Милосердие
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся среднего школьного возраста.
Милосердие
Цель: воспитание человеколюбия как одного из важнейших качеств личности, необходимого в обществе.
Задачи занятия:
– прививать школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия;
– развивать умение рассуждать, задумываться над поступками людей;
– способствовать развитию умения работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
– развивать творческие способности детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Я рада видеть всех вас, и хочу спросить, знаете ли вы, что улыбка человека имеет свойства зеркала? Когда мы смотрим в глаза человека и улыбаемся, то на устах его непроизвольно тоже появляется улыбка. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.
Сейчас видно, что у вас хорошее настроение. И я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. Ведь говорить мы сегодня будем о милосердии.
Расскажу вам одну историю:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята».
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас,- грустно сказал он.- Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них». Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. «Скажите, а что с этим котенком?» - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар,– добавил мужчина. – Поэтому котенок и хромает». Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести». «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром»,– напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,– твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, продавец сказал: «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
- Как вы думаете, что произошло дальше?
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал»,– дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»,- сказал продавец.
- Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему?
(Добру, милосердию, пониманию того, что жизнь и душа каждого человека имеет одну цену – они бесценны)
- Кто из вас может объяснить, что обозначает слово «милосердие» и кого можно назвать милосердным? (Ответы учащихся)
- А сейчас давайте обратимся к словарю. Какое определение этому слову дал Сергей Ожегов?
(Дети читают определение в словаре)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
– Одно из назначений человека на Земле – научиться любить других, а значит, дарить людям добро.
Ребята, а кто мне может сказать, люди какой профессии больше всего связаны с делами милосердия? (……………….) Послушаем о них.
(Рассказ учащихся о сестрах милосердия – задание подготовлено заранее)
- Слово «милосердие» несправедливо забывается в наше время, человек часто более думает о своем благополучии. Но Милостию Божией это качество не исчезло вовсе из души человека, оно свойственно многим и сегодня. Каждый христианин, стремящийся жить по заповедям Божиим, старается развить его в себе. Призыв доброго доктора Федора Петровича Гааза «Спешите делать добро!» очень важен, к нему нужно прислушаться всем.
Народ сложил множество мудрых пословиц и поговорок о милосердии и добре.
• Милостивому человеку и Бог подает.
• И сердится, да умилосердит.
• Милость смиряет.
• На свете не без добрых людей.
- А какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?
(Ученики по очереди говорят пословицы)
• Милостивому человеку и Бог подает.
• И сердится, да умилосердится.
• На свете не без добрых людей.
• Добро творить — себя веселить.
• Несть милости не сотворшему милости.
• Доброе слово лучше мягкого пирога.
• На милость образца нет.
• В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
• Доброму добрая память.
• В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою.
• Немилостивому мил не будешь.
• Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.
• Кто добро творит, тому Бог отплатит.
• Добро творить — себя веселить.
• Бог милостив, а царь жалостлив.
• Как аукнется, так и откликнется.
• В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
• Доброму добрая память.
• Немилостивому мил не будешь.
Работа в группах.
– Следующее задание выполним в группах. Вам нужно сложить пословицы из данных слов и объяснить их смысл.
1.Доброе слово лечит, а злое калечит.
2.Злой не верит, что есть добрый.
3.Добрая слава лежит, а худая бежит.
4.Доброго чтут,а злого жалуют.
5.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
6.Делай другим добро – будешь сам без беды.
7.Худо тому, кто добра не творит никому.
8.Добрые умирают, да дела их живут.
9.Живи добрее - будешь всем милее.
- А сейчас проверим, как вы выполнили задание.
- Пословицы создавались на жизненных примерах, а вы можете привести примеры милосердных поступков из жизни ваших ближних?
(Ученики приводят примеры)
- Какие еще человеческие качества близки милосердию?
Следующее задание вы будете выполнять в парах. Из списка качеств вам нужно выбрать те, которые близки милосердию…
Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость
… и прикрепить их на лучиках солнышка.
Давайте проверим, что у нас получилось.
– А сейчас, ребята, посмотрим отрывок из мультфильма «Цветик- семицветик» и подумаем, какие из названных выше качеств присущи героям фильма?
(Ответы детей)
- Чтобы жить дружно и всегда иметь много друзей, нужно обладать хорошими качествами, с которыми я вас хотела познакомить, но названия их рассыпались. Давайте вместе подумаем, попытаемся составить из простых слов сложные.
Добро, душа, желать, нрав, порядок, сердце, совесть.
– Проверим, что у нас получилось.
Добродушный (добрый, мягкий по характеру)
Доброжелательный (желающий добра)
Добронравный (отличающийся хорошим нравом)
Добропорядочный (приличный, достойный одобрения)
Добросердечный (имеет доброе сердце, ласковый)
Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
– Как вы видите, основа всех этих слов «добро». Для чего же нужно обладать такими качествами? (Ответы детей)
Притча о двух волках.
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку одну историю.
У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой.
Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера, как недовольство, злоба, зависть, ложь, эгоизм…
Второго волка зовут Добро. Ему же характерно противоположное — любовь, доброта, внимание, терпение, верность, мир…
Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:
- А кто же, в конечном итоге, побеждает?
Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:
- Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.
- В чем же смысл этой притчи, чему она нас учит?
(Ответы детей)
Маленьким сердцем так трудно любить
Маленьким сердцем так трудно любить,
Маленьким сердцем так трудно молиться,
Маленьким сердцем так трудно вместить
Тех, кто живет за сердечной границей!
Если бы сердце вдруг стало большим,
Если б по-Божьему стало широким,
Чтобы вмещало своих и чужих,
Чтобы молилось за близких, далеких.
Чтобы оно не гнушалось принять
Тех, на кого все махнули рукою,
Чтобы стремилось любовью обнять
Каждого… Боже, дай сердце такое!
«Хочешь, – сказал Иисус, - посмотри,
Нет, я не дам тебе сердце большое,
Но изменю я его изнутри,
Будет вмещать и свое, и чужое».
Чудный Господь! Вот Ты какой!
Чтобы наполнить мне сердце любовью,
Сердца границы раздвинул рукой.
Было не страшно и было не больно.
И в изумлении думала я:
«Сколько же сердце вместить моё может?»
Господи, это заслуга Твоя,
Что в небольшом есть огромное, Божье.
Брата пойму и врагу улыбнусь,
Руку легко протянуть для общения.
Сделаю так – и сама удивлюсь,
Божий подарок – Любовь и прощение!
Игра « Сделай доброе дело»
– Перед вами, ребята, лежат разные предметы. Надо выбрать любой из них и сказать, какое доброе действие можно совершить с помощью него.
(на парте – книга, молоток, карандаш, молитвослов, конфета, мячик, конверт…)
- Это всего лишь игра, но она подсказывает нам, что мы всегда можем найти возможность сделать доброе дело.
– А что можно сделать для того, чтоб люди стали добрее, милосерднее?
(Прежде всего, нужно самим стать на сторону добра, полюбить ближнего своего).
– Кто же, ребята, наш ближний?
Фрагмент мультфильма «Притча о милосердном самарянине».
– Значит, ближний – это не только родной, знакомый, друг. Это тот любой человек, кто рядом и нуждается в нашей помощи.
Если каждый будет относиться к ближнему с добром, то будет расти и круг людей, желающих делать добро.
М. Цветаева говорила, что есть круговая порука добра, только надо крепче взяться за руки, творить это добро, а цепочку зла обрывать.
А. П. Чехов, обращаясь к молодым людям, писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро».
Л. Н. Толстой соглашался с писателями: «Есть хороший способ положить конец злу - делать добро злым людям».
Но самым главным примером для нас является Господь: мы читаем Евангелие и видим, как Он милосерд! Идя по земле, Он исцелял, утешал, сострадал, любил и сейчас любит всех нас так, как никто любить не умеет…Самая главная заповедь, данная нам Богом, – о любви к Богу и ближнему. Не будем об этом забывать.
– Наша встреча подошла к концу. Сейчас я зажгу свечу, которая является символом любви, душевного тепла, горячего сердца. Давайте передадим ее из рук в руки и скажем друг другу добрые слова и пожелания. И пусть они обязательно сбудутся. И после нашей встречи мы начнем с чего?........с добра ближнему. И пусть это станет для нас правилом жизни.
ГУО «Городечненский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа», Новогрудский район
Учитель: Бахаревич Алла Леонидовна