Цели:

•    формирование духовно-нравственного положительного отношения к трудолюбию, негативного отношения к лени.
•    закрепить представление о трудолюбии как о важной стороне жизни каждого человека.

Ход занятия:

1. Целеполагание

— Как вы понимаете значение слова «труд»?

Труд — это деятельность человека, направленная на создание всего того, чем мы пользуемся, что необходимо для жизни человека.

Давайте подберем с вами однокоренные слова к слову ТРУД (записать на доске).

Труд - Трудиться - Трудовой - Трудно - Трудный - Труднодоступный - Трудноизлечимый Трудность - Трудолюбие – Трудолюбивый - Трудяга – Трудоустройство и т.д.
Давайте остановимся на слове трудолюбие. Из каких слов оно состоит? (труд + любить). То есть, что значит быть трудолюбивым?

А кто подскажет мне антоним (противоположное по значению слово)? Ленивый.

—Кто из вас старается быть трудолюбивым?

—А кто хочет быть ленивым?

Сегодня на уроке мы узнаем об отношении Православной церкви к трудолюбию и лени, откроем для себя отрывки из Библии, в которых говорится о трудолюбии, и решим, какие труды могут прославить Бога.

2. Беседа о трудолюбии и лени

В нас с детства заложена любовь к труду и творчеству. Человек не должен угашать этой искры Божией в себе. Нашей душе и нашему телу необходим труд. В труде раскрываются способности и таланты человека, расширяются его знания. В труде человек укрепляется физически, закаляются его воля и характер. Ведь труд — это и усилие, и терпение, и прилежание, и аккуратность, и исполнительность, и ответственность за порученное дело.

Каждый человек имеет обязанности, сообразные своему возрасту, званию и положению. Если человек с детства не приучен трудиться, то на всю жизнь он становится бездельником, а от безделья — голод да несчастья.

— Какой труд является сейчас для вас самым главным?

Самый главный ваш труд — это учеба. Для того, чтобы хорошо учиться, необходимо прилежание, то есть особое усердие к наукам.

— Что чаще всего мешает вам хорошо учиться?

Давайте посмотрим мультфильм «Сказка про лень».

(просмотр мультфильма)

—Как менялась жизнь животных, когда у них поселялась лень?

—Что в конце концов они предпринимали?

— Как вы понимаете, что такое лень?

Лень — это любовь к безделью; отсутствие желания трудиться, работать, учиться. Ленивые дети не слушают объяснений учителя в классе и не учат уроков, заданных на дом. Один мудрец сказал, что лень — мать всех пороков. И это совершенно справедливо. Она ослабляет наши силы и доводит до тяжких и продолжительных болезней, потому что ленивый не обращает внимание даже на то, что вредит его здоровью: на опрятность, аккуратность, умеренность.

— Как вы думаете, легко ли избавиться от лени? (рассуждения детей)

Верно, непросто. Стать ленивым – легко. А вот чтобы от нее избавиться, нужно будет немало потрудиться над собой. Любой грех, а лень – не что иное, как грех – тяжело в себе искоренить.
Лень — это большое зло в жизни человека. Об этом писал еще один из мудрейших царей за всю историю человечества – ветхозаветный царь Соломон.

3. Чтение и анализ Притч царя Соломона о трудолюбии (Книга притч 6:6-11)

Я прочту вам отрывок из притч Соломона, следите за мной и будьте готовы ответить на вопросы.

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

4. Контроль понимания
— К кому обращается царь Соломон?
— Кого приводит Соломон в пример ленивцам?
— Как трудится муравей?
— Как трудится пчела?
— Что случится с человеком, если он будет лениться?
— Что будет с человеком, если он будет трудолюбивым?
         Итак, Библия учит быть ленивым или трудолюбивым?
         — Какое лучшее средство от лени? (трудолюбие, послушание, терпение, смирение).

4. Работа с презентацией/иллюстрациями.

Трудиться можно в разных областях и все работы важны. Многие люди выбирают труд для прославления Бога.

Это монахи, которые выполняют послушания в монастыре. О них мы с вами говорили на прошлом занятии.

В древние времена среди послушаний было еще одно очень нелегкое – послушание летописца (по этому послушанию монахи рукописно составляли хронику монастыря, жития святых, переписывали священные книги). Преподобный Нестор Летописец, живший в 11в. в Киеве, прославлен в лике святых.

Яркими примерами трудов, прославляющих Творца, стали памятники прикладного искусства: мастерицы с любовью шили священнические облачения, ювелиры изготовляли богослужебные сосуды и украшали храм, мастера плетения из соломы и резьбы по дереву работали на совесть, благоукрашая древние церкви. Тяжел и кропотлив труд иконописца, который старательно выписывает каждую деталь лика святого.

(просмотр презентации «Труды монахов»)

Мы можем с уверенностью сказать, что труды этих подвижников не прошли напрасно: и сегодня мы восхищаемся их работой, она наводит нас на мысли о величии Творца.

3. Заключительная часть урока

Давайте в заключении подумаем, какую самую важную идею вы унесете с собой с урока. Что вы сможете рассказать об этом уроке своим родителям, чем хотели бы поделиться с ними?