Трудолюбие. Притчи царя Соломона о трудолюбии. Труды, прославляющие Творца.
Новогрудская епархия
Трудолюбие. Притчи царя Соломона о трудолюбии. Труды, прославляющие Творца.
Цели классного часа:
• расширить представление детей о значении труда в жизни человека;
• способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
• побуждать детей к развитию своих трудовых умений, к самовоспитанию.
Задачи:
• показать истоки труда;
• показать разницу физического и духовного труда, необходимость каждого из них в спасении человека.
Подготовительная работа с детьми: подготовить сообщения об Иисусе Христе, Богородице, святом Сергии Радонежском, выучить стихотворение «Всё для всех», подобрать пословицы о труде.
План классного часа.
1. Проблемная ситуация «Два плуга»
2. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»
3. Притчи царя Соломона о труде
4. Беседа о разных профессиях
5. Размышление о том, как надо выполнять работу
6. Святые и их ремёсла
7. Интерактивная беседа о значении труда
8. Итог занятия
Ход занятия
1. Проблемная ситуация «Два плуга»
Учитель. Добрый день, ребята. Давайте начнём наше факультативное занятие с небольшого рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». (Слайд 1) Послушайте, пожалуйста, этот рассказ и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на занятии.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Беседа.
Учитель:
- Думаю, все хорошо поняли, какова тема нашего сегодняшнего занятия. (Ответы детей) (Слайд 2)
- Какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа? (Ответы детей)
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной).
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей: (Слайд 3)
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
3. Значение труда в жизни человека. Знакомство с притчами царя Соломона
Учитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Ребята, а Кто первым дал пример труда? (Бог) Господь Бог благословил человека на труд. (Слайд 4) Первому человеку Адаму сразу после его создания Бог дал заповедь возделывать и хранить райский сад (Быт. 2, 15). После грехопадения Адаму, а потом и всему будущему человечеству было сказано: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). То есть, для того, что¬бы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудить¬ся. Поэтому Апостол Павел и говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).
Для своего пропитания и крова работают не только люди, но и животные. Мудрый царь Соломон, который жил в Израиле много веков до рождения Иисуса Христа, показал это в своих притчах. Давайте послушаем притчу и посмотрим на экран. (Слайд 5)
6
Пойди к муравью, ленивец,
посмотри на действия его, и будь мудрым.
7
Нет у него ни начальника,
ни приставника, ни повелителя;
8
но он заготовляет летом хлеб свой,
собирает во время жатвы пищу свою.
(Или пойди к пчеле и познай,
как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;
ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины;
любима же она всеми и славна;
хотя силою она слаба, но мудростью почтена.)
9
Доколе ты, ленивец, будешь спать?
когда ты встанешь от сна твоего?
10
Немного поспишь, немного подремлешь,
немного, сложив руки, полежишь:
11
и придет, как прохожий, бедность твоя,
и нужда твоя, как разбойник.
(Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.)
- Каких животных упоминает царь Соломон в своей притче? (муравья и пчелу)
- Действительно, эти насекомые считаются самыми трудолюбивыми. Почему именно их Соломон выбрал в своей притче? (Ответы детей)
- Согласно притче, для чего нужно трудиться? (Ответы детей)
Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека.
1 ученик. (Слайд 6) В давние времена Киевской Русью правил Владимир Мономах. Он написал книгу под названием «Поучение Владимира Мономаха», где призывает людей трудиться, не лениться, а своих детей поучает в необходимости малых дел.
2 ученик. (Слайд 7) Ещё одна древняя книга – «Домострой» говорит о том, как устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. А идеалом жизни наших предков были трудолюбие, бережливость, чистота и порядок в хозяйстве.
Учитель. Действительно, ребята, нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами.
Труд – это источник радости. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, как их труд приносит пользу и радость другим людям. (Слайд 8) Таким трудом мы прославляем Творца. Но как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились, и те, кто не может или не хочет подарить другим радость своих трудов. Поэтому очень важно найти в себе талант, данный Богом, трудиться, стараясь развивать его.
4. Физкультминутка
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. Давайте с вами поиграем в игру «Популярные ремёсла наших предков». (Учитель вызывает к доске учеников, говорит на ухо название ремесленника, например, кузнец, ткач, столяр, жнея, мельник, гончар. Учащиеся должны показать характерные этому ремеслу движения, а другие ребята отгадывают.)
В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.
Вам нужно пройти по классу и найти спрятанные окончания к пословицам. Их начала я вам раздам. (Дети в 2-х группах выполняют задание.)
Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(всё перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течёт)
Маленькое дело…(лучше большого безделья)
Горька работа…(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)
Не сиди, сложа руки,…(не будет и скуки)
Не спеши языком,… (спеши делом)
Любишь кататься…, (люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)
Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде)
5. Беседа о разных профессиях
– А как вы думаете, ребята, какая профессия, работа самая важная? (Ответы детей)
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл её «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии:
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие) (Слайд 9)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного - праздной жизни.
Ребята, труд для вас сейчас – это учеба и помощь родителям, учителям. Нехорошо, если из школы выходят ученики белоручками, неумехами. Учиться и трудиться надо в полную силу, не тратить драгоценное время, подаренное Богом. (Слайд 10) И нужно бережно относиться к вещам, созданным другими людьми, а также купленным или подаренным вам родителями. Ведь они трудились, чтобы у вас было всё необходимое.
- А какую пользу вы можете приносить сейчас, когда у вас ещё нет профессии? (Ответы детей)
Я вам прочитаю рассказ «Канавка», послушайте и ответьте на мои вопросы. (Слайд 11)
РАССКАЗ. Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки – влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватиться и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но всё видит.
Вот пожилая женщина прошла рядом с бидоном – чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле неё незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.
И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно.
- Какая основная мысль этого рассказа? (Ответы детей)
- А ещё, ребята, очень важно быть внимательными к окружающим людям.
Главное, чтобы работа была на пользу другим, прославляла Творца. А почему люди должны прославлять Творца своим трудом? Господь наделил человека умом, сделал человека Своим соработником (мы уже говорили сегодня). Т.е. он хотел, чтобы человек создавал тоже что-то хорошее, доброе, полезное. Бог дает нам силы, таланты, здоровье, способность творить – каждому свое, необходимое. И наш труд должен прославлять Бога. (Слайд 12) И за всё хорошее мы должны благодарить Его: Слава Тебе, Боже!
6. Размышление о том, как надо выполнять работу
Но бывает и такое, что люди делают свою работу, но почему-то она не идет на пользу другим. Почему так случается? Давайте посмотрим мультфильм «Так сойдёт», и вы скажете, в чём проблема мастера. (Мультфильм «Так сойдет»)
(Дети смотрят и отвечают на вопрос. Примерные ответы:
- Мастер не старался аккуратно делать работу;
- Искал похвалы;
- Прятал недочёты.)
Верно, ребята. Мастер работу вроде бы и делал, а пользы от неё не было, потому что работал спустя рукава, лишь бы как.
7. Святые и их ремёсла
Не покладая рук, в поте лица своего трудились и многие святые. Они строили монастыри, занимались монастырским хозяйством, помогали ближним, молились за весь мир. (Слайд 13)
Ученик 3. Примером для нас является и Сама Пресвятая Богородица, Которая никогда не сторонилась работы. При храме Её обучали шитью, и мастерство Пречистой было настолько высоким, что Ей поручали самую ответственную работу — создание завес и покрывал для святилища. Не отставала Она и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей школы при Храме. Сам Христос, будучи на земле, трудился простым плотником, помогал Иосифу.
Ученик 4. Хочется привести пример из жития преподобного Сергия Радонежского, который на пустом месте построил храм, а потом на том месте возникла целая обитель – Троице-Сергиева Лавра. «Без лености он служил братии‚ как купленный раб: и дрова для всех колол‚ и толок зерно‚ и жерновами молол‚ и хлеб пек‚ и еду варил [...]; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
Итак, какими ремёслами владели Иисус Христос, Пресвятая Богородица, преподобный Сергий? (Слайд 14)
А имя какой белорусской святой вам хорошо знакомо? (Ответы детей) Верно, все вы слышали и читали о нашей белорусской святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Какая заслуга её перед Богом и народом? (Строила церкви и монастыри, переписывала книги, открывала школы при монастырях) Сколько потрудилась она для того, чтобы наши предки были образованными, чтобы могли читать, писать, чтобы могли обучаться другим наукам! Были построены храмы и монастыри. Все они и по сей день украшают нашу Беларусь.
Как видим, есть труд не только физический, но и духовный. Что такое духовный труд? (Дела милосердия, молитва)
На самом деле, дорогие ребята, мы каждый день рано встаем, одеваемся, спешим на работу, учебу. Выполняем свои обязанности, достигаем результатов, отдыхаем. Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем... И так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно не успеваем. И совсем не остается времени, чтобы остановиться и задать себе вопрос: «А зачем все это? Ради чего вся эта спешка и суета? А в чем истинный смысл жизни?»
Быть может, стоит чуть замедлить ритм своей жизни, оглянуться вокруг… Сделать приятное самым близким Вам людям, сказать им, как сильно Вы их любите… Быть может, кто-то рядом с Вами нуждается в помощи, добром слове или совете…
Вывод: Духовным достиже¬нием является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Господь смотрит на наше внутреннее, и – какие бы малые и скромные дела мы ни делали – мы должны их делать тщательно, аккуратно, как говорится, «на совесть». И это будет нашим спасением. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит, что мы делаем, но – как, и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности. Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшли¬вость, расслабленность.
8. Интерактивная беседа о значении труда
– Ну вот, ребята, мы поговорили с вами о труде физическом, чем он полезен людям, а также - о духовном труде и подвиге. А теперь давайте поиграем в игру «Цепочка». Я начинаю словами: «Труд нужен для …а кто-то продолжает мысль… (например, радости). Радость нужна для … (семьи) и т.д.»
Хорошо. А в завершении нашего занятия давайте вспомним слова мудреца: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Перед нами чистый лист ватмана. Наполним его добрыми делами.
- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).
- Потом сделаем скворечники для птиц – о птицах надо заботиться.
- Для малышей сделаем песочницу – пускай играют, и качели смастерим – вот детям забава.
- За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.
- Поможем котёнку слезть с дерева, ведь он маленький.
- Покормим голодного щенка.
- Старушке-соседке поможем перейти дорогу.
- Маме поможем нести тяжёлую сумку.
- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.
(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.)
Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добрые дела очень приятно и радостно. (Слайд 15)
Действительно, труд приносит радость и счастье, когда мы делаем с любовью к людям, а то, что делаем для людей, мы делаем для Бога. И еще большую радость приносит труд не на бумаге, не в игре, а в повседневной нашей жизни.
9. Итог занятия
Учитель. Каждый из вас в будущем выберет какую-то работу по душе. Но кем бы вы ни были, важно оставаться добрыми людьми. Давайте будем передавать друг другу клубочек и желать что-то хорошее, посмотрим, что у нас получится (…).
Посмотрите, сколько ниточек добра протянулось от одного человека к другому, от одной профессии к другой. Значит, все мы тесно связаны друг с другом, значит, всякий труд важен и нужен.
Всё для всех (Дети читают стихотворение)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Громыко Надежда Викторовна, учитель английского языка и «Основ православной нравственности»
средней школы №3 г.Новогрудка