Святыни родного края
СОДЕРЖАНИЕ:
Жировицкий Свято-Успенскиймонастырь – сердце духовной жизни Беларуси. Чудотворная икона Божией Матери, ее история.
Православие на Западной Руси.
“Жить во славу Божию…” – имена и судьбы людей, которыми славится история монастыря.
СЕРДЦЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ БЕЛАРУСИ
Слонимская земля, изобилующая пышной зеленью и яркими красками, с холмами и пригорками не может не впечатлить человека, впервые на нее ступившего. Невольно на ум приходит сравнение: как в раю! А когда еще в 12 километрах от городавы увидите сверкающие на солнце золотые купола с крестами, непременно утвердитесь в мысли, что Небесное совсем рядом.
Обрамленная, словно кусочками неба, голубыми озерами, на холмах возвышается Свято-Успенская Жировицкая обитель. Неведомая сила — ласкающая, умиротворяющая влечет туда, где будто соприкасаешься с Вечностью, где живет красота смысла и истины человеческой жизни, та неопалимая купина, которая горит неугасаемым духовным огнем, огнем очищения человеческой души.
Свет Небесный, озаряющий темное бытие мира, исходит от этих одиноких избранников Божиих, от иноков. Он струится из пустынных монашеских келий, где в огне внутренних борений и тайного плача дух человеческий преображается действом Божественным — земной человек превращается в небесного.
”Свет монахам – Ангелы, свет мирянам — монахи”, — писал св.Иоанн Лествичник. И действительно, рядом с этими таинственными для мирян людьми в черном облачениибудто начинаешь слышать неповторимую симфонию Горних миров и светлеешь сердцем: робкая, вечно сомневающаясячеловеческая душа поднимается до неведомых ранее высот.
Именно за этим спешат в Жировицкий монастырь многочисленные паломники, вверяя себя покрову Пречистой Девы Марии. Она обязательно поможет найти главное — обрести себя в этом мире и, если к тому есть ваше стремление, себя не потерять.
Поспешим же поклониться образу Ее, запечатленному в чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери — святыне Белой Руси.
ИСТОРИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ
Когда-то в древности здесь был густой, дремучий лес, принадлежавший православному вельможе Солтану. В 1470 году пастушки, пасшие близ него стада, вдруг заметили необычайный свет, исходивший от маленькой иконы, что находилась в гуще ветвей дикой груши. Это была икона Божией Матери. С благоговением принесли они ее своему хозяину. Но бояринне придал случившемуся особого значения и положил икону в ларец.
На другой день, принимая гостей, вельможа Солтан вспомнил о необычной находке и захотел похвалиться обретенной иконою. Он открыл ларец, но ее там не оказалось…
На следующий день пастушки вновь увидели образок Матери Божией на прежнем месте, на груше! Потрясенные, упали они в молитве на колени, понимая, что перед ними Святыня. С благоговением, во второй раз отнесли они икону своему боярину, который сейчас уже поспешил на место ее явления. Здесь же дал он обет построить в Жировицах храм в честь Пресвятой Богородицы.
И действительно, вскоре был построен деревянный храм, а весть о явлении образа Божией Матери быстро разнеслась по окрестности. Стали стекаться на поклонение к иконе богомольцы. Многие так и оставались в Жировицах, обосновываясь семьями под покровом Пречистой.
Получая пищудуховную, и телесно прожить здесь можно было не голодая: пастбища были богатые, а земля плодородной. Кстати, считают, что название “Жировицы” и произошло от “жирных” пастбищ.
Второе явление чудотворной иконы
В начале ХVI века в Жировицах случился пожар — сгорели деревянный храм и почти все селение, сохранилась только церковная школа, построенная для обучения грамоте крестьянских детей. Но самоепечальное было для людей то, что исчезла икона Божией Матери, и все поиски ее не имели успеха! Сколько было выплакано слез, сколько молитв в простоте сердецвознесено к Пресвятой Богородице, пока однажды дети не увидели Ее, стоящую на большом камне в дивном сиянии …
Когда сбежались люди, на камне осталась только икона с горящей рядомсвечой. Матерь Божия услышала молящихся Ей и Сама, из Божественных рук Своих, передала для почитающих Ее образ Свой.
Это событие считается вторым явлением чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу, был тут жеогорожен, и в 1672 году над ним возведена церковь в честь Рождества Божией Матери. Теперь это Явленская церковь.
Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста построена в 1769 году. Под сводами и на стенах храма – история страданий, крестной смерти и погребения Христа Спасителя. От дверей храма до самой его середины ведут 30 ступенек. На каждой из них, в кивотцах, за стеклом помещались мощи святых Божиих Угодников. На коленях, прикладываясь к святыням, входили люди в храм. Сейчас эти мощи помещены в Кресте, который находится в Свято-Успенском соборе.
Когда возник монастырь на Жировицкой земле, история умалчивает. Известно только, что в XVI веке он, со многочисленной братией, известный строгим подвижничеством, уже существовал.
Можно только благоговеть и безмолвствовать перед тайной монашества, заключающей в себе тайну Православия. “С тайной Восточного монашества неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира, — писал Оптинский старец Варсонофий. – В нем сокрыта тайна “конца”. С исчезновением монашества исчезнет и христианство. С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир – приидет конец его”.
Кто не понимает монашества, тот не понимает и христианства. Кто ненавидит монашество, тот ненавидит Христа, хотя и считает, что верует в Него. Такая вера не спасительная, не православная. Она еретическая, сектантская, антихристианская.
В мире нашем грешном происходит вечная борьба между добром и злом, правдой и неправдой. Неудивительно, что история почтиу всех православных монастырей нелегкая, а зачастую и трагическая. Особенно ожесточается враг на те обители, где хранятся святыни.
СУДЬБЫ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАПАДНОЙ РУСИ
Западно-русская митрополия в Литовско-Польской Руси в XIV-XV веках находилась в сложном положении. Отделенная от Москвы, она могла опираться только на свои силы.И хоть, cкажем к примеру, в одном Новогрудском воеводстве к середине XV века насчитывалось 650 православных церквей, за католичеством стояла польская корона и средства государственного давления. Латинские епископы по своему положению были “панарадцами”, т.е. членами рады сената, куда, как правило, не допускался православный епископат. Городельское постановление 1413 года указывает, что на высшие государственные должности моглиназначаться только лица римо-католического вероисповедания. Запрещалось даже строительство православных храмов, которые впоследствии стали открыто отбирать у православных.
Жировицкий монастырь неисключение. Из рук в руки передавали Жировицкое имение (а значит, и монастырь) правящие помещики, пока не водворилась уния в Западном крае. Православные монастыри и храмы стали реорганизовывать. Особенные надежды возлагались на Жировицкий монастырь, который, благодаря почитанию чудотворной иконы Божией Матери и большому стечению богомольцев, мог бы успешно совращать православных в католичество. Иезуиты пошли на хитрость: чтобы силой не принуждать народ к римской вере, решили объявить унию, т.е. соединить православие с католицизмом.
В 1596году в Бресте состоялся Собор Западно-русской Церкви, на котором была подписана уния, несмотря на полное нежелание православного населения. Уния предусматривалась как стадия перехода к католичеству.
УНИАТСКИЙ ПЕРИОД
После Брестского Соборана исконно православных землях уния стала насаждаться открыто.
Жировицкий монастырь был занят Орденом базилиан — одним из многочисленных орденов католической церкви. Этот орден должен был способствовать скорейшему проникновению унии во все слои Западного края. Иезуитский дух и направление делали его обособленной, сильной организацией, которая руководила всей униатской церковной жизнью.
Первым архимандритом в униатский период в Жировицах стал Иосафат Кунцевич. Изувер и фанатик, он не останавливался ни перед какими мерами, стремясь всех перевести в унию. За свою непомерную жестокость он был прозван “душехватом”. Движимый ненавистью, Кунцевич стал жестоко преследовать православных, осмелел даже до того, что просил самого королязакрыть православные церкви, а православных… топить, резать, вешать, жечь на костре.
Чему удивляться? Сам папа Урбан III в письмах своих советовал королю “не удерживать своего меча от крови еретиков”, т.е. православных. Голос “рубить схизматиков” раздавался в то время и со стороны митрополита Рутского, и со стороны папского нунция, и партий латинской и униатских.
Что же до Кунцевича, то он не оставлял в покое даже мертвых! Так, в Полоцке он приказывал вырывать из могил тела недавно умерших православных и отдавать их на съедение собакам…
Униатский период длился с 1613 по 1839 годы. Сколько горя и скорби, величия и мужества вместил он! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверского разрушения духовной святыни народа.
История униатского периода напоминает историю гонения первых христиан. Вера и обряд, пост и молитва, церковный чин и подвижничество, братолюбие и нравственность – все, составляющее внутренне гармонический, освященный Преданием путь ко спасению, – все становится ненужным униатам. Изменяется церковный устав, в православном монастыре вводятся чисто латинские праздники, в храмах во время службы звучит музыкальное сопровождение.
Жировицкая обитель отстраивается, украшается, земное благолепиестановится более важным, чеммонашеское служение. Нужно сказать, что внешне базилианцы обставляли богослужения необычайной пышностью. По праздникам и в канун их на баллюстраде монастырской колокольни помещался оркестр, который играл как духовную, так и светскую музыку.
Каждое открытие и закрытие чудотворной иконы специальными портьерами сопровождалось трубными звуками, колокольным звоном и гудением бубнов. Готовилась коронация Жировицкой иконы Божией Матери.
КОРОНОВАНИЕ ИКОНЫ
В практике Римо-Католической Церкви коронование иконы означает примерно то же самое, что и канонизация по отношению к святым, т.е. формальное признание данной иконы чудотворной.
К коронации иконы, а она состоялась 8 сентября1730 года, на средства магнатов были сооружены шесть триумфальных арок. “Щедростью издержек, величием структуры, изяществом, разнообразием художественной разрисовки, остроумным расположением надписей и лемматических изречений не только зрение, но и мысль услаждали, и не только услаждали, но поражали и исполняли изумлением, ибо при их созидании, казалось, соперничали в благочестии меценаты, дабы превзойти друг друга при торжестве Марии…” – писали “Гродненские епархиальные ведомости” (1901г, с.346).
Арки своими картинами, символами и надписями должны были, в первую очередь, наглядно изобразить преданность ордена базилианцев Папе, королю и шляхетству.
Сам Успенский собор, в котором находилась икона Божией Матери, сиял роскошеством убранства. Стены и колонны храма были задрапированы персидскими коврами, шитыми золотом и серебром, дамасскими и другими роскошными тканями. В середине храма, с потолка спускались две изящные короны, составленные из 48 лампад. На западной стене, над хорами висели четыре огромных портрета Пап: Бенедикта XШ и Климента XII, короля Польши Августа II и кардинала Альбани. А в главном алтаре, на иконостасе возвышалась литая из серебра, величиной в человеческий рост статуя… Иосафата Кунцевича.
В день коронации иконы народу прибыло множество. Только вот ночь была тогда холодная и непогодливая…
Да,Матерь Божия была почитаема. Но такого ли почитания Она ждала от людей? Нет, не внешнего благолепия, а внутреннего, сердечного покаяния, благочестивой жизни в вере, стремлении к любви. Любви к Богу и ближнему…
ВОЗВРАЩАНИЕ В ЛОНО ПРАВОСЛАВИЯ
Во времена правления Екатерины II базилиане потеряли свое былое могущество: польские дворяне лишились права поступать в базилианский орден. Постриги разрешалось совершать только над теми, кто свободно владел славянским языком и знал чин греческого богослужения. Императорским указомпредписывалось воспитывать юношество “отнюдь не в католическом духе”.
Павел I, взойдя на престол, подпал под влияние иезуитов, настолько сблизился с ними, что они проникли даже во дворец и сделались советниками и друзьями императора. В 1798 годупод их напором он издает указ о подчинении Униатской церкви Римо-католической коллегии, находящейся в Петербурге.
Последствия для униатов были неутешительные: римо-католическая коллегия тут же воспользовалась случаем расширить свое влияние за счет униатской церкви. По всем областям России рассыпались католические ксендзы и повели пропаганду в пользу латинства. Онисовращали униатов и православных в католичество, пока в 1799 году императорским указом Павла I под страхом строгой ответственности им это не было запрещено.
После смерти Павла I вся деятельность императора Александра I, человека мягкой души, была направлена ко благу подданных без различия национальностей и вероисповеданий.Латинизация на Руси возобновилась. Униатская же церковь изо всех сил отвоевывала свою самостоятельность и независимость от пытающегося ее подмять католицизма.
В истории униатской церкви XIX века заметна фигура митрополита Иосафата Булгака – поборника полной независимости базилианского ордена от епископского надзора. Особенно он заботился о процветании Жировицкого монастыря, в котором находилась его резиденция. Иосафат Булгак был избран заместителем президента “Библейского общества”, председателем которой был известный масон, князь Александр Николаевич Голицын. Многие базилианцы, стремясь завоевать могущественную поддержку, вступили в члены масонской организации.
Униаты не ладили с базилианцами, которые привели унию к полному слиянию с католичеством. Многие стали понимать нежизнеспособность самой унии, началось движение возвращения в лоно Православия.Это движение возглавил архиепископ Иосиф Семашко, который после смерти Иосафата Булгака был назначен Управляющим Литовской епархии.
Стало возвращаться строгое соблюдение греческого обряда в богослужениях, был освобожден Жировицкий монастырь от всех атрибутов костела, постепенно стал возвращаться православный дух в святую обитель.
Удивительна судьба Иосифа Семашко. Униатским священникомбыл его дед, униатами были и родители. Жили они неподалеку от православной церкви и, хотя сами ее не посещали, по воскресным дням и по праздникам посылали туда на службу своего сына. Это и дало свои плоды, хоть и не сразу. Закончив Главную семинарию при Виленском университете, пропитанную польско-католическим духом, Иосиф Семашко тем не менее вскоре принялся за изучение русского языка. Работая в Департаменте в Римо- католической коллегии в Петербурге, он узнавал то, что сокрыто было от многих, читал духовную литературу, встречался с думающими людьми.
В конце концов Иосиф Семашко пришел к выводу, что только Православие сохранило чистоту и неприкосновенность Апостольской Церкви, что церковь Униатская стоит на ложном пути. Сравнивая богослужения, он поражался страшному запустению в церкви униатской. Только возвращением в лоно Православия, к вере предков, можно выжить и спастись! – к такому твердому выводу пришел будущий архипастырь.
Известный церковно-общественный деятель, человек тонкого, проницательного ума, необычайной энергии, он сумел сплотить вокруг себя прекрасный коллектив единомышленников, людей пламенной веры и глубокого понимания судеб русского народа
В 1827 году в Жировицах была открыта духовная семинария по образцу Петербургской семинарии. Преподавание велось на русском языке, по учебникам для православных семинарий. Так постепенно в семинарии меняется духовная атмосфера, она преобразуется в православную.
Первый ректор семинарии (до 1840 года)архиепископ Антоний Зубко сумел наладить работу духовной семинарии по высокому образцу. Он был ближайшим помощником и соратником преосвященного Иосифа.
Жировицы становятся духовным оазисом в Западном крае. Сам архиепископ Иосиф так говорил об этом: “Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлиемский для рождения от Пречистой Девы Единородного Сына Своего, избрал и для обновления Литовской Церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находившийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной в чудотворной иконе Жировицкой. Здесь благодатью и предстательством Небесной Владычицы преобразились мы верою, возвратясь к сообществу с нашей родной Матерью – Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновя чувства родственной любви к великому нашему Русскому племени и Русскому Отечеству. И это было делом не более 10 лет
Всего за десять лет все вернулось на круги своя! И это после нескольких столетий насильственного насаждения народу чуждой ему веры и культуры!
Духовная семинария просуществовала до 1845 года — Литовское епархиальное управление и Литовская семинария были переведены в Вильну.
ПРАВОСЛАВИЕ — ПРАВИЛЬНО СЛАВИТЬ БОГА
В 30-ые годы XIX века ситуация в Западном крае стала резко меняться.После подавления Польского восстания политика Российской империи стала национально-русской. В 1832 году император Николай I уничтожил самоуправление Польши. Как следствие, уния повернулась к Православию. Официального воссоединения не было, все произошло как само собой разумеющееся. Со времени присоединения Белоруссии и Литвы к России изменилось положение и значение базилианских монастырей. При упорной, постоянной борьбе между Православной Церковью и польским Костелом, какая же судьба должна была постигнуть их, если на карте Европы исчезла граница между Восточной Россией и Западной? Уния должна была окончательно исчезнуть.
Православие – правильно славить Бога. Матери Божией именно это было угодно. Воля Ее свята, хотя недоброжелатели злобствовали.
7 марта 1836 года, в полночь случился пожар в доме Литовской Духовной Консистории. С чьим-то злым умыслом был подожжен архив. Дом отделялся от монастыря только улицей, и пожар (так и планировали, очевидно, злоумышленники) должен был на него перекинуться. Был порывистый ветер, и пламя быстро охватило все здание Консистории. Обширный архив стал добычею огня, искры летели на храм! Вот уже в северном флигеле монастыря засверкали огоньки, стали заниматься огнем соседние дома, и не только соседние! В находившуюся за версту от пожара деревню Стайки ветер отнес горящие обрывки бумаги, занялись соломенные крыши. И только обитель Жировицкая осталась цела и невредима. Матерь Божия ее защитила…
Таких случаев история монастыря знает немало. Но еще монастырская память сохраняет имена всех пастырей, духовно окормлявших обитель – ее насельников, прихожан, паломников.
Среди таковых – знаменитый Саратовский епископ Ермоген (Долганов).
Владыка был удален в Жировицкий монастырь за свои обличительные выступления о Григории Распутине, да и другие слишком правдивые и горячие речи. Твердый в своих убеждениях, епископ Ермоген готов был дать отпор любому, кто покушался на чистоту Православия.
Он полюбил тихую, удаленную от суеты Жировицкую обитель. И сам оставил здесь добрую память о себе. Владыка был наделен многимидарами: исцелял болящих по данной ему от Господа благодати, изгонял бесов. Случалось, во время богослужения какой-нибудь бесноватый начинал вопить, лаять, кричать – епископ выходил на солею и именем Господа запрещал ему. Тот тотчас же замолкал.
У Антоник Евфросинии (бабушки преподавателя Минской Духовной Семинарии Виталия Кирилловича) отнялись руки. Ей тогда было чуть более тридцати лет. Она отправилась к епископу Ермогену за помощью. Тот принял ее и дал выпить святой воды. Очень скоро после этого женщина выздоровела и до конца жизни (а умерла она в 94 года) сохраняла работоспособность.
Владыке Ермогену открыты были судьбы людей, обращавшихся за помощью.
Одна женщина попыталась “искать счастья”. Она пришла к Владыке и сказала, что у нее умер муж, попросив финансовой помощи. Ничего не сказал архиерей и дал деньги. Когда женщина вернулась домой, то узнала, что ее мужа, работавшего в поле, вдруг схватилудар и тот скончался на месте. В раскаянии на следующий день пришла она к Владыке Ермогену и, возвращая ему деньги, сказала: “Я обманула вас!” “Ты не меня обманула, а сетя”, — ответил ей Владыка и деньги назад не взял…
Аскет, добрейший человек, высокой духовной жизни пастырь, даже по дороге в храм на службу он всегда шел окруженный толпами почитателей.
Как удивительно! Сердце человеческое может быть органом тела, а может быть органом чувств. Оно может быть маленьким и мелким, вмещая в себя только собственный эгоизм и самолюбие, а может быть широким, просторным, открытым для множества людей с их бедами и страданиями. Любви Владыки Ермогена было тесно в его душе и любовь эта, вырываясь наружу, согревала, обласкивала, утешала всякого, кто в ней нуждался. Владыка щедро раздавал себя людям, и за это был любим Богом.
“Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как первомученику Стефану, и благословляет вас”, — писал в 1906 году к преосвященному святой и праведный отец Иоанн Крондштадтский, говоря, что может умереть, зная, что епископы Ермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, ведя борьбу за Православие.
Святой Иоанн Крондштадтский предвидел мученическую кончину епископа Ермогена. И Владыка принял ее. 15 июля 1918 года в Тобольске к нему привязали двухпудовый камень, связали руки, сорвали облачение и бросили в реку Туру.
Владыка Ермоген не переставал молиться за врагов своих…
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. РЕВОЛЮЦИЯ (1914-1918)
Война 1914 года нанесла монастырю огромный урон. Чудотворнаяикона и материальные ценности были вывезены в Москву. Образ Матери Божией Жировицкой нашел убежище в Покровском соборе св. Василия Блаженного на Красной площади. Иконостас немецкие оккупанты изрубили на дрова, сама святая обитель была ограблена и поругана. Разруха и запустение царили в ней, как бы возвещая о приближении богоборческих времен, которые себя долго ждать не заставили.
В период I Мировой войны Жировицкий монастырь располагался как раз на пути проходивших то в одну, то в другую сторону войск разных армий. Строения использовались для расквартировки меняющихся военных формирований, в результате чего к концу войны пришли в состояние крайней заброшенности и разрушения.
Воспользовавшись трудным положением монахов, власти поспешили отнять часть зданий и разместить в них сельскохозяйственно-лесничую школу, которая просуществовала здесь вплоть до 1939 года. К государственной собственности отошли монастырские сады, огороды, леса, мельница и кирпичный.
1917 год. Великая Октябрьская социалистическая революция (кстати, слово “революция” переводится как “движение назад”) темным вихрем пронеслась по земле, ознаменовав начало крестного пути Русской Православной Церкви. Возникшее богоборческое Советское государство своей целью ставило построение “справедливого коммунистического общества”, общества без Бога. Новое правительство, во главе с его вождем Лениным, спешило упрочить свое шаткое положение заключением сепаратного мира с кайзеровской Германией.
3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписандоговор, в результате которого Беларусь, Украина и Прибалтика отходили от Российского государства. Постановление Брестского договора соответствовало Германской концепции создания в Центральной и Восточной Европе государств, экономически и политически зависимых от Германии.
Но политические события развивались независимо от устремлений политиков: в Германии произошла буржуазная революция и, проиграв ряд крупных сражений, она вынуждена была отступить.
В ноябре 1918 года немцы покинули Белоруссию, Белорусская Рада в феврале опубликовала акт о “независимости”, а 1 января 1919 года большевиками было объявлено о создании Белорусской Советской СоциалистическойРеспублики. В результате заключения перемирия между Германией и государствами Антанты была восстановлена государственность Польши, которая тут же стала претендовать на белорусские, украинские земли и Галицию, принадлежавшую Австро-Венгрии. Одержав верх в Польско-большевистской войне, Польша завладела семью западными уездами Волынской губернии, западными и южными уездами Минской, а также Гродненской и Виленской губерниями; к ней отошли Холмщина, Подляшье и Галиция. Православие оказалось в тесных тисках католицизма.
Разыгравшийся аппетит польских властей грозил передачей другой части зданий Жировицкого монастыря в ведение католических монахов, но Матерь Божия этого не допустила. Сестры Гродненского православного женского монастыря (игумения Елена (Коновалова) поселились здесь, тем самым храмы и жилые помещения были сохранены.
С 1922 года настоятелем монастыря был архимандрит Тихон (Шарапов), поставленный на должностьПатриархом Тихоном.
И ЖИТЬ ВО СЛАВУ БОЖИЮ, И УМЕРЕТЬ…
Архимандрит Тихон (Шарапов), впоследствии епископ Алма-Атинский, горячий по характеру, ревностный по вере умел зажечь сердца.
Не случайно в 1914 году, уже будучи иеромонахом, он был послан в Галицию, где началось присоединение униатских приходов к Православию.
Началась Первая Мировая война, и иеромонах Тихон – военный священник 177-го пехотного Изборского полка. Духовно просвещать людей, помогать в деле спасения душ – главнойзадачей считал пастырь Божий, ни на минуту не оставляя свои труды. В своем полку иеромонах Тихонорганизовал “Братство Христа Спасителя”, напутствуя воинов перед боем, укрепляя в вере и любви к Отечеству. А по возвращении с фронта он стал издавать журнал “Православие”.
Будучи верным приверженцем Московской Патриархии, выступая против автокефалии Православной церкви в Польше, иеромонах Тихон вызвал крайнюю недоброжелательность к себе националистов, за что был арестован и сослан петлюровцами в униатский монастырь в Бугаче.
После освобождения, в 1922 году, уже в сане архимандрита, пастырское служение свое продолжает он в Жировицком монастыре.
Сохранить Православие, веру наших предков, в пору насильственного окатоличевания народа – вот что было главным сейчас для о.Тихона. Жировицкая обитель приобретает значение форпоста русского Православия на его западных рубежах.
В апреле 1924 года в Варшаве, на совещании епископов, было объявлено о введении в Православной церкви в Польше ново-юлианского календаря. Нужно было иметь мужество, чтобы написать в рапорте: ”Может быть, дни мои сочтены, но считаю своим долгом говорить правду до конца, как бы истина не была горька. Единение нарушено. Раскол, если не провозглашен, но уже существует…”
Не беспокоить польские власти это, конечно же, не могло и они не знали, как избавиться от ревностного служителя Православия. В результате, за противодействие польским властям (а если точнее – за твердость в вере) архимандрит Тихон был снят с должности настоятеля.
За правду Христову отец Тихон был готов идти на смерть! Его духовное состояние питало паству, сердца загорались ревностью по вере, а потому даже отлученный от богослужений (и в монастырском храме, и в кладбищенской Георгиевской церкви, а позже и в частном доме), архимандрит Тихон был опасен властям. 15 октября 1924 года батюшка был арестован и выслан в Германию.
Богу же было угодно, чтобы отец Тихон возвратился в Белоруссию, и вот уже 25 марта 1925 года вМоскве состоялась хиротония во епископа Гомельского, которую совершал сам Патриарх. Став епископом, Владыка Тихон не изменил своих убеждений. Будучи истинным пастырем, он не подстраивался, не поддавался духу времени. Служение Богу было делом всей его жизни. Богоборцы этого, конечно же, стерпеть не могли, и в мае 1925 за противоборство обновленчеству он был выслан из Гомеля, а в 1927 году на три года сослан на Соловки…
В июле 1937 года епископ Тихон получил назначение на Алма-атинскую кафедру, а уже в ночь с 18 на 19 августа, накануне праздника Преображения Господня, был арестован. Арестован в последний раз, якобы за то что “организовал и возглавил антисоветскую, монархическую, террористическую организацию церковников”…
7 октября 1937 года постановлением “Тройки” УНКВД по Алма-Атинской области епископа Тихона (Шарапова) приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 ноября.
Жить во славу Божию, во славу Божию и умереть – ничего выше этого быть не может!
О, ВСЕПЕТАЯ МАТИ …
На величественном иконостасе в соборе Успения Божией Матери, слева от царских ворот, на том самом месте, где стояла когда-то груша – чудотворная икона.
Сам образ Жировицкой Божией Матери с Богомладенцем на правой руке имеет вид эллипса, величиною чуть больше медного пятачка. Помещается он на сребро-позлащенной доске, в кругло-продолговатом кивоте.
Взирает с иконы Своей чудотворной Матерь Божия на мирскую нашу суету и страдает Ее душа. Она — пример чистоты внешней, внутренней, телесной и душевной всегда скорбит о нашем желании возвеличенья, о нашем жестокосердии, бездумной жажде земных утех. Во все времена происходит какая-то невидимая борьба между человеческим ожесточением и несдающимся, неутомимым, неистощимым милосердием Богоматери. Милосердием, согревающим сердца, просвещающим умы, покрывающим наши грехи, поднимающим нас после падения.
Даже среди невыносимого ужаса Страшного суда, где уже престают молитвы, и тут душа уповает на Заступницу рода христианского, неумолкающую, все еще неотступную Ходатаицу. Гений Васнецова прекрасно отметил это в картине Страшного суда: все полно ужаса, безысходности, начиная от страшного ангела в зеленом хитоне, держащего весы и запечатанный свиток дел человеческих. Безмолвны пророки и апостолы. Безмолвно сжимает свою хоругвь Предтеча Иоанн. Но Богоматерь и тут не умолкла, не сдалась, не изнемогла Ее мольба. Она, пережившая столько страданий и боли, склонилась к плечу Христа. Ее страждущее за род людской сердце молит о милосердии…
Кажется, такой запечатлена Она в этой мольбе, молитве без слов к Своему Сыну и на чудотворной Жировицкой иконе: тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть — о скорбях мира, улыбка – упование на Господа Утешителя. Но все сдержанно, все подчинено духу. Это икона типа “Умиление”. Как удивительно ее сходство с чудотворной иконой, что находится в Успенском монастыре (тоже Успенском, как и в Жировицах!) Почаевской Лавры на Украине. Существует предание, что Жировицкая обитель также станет Лаврой с многочисленной братией и сохранится до Второго Пришествия Христа. В Почаево явилась Матерь Божия в 1240 году на камне, на скале и от стопы Ее, на нем отпечатавшейся, излился чудотворный источник. В Жировицах Богоматерь явилась людям православным в 1470 году тоже на камне и подарила Свою чудотворную икону. И тоже забил на том месте источник, вода из которого исцеляет страждущих. Словно подчеркнула Пресвятая единство земель наших, родство народов по духу, по вере.
Никогда не оставляет нас Богородица. Свидетельство тому —бесчисленные храмы, в Ее честь сооруженные, Ее иконы, с неугасимо теплящимися перед ними лампадами, окруженные народным почитанием. Долгими веками служат они людям прибежищем в несчастьях, горе и болезни.
Встаньте пред иконой Божией Матери, и вы услышите не престающий людской вопль, который несется туда, к Деве Марии, к Ее все постигающему и все обнимающему сердцу…
ПРЕД СВЯТОЮ ТВОЕЮ ИКОНОЮ
И простые люди, и знатные, богатые и бедные спешили во все века к чудотворной Жировицкой иконе. Излить печаль, получить утешение, духовную и телесную помощь. Это сейчас паломничества совершаются на машинах, автобусах, а раньше было не так. Раньше люди готовились ко встрече со святыней: постились, собирались семьями или просто небольшими группами и за десятки, а то и сотни верст, с молитвой и благоговением отправлялись в путь. Зато и благодать особую получали, и покров Божией Матери.
Знатная девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных родителей, во цвете лет смертельно заболела. Болезнь словно в клубок свила ее. С верой взывала о помощи Ирина к Божией Матери, и вот Та во сне приказала девушке приехать в Жировицы, у чудотворному Ее образу. И хоть ко всем прочим страданиям отнялись у нееруки и ноги, по просьбе умирающей дочери родители повезли ее в Жировицы. По дороге девушка умерла. Три дня почиталась она мертвою. Ее приготовили уже к погребению, как оставленная в храме перед чудотворною Жировицкою иконою девушка вдруг ожила! И не только ожила, но и исцелилась!
Она поведала, как сошедшая с иконы Матерь Божия подошла к ней, Своими руками привела в порядок все члены ее больного тела и дала совет принять иночество. Известно, что Ирина повиновалась своей Жизнодательнице: 10 марта 1580 года она была возведена в настоятельницы Пинского женского монастыря, где впоследствии и скончалась. (см. Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 14)
И сегодня множество чудес происходит от иконы Жировицкой. Врачуются неисцелимые болезни, разрешаются самые запутанные жизненные ситуации, но самое главное – врачуются души. Все мы испытываем на себе материнскую черту всеобъемлемого сердца Матери Божией. Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведет нас ко Христу Богородица, жалея людей жгучим, всепрощающим состраданием.
Существует древнее поверье: людям, зараженным ересью и запятнанным каким-либо другим преступлением, святая икона не предстает в своем натуральном цвете. Она принимает тусклый, даже черный оттенок, будто задергивается плотной завесой. Но все равно ни от кого не отрекается, никого не наказывает Владычица. Всех любит, жалеет, призывает к покаянию, всем хочет спасения и в разум истины прийти.
НЕ НАМ, ГОСПОДИ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ…
Начало XX столетия в истории Жировицкого монастыря связано с именем Петра Полянского, будущего Святителя.
“Живой, жизнерадостный человек везде, где он не появлялся в обществе, становился его душой… Всех поражал природный его оптимизм. Не было, казалось, таких обстоятельств, попав в которые он стал бы скорбеть и унывать. Казалось, Господь до чрезмерности изобильно одарил его нравственным и физическим здоровьем, а при том огромным душевным тактом. Узнав его раз, невозможно было не полюбить его”, — так характеризовали знавшие Петра Федоровича.
Став в 1896 году смотрителем Жировицкого Духовного училища, Петр Федорович сплотил коллектив преподавателей в одну семью. Деятельность смотрителя распространялась не только на училище. Хоть училище было его основной заботой, он принимал участие и в жизни других школ. Усердие и трудолюбие были отмеченывластями,и к началу Октябрьской революции он был уже статским советником.
С приходом к власти большевиков положение изменилось. В 1918 году Учебный Комитет был упразднен и Петр Федорович переезжает в Москву. Воле Божией было угодно видеть своего служителя в епископском сане, и вот постриг с наречением имени Петра (в честь святителя Петра, митрополита Московского), с назначением на Подольскую кафедру и викарием Святейшего Патриарха Тихона.
После смерти Патриарха груз местоблюстительства лег на его плечи. Мрачное, безбожное время, непомерно тяжелая ноша трудов и народных скорбей…
Советскому правительству мешал неуступчивыйхарактер архиерея, однажды сказавшего: “Молчать я могу, но говорить ложь не стану” (67, 34).
Митрополит Петр 10 декабря 1925 года был арестован. Последовали 12 лет заключения – этапы, тюрьмы, ссылки…
2 октября 1937 года митрополит Петр был расстрелян. Место захоронения его осталось неизвестным.
Есть христианские души, которые с любовью несут служение ради Христа, которые терпят тяжкие болезни, поругания, клевету с надеждой на Бога-Промыслителя. Это те великие души, которые знают, что жизнь земная – служение и страдание, а не забава и наслаждение, преддверие рая, а не рай, странствие, а не пристань. Этим душам радостно пострадать за веру, потому что Христос – их надежда. А с Христом и на кресте легко, и в могиле светло.
Без великих гонений Православие не пронесло бы истину Христову через все пропасти и века, оно не преодолело бы столь долгий путь, без страданий не сохранило бы чистоту веры и святость.
На Архиерейском Соборе 1997 года Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) был причислен к лику святых…
МОНАСТЫРЬ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Жировицкой Свято-Успенской обители волей Божией суждено было оказаться “по другую сторону фронта”, с начала военных действий она попала в немецкую оккупацию. Немецкие оккупационные власти пытались любыми способами завоевать народные симпатии. С этой целью они предоставили священникам право беспрепятственно совершать богослужения и исполнять пастырские обязанности для народа.
Церковная деятельность стала налаживаться, несмотря на все тяготы военного лихолетья. Дорожа отведенным Богом временем для укрепления духа народа и молитвенного подвига, насельники обители стали организовывать приходскую деятельность. Особенно отличились в нелегком этом деле архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ ЖИРОВИЦКИЙ
В августе 1941 года архимандрит Серафим (Шахмуть) и священник Григорий Кударенко покидают стены Жировицкого монастыря, чтобы заняться восстановлением церковно-приходской жизни там, где она, эта жизнь, была разрушена.
Копыльский, Слуцкий, Узденский район – деревушки, города, селения…
Везде встречали батюшек с радостью! Люди, истосковавшиеся по церковной жизни, спешили в храм окрестить детей, отпеть умерших и уходили духовно окрыленные словом утешения служителей Божиих. Уходили, обретя надежду: Господь совсем рядом, Он не оставит!
А подвижники спешили дальше – сколько нуждающихся в слове Божием их еще ожидало! Впереди были Витебск, Орша, Жлобин, Могилев и другие города и села. В духовных быстро бежало время.
Возвратившись в Минск, архимандрит Серафим и священник Григорий стали служить при ими же открытой Свято-Духовой церкви (ныне кафедральный собор), пастырски опекая больницы города, инвалидные дома и детские приюты. Быть там, где ты больше всего нужен — этим руководствовались служители Божии, сострадая, утешая, помогаясловом и делом в нелегкое это военное время.
В июне 1944 года о. Серафим и о. Георгий покинули Минск и отправились в Гродно, где 6 сентября были арестованы. Официально им было предъявлено обвинение в сотрудничестве с немцами, хотя причиной ареста была миссионерская деятельность священнослужителей, чего в беседах с ними следователи и не скрывали. На допросе осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Одному Богу ведомо, что пришлось им вынести. Известно только, что согласно медицинской справке, имеющейся в следственном деле и подписанной врачом внутренней тюрьмы 31 декабря 1944 года, оба страдали столькими благоприобретенными болезнями, что их хватило бы не на один десяток человек.
Ровно 10 месяцев батюшек продержали под следствием, пока в 7 июля 1945 года был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Предположительно, их отправили в Сухобезводные лагеря Горьковской области, разместив в разных местах, на расстоянии 12 киломметров друг от друга, без разрешения свиданий.
Священник Григорий Кударенко по окончании срока вернулся в Жировицкий Свято-Успенский монастырь и принял постриг с именем Игнатий. Он рассказал о мученической кончине отца Серафима…
Отец Серафим и в лагере нес слово Божие, поднимал дух людей, не боялся говорить правду, за что властями был просто ненавидим. Только за то, что в светлый праздник Пасхи радостно приветствовал собратьев по заключению словами: “Христос воскресе!”, был помещен в карцер, где находился по пояс в холодной воде. Но самое тяжелое испытание ждало впереди.
Кончина отца Серафима была мученической: его привязали веревками к двум машинам, и те разъехались в разные стороны…
8 октября 1999 года Святой Синод Белорусской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II причислил к лику местночтимых святых 23 мучеников земли Белорусской, в их числе и Серафима (Шахмутя), архимандрита Жировицкого. А юбилейный Архиерейский Собор 2000 года установил повсеместно почитать в Русской Православной Церкви преподобномученика Серафима Жировицкого.
Преподобномучениче Серафиме, моли Бога о нас!
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ, ПЕРИОД “ОТТЕПЕЛИ”
Великая Отечественная война с фашистской Германией несколько изменила отношение к Церкви. Сталин лично отметил патриотическую ее деятельность и дажедал разрешение открыть банковский счет, чем де-факто признал ее юридическим лицом. Стали восстанавливаться храмы, а в них совершаться богослужения. Выработанный Сталиным и Церковью временный модус-вивенди сохранялся до конца 50-х годов.
Жировицкая Cвято-Успенская обитель нуждалась в ремонте и обновлении. Как и всем в стране, насельникам обители жилось нелегко: монастырь был обложен непомерными налогами и платежами. Тем не менее, духовная жизнь продолжалась. Еще в 1945 году возобновила работу Духовная школа (пастырские курсы), в 1947 году преобразованная в Духовную семинарию, началось строительство трехэтажного здания для учащихся, которое было закончено в 1956году. Но время возрождения долго не продлилось.
В 1959 году Н.С. Хрущев провозглашает построение коммунизма в ближайшие 20 лет, то есть к 1980 году, что и было выражено в новой программе КПСС. Он публично пообещал всем скорое безбожие в стране. Но что же делать с Церковью?..
Как известно, был выработан гениально-простой план по уничтожению Православия: запретить рукополагать в епископы. Хрущев знал, что говорил: в руках епископа ключи ко всем Таинствам, а не будет епископов – некому будет рукополагать священников, некому крестить детей. Ставка делалась на физическое вымирание поколения верующих бабушек и на то, что дети – чистый лист бумаги, на котором можно писать нужные им слова.
Ленинские тайные консультанты, снабдившие нашу государственность каббалистической символикой, старались достичь главного – отлучить детей от Церкви. В Уголовное право была даже введена статья, карающая за религиозное воспитание детей. Священство стало претерпевать новый виток гонений, от чего, впрочем, во все века вера только укреплялась.
Война продолжалась. Правда, вести ее стали уже не с помощью автоматов и пушек, а тайно, незримо: шла битва за спасение душ человеческих. А где борьба, там всегда и герои. Даже если они не видны нам до поры, даже если неизвестны. Открывать их миру или нет — это дело Божие.
Имя Владыки Иоанна (Снычева) – верного сына Отечества, доброго пастыря, замечательного богослова, блестящего историка и публициста хорошо известно всем. Однако немногие знают, что духовное становление архипастыря в 50-е годы проходило кроме иных мест России и в Жировицах.
К сожалению, об этом его периоде жизни сведений сохранилось немного. Известно, что осенью 1956 года он был определен преподавателем минской Духовной семинарии и пострижен в мантию. Иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя библиотекой. Судя по сохранившимся протоколам педсобраний, у отца Иоанна с первого дня служения в семинарии сложились добрые отношения не только с ее ректором и настоятелем Свято-Успенского монастыря архимандритом Антонием, но и со всеми монашествующими, преподавателями и воспитанниками учебного заведения.
Это был человек доброго, отзывчивого сердца, кроткого нрава и большого обаяния. Всех подкупали его пламенная вера во Всевышнего, глубокая образованность и добросовестное отношение к своим обязанностям.
Среди анкет преподавателей МДС тех лет хранится и автобиография, составленная отцом Иоанном. На нее наклеена фотография иеромонаха, сделанная уже в Жировицах. Погруженный в себя взгляд, длинные волнистые волосы, реденькие по молодости усы и борода… Такого снимка нет ни в одном издании о жизни митрополита.
Почти год пробыл отец Иоанн в Жировицком монастыре. 14 сентября 1957 года он в последний раз принял участие в заседании Педсовета Духовной семинарии.
За время служения здесь отец Иоанн не только приобрел опыт семинарского преподавания, но и узнал жизнь белорусского народа, ставшего ему родным и близким. Не исключено, что именно тогда начала в нем созревать мысль, которая позднее, в условиях развала некогда единой страны, вылилась в книге “Битва за Россию” в такие строчки: “Столь же решительно надо сказать, что отделение Белоруссии и Украины – чудовищная нелепость, затея провокационная, гибельная и безумная. Впрочем, есть все основания предполагать, что естественное притяжение здровой русской государственности, когда она будет восстановлена на территории России, решит этот надуманный вопрос достаточно быстро и безболезнено”.
Можно с уверенностью сказать, что если бы Владыка Иоанн дожил до наших дней, то он был бы в числе тех, кто первым выступил бы в поддержку союза Белоруссии и России, а также присоединения к нему Украины.
СПАСИ, ГОСПОДИ, ЛЮДИ ТВОЯ…
В докладной записке уполномоченного областного Совета по делам РПЦ Макаренко властям о празднике чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери 20 мая 1957 года сообщалось: “Присутствовало верующих около 6 тысяч человек, в том числе около половины всех присутствующих составляла молодежь… В Жировицы на праздник приезжали верующие из разных областей Белоруссии…
Архимандрит Антоний сообщил, что праздник в этом году прошел спокойно и присутствовалооколо 20 тысяч человек. Конечно, это неправда. Я за несколько лет работы в этой части набил глаз приблизительно определять количество людей на собрании… В этом году на празднике в Жировицах я не видел ни одного пьяного человека. Собрание верующих прошло спокойно”.
Результаты подобных наблюдений, а они проводились регулярно, буквально шокировали безбожные власти, они раздражали и беспокоили их, вызывая огромное желание превратить храмы в склады, Дома пионеров, клубы – да мало ли что еще. Наверное, поэтому и церкви, и монастыри облагались большими налогами, лишались права на земельную собственность, одним словом, находились под экономическим давлением. И не только экономическим.
1 июля 1960 года решением Совета Министров БССР закрываются Гродненский Рождество-Богородичный и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастыри. Более 70 сестер оказались выброшенными властями на улицу. Но Матерь Божия не оставила их — Жировицкий монастырь стал для сестер местом приюта. Архимандрит Антоний (Мельников), бывший наместником Жировицкого монастыря в это время, взял благословение Святейшего Патриарха на их переселение. Хотя и здесь начали сгущаться тучи. Приостановилась работа Духовной семинарии. Формально она функционировала, но новых воспитанников с 1959 года уже не прописывали в Жировицах, чинились и другие препоны, чтобы ее закрыть. И в 1963 году Духовная семинария перестала существовать.
Над Жировицким монастырем нависла та же опасность. Вот уже был закрыт источник, что под алтарем Успенского собора – место, на котором явилась Матерь Божия. Вход богомольцам в монастырь был властями запрещен. Зато перед Свято-Успенским собором установили мощный громкоговоритель, который очень мешал совершать богослужения. А за забором монастыря, рядом с Крестовоздвиженской и Явленской церквями, была сооружена спортивная площадка для студентов сельхозтехникума — так шумом и свистом безбожие заглушало совесть.
С 1961 года повсеместно был запрещен колокольный звон, иЖировицкая обитель почти на три десятилетия стала внешне парализованной. Но жизнь внутренняя не прекращалась, очищаясь скорбями,она становилась духовно выше.
БРЕЖНЕВСКИЙ “ЗАСТОЙ”
После отставки Никиты Хрущева политика государства по отношению к Церкви изменилась. Прекратились явные гонения и преследования. Даже антирелигиозная периодика в первый послехрущевский год признавала, что наступление на религию не только не сократило религиозности, но привлекло к вере тех, кто раньше стоял от нее далеко.
Видимо, поэтому осуществлять давление на Церковь предполагалось более незаметными, “цивилизованными” методами. На смену хрущевским массовым гонениям пришли выборочная дискриминация и индивидуальные преследования. Так в то время верующие попадают в категорию реальных или потенциальных “шизофреников”, согласно психиатрической доктрине профессора Снежневского. В психушку запроповедь Христа помещают не только монашествующих, но и мирских людей. Не говоря уже о многолетних сроках в тюрьмах, ссылках и лагерях.
Как раз в это тревожное для Церкви время был и отправлен в Жировицы на покой архиепископ Ермоген (Голубев). Еще одним истинным пастырем Божиим обогатилась история Свято-Успенской обители.
Сын профессора Киевской Духовной семинарии и Киевского университета св.Владимира Степана Тимофеевича Голубева явно унаследовал от отца высокую духовную культуру, такт, выдержку и большое человеческое обаяние. А еще — упование на волю Божию, что подтверждает одна произошедшая с ним в юности история.
В первые послереволюционные годы Алексей, будущий святитель Ермоген, поехал в Киев навестить родных. Вдруг на улице его хватают красноармейцы и тут же на месте выносят приговор: “Расстрелять!”На Алексее была офицерская шинель, и он был принят за своего старшего брата Владимира — офицера царской армии. Приговор было решено немедленно привести в исполнение. Положившись на волю Божию, не возражая и не оправдываясь, он стал под ружье. И вдруг раздается голос командира: “Стойте, я отпускаю его! Мне понравились его глаза!”Господь хранил Своего избранника…
Закончив в 1919 году Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, Алексей в том же году был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. Годом позже был определен в число братий Киево-Печерской Лавры и в 1921 году рукоположен Патриархом Тихоном во иеромонаха. Уже через пять лет архимандрит Ермоген утвержден по избранию братии настоятелем Киево-Печерской Лавры. Как известно, Лавра в 1931 году была закрыта. Настоятель же арестован и вновь приговорен к расстрелу, который на этот раз заменили 10-ю годами каторги.
Что пришлось пережить отцу Ермогену на каторге — знает один Господь. Целый год был служитель Божий в камере-одиночке, что выдерживали немногие – или сходили с ума, или быстро умирали. Отец Ермоген выдержал это испытание. Тяжелее было вынести другое: 14 лет он лишен был возможности совершать Божественную Литургию, пока после всех испытаний получил назначение настоятеля Свято-Преображенской церкви города Трусово, под Астраханью.
В 1953 году он хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Началось нелегкое архиерейское служение святителя Ермогена. Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия входили в его епархию. В самых дальних приходах старался побывать Владыка, всем помочь, всех ободрить, духовно окормить и поддержать. Милосердный и снисходительный, находил он для каждого доброе слово и ласковый взгляд, не поддаваясь вспышкам гнева, раздражения и никому не выказывая недовольства. Он нес евангельскую истину с евангельской любовью. Может, поэтому его и называли люди “Владыка святый”.
Владыка Ермоген и действительно был наделен от Господа многими духовными дарами. Келейница Антонина Андреевна Какурина рассказывает:
Пассажирский поезд, следовавший в Ташкент, сошел с рельсов. В нем ехала и моя родная сестра Катя. Конечно, я очень распереживалась и попросила Владыку за нее помолиться. На следующий день он встречает меня и как бы между прочим говорит: “Ну вот, Тонюшка, завтра получишь телеграмму: “c Катериной все в порядке, жива, здорова, не волнуйся!”
И действительно! Назавтра я получила телеграмму. Каково же было мое удивление, когда текст его слово в слово был таким, как сказал Владыка…
Ревностный служитель Божий даже в хрущевское время, когда закрывались храмы, смог наладить их строительство. Число прихожан увеличивалось и, понятно, безбожным властям это было не по нраву. От такого архиерея они всеми силами старались избавиться.
В 1965 году архиепископ Ермоген был отправлен на покой в Белоруссию, в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. 12 с половиной лет прожил здесь Владыка, оставив о себе память подвижника, молитвенника, доброго, чуткого человека. Разносторонне образованный, Владыка все свои знания использовал в защиту Церкви. Его проповедипосле службы настолько трогали и зажигали верой сердца, что власти их сочли опасными и попытались запретить. К счастью, им это так и не удалось.
Сколько скорбей вынесло пастырское сердце, нам не узнать и не измерить. Известно только, что архиепископ Ермоген старался все время пребывать в молитве, сохраняя в душе чувство предстояния пред Богом, не позволяя себе ни смеха, ни шуток, ни лишних слов. Жил он в чрезвычайно простых условиях, довольствуясь только самым необходимым – к удобствам земной жизни он был равнодушен. Но зато он был неравнодушен к нуждам людским.
Личный врач Владыки Ермогена Наталья Васильевна Ковалева свидетельствует о молитвенной его помощи:
После сделанной против дифтерии прививки у шестилетнего Саши Метельского к вечеру поднялась высокая, до сорока градусов температура. Ребенок находился в тяжелом состоянии. На месте укола, в области ягодицы – неимоверный отек Квинке. После принятия всех врачебных мер состояние ребенка не улучшилось. Тогда я поспешила к Владыке и со слезами поведала об этой беде. Владыка внимательно выслушал и убедительно сказал: “Идите, Наталья Васильевна, отдыхайте. Не волнуйтесь, мальчик выздоровеет”. И действительно, совершилось чудо. Наутро прихожу к Саше, а он ходит по комнате, состояние здоровья нормальное и отека как не бывало.
К середине 70-х годов здоровье Владыки пошатнулось – сказывались годы каторги, все реже он мог выходить из кельи и9 апреля 1978 года отошел ко Господу.
Завещал Владыка похоронить его на Преображенском кладбище в Киеве. По свидетельству очевидцев, тело его издавало чудное благоухание. Во время погребения ненастная погода вдруг смениласьсолнечной, а ко гробу, словно к прекрасному цветку, слетелись пчелы.
Все живое радовалась такому небожителю!
После смерти Владыки Ермогена на его могилке совершается множество чудесных исцелений.
“ПЕРЕСТРОЙКА”И ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
С 1985 года, уже при М.С. Горбачеве, начался курс на либерализацию, плюрализм и гласность в средствах массовой информации. Период “перестройки” затронул все слои общества, приведя к раскрепощению умов.
Неизвестно, ожидали этого или нет вожди “перестройки”, но волей Божией люди, словно прозрев, повернулись к прошлому, увидели “белые пятна истории”, вспомнили о репрессиях по отношению к духовенству и мирянам. Стал все чаще раздаваться голос в поддержку Православия и призывы к духовному возрождению.
В 1986 году начался пересмотр политики советского правительства по отношению к Русской Православной Церкви, а уже через два года, впервые запоследние 26 лет о празднике Святой Пасхи в Жировицах возвестил колокольный звон. Он словно оповещал всех в округе, что вера Православная жива, что годы безбожия так и не смогли ее уничтожить, что Господь, попустив народу великие испытания на верность, в этот день Своего Воскресения наполнил сердца всеобщей радостью и ликованием: “Христос воскресе!”
С обновления душ начинается возрождение обители: увеличивается число братий, сама она постепенно отстраивается. Вот уже засияли золотом купола Свято-Успенского собора, засверкали золоченые Кресты, а духовно изголодавшиеся люди потоками хлынули в обитель, со слезами радости на глазах выстаивая длинные монастырские службы, в умилении припадая к чудотворной Жировицкой иконе Богоматери…
В 1989 году свою работу возобновила Минская Духовная семинария,преобразованная затем в Высшую школу с пятилетним сроком обучения, черезнесколько лет начала работуДуховная Академия.
Божией милостию святая Жировицкая обитель дожила до духовно благодатных времен, когда не таясь всякий может посетить ее, поклониться чудотворной иконе, прикоснуться сердцем к тайне монашества, помолиться и получить душевное утешение.
СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
“Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота” (Маслов Н.В. Благодатный старец, стр. 66) – эти слова любил повторять схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Автор множества богословских трудов, человек огромной эрудиции, широких познаний, ясновидящей мудрости и большого трудолюбия, отец Иоанн по праву считается в народе старцем, хоть и покинул земную нашу юдоль всего в 59 лет. В 1985 году он, магистр богословия, один из лучших наставников Духовных школ, из Троице-Сергиевой Лавры был направлен духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь.
Во все времена далекий этот уголок нашей Родины считался для лиц духовных местом своеобразной ссылки. Но человек верующий увидит духовными очами, почувствует сердцем заботу Матери Божией о месте, Ею избранном: лучших из лучших пастырей присылала Она в этот многострадальный западный край, чтобы укрепить верных чад Церкви, просветить их и образовать.
По приезде в Жировицы отца Иоанна, к нему, как ручейки к полноводной реке, потекли потоки людей, ищущих жизни духа и старческого руководства в деле спасения души. Они приезжали не только из Белоруссии, но и из разных уголков Советского Союза. Все здесь будто встрепенулось, оживилось, словно открылся какой-то незаметный для глаз источник дивной, богодухновенной энергии.Нравственно-подвижническая жизнь братии под его ненавязчивым, по-отечески добрым руководством становилась выше и духовнее. Вот уже стройнее стали чин богослужения, церковное чтение и пение. Подготовленные регенты были снабжены старцем нужными нотными сборниками (а в те годы это была большая проблема), и церковный хор зазвучал лучше и профессиональнее.
Сам, как говорят, мастер на все руки, старец Иоанн стал учить инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры – вскоре в обители появились искусные мастерицы. Да и хозяйство монастыря налаживалось:зазеленел сад с новыми, плодоносными кустами ягод, саженцами деревьев, радовал урожаями монастырский огород.
У старца был такой авторитет, что вседелалось только с его благословения. Жизнь братии словно вступала на новую колею – менялась обитель не только внешне, менялся и сам ее духовный уклад. Если раньше в праздник просто выдавался ”сухой паек”,то теперь братия стала собираться вместе за трапезой. И пускай стол не изобиловал яствами (на нем была простая монастырская пища),все чувствовали себя одной большой семьей, под покровом Богоматери.
Внутренняя жизнь таких старцев остается чаще всего тайной, известной лишь Господу. О ней доходят лишь отголоски: рассказы учеников, поучения, родившиеся из опыта молитвы. Несомненно, что отец Иоанн был настоящим подвижником: все терпел и покрывал любовью. Тонкий знаток душ человеческих, добрый пастырь, он находил дорогу к сердцу каждого, на всякого у него хватало сил и времени, терпения и снисходительности.
Еще в детстве отец Иоанн обладал высокой духовностью, рассудительностью, смирением. Отзывчивая душа его горячо воспринимала всякую людскую беду: и болезни, и нищету, и неправду. Родом из бедной крестьянской семьи, будущий старец и сам все это испытал. С 12 лет он уже работал в колхозе, пас коров, пахал, сеял, а школу ходил за шесть киломметров. При исполнении воинского долга в 1951 году сильно простудился, и с тех пор до самой кончины нес бремя тяжелой болезни сердца.
Чистая душа стремилась к духовному совершенству, и Господь призвал его к служению. В 1954 году Иван Маслов оставил дом и ушел в Глинскую пустынь, которая тогда пребывала в расцвете — было у кого учиться боголюбивому послушнику. Даже по блаженной кончине своей во сне ему являлся схиархимандрит Серафим (Амелин) в полном облачении и наставлял.
В 1961году Глинская пустынь была закрыта, впереди отца Иоанна ждала учеба в Московской Духовной Семинарии, затем Академии. Он стал душой коллектива, однокурсники часто просили его их поисповедовать. Именно во время учебы в Духовной Академии в полной мере раскрылись способности и пастырское дарование батюшки. Народ стекался к отцу Иоанну, помещение, где он трудился, никогда не пустовало. Боль, страдания ближнего он чувствовал, как свои, и в душах людских от одного его слова уже совершалось глубокое нравственное обновление.
Подвиг любви к ближнему поражает всех, кто знал старца. А реальная любовь – носить немощи друг друга. Так жил отец Иоанн, так учил жить и своих духовных чад…
С приездом отца Иоанна в Жировицкий монастырь, стали частыми общие исповеди для иноков и инокинь. Причем батюшка столько души вкладывал в слово перед исповедью, что оттаивали самые холодные сердца и покаянные слезы блестели на глазах. Никто не уходил от него неутешенным, все получали помощь. Сам же батюшка нес такие духовные труды, что, казалось, и десятая часть ихнепосильна обыкновенному человеку. В нелегкое для верующих время особенно ярко светила жертвенная любовь отца Иоанна: он не переставал принимать людей даже когда после очередной беседы терял сознание…
В 1990 году, уехав в отпуск в Сергиев Посад, схиархимандрит Иоанн окончательно занемог, и 29 июля 1991 года богодухновенный старец перешел в мир иной.
Всего 5 лет находился в Жировицком монастыре отец Иоанн (Маслов), но тот яркий духовный заряд, который он дал насельникам, и сегодня питает души. Батюшка всегда рядом, и всем, кто в молитве к нему обращается, обязательно помогает. Слава Господня сияет в таких Его служителях!
МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ
Свято-Успенский Жировицкий мужской монастырь – ставропигиальная обитель Минской епархии, настоятель которого Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
В 1979году был назначен на Белорусскую кафедру митрополит Филарет (Вахромеев). Талантливый богослов, человек врожденной деликатности, интеллигентности, глубокого христианского смирения, много усилий приложил он, чтобы стабилизировать противодействие разных слоев общества в республике. Республике, которая, согласно планам советских вождей, должна была стать первым безбожным регионом СССР. Священноархимандрит Свято-Успенской Жировицкой обители не оставляет заботу о ее сохранении и укреплении.
Наместник монастыря — Преосвященнейший Гурий, епископ Новогрудский и Лидский, с 1990 годанесет вверенное ему церковным Священноначалием попечение о братии, заботясь прежде всего о духовном возрождении святой обители.
Благодаря духовному окормлению настоятеля монастыря Митрополита Филарета и трудам его наместника епископа Гурия, обитель сегодня является центром духовной жизни Беларуси. Она — как тихий приют для тех, кто ищет дорогу к Богу.
Всех принимает Матерь Божия под Свой покров. Всегда могут паломники в монастыре остановиться, найти кров и пропитание, понести посильное послушание. Но самое главное в том, что здесь можно получить ответы на сложные жизненные вопросы, найти духовное утешение, просветлеть душой.
Жизнь монастырская начинается рано: в 6 часов утра в храме служится полунощница, затем Литургия, после нее молебен с акафистом, панихида...
Человеку, далекому от жизни духовной, невдомек, что самый нелегкий труд – это труд молитвенный. Ибо молитва – это слезы бессмертного плачущего духа, с болью отрывающегося от смертной, плотской жизни. Это трезвение, сокровенная наука предстояния пред Богом, это высшая добродетель, которую достичь очень непросто. К Небесам возносятся молитвы — и молитвами монахов милует Господь землю нашу!
С нами Бог – помним ли мы об этом? Почитаем ли святыни, бережем ли и приумножаем духовное наше богатство, хранимли в чистоте веру предков?
“Без Бога – не до порога”, — гласит народная пословица. Если мы будем помнить это, значит очистим души от навязанных ложных ценностей и восстановим в правах истинный смысл жизни человека как служения Богу, зовущему нас к Себе…
В июне 1991года, в день Белорусских Святых, Жировицкую Свято-Успенскую обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II, а второй визит Патриарха в монастырь состоялся20 мая 2002 года, в день празднования чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. Тысячи паломников прибыли на праздник. Торжественное богослужение, крестный ход сиконой Божией Матери, торжественное чтение акафиста – все это наполняло души верующих благоговением, радостью.
“С особым чувством мы всегда молимся Царице Небесной, — сказал, обращаясь к молящимся Его Святейшество. – Мы ощущаем, что мы не сироты здесь, на земле, что с нами Небесная Матерь, Которая готова и утешить, и Своей Матерней любовью согреть наши хладные сердца, помочь нам нести жизненный крест, преодолевать трудности и испытания…”
Не только духовные, но и светские власти посещают обитель.
В 1996 году, на празднике чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери, побывал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
“Государство в долгу улюдей, которые через все трудности жизни сохранили для народа эту святыню (чудотворную икону) и монастырь. Поэтому государство поможет монастырю”, — сказал руководитель страны. И действительно, вскоре был возвращен семинарии монастырский корпус, до сих пор принадлежавший сельхозтехникуму, выделены средства на ремонт, для нужд монастыря был закуплен уборочный комбайн, автомобиль «МАЗ»…
Те, кто побывал на Жировицкой земле, освященной явлением Матери Божией, обязательно будут стараться вернуться сюда снова и снова. Вернуться, чтобы почувствовать близость иного мира, иной жизни – настоящей, где нет фальши и обмана. Во всем труд, пот, слезы, стремлениежертвовать собой, забывать себя ради других. Здесь являет человек свою искреннюю (не показную!) готовность взять крест и следовать за Христом.
Уходят в историю века, меняются государственные устои, рождаются и умирают люди, а святая обитель стоит, свидетельствуя о незаходимой славе Божией. И пока светят миру иноки, неся свое высокое служение Богу, поспешим в святую обитель, под покров Пречистой, чтобы укрепиться в вере, очиститься от страстей, обрести душевный покой.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архимандрит Антоний (Мельников). “Жировицкий Свято-Успенский монастырь в истории западнорусских епархий”. Т.I, II.
Архиепископ Антоний (Зубко). “Воспоминание о греко-униатской церкви в Западом крае”. СПб. 1889г.
Историко-архивные и библиографические изыскания. Минск, 2000 г.
Каялович М., “История Литовской унии”, т.II
Комплексные научные изыскания. Истоико-архивные и библиографические исседования. Минск, 2001г.
Маслов Н.В. “Благодатный старец”. М., 1997 г.
“Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери”. Общество русского языка и словесности, 1912 г.
Протоиерей Константин Зноско. “Исторический очерк церковной унии''. М., 1993 г.
Пичета В.И. “Белоруссия и Литва в XV – XVI веках”.
“Семь проповедей Синодального Члена, митрополита Литовского и Виленского Иосифа”. СПб, 1889 г.
Ушинин Д. Новые веяния в атеистической пропаганде в СССР. Грани, 1966. №60, с. 198-221).
Черепица В.Н. “Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине”. Гродно, 2000 г.
Материалы Госархива Гродненской области.