"Молитва – хлеб наш духовный, помощь в делах и защита в опасности"
Цель:
1. Рассказать учащимся, что такое молитва; чем является молитва для православного человека;
2. Познакомить ребят с тем, какие бывают молитвы;
3. Показать на примерах из жизни Святых отцов и простых людей силу молитвы.
4. Пригласить ребят к активному участию в уроке, предварив его домашним заданием.
Оборудование: Видеофильм: «О молитве» (30 серия, 2 диск «Закон Божий», отрывок из радиопередачи Евфросинии Боголюбовой «О силе Иисусовой молитвы», аудиозапись молитвы, плакаты с эпиграфами:
1. Молитва есть общение души человеческой с Богом, она – опора во всякой беде, основа любого успеха.
2. Молитва - это разговор человека с Богом.
3. Молитва христианина – сердечное обращение к Богу, когда выражается вера в Него, надежда на Него и сыновья любовь к Нему.
4. Творение молитвы – первое главное дело верующего человека.
5. Молитва – незаменимый духовный хлеб человека.
Учитель. Ребята, тема нашего занятия «Молитва – хлеб наш духовный, помощь в делах и защита в опасности». Сегодня вы узнаете, что такое молитва, как нужно готовиться к молитве и творить её, какие бывают молитвы.
Именно с молитвы мы и начнем нашу встречу. (Звучит молитва в записи).
Учитель. Полноценную счастливую жизнь человек может иметь тогда, когда он одновременно имеет телесную и Божию духовную пищу. Главной частью телесной пищи является хлеб, а духовной пищи – молитва, которая есть независимый духовный хлеб человека.
Ученик. Молитва – это разговор человека с Богом, который видит и слышит нас, любит всех людей и знает каждую нашу мысль, каждое чувство. Если мы обращаемся к Нему, даже мысленно, про себя – Он слышит нас.
Молитва дарит радость близости с любящим нас и дающим нам все блага Господом. Но радость и блага молитва даёт лишь тем, кто с верой, от всего сердца и с пониманием её произносит.
Ученик. Молитва христианина – сердечное обращение к Богу, когда выражается вера в Него, надежда на Него и сыновняя любовь у Нему. Молитва есть благоговейное стремление человека к Богу, это беседа человека с любящим его Всемогущим Отцом.
Учитель. Ребята, молитва необходима нам так же, как воздух и пища. У нас все от Бога, и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и всё необходимое даётся нам богом; «Без Бога – ни до порога», - говорит русская пословица.
Просмотр диска 1 «Закон Божий», часть 1, 30 серия «О молитве».
Учитель. Творение молитвы — первое главное дело верующего чело-века. От того, как и сколько времени человек творит молитву, в первую очередь, зависит его близость к Богу и соответственно получаемые от Него покровительство, защита, помощь, благодать.
Человек — это особое существо, соединяющее Небо и Землю, духовный и материальный мир, а молитва содержит тайну и чудо соприкосновения, соединения человека с Богом, Его Небесным Царством. Это чудо перехода человека из привычного видимого, материального мира в невидимый, духовный мир.
Человек всегда окутан оболочкой грехов, иногда весьма плотной, которая или не дает его душе совершить этот переход из материального мира в мир Божий, духовный, или затрудняет его. Грехи не пускают переступить заветный порог и начать общение с Господом. Человек должен собрать все силы души и духа, чтобы войти в наиболее полное соприкосновение с Божиим духовным миром. Поэтому Святые Отцы советуют нам творить слова молитвы всем сердцем, всем разумением, всею душою, вкладывая в них всю силу сердца, ума и души и имея убеждение и веру, что Тот, к Кому обращены слова, находится рядом, все слышит и видит. В молитве главное — осуществить и поддерживать соединение с Богом и Его духовным миром.
Ученик.
Молитва
Матерь Небесная! Жизнь мою бурную
Ты осияй светозарной любовию.
Горнего Ангела в полночь лазурную
Тихо пошли к моему изголовию.
Дай ему, Светлая, силу чудесную
Вновь воскресить мою свежесть бывалую.
Чистые помыслы, веру небесную
Снова вдохнуть в мою душу усталую.
Перед иконою с чистой лампадою
Дай мне склониться с молитвою чудною,
Светлой надеждою, тихой отрадою
Жизнь осени Ты мою многотрудную.
Учитель. Творение молитвы — это одна из важнейших областей созер-цающего творчества человека, открывающего в словах молитвы неисчерпаемое богатство содержания и чувств. Молитва — это тонкое творческое делание, это духовное искусство, которым невозможно овладеть сразу на высоком уровне, как и другим благородным искусством, например, церковным пением или игрой на скрипке. Поэтому говорят: он творит или сотворил молитву. Искусством молитвы невозможно овладеть, прочитав несколько хороших книг и брошюр на тему, как молиться. Совершенство молитвы возрастает постепенно, в постоянном упражнении творения молитвы, пользуясь советами духовника.
Ученик. И в радости, и в печали, и когда есть какая-либо нужда, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь добр и милостив к нам, и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся и что нам полезно. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанн, 16: 23); так сказал Сам Господь. Поэтому нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать. Только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.
Просить на молитве можно обо всем насущном для земного бытия: об успехе начатого дела, об избавлении от опасности, об исцелении от болезни и о других нуждах земной жизни, не содержащих греха и сообразующихся с жизнью по Евангелию. Но прежде просьб необходимо благодарить Господа за все блага и скорби, какие имеем в жизни.
Звучит в записи песнопение:
Мира Заступница, Мати Всепетая!
Я пред Тобою с мольбой;
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью укрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги —
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
М.Ю. Лермонтов
Учитель. Какие замечательные слова обращения к Пресвятой Богородице! А написал их известный всем нам поэт М. Ю. Лермонтов.
Христианин, поднявшись утром, произносит: «Господи, благослови!» и осеняет себя крестным знамением: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Существуют особые утренние молитвы. Так, с первых секунд принимается духовная сила к преодолению любых испытаний.
Также молитва перед сном предвещает полноценный отдых душой и телом. Она отгонит бессонницу или тревожные сны. Как необходимо умываться утром и вечером, так необходимо умывать и свой духовный лик — молиться Господу.
«Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать», — говорил святитель Григорий Богослов. Потому что без Бога мы не могли бы сделать ни одного вздоха.
Понаблюдайте, ребята, за собой: чем бывает занят наш ум, когда мы ничем не заняты? В нем проплывает все, что угодно. А свободное время часто ли проводим с пользой? Оно будет часто занято бесцельным времяпрепровождением, часто грехом, бессмыслицей, пустыми разговорами… Если мы так будем проводить время, свою жизнь, то со временем к нам придут болезни и скорби, чтобы мы одумались.
А как же лучше проводить жизнь? В полезных занятиях, в делах милосердия, в молитве. Жизнь человека есть духовная война, на которой решается его вечная участь. Здесь нельзя быть беспечным. Любая мысль или чувство сердца, отданные греху, означают поражение перед невидимым врагом, который желает разорить наш внутренний мир. Напротив, каждый помысл или чувство, освященные молитвой Богу, становятся нашей личной победой на пути к вечному, небесному счастью.
Наконец, можно заметить и следующее. Иногда человек думает: «Зачем мне понуждать себя на долгие церковные молитвы? Лучше буду молиться тогда, когда душа сама попросит». И таким образом человек соглашается на погружение себя в суету повседневной жизни, когда душа редко-редко захочет молиться. Путь к Богу — это постоянное движение души вперед, постоянный поиск лучшего, светлого, небес¬ного, а значит, поиск молитвы. Но где научиться молитве, как не там, где молитва ежедневно возносится — в храме! Поэтому чем чаще хри¬стианин посещает храм, тем сильней и чище его личная молитва.
Самая сильная молитва для нас грешных — то молитва церковная. По молитвам Церкви человек в огне не горит, в воде не тонет, молитва эта со дна моря вынимает, небеса потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей.
Ученик.
Перекрещу тебя в дорогу.
Теперь иди, плыви, лети,
Спеши к далекому порогу,
Господь хранит тебя в пути!
Господь хранит тебя в напасти,
Господь хранит тебя от бед,
В минуты горести и счастья,
В дни поражений и побед.
Господь хранит и, слава Богу,
Ведет к Себе тебя, храня...
Перекрещу тебя в дорогу.
И ты перекрести меня!
Е. Санин
Учитель. Ребята, а знаете ли вы, какие бывают молитвы?
(Предполагаемые ответы: Господь дает нам способности, здоровье, благополучие и скорби для нашей пользы. За это мы должны прославлять и благодарить Бога благодарственными, хвалебными молитвами.
Если с нами случится какое-либо несчастье, или болезнь, или беда, или нужда, мы просим у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело, согрешим и провинимся пред Богом, нам следует просить у Него прощенья — каяться. Такие молитвы называются покаянными).
Звучит в записи молитва «Трисвятое».
Учитель: А это какая молитва? (Просительная).
Учитель. Поскольку мы постоянно грешим пред Богом, то, прежде чем просить у Него каких-либо благ, необходимо покаяться. Душу, очищенную покаянием, скорее услышит Господь.
Православные люди молятся обычно церковными молитвами, составленными Святыми Отцами по откровению свыше. Эти молитвы — великие произведения души и духа. Они содержат самые заветные, глубокие и сильные слова и говорят о том, что важно для всех людей. Они никогда не надоедают, потому что даже самые мудрые люди, молясь ими всю жизнь, находят в них утешение и новое знание о Боге и о себе. Мудрость этих молитв неисчерпаема.
Церковные молитвы, как правило, изложены на церковно-славянском языке. Люди иногда спрашивают, для чего же молиться именно по-церковнославянски, если молитва — это искренний разговор с Богом? Не проще ли и не лучше ли было бы обращаться к Богу своими словами? Церковь не запрещает и даже советует молиться также и своими, искренними словами от сердца и молитвами на современном русском языке. Однако она настойчиво говорит также о необходимости сохранения церковно-славянского языка и молитв на этом языке, поскольку он точнее, глубже и полнее выражает святые чувства и мысли.
Напомним, что церковно-славянский язык создан равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием по Божиему откровению для передачи славянским народам Божиего слова.
Учитель. Ребята, а какие молитвы вы знаете?
Учащиеся отвечают. Отче наш. Иисусову молитву.
Учитель. Молитву «Отче наш» дал нам Сам Господь. А вот пример, говорящий о силе Иисусовой молитвы.
Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит; далеко впереди стоит монах и машет рукой: остановись! Машинист остановил поезд; оказалось, что шпалы разобраны, еще немного, и случилась бы авария. Пути починили, и тогда вспомнили о монахе: где же он? Решили, что вошел в поезд; пошли по вагонам. И вот видят, в одном вагоне сидит монах и перебирает четки: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.» "Это ты поезд остановил?" — спрашивают его. "Нет, что вы!" — "А кто же?" — "Не знаю". И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне. Что же произошло? По молитвам монаха Господь послал Ангела в его образе, и он предотвратил несчастье.
Отрывок радиопередачи Евфросинии Боголюбовой (Диск 1, передача 7 «О силе Иисусовой молитвы»)
Но молитвой Иисусовой можно заниматься только с благословения духовника.
Ученик. Еще есть молитва «Богородице Дево, радуйся…»
Учитель. Да, очень полезно и спасительно читать также молитву "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших". По преданию св. отцов VIII-го века, тот, кто со вниманием, не торопясь, читает по 150 раз в день эту молитву, находится под особым покровом Матери Божией.
Учитель. Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути, потому что Бог везде рядом с нами.
Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашнею, или частною.
В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, свободные от занятий и работы, для молитвы нужно ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там молятся сообща, все вместе. Такая молитва называется общественною, или церковного.
Чтобы сжиться с молитвой, иметь ее как необходимый хлеб духовный, как воздух для тела, в первую очередь следует установить ежедневный молитвенный порядок — иметь свое молитвенное правило, которое включает набор молитв, составленных по откровению свыше святыми людьми. Оно может включать и собственные, идущие от сердца молитвы. Молитвенные правила даются в молитвословах Православной Церкви. Оно должно быть по силам, поэтому нужно посоветоваться с духовником.
Обращаясь к начинающим, святой Феофан Затворник говорит: «К невозможному Бог не обязывает. Что она (молитвенная жизнь) трудна, это правда. Но ведь и вообще все доброе трудно; тем паче таковою должна быть молитва — источник для нас всего доброго». Об этом же говорит и Христос: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфей, 11: 12).
Учитель. Ребята, обычное утреннее или вечернее правило из молитвослова миряне читают от 15 до 25 минут. Читать следует неспешно, чтобы слова молитвы, несущие богатое содержание и Божию благодать, могли быть поняты и восприняты умом и сердцем, прошли через них и остались в них. Важно, не сколько молитв прочтено, а сколько времени происходило внимательное, углубленное творение молитвы в соприкосновении с Богом и Его духовным миром.
Существует золотое правило православных людей: «трудись и молись» — молиться во время разнообразной физической работы, путешествия, в дороге, при вынужденном ничегонеделании и т. д.
Молитвенное правило (находится на партах в файлах; ребята по очереди читают вслух).
1. Молись — и мысли все, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою. Молитва подаст тебе просветление ума, успокоит и отгонит все неуместные помыслы.
2. Молись - и дела твои будут богоугодны и для тебя полезны и спасительны.
3. Частая молитва, о чем бы ни была, не останется без плода (Марк Подвижник), поскольку в ней самой есть сила благодатная. Свято имя Его и всяк, иже призовет имя Господне, спасется [Ср.: Лк. 1: 49, Рим. 10: 13].
4. Молись — и не трудись много своею силою побеждать страсти. Молитва разрушит их в тебе.
5. Молись — и не опасайся ничего, не бойся бед, не страшись напастей: молитва защитит, отвратит их. Вспомни утопавшего апостола Петра; молившегося в темнице апостола Павла; инока, избавленного молитвою от постигшего искушения; девицу, спасенную от злонамеренного воина вследствие молитвы и т. п. случаи: это подтверждает силу, мощность и всеобъемлемость молитвы во имя Иисуса Христа.
6. Молись хоть как-нибудь, только всегда, и не смущайся ничем; будь духовно весел и спокоен: молитва устроит все и вразумит тебя. Помни, что о силе молитвы говорят святые — Иоанн Златоуст и Марк Подвижник: первый утверждает, что «молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас очищает»... А второй так о сем говорит: «Молиться как-нибудь состоит в нашей силе; а молиться чисто есть дар благодати».
Ученик.
Молитва
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием.
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием.
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизиться часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего Ангела душу прекрасную.
Учитель. Ребята, готовиться к молитве и творить ее нужно так.
Прежде всего нужно иметь готовность души к молитвенному общению с Богом. Нельзя приступать к молитве после эмоционального, бурного разговора, после просмотра остросюжетного фильма и т. п., когда ум и дух возбуждены не богоугодными, а даже греховными страстями и мыслями. Приступая к молитве, человек должен отрешиться от обычных забот и занятий, собрать свои рассеянные думы, как бы затворить дверь души для всего земного, житейского, и устремить все свое внимание к Богу. В молитвослове сказано: «Подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси молитвы»; тогда обращайся к Всевышнему.
Нет пользы от молитв, если человек находится в состоянии обиды и вражды с ближними. Особенно если обида изошла от него. Поэтому следует примириться и попросить прощения у ближних; если есть возможность — перед молитвенным правилом, а нет — в ближайшее время; а если кто-то обидел — простить в своем сердце обидчика, помолиться о его здравии и благополучии.
Сила молитвы находится в прямой зависимости от нравственного состояния человека и чистоты его души и совести. Отягощение нераскаянными грехами, особенно злобой и обидой, затрудняет действенную молитву: в этом состоянии Господь не слышит и не воспринимает никаких просьб, кроме покаяния в грехах, покаянных молитв.
На молитве должно стоять с благоговением и страхом Божиим, так как стоим перед Самим Создателем, Управителем всем и Судьей. Следует восчувствовать перед собой невидимого живого Бога, который смотрит на нас и слушает произносимое тобой вслух или мысленно молитвословие. Святой Евагрий говорит: «Тщетны и бесполезны молитва, моление и прошение, когда они совершаются не со страхом и трепетом».
Твори молитву неспешно, с сердечным участием, со вниманием к каждому слову. Старайся вкладывать свой ум в слова молитвы, понять и постичь глубину и полноту содержания молитвы, о чем полезно размышлять и после чтения молитв. Если разум не сосредоточился на словах какой-либо молитвы, а занят уже другими мыслями — вернись и заново со вниманием прочти эту молитву.
Молитвы лучше знать и читать наизусть, тогда они глубже воспринимаются. Ежедневное чтение молитв незаметно приводит к их запоминанию.
Молитвы следует читать перед иконами, которые являются окнами в духовный мир. У всех наших предков обязательно были в доме иконы Христа Спасителя, Богородицы и своего святого или святой. Для усиления молитвы в начале, или в конце, или где сердцу угодно, делают на себе крестное знамение. Для этого также совершают пояс¬ные поклоны, касаясь рукой пола, и земные поклоны.
Наши молитвы не воспринимаются Господом и не угодны Ему, если мы молимся:
• механически, скороговоркой, рассеянно, отрешенно, хо¬лодно;
• или, напротив, с эмоциональным возбуждением, распалением и артистическими чувствами;
• без покаянных чувств за содеянные грехи;
• без любви к Господу, без страха Божия.
Не следует ограничиваться только утренним и вечерним молитвенным правилом, старайтесь чаще и больше находиться в молитвенном общении с Богом. Когда начинаешь выполнять какое-либо малое дело (куда-то пошел, поехал, приступаешь к ежедневной работе на кухне, на службе и т.п.), следует сказать: «Господи, благослови!» Когда начинают более крупное дело, читают «Царю Небесный...» Если что-то получилось удачно — «Слава Богу!», а если что-то не получается или опасность какая — «Господи, помилуй!»
Перед каждой трапезой читают «Отче наш...» или хотя бы — «Господи, благослови!» После трапезы — «Благодарим Тя, Христе Боже наш».
Ученик. Душа человека, живущего в греховном мире в удалении от Бога, представляет собой красивую латунную или медную вазу со многими изгибами, которая долгое время пролежала в сырой земле и обросла прочной коркой грязи, химически соединенной с металлом. Такую вазу тонкой работы нельзя очищать зубилом и грубым наждаком, могущим повредить ее первообраз. В прежние времена извлеченные из земли медные и латунные предметы очищали тальком и шкуркой. Это был многодневный труд. Каждое движение шкурки с тальком снимало с поверхности частицы грязи. Так шкурка доходила до чистого металла и открывала сияющую красоту поверхности, также в изгибах и углублениях вазы, где затруднительнее очищать.
Ученик. Молитва — это такое же многодневное и последовательное очищение нашей заросшей грехами души. Ежедневное чтение молитв выявляет и открывает красоту чистой Божией души, способной быть истинно счастливой. Вот для чего нам нужен труд молитвы. И еще: живя в очень грешном мире, душа каждый день покрывается грязью новых грехов, которые тоже очищаются только молитвой, Покаянием и Причащением.
Молитва призывает благодать Святого Духа в сердца наши и этим укрепляет нашу веру, надежду и любовь, дает просвещение нашему уму, укрепляет волю делать добро, утешает сердце во время скорби и страданий и может дать нам все то, что служит нашему истинному благу.
Ученик. На молитвах ни в коем случае не следует экономить силы и время. Эта экономия себе во вред. Имеется бесчисленное множество свидетельств и в книгах, и у живущих сегодня людей о том, что молитва — это сильная помощница в любом деле, которое делается более успешно, и охранительница от многих бед, в том числе и смертельных, и себя, и близких, и любимого дела, и Отечества нашего.
Ученик. В молитве мы стараемся понять, чего хочет от нас Бог, какова Его воля по отношению к нам, чтобы иметь благополучную жизнь, согласную с волей Божией. И Господь подает благие мысли для нашей пользы.
Молитва и участие в богослужениях никогда не были потерей, времени для человека особенно занятого многими ответственными делами. Напротив, такое общение с Господом помогало наилучшим образом осуществлять эти дела. Так, например, почитаемые нами за многие добрые дела для России великий князь Александр Невский и царь Алексей Михайлович молитве и богослужениям отдавали 5-6 часов ежедневно.
Учитель: Святые Отцы говорят, что любая молитва не остается без ответа, без Божиих благотворении. Однако некоторые сетуют, что Господь ничего не дал за многие молитвословия. Здесь могут быть разные причины. Первая, когда у Бога просят о том, что во вред себе и ближним. Так, одна женщина возмутилась: «Молилась, молилась о Божией помощи сыну, сколько свечей поставила, а его все-таки посадили за воровство».
Святой Филарет митрополит Московский в связи с этим говорит: «Если вы просите у Бога вещей, угодных Его воле, то Он дарует вам угодное и вашей воле. Не проси у Бога суетного и маловажного, а тем более того, что может быть пагубно для нашей души, например, богатства, славы и пр. Такая молитва не только бесплодна для нас, но даже и в грех может нам служить, как оскорбляющая Бога».
Другая причина, когда Господь по Своему промыслу не считает пока нужным для нашей пользы посылать ответные блага: «Если Бог не дает тебе того, чего ты желаешь и просишь, то, будь уверен, Он готовит и непременно даст что-нибудь лучшее, полезнейшее для тебя» (протоиерей Родион Путятин). Третья причина — невидение плодов молитвы, в том числе указываемых святым Иоанном Лествичником: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что самое пребывание на молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего — прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» И еще Иоанн Лествичник говорит: «Кто просит меньше того, чего достоин, тот, конечно, получит больше, нежели чего стоит». Царь Соломон, сын Давидов, не просил в молитве земных благ, а просил нравственных дарований — и получил более просимого: «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное и то, чего ты не просил. Я даю тебе и богатство, и славу» (3 Царств, 3: 11—13).
Учитель А теперь, ребята, послушайте какую огромную силу имеет молитва. Учитель читает отрывок из книги «Отец Арсений» под редакцией протоирея Владимира Воробьёва.
Иеромонах Арсений более 30 лет своей жизни провел в ссылках и лагерях. В один из своих арестов, находясь в бараке с уголовниками, батюшка защитил студента Алексея, которого избивали. За это их обоих, отца Арсения и Алешу, посадили в карцер при тридцатиградусном морозе.
Привели отца Арсения и Алексея в карцер, втолкнули. Упали оба, разбились, кто обо что. Остались в темноте.
Отец Арсений молчал. Алексей пробовал прыгать на одном месте, но это не согревало. Сопротивляться холоду было бессмысленно.
— Что Вы молчите? Что Вы молчите, отец Арсений? — почти кричал Алексей, и, как будто пробиваясь сквозь дремоту, откуда-то издалека прозвучал ответ:
— Молюсь Богу, Алексей!
— О чем тут можно молиться, когда мы замерзаем? — проговорил Алексей и замолчал.
— Одни мы с тобой, Алеша! Двое суток никто не придет. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня.
Холод забирал Алексея, но он отчетливо понял, что сходит с ума отец Арсений. Тот, стоя в молочной полосе лунного света, крестился и вполголоса что-то произносил.
Руки и ноги окоченели полностью, сил двигаться не было. Замерзал. Алексею все стало безразлично.
Отец Арсений замолк, и вдруг Алексей услышал отчетливо произносимые батюшкой слова и понял: это молитва. Алексей стал вслушиваться в слова молитвы. Вначале смысл их смутно доходил до него, было что-то непонятное, но чем больше холод охватывал его, тем отчетливее осознавал он значение слов и фраз. Молитва охватывала душу спокойствием, уводила от леденящего сердце страха и соединяла со стоящим с ним рядом стариком — отцом Арсением.
Карцера не было, была церковь. Но как они сюда попали и почему еще кто-то здесь, рядом с ними? Алексей с удивлением увидел, что помогали еще два человека, и эти двое были в сверкающих одеждах и горели необъяснимым белым светом. Лиц этих людей Алексей не видел, но чувствовал, что они прекрасны.
Молитва заполнила все существо Алексея, он поднялся, встал с отцом Арсением и стал молиться. Было тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе. Все, что произносил отец Арсений, повторял Алексей, и не просто повторял, а молился с ним вместе.
Ощущение, что Бог есть, что Он сейчас с ними, пришло к Алексею, и он чувствовал, видел своей душой Бога, и эти двое были Его слуги, посланные Им помогать отцу Арсению. Иногда приходила мысль, что они оба уже умерли или умирают, а сейчас бредят, но голос отца Арсения и его присутствие возвращали к действительности.
...Били по дверному засову, визжал замерзший замок, раздавались голоса. Алексей открыл глаза. Отец Арсений еще молился. Двое в светлых одеждах благословили его и Алексея и медленно вышли. Ослепительный свет постепенно исчезал, и, наконец, карцер стал темным и по-прежнему холодным и мрачным.
— Вставайте, Алексей! Пришли, — сказал отец Арсений.
Алексей встал. Входили начальник лагеря, главный врач, начальник по режиму и начальник «особого отдела» Абросимов. Барак встретил отца Арсения и Алексея как воскресших из мертвых, и только все спрашивали: «Чем спасались?» На что оба отвечали: «Бог спас».
Ученик. Действительно, в жизни бывают случаи, когда внезапная опасность мгновенно пробуждает человека и он вдруг произносит из самого сердца: «Господи, помоги!» Тяжелые обстоятельства способны подвигнуть человека к поиску Бога. А молитва, — обращение к Небесному Отцу, — рождает в душе живую веру, и человек уже точно чувствует: Господь всегда рядом и только в Нем — спасение от всякой беды.
Но подтвердит ли наши слова не сказка, а реальная история?
Ученик. В XIV веке, во время правления в Москве великого князя Дмитрия Донского, у татарского хана заболела любимая жена — Тайдула: она потеряла зрение. Хан послал в Москву к князю грамоту с приказом прислать в Орду святителя Алексия (1378), Московского митрополита: «Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Пришли его, пусть он исцелит жену мою. Если не пришлешь, пойду я опустошать землю вашу».
Князь передал волю хана святителю Алексию. Сначала митрополит смутился, но вера и надежда на Бога придали ему духовную силу.
Святитель зашел в храм к гробнице святого митрополита Московского Петра помолиться. Во время молебна вдруг сама собой зажглась церковная свеча. Подкрепленный этим знамением, святитель отправился в далекое и опасное путешествие. Прибыв в Орду, он отслужил молебен над больной Тайдулой, совершил водоосвящение и окропил святой водой глаза царицы. Тайдула прозрела. С тех пор она покровительствовала Русской земле, а святой Алексий возвратился домой со славой и богатыми дарами хана.
Так чистая, искренняя, полная веры молитва отвратила от родины грозящую беду.
Если бы каждый из нас смог научиться такой молитве!
Звучит песня:
Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
И твоим благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры беспредельной
Чистоту и теплоту!
Учитель
Молитва есть общение души человеческой с Богом, она - опора во всякой беде, основа любого успеха.
Ученик. ...Один еще совсем юный человек, только что придя к вере и Церкви, заинтересовался молитвословом. От слов древних молитв веяло величием и тишиной. Юноше понравились церковнославянские фразы, хотя он еще не полностью понимал их смысл. С интересом, сидя за столом, прочитал он вечерние молитвы, а затем лег спать. Сон был необыкновенно спокоен, и на следующий вечер он опять за столом прочитал молитвы. Затем он вдруг поймал себя на мысли: «Почему я просто читаю, — ведь это же беседа с Богом». И поняв это, он поднялся из-за стола, закрыл дверь в комнату и встал перед иконами. Теперь он вкладывал в читаемые слова свое личное обращение к Богу. А смысл вдохновенных фраз подсказывал, с каким чувством, с каким сердцем важно обращаться ко Господу. Юноша стал молиться утром и вечером. Он чувствовал, как молитва укрепляет его, очищает его сердце от всего недоброго, злого. Впоследствии молитва часто помогала ему. Так молодой человек научился молиться, просто заглянув в молитвослов.
Важно запомнить краткие молитвы, и во всех непредвиденных, сложных ситуациях жизни они будут сами возникать в уме, приобщать помощи Божией. В результате и ситуация исправится, и уравновесится внутреннее состояние души.
Ученик. Молитва часто и в наши дни вершит настоящие чудеса. Когда наш современник, известный путешественник Федор Конюхов отправлялся в свое первое, тяжелое плавание, то на его проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский. Епископ завещал, если будет тяжело, просить о помощи Иисуса Христа, Николая Чудотворца и Пантелеймона Целителя: «Они тебе помогут». Во время путешествия Федор чувствовал, что ему действительно кто-то помогает. Однажды, — на яхте не было автопилота, — Федор вышел настраивать паруса и обратился к святителю Николаю с такой простой фразой: «Николай, держи яхту». Пока настраивал паруса, яхта пошла на переворот, и Федор закричал: «Николай, держи!», а сам подумал: все, перевернется. И вдруг яхта стала как нужно, пошла так ровно, как никогда, даже когда сам Федор стойл за штурвалом. Это было возле Антарктиды, где металлический штурвал обычно становился таким холодным, что приходилось надевать перчатки. А в тот момент, после молитвенного обращения к святителю Николаю и неожиданного выравнивания яхты, когда Федор Конюхов подошел к штурвалу, он оказался необыкновенно теплым.
Так что, если человек искренне, с верой молится, то для его практической деятельности помощь придет именно с Неба, только не свалится, как некоторые выражаются, а будет ниспослана, дарована христианину.
Ученик.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Учитель. Мы должны молиться друг за друга: помогая друг другу, поддерживая, идти по спасительному пути. Преподобный Серафим Саровский, который проводил на земле святую жизнь, достиг такого духовного совершенства, что мог силою своей молитвы освобождать души из ада.
Однажды к нему пришла женщина и стала рыдать: "Батюшка дорогой, помолись за моего сына, он умер без покаяния". Преподобный, считая себя грешником, отказывался, но мать все-таки упросила его, и во время молитвы он отрывался от пола, подымался в воздух и духом входил в ад; и душу умершего юноши вырвал прямо из рук бесов, из пасти ада.
Умершим молитва нужна особенно. Не в водке за поминальным столом нуждается он, а в молитве. Усопшие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, когда она проходит мытарства и совершается частный суд над ней. Поэтому, когда кто-то из наших близких отойдет в тот мир, нужно в храмах или монастыре заказать сорокоусты — поминовение на 40 дней, подавать милостыню и молиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу из ада.
Церковь не молится только за самоубийц: самоубийство — страшный, смертный грех, хула против Духа Святаго. Церковное правило говорит: "Молиться можно только за тех самоубийц, которые покончили с собой в невменяемом состоянии, т. е. бессознательно". Если же человек, даже и психически больной, покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.
Учитель.
Молитва – чудо. Таинство её Возносит душу к Божьему Престолу, где созерцает звание своё и не желает возвращаться долу.
Закончим нашу встречу молитвой.
Преподаватель факультатива «Основы православной нравственности»
Анна Михайловна Савко,
Щорсовская школа, Новогрудский район.