«Нерожденные хотят жить»
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Классный час для учащихся 9-11 классов
«Нерожденные хотят жить»
Цели и задачи:
- привлечь внимание старших школьников к проблеме абортов;
- выявить морально-психологические и социально-экономические причины этого явления, отношение к нему со стороны государства, медицины, Православной Церкви в различные периоды истории и на современном этапе;
- определить возможные пути преодоления данной проблемы;
- воспитывать у учащихся ответственное и сознательное отношение к вопросам семьи, брака, рождения детей.
- создать условия для формирования у школьников ответственности за свои поступки;
Эпиграф: Кто будет человеком, тот уже человек.
Тертуллиан, 3 век н. э.
Ход занятия
1. Вступление.
Просмотр видеоклипа «Песня о маме»
- Какие ассоциации у вас возникли, когда вы смотрели видеоролик? (Ответы учащихся: счастье, радость, семья…)
- А что такое человеческая семья? (…..)
- Какое значение она имеет в личной, общественной жизни людей и в жизни целых народов? Обо всем этом задумывается каждое поколение рода человеческого. И это не случайно, потому что за свою долгую историю потомки Адама и Евы не могли не увидеть теснейшей связи между состоянием семьи и состоянием общества, а порою, и всей цивилизации в целом.
- А как вы считаете, с какой целью сегодня люди создают семью? (Ответы учащихся: из-за любви, для совместной жизни, для постоянного общения с интересным тебе человеком, женщины ищут опору в жизни, мужчины стремятся реализовать себя как защитника своих близких, для продолжения рода…)
- «В семье, где двое собираются во имя Господне, родившийся третий делает совершенным проявление любви обоих супругов к себе самим, друг ко другу и к родившемуся от них существу», - сказал Митрополит Филарет на Международной конференции, посвящённой вопросам образования и семьи, которая проходила в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в сентябре 2002 года.
- А всегда ли этот третий может появиться на свет? Почему? (Ответы учащихся: из-за болезни родителей, из-за бесплодия родителей, из-за биологической несовместимости, из-за нежелания супругов иметь детей, из-за прерывания беременности по желанию женщины или обоих супругов…)
- А как называется прерывание беременности?
- Да, вы абсолютно правы, Аборт…
- А вам не кажется, что это слово звучит как-то странно, как удар, как гром, как нож в спину, как звуки набата? Обычно эти звуки возвещают о беде, призывают объединиться. Я сегодня призываю вас задуматься над проблемой, которая волнует весь мир. И это проблема абортов.
- Древние философы говорили: «Женщина – это первое жилище человека». Вы согласны с этим? (Ответы детей)
- И это действительно так. Ведь чрево матери – это дом ребенка, в котором он находится в течение девяти месяцев: от зачатия до рождения.
Сегодня этот дом находится под угрозой уничтожения в результате массового использования абортов. (Ответы учащихся)
2. Определение актуальности темы.
- Да, действительно, остался тяжелый осадок на душе. А стоит ли тогда поднимать эту тему? Может быть, об этом говорить еще рано в вашем возрасте? Почему? (Ответы учащихся)
- Проблема абортов актуальна для всех стран мира. Послушаем группу наших социологов, которые подготовили материал по этому вопросу.
Сообщения учащихся
Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом.
В Беларуси аборты разрешены законодательством, которым установлены критерии и сроки прерывания беременности по желанию женщины (до 12 недель беременности), по медико-социальным (до 22 недель беременности) и медико-генетическим показаниям.
В России прервать беременность без объяснения причин можно на сроке до 12 недель.
Аборт разрешен в Англии, Бельгии, Дании, Канаде, Германии, Норвегии, Турции, Австрии, Италии и др. странах.
В США долгое время были запрещены любые аборты, но между 1967 и 1973 годом 17 штатов изменили местное законодательство. На каких сроках возможен аборт, каждый штат устанавливает самостоятельно.
"Социальные" аборты разрешены также в Венгрии, Исландии, Люксембурге.
В Японии до сих пор не разрешены к продаже противозачаточные таблетки, и аборт остается главным средством регулирования рождаемости.
И только в немногих странах: Шотландии, Непале, Объединенных Арабских Эмиратах, Афганистане, Анголе, Египте, Папуа Новой Гвинее аборты полностью запрещены. В Непале женщин, нелегально сделавших аборт, судят за убийство и отправляют в тюрьму.
- Если это всемирная проблема, то кого она волнует?
(Ответы детей)
* Церковь называет избавления от нежелательной беременности убийством.
* Политики заявляют, что каждый маленький гражданин должен быть защищен государством.
* Демографы кричат о том, что целые нации вымирают, пока миллионы женщин «ложатся под нож», потому что хотят пожить для себя.
* Женщины в свою очередь заявляют: «Уберите экономическую нестабильность, и мы с огромной радостью родим ребенка и воспитаем его на благо общества».
3. Основная часть. Работа по теме классного часа
- Каковы на ваш взгляд причины возникновения этой проблемы сегодня? Что толкает женщин на аборты? (Ответы учащихся)
- Итак, причины, на ваш взгляд, в следующем:
* распад семей.
* аморальное поведение и как следствие нежелательная беременность.
* необдуманные браки.
* гражданские браки.
* социальная неустроенность.
* желание пожить для себя, не ущемляя собственной свободы.
* медицинские показания.
- А как с точки зрения психологии можно объяснить поведение женщины, идущей на аборт? (………………………) Я предлагаю послушать комментарии по этому вопросу нашего школьного психолога.
Выступления психолога
- Оказывается, проблема абортов волнует не только современных людей. Как выяснила группа наших историков, она существовала всегда. Им слово.
Сообщения учащихся
Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона.
Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре.
ХХ век легализовал аборты.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"). В то же время Аристотель считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась"чувствительность" и "двигательная активность".
В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались.
Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери, поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление.
Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750 г.
Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода.
В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.
В дореволюционном законодательстве России наказывался аборт, производимый самой женщиной или другим лицом без медицинского образования.
Принадлежность лица к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.
Первым государством, легализовавшим "аборт по просьбе", была Советская Россия. Указ был введён в действие 18 ноября 1920 г. Эта была мера, направленная в первую очередь против криминальных абортов.
- Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. А как вы считаете, ребята, можно ли назвать аборт убийством? (Ответы учащихся)
- «Умышленно погубившая зачатый во утробе подлежит осуждению, как за убийство», - пишет святитель Василий Великий. О возрасте плода нет ни слова.
Изменилось ли сегодня отношение Православной Церкви к вопросу об абортах? Об этом мы попросим рассказать священника ………………………..
Выступление священника
- А что по этому поводу говорит наука? С какого момента человека можно считать человеком? Над этим вопросом работала группа биологов. Заслушаем их сообщения.
Сообщения учащихся:
Плод - это развивающийся организм, начиная с девятой недели внутриутробного развития и до рождения. До девятой недели этот организм носит название зародыша или эмбриона.
Нормальная беременность продолжается 40 недель плюс-минус две недели. Эти 40 недель гинекологи делят на три триместра: I триместр - до 12 недель, II - 12-24 недели , III - от 24 недель до родов.
Нас интересовал только I триместр, так как именно до 12 недель разрешены аборты по желанию женщины в Беларуси.
ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ
4 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ
• У ребёнка сформирована голова
• Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.
• Формируется мозг и позвоночник
6 НЕДЕЛЬ
• Сердце теперь имеет четыре отделения.
• Формируются пальчики на руках и ногах.
• Рефлекторная активность начинается с формирования мозга и нервной системы.
• Начинают быть видны глаза, уши, челюсть.
• Формируются лёгкие, желудок и печень.
8 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ
• Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы.
• Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка.
• Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка.
• Нервная система всё совершенствуется.
10 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ
• Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти.
• Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует.
• Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.
• Присутствуют все важные органы человека.
• Продолжают развиваться мышцы.
12 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ
• Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей.
• Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения.
• Сформированы веки малыша.
• Можно определить пол ребёнка.
- А хочет ли что-нибудь добавить к сказанному наш учитель курса «Здоровый образ жизни»?
Выступление учителя курса ЗОЖ. Он демонстрирует брошюру по теме классного часа, выпущенную в школе.
- Вечный вопрос человечества: «Быть или не быть?» Сегодня звучит по-другому: «Оставить или не оставить? Сохранить или не сохранить?» Этот вопрос касается всего цивилизованного человечества. Напрямую он коснулся и героини нашего видеосюжета, кстати, матери троих детей.
Просмотр видеосюжета о женщине, делавшей аборты.
- Тяжело на все это смотреть, все это слушать, сердце разрывается на части от боли и жалости. Жаль нерожденного малыша, его мать, раскаявшуюся в своем поступке, но, к сожалению, ничего уже невозможно исправить. И невольно вспоминаются слова итальянского юриста Рафаэля Беллестрине:
«Самым верным доказательством, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».
4. Рефлексия
- Хотелось бы узнать, ребята, какие выводы вы для себя сделали из нашего сегодняшнего разговора? Нужен ли он был вообще? Сформулируйте свою мысль 1-2 предложениями. (Ответы учащихся)
5. Заключение.
Ученица читает стихотворение на (фоне музыки):
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться.
Тебя не станут за руки держать
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И разве не смогла б ты поделиться
С ним миром, домом, лаской и теплом,
И если нужно даже потесниться
И дать ему местечко за столом?
И, может быть, ни кто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит,
Окажется Ученым иль Поэтом
И целый мир о нем заговорит...
- Я хочу поблагодарить всех участников нашего сегодняшнего разговора и оставить вам на память вот это стихотворение (показывает стихотворение «Письмо нерождённого ребёнка»). Прочтите сами, дайте прочесть друзьям. Может быть, оно поможет кому-нибудь избежать рокового шага.
Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
Марцуль Натальи Геннадьевны
и классного руководителя Новогран Елены Васильевны
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Новогрудка»