«Стыд и совесть» беседа на классном часу

«Стыд и совесть» беседа на классном часу

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Беседа на классном часу «Стыд и совесть»  

Цели:

уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;

формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

побуждать детей самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа с детьми

Поручить двум ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление

На перемене перед классным часом написать на доске:

а) СТЫД - осознание вины за свой проступок; СОВЕСТЬ – наш внутренний судья; 

б) Пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься,

7. Правда, как оса, - лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация, Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа. 

IV. Словарная работа. «Стыд» и «совесть».

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

VI. Ситуации выбора. «Голос совести».

а) Ситуация первая.

б) Ситуация вторая.

в) Ситуация третья.

VII. Упражнения для совести.

1. Минута раскаяния».

2. Минута прощения».

VIII. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

IХ. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.

Примерные ответы детей:

- Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что со-весть у меня есть.

- Лучше минута позора перед классом, чем родители.

- Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

- Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей!

- Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

- Только не родителей!

- А мне по барабану!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше. Про¬шло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек,

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце" 50лет, - ответил слепой.

Ш. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угры-зения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Я даю слово (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.

Ученик 1. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ученик 2. «Совесть» - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи): совесть - внутреннее сознание до-бра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская по-словица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске. Читают пословицы, записанные на доске:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, - лезет в глаза.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: А вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

Учитель читает:

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- непрестижная работа родителей;

- твое «простое» происхождение;  

- невежество, необразованность, безграмотность;

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

VI. Ситуации выбора. «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради Бога, ради своей души. Помним, что совесть – это голос Божий в душе человека. Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите? 

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация вторая

Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация третья

Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к ве-селому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководи¬тель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

VII. Упражнения совести

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между доб¬ром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, совершенные на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исце¬ляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

                                    «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу*.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье».  В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить проще-ния у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

Советую вам провести такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

VIII. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

- Хорошо жить, можно спать спокойно.

- Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

- Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

- Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не по-ступят бессовестно. И тогда он сразу - вспомнит о своих про-ступках и в нем проснется совесть.

- Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

- Нужно объявить бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я  с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая Правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? 

Примерные ответы детей: 

- Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

- Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.

- Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом. В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше и   не делать плохого.

 

СШ №1 г. Новогрудка,

кл. руководитель 5 класса

Житкевич Тамара Аркадьевна                                                                  

2010г.

Наверх