Святая блаженная Валентина Минская
Святая блаженная Валентина Минская
(Валентина Феодоровна Сулковская)
Цель урока: пробудить интерес к жизни и подвигу святых Белорусской Православной Церкви.
Задачи урока: донести смысл определения слова «святой» в Православной Церкви; познакомить учащихся с жизнью и подвигом святой блаженной Валентины Минской.
Ход урока:
Доброго дня, дорогие ребята. Вы, конечно, слышали про святых людей. Их иконы украшают храмы и многие дома, миллионы людей по всему миру почитают их. Кто же они такие? Давайте попробуем разобраться. Как думаете вы? Знаете ли вы, кого мы можем называть «святым»? (Ответы детей).
Те, кого мы называем святыми были обычными, простыми людьми, как мы с вами, но в какой-то момент они обратились к Богу всем своим сердцем и начали стремиться жить праведно и духовно. Святой – это тот человек, который не только не нарушал нравственных норм жизни, но и сумел приобрести то, что называется чистотой сердца, которая в свою очередь и является плодом правильной духовной жизни.
Что же значит быть праведным?
Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Это люди, которые искренне стремятся жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Они и есть праведники. Однако, пока в человеке еще живут страсти, жизнь не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Именно поэтому, праведность еще далека оттого, что именуется в Церкви святостью.
Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, должна быть соединена с постоянной молитвой, с постом и воздержанием телесных и душевных чувств. Духовная жизнь зачастую требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: это и отказ от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Учитывая все эти условия, мы понимаем, что жить так могут далеко не многие. В первую очередь создать такой образ жизни могут монахи.
Церковь канонизирует (прославляет в лике святых) и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример либо подвига страданий и смерти за Христа (мученики), либо доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники).
Чтобы проще было объяснить термин святости, давайте проведем аналогию со спортом. Каждый из вас так или иначе играл в различные спортивные игры.
Существует много видов спорта: футбол, бокс, легкая атлетика и многое другое. Ликов святости также много: мученик, преподобный, страстотерпец, блаженный. Каждый вид спорта кардинально отличается от другого. Такое направление как шашки, к примеру, не сравниться в отношении сложности с волейболом или плаванием. Так и мученичество, то есть смерть и страдания за Христа, конечно, отличается, к примеру, от подвига блаженных. В каждом виде спорта есть профессионалы, то есть те, кто достигли больших успехов в своей области. Для этого они немало потрудились. Христиан тоже много, но среди них совсем немного тех, кто достиг святости, достиг совершенства в какой-либо добродетели.
Сегодня мы предлагаем вам для ознакомления житие близкой нам святой Белорусской Православной Церкви. Какой была ее жизнь? Чем она прославилась в лике святых? Какой урок для себя мы можем вынести из ее жизненного пути? Об этом мы сейчас и поговорим.
(слайд 1) Святая блаженная Валентина Минская происходила из двух благочестивых священнических родов: Свирских и Чернявских.
В 1888 году, 7 апреля по старому стилю, в доме священника Феодора Иосифовича Чернявского, раздался первый плач новорожденной. В семье уже было две девочки – Анна 1882 и Ксения 1886 года рождения. Теперь родилась третья. Девочку крестили в Свято-Никольской церкви и нарекли Валентиной.
Отец Феодор служил настоятелем главного в Станьковском приходе храма. Семья жила не в Станькове, а рядом с приписной церковью, в селе Коски. Там же находилась усадьба священника и земельный надел. Отец Феодор сам построил большой дом для своей семьи в 1888 году.
В 1892 году у отца Феодора и матушки Софии родилась Ольга, самая преданная сестра Валентины. В 1896 году родилась Мария. Девочка скончалась в первые годы ХХ века. В семье осталось четыре дочери, которым суждено было вырасти, повзрослеть, и каждой – понести свои радости и тяготы.
Эта приветливая, дружная, укрепленная в вере семья дорожила любовью друг к другу. Отец Феодор искренне служил Господу, за что его неоднократно отмечали наградами.
Мама Валентины, София Петровна Чернявская (Свирская), имела особый дар нести слово Божие. Как всякая православная жена, она была незаметной тенью мужа. Она вела с девочками духовные беседы и воспитывала их постоянным напоминанием примеров святости. Ее простая, красивая речь, примеры из Священного Писания и жизненных судеб святых людей уверяли детей в том, что святость – это идеал жизни, к которой нужно стремиться.
(слайд 2) Детские годы Валентины проходили в любви и труде. Когда ей исполнилось пять лет, она принесла из лесу маленькую елочку и посадила ее неподалеку от храма в Косках. Девочка усердно поливала ель и молилась Господу, чтобы деревцо росло и крепло. Елочка выросла крестообразной, словно благословляющей труд и детскую молитву, исполненную безупречной веры.
(слайд 3) Когда Валентина немного подросла, ее отдали учиться в Минское духовное училище.
Для родителей были ясны судьбы сестер, они сулили девочкам жизнь на приходах в приятных семейных хлопотах.
Первой вышла замуж Анна. Ее мужем стал священник Василий Степуро. Ксения стала женою Сергия Родаковского, который также готовил себя к священнической стезе. Ольга замуж не вышла.
(слайд 4) Валентина вышла замуж в 1912 году за человека из духовного сословия Феодора Васильевича Сулковского. Невесте было 24 года, жениху – 44. Родственникам казалось, что разница в возрасте жениха и невесты слишком велика. Муж Валентины Феодоровны служил в Минском Уездном правлении в звании коллежского советника, что соответствовало армейскому чину полковника.
(слайд 5) Мирное время продолжалась недолго. Вскоре страну охватила война 1914 года. Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства: он занимался разрешением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта. Валентина Феодоровна выехала вместе с мужем в Польшу на место его службы. В качестве помощницы по дому она взяла с собою односельчанку Ефросинью, которая состояла в прислугах в доме ее отца.
В феврале 1917 года Валентина закончила трехмесячные курсы «для переписки бумаг и для обучения письму на пишущих машинах» были. Овладев машинописью и искусством переписчицы, Валентина Феодоровна могла хоть немного зарабатывать на жизнь. Впереди были революционные события, перевернувшие весь мир.
27 декабря 1919 году, на 70-м году жизни, избежав участи быть расстрелянным, мирно отошел ко Господу отец Феодор.
С началом революции Феодор Васильевич, как и все служащие царю и отечеству люди, стал врагом для нового строя. Супруги Сулковские поселились в Трухановичах, родном селе Феодора Васильевича. Чтобы как-то выжить, они занялись сельским хозяйством.
5 декабря 1931 года в Москве был взорван кафедральный храм Христа Спасителя. Пошла новая волна гонений на христиан. Дом, принадлежавший Чернявским, отобрали. Имущество, накопленное семьей за многие годы, национализировали. Реквизировали не только дом и все имущество, но и лошадей, всю домашнюю скотину, запасы зерна и картофеля. Семье впору было бы скитаться. В доме священника разместилась школа.
Видимо, в этот тяжелый период Валентина Феодоровна посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Старица сказала: «Ты займешь мое место». Вскоре начались новые скорби, и у Валентины Феодоровны стали болеть ноги.
В 1931 году по ложному навету Феодора Васильевича арестовали. Его сослали в ТемЛаг – лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги. До апреля 1933 года Феодор Васильевич был заключен там, а со сменой начальства получил разрешение выехать на так называемое вольное поселение в Астрахань. Там его вновь арестовали, выслав на дальний Восток, где он и погиб в 1933-м.
Валентина Феодоровна лишилась супруга и совсем слегла. Все замужние сестры Чернявские стали вдовами.
Но Господь не оставил в беде Валентину Феодоровну, послав добрых людей, которые стали помогать ей и ее маме – Софье Петровне. Племянник Феодора Васильевича Александр Александрович Сулковский, в ту пору – ссыльный поселенец города Златоуста, каждый месяц высылал в Коски по сто рублей денег почтовым переводом.
В 1937 году, в разгар зимы, сестры полностью осиротели – не стало Софии Петровны.
Встать с постели и проститься с матерью Валентина Феодоровна уже не смогла. Ей помогли обуться, набросили полушубок, но она не сумела встать на ноги и подойти.
Валентина Феодоровна осталась одна. У нее уже не было ни мужа, ни отца, ни матери, ни близкого ей мира верующих.
Она нуждалась в уходе, внимании. Старшие сестры были далеко, одинокая Ольга Феодоровна не могла оставить работу в школе под Минском. По ее просьбе в коскинский домик перебралась из Заболотья Ефросинья Ивановна – та самая Ефросинья, которая некогда помогала по хозяйству семье священника, ездила в Польшу с молодой четой Сулковских. Теперь она приехала в Коски на жительство с мужем и единственным четырехлетним сыном Николаем. Тяжело работая в колхозе, Евфросинья Ивановна стала привычно ухаживать за Валентиной Феодоровной.
По воспоминаниям людей, знавших Валентину Феодоровну, видно, что состояние здоровья ее было переменчивым. Изредка она вставала. Николай, сын Ефросиньи Ивановны, вспоминал, как он, будучи пятилетним ребенком, помогал ей выйти на улицу, поддерживая за руку. Видимо, летом Валентине Феодоровне становилось лучше.
(слайд 6) Непонятное человеческому разуму, таинственное происходило рядом с матушкой. Своим духовным взором она провидела мир с невидимой для нас стороны. Она без вопросов прозревала жизнь посещавших ее людей, легко давала ответы на невысказанные, мучительные вопросы своих посетителей. Она ясно видела и настоящее, и прошедшее, и будущее совершенно незнакомых ей людей. У человека открывалось сердце ко Господу – и это было самым большим чудом которое совершалось по молитвам матушки Валентины.
Люди, знавшие матушку Валентину, рассказывают, что дотронуться до ног ее было невозможно – она кричала от боли. Домик, в котором она жила, был крошечным. Его скорее можно было бы назвать хижиной с соломенной крышей. Одром Валентины стал небольшой топчанчик, приделанный к печной лежанке сбоку, слева от печи. Над этим ложем, к потолку, была прибита большим гвоздем веревка с деревянной поперечиной. Валентина Феодоровна держалась за веревку, подтягивалась, садилась на кровать и читала, молилась. В той же единственной комнате проживала семья Лойко. Сени были совсем маленькие, холодные и темные.
Вокруг изголовья на лежанке было очень много книг и рукописных тетрадей. Это было непривычно для деревни, и часто вызывало у приходящих мистический трепет. Некоторых людей она встречала с улыбкой, от иных – напротив – отворачивалась. Видела она людей не такими, какими они хотели бы казаться, а такими, какими они были на самом деле. Искренне хотела помочь, но не каждому могла помочь. Однажды к ней приехал инвалид на костылях. Матушка сказала, что помочь ему не может, велела обратиться к врачам. Когда посетитель ушел, она сказала:
— Кто мы такие, чтобы отменять Божие наказание? Бил своего отца, и Господь наказал.
Когда в июне 1941 года началась война, наверное, Бога над собою почувствовал каждый, кто вынужден был защищать свой дом.
К матушке потянулись жены, матери и сестры мобилизованных мужчин. Каждый день к ней приходили солдатские жены. Измученные ожиданием письма с фронта, они просили сказать, где находится кормилец семьи, отец детей, жив ли он…
Скоро пришел час сугубого подвига матушки Валентины. Однажды пришла с работы Ефросинья, а матушки нет в постели. Она ринулась в сад, за калитку – нет нигде. Ефросиния очень перепугалась. Она вернулась в хату и увидела, что матушка стоит на столе. Валентина Феодоровна стояла в полный рост перед самыми иконами, с поднятыми руками, как священник перед престолом, и горячо молилась. Ефросинья недоумевала: как она при такой немощи могла взобраться на стол?
С того дня матушка Валентина не вставала.
Теперь тропинка в домик была протоптана еще более основательно, не зарастала летом, не уходила под снег зимой. Каждый входящий сюда желал утешения. Каждый открывал низкую дверь, входил в бедную сельскую хату и видел лежащую на белой постели повязанную платочком старицу с крестом в руке. Люди сидели на лавках, отогревались рядом с матушкой Валентиной. Как бы ни было пусто в закромах, но Ефросинье Ивановне матушка всегда говорила:
— Угощай людей чаем и сухариками, не отпускай так.
Матушка Валентина никогда не лежала без дела.
Она постоянно пребывала в молитве и трудилась в делании цветов, которые верующий люд разбирал. Имела матушка Валентина деревянный крест, которым народ благословляла.
Одна из посетительниц матушки Валентины рассказывала, что, когда она впервые попала в дом матушки, была удивлена этим именно крестом. На нем было множеством то ли ниток, то ли тряпиц. Позднее она поняла, что это были шнурочки, которые матушка Валентина плела своими руками. Эти тесемочки, напоминающие цепочки, она плела мелкими петельками на пальцах. Предназначались они для ношения нательного креста. Их матушка раздавала своим посетителям.
…В тот день у матушки Валентины не было гостей. Непривычная тишина объяла хатку. Ефросинья уже год как умерла. Николай давно жил в Минске со своей семьей. За матушкой ухаживала Ольга Феодоровна. Как всегда, она сокрушалась, что матушка мало ест, много читает, не бережет себя…
Дверь открылась, и на пороге появилась единственная посетительница за весь день. Такое безлюдье в Косках было редкостью. Женщина приехала из Вильнюса. Ей предложили поесть, попить чаю. Помолились. Та за что-то благодарила матушку, достав из сумки подарок: розовое атласное платье. Никто не мог предположить, что в этот значительный и скорбный день в него будут одевать матушку Валентину.
На улице было тихо, но немного начинало мести. Ольга Феодоровна прислушалась к звукам зарождающейся метели. Вдруг матушка подозвала ее. Ольга подошла. Матушка Валентина заплакала, попрощалась. Потом сказала: «Свершилось!» — и тихо, со светлой улыбкой, умерла. Она выполнила свой долг на этой земле. Она вынесла свой подвиг молитвы за гонимых, слабых и погибших в годы осквернения и клеветы.
(слайд 7) У каждого человека свой жизненный путь, начертанный Богом. У Валентины Феодоровны ее жизненная дорога и дорога ко Всевышнему была словно соткана из трагедий и потерь близких людей. Кроме этого Валентина Феодоровна пережила войну, гонения, революцию, была лишена отчего дома, всего нажитого имущества. Казалось бы, от таких событий жизни можно только впасть в уныние, обозлиться на весь мир. По крайней мере, в нашей жизни, к сожалению, зачастую происходит именно так.
Страшная болезнь приковала матушку к постели на долгие годы. Обычно мы жалеем таких людей, стараемся о них позаботиться, помочь. Но с блаженной Валентиной все совершенно иначе. Она, будучи полностью обездвиженной, сама помогает другим: помогает советом, поддержкой, молитвой, вселяет в людей надежду и веру, помогает найти путь к Богу и этим делает человека счастливым. Скольким людям она помогла найти выход из сложившихся сложных жизненных ситуаций в то непростое время! К ней приходили люди разных сословий – миряне и клирики, богословы и философы. И все они, независимо от своего происхождения и положения, находили утешение в ее словах и молитве. В многочисленных воспоминаниях о блаженной Валентине часто рассказывают о ее доброте, милосердии и сострадании, о многочисленных случаях чудной помощи.
(слайд 8) Ещё при земной жизни многим из своих посетителей она говорила: «Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу». Эти слова будто напоминание нам о том, что на самом деле смерти нет. Есть лишь переход от одного образа жизни к другому.
Белорусский святой – это тот человек, который жил там, где живем мы, молился там, где молимся мы, претерпевал те тяготы, что, переносили наши предки и, возможно, переносим мы. Святые нашей земли близки нам особенно, так же, как близки нам наши родственники. Мы дети одной земли. Это важно и по-своему воодушевляюще.
(слайд 9) Матушку Валентину канонизировали в 2005 году как местночтимую святую. Валентина Минская — первая в истории Белорусской Православной церкви, причисленная к лику святых в чине блаженной.
Видео, которые можно использовать по данной теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Kh0BNetG12M
https://www.youtube.com/watch?v=7gpff9sxFZ4