Красота спасет мир!

Красота спасет мир!

Cодержание: 

Понятие “красоты”, красота внутренняя и внешняя.

Современные шоу, конкурсы красоты – чем они опасны?

Как стать красивым?

Красота и нравственность – неразделимы.

О красоте человеческих отношений.

 

Сегодня понятие “красоты” имеет, надо сказать, довольно-таки блеклый вид. И каждый в него вкладывает свой смысл.

Самым распространенным способом выискивания прекрасного стали все возможные конкурсы красоты. Мода на человеческое тело приобрела поистине мировые масштабы.

Информацией о конкурсах красоты пестрят газеты, журналы, ею заполнены телеэкраны. Состязания красавиц, судя по всему, скоро обойдут футбольные баталии.

Девушки выходят на подиум обычно несколько раз по условиям конкурса: в молодежном спортивном костюме, в купальнике и в вечернем наряде, чтобы бдительное жюри определило победительницу.

“Красота спасет мир” – фраза Федора Михайловича Достоевского, вырванная из контекста, сегодня используется как главный щит для прикрытия подобных мероприятий. Только, увы, красавицы, победительницы конкурсов, вкусив славу, потешив самолюбие толпами поклонников, счастливее от этого не становятся. К сожалению, красота телесная имеет способность быстро блекнуть. И тогда многие нередко сворачивают на путь порока…

“Грех лежит у порога, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”, — учит нас Библия, говоря о загадке жизни, о загадке зла в ней.

Именно об этом рассуждал Федор Достоевский, пытаясь понять, почему порок так притягивает человека?

Грех и разврат появились не сегодня. Просто в наше время, достигая крайней степени цинизма, они превращают постепенно нашу жизнь в Содом и Гоморру, где добродетелью считается порок, а пороком – добродетель.

На наших глазах свершается этот дьявольский переворот. Естественный инстинкт чистоты уже вроде бы ненормален…

“Красота спасет мир”! Этот безусловный императив заложен в душу каждого. Красота – это стремление постичь вечную тайну гармонии жизни.

Но сегодня “красота” в ее подменном понятии во всем мире становится заложницей политики.

Еще в далекой древности был придуман метод управления толпой: дать народу хлеба и зрелищ! К XXI веку человечество дошло до парадокса: зрелищ сколько угодно (возьмите всевозможные шоу), “хлеба” или не хватает, или он не всем по карману.

Кстати, слово зрелище на церковно-славянском означает позорище. Так, святой Иоанн Златоуст называет зрелища “общим училищем бесстыдства”, “училищем разврата”.

Многие из нас об этом не знают, а те, которые знают, предпочитают не вспоминать. Но, тем не менее, как часто мы рассуждаем о красоте, которая нас спасет…

***

В. Иванов. ЗВЕЗДНОЕ НЕБО 

Во младенческом покое

Светит узкий лунный рог;

А вокруг – огонь и трепет

Чистых, сладостных тревог.

 

Духа пламенным дыханьем

Севы Божии полны,

И струи небес прозрачных

Вглубь до дна оживлены.

 

Око в радостном покое

Отдыхает, как луна;

Сердце ж алчет части равной

В тайне звезд и в тайне дна:

Пламенеет, и пророчит,

И за вечною чертой

Новый мир увидеть хочет

С искупленной Красотой. 

Снега, зарей одеты

В пустынях высоты,

Мы – Вечности обеты

В лазури Красоты.

Мы – всплески пряной пены

Над бледностью морей.

Покинь земные плены,

Воссядь среди царей!

Не мни: мы, в небе тая,

С землей разлучены, —

Ведет тропа святая

В заоблачные сны… 

В. Иванов. 

*** 

“Изящные произведения искусства услаждают не только красотой внешней формы, но особенно — красотой внутреннего содержания, красотой умно-созерцательной, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, знающий Бога, естественно постигает красоту Божию и хочет насладиться ею одной.

*

… У художников в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма.

*

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали”.

Преп. Варсонофий Оптинский 

*** 

Душа человеческая стремится к красоте! Только ищем мы ее не там: бродим в ее поисках от конкурсов красавиц до фотовыставок и вернисажей с работами современных художников. Последние – натуры утонченные – красоты жаждут особенно.

К несчастью, представления о ней большей частьюсводятся к изображению обнаженных тел. Страсти автора, выплеснувшись на холст, ничего, кроме похотливых желаний, у зрителя не вызывают.

А ведь еще, кажется, совсем недавно мы ориентировались на другое! Иную духовность несло творчество русских художников. Александр НиколаевичБенуа говорил, что русское искусство – это понимание русской душой тайны мироздания и красоты Божьего творения. А Виктор Михайлович Васнецовпризнавался: “Мое искусство есть свеча, зажженная пред Ликом Божиим”.

Истинные мастера стремились к постижению гармонии

и красоты. Не потому ли хочется долго стоять у “Троицы” Андрея Рублева, у картины Левитана “Над вечным покоем”?

Не потому ли трогают картины Рафаэля, Леонардо да Винчи?

Понаблюдайте за собой. Вы не замечали, что после посещения выставки какого-нибудь художника-авангардиста у вас появляется ощущение усталости, разбитости, дискомфорта?

Современные ученые обнаружили удивительную вещь: оказывается, художественная картина – не просто полотно с краской, а сложнейший энергетический объект, который взаимодействует с нашей энергетикой. Так вот, замечено, что именно авангардная живопись и скульптура “забирают” энергию у человека, деформируя его полевые структуры и это взаимодействие негативно сказывается на нашем состоянии психики, поведении.

Совершенно обратное воздействие оказывают иконы. Ведь писались они раньше очень духовными людьми. Долгим постом, молитвами, отречениями от земных привязанностей они готовили себя к творчеству. И только в состоянии особого духовного озарения писались иконы. Красками, разбавленными святой водой.

И что интересно: чем древнее икона, тем активнее ее полевая структура, тем более гармонизирует она дух, здоровье человека, даже пространство вокруг себя. Такие иконы, неся истинную Красоту, не только приобщают человека к Божественному, но и лечат, защищают его.

 

Не плоть, а дух растлился в наши дни

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

 

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

“Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.. ”

 

Федор Иванович Тютчев, 1851 г. 

*** 

Философ Иван Ильин, автор книги “Путь к очевидности”, писал: “Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести: и ныне культура являет свое бессилие и переживает свое крушение”.

Было время, когда интеллигенция вовсю увлекалась Босхом и Пикассо, Кандинским и Филоновым, презирая, можно сказать, Васнецова, Шишкина, Репина… Хотелось чего-нибудь эдакого, чего-то, что С.Н. Булгаков еще в начале века окрестил “трупом красоты”.

Очень образно выразился на эту тему один известный искусствовед: в черный квадрат Малевича провалилось все наше искусство.

Да, духовная леность усыпила наши души, парализовала сознание.

Подиумы, шоу с демонстрациями телесных форм,современное искусство несут ложные понятия о красоте не ведут ни к чему иному, как к деградации.

Если так дальше пойдет, то скоро и клонирование человека мы примем на “ура!” Представляете? Сексуальные женщины, подогнанные под общепризнанный стандарт 90-60-90, красавцы-мужчины, играющие мускулами… Кому нужны ум, интеллект, образованность, душа, наконец?

А ведь все оживляет именно душа…

 

И. Ильин. “Некрасивая женщина” 

… Что может быть отвратительнее, чем уродливая, злая, глупая душа, заключенная в прекрасном теле?..

Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляются в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье; она – скорее опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви.

Что есть красота, где начинается она? Я смею утверждать, что каждая женщина может быть красивою и может стать красивою. Это предрассудок, что красота всегда предстает раскрытой, положительной и совершенной. Напротив, – она приходити исчезает, созревает и искажается; и самая раскрасавица мгновениями бывает уродливой. Предрассудок также и то, что определение красоты можно свести к правильности черт, форм и красок: напротив, все оживляет именно душа; все решает именно живое выражение; именно внутренняя красота делает внешнюю гармоничность истинной красотой! И эта внутренняя красота имеет тайную власть, которая превращает неправильные черты в пленительные, да, пленительно красивые, изменяет и освещает их.

Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз и навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе. Он должен жить в своем теле и творить его; а то, что он переживает в душе, непосредственно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица.

Внутреннее уродство искажает самое красивое лицо; внутренняя красота освещает и облагораживает самые неудачные черты так, что они становятся незаметными. Внутренняя гармония, доброта, богатство, сила характера, любящее сердце и веселый нрав – если все это лучится из очей, одушевляет лицо, управляет движениями, кто видит тогда математически неправильные черты, несовершенные краски, недостаток внешней красоты? Тогда дух властвует над телом; тогда прекрасная душа говорит из внешне некрасивого тела – и тело выражает это – делая его, некрасивое, красивым.

Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою!

Но – изнутри, только изнутри, не путем этих поверхностных внешних “поправок”, которыми так безнадежно стараются наверстать упущенное внутри… и именно так, что все упущенное и все “поправленное” без труда читается на лице.

Каждая женщина может и должна стать красивой. При этом она должна уйти в себя, в. глубину, где она слышит пение ангелов. Она должна вслушаться в это пение, забыться в нем, очиститься в нем и жить в нем. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям…

вопросы к ученикам:

1) задумывались ли вы о красоте? Какая она?

2) cуществует ли у вас эталон красоты?

3) красота и безнравственность – совместимы ли они? 

***

 

Н. Рубцов. “Ну, погоди…” 

Ну, погоди, остановись, родная,

Гляди, платок из сумочки упал!

Все говорят в восторге: “Ах, какая!”

И смотрят вслед…

А я на все начхал!

Начхал в прямом и переносном смысле.

И знаю я: ты с виду хороша,

Но губы у тебя давно прокисли,

Да и сама не стоишь ни гроша.

Конечно, кроме платья и нательных

Рубашек там и прочей ерунды,

Конечно, кроме туфелек модельных,

Которые от грязи и воды

Ты бережешь…

А знаешь ли, что раньше

Я так дружил с надеждою одной,

Что преданной и ласковой, без фальши,

Ты будешь мне

Когда-нибудь женой…

Прошла твоя пора любви и мая,

Хотя желаний не иссяк запал…

…Ну. погоди, остановись, родная,

Гляди, платок из сумочки упал!

 

***

Любовью ль сердце разгорится, —

О, не гаси ее огня!

Не им ли жизнь твоя живится,

Как светом солнца яркость дня?

Люби безмерно, безответно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовию ответной

Тебе никто не отплатил.

Пусть говорят: как все в творенье,

С тобой умрет твоя любовь, —

Не верь во лживое ученье:

Истлеет плоть, остынет кровь,

Угаснут в срок определенный

Наш мир, а с ним и тьмы миров,

Но пламень тот, Творцом возженный,

Пребудет в вечности веков.

 

Константин Романов

 

***

А. Пушкин. Красавица перед зеркалом.

 

Взгляни на милую, когда свое чело

Она пред зеркалом цветами окружает,

Играет локоном, и верное стекло

Улыбку, хитрый взор и гордость отражает.

*

А. Пушкин. Красавица

 

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сеянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье, —

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

* 

Не внешность красит человека. 

Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский: смиренный, совестливый, кроткий, личико белое с румянцем, глазки светлые, голубые и добрые, и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.

Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стала скверно смотреть на нее.

Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи, с лицами, искаженными от греха и страстей. Но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными.

Так грех искажает человека, а благодать красит его. 

Преподобный Силуан Афонский 

 

***

К святому Петру, антиохийскому пустыннику, прославившемуся даром исцелений, пришла однажды просить исцеления мать бл. Феодорита, еп. Кирскаго, страдавшая болью в одном глазе столь сильною, что ей не помогали никакия пособия самых искусных врачей.

Но эта женщина была еще молода и любила украшаться золотыми серьгами, богатыми ожерельями, румянила свое лице и одевалась в роскошныя шелковыя платья. В таком же виде она явилась и к св. Петру со своей просьбой.

Святой отшельник, заметив ее щегольство, счел нужным исцелить ее сначала от недуга душевного.

“Скажи, — спросил он, — если бы какой-нибудь искусный живописец представил на общественную выставку портрет, написанный им по правилам искусства, а какой-нибудь невежда, ничего не понимающий в изящной живописи, вздумал находить негодным это художественное произведение и, что еще хуже, стал бы поправлять красоты изображенного лица, удлиняя, например, брови и ресницы, подбеливая кожу, подкрашивая щеки, — как ты думаешь, не пришел ли бы художник в гнев, видя, как невежественная рука искажает то, что написано было с отличным искусством? – Пойми же, что и Творец всяких вещей, этот дивный Художник, образовавший нашу красоту, терпит не меньше, но даже гораздо больше оскорбления от твоей суетной привязанности к нарядам и прикрасам. Потому что ты не стала бы намазывать своего лица разными красками, если бы не думала, что творению Божию не достает изящества. А думая так, ты уже укоряешь как бы Всемогущего и Премудрого Бога в немощи и неразумии…”

Тронутая таким уроком, мать бл. Феодорита поверглась к ногам св. отшельника, умоляя простить ее легкомыслие и не оставить своим ходатайством   об исцелении ея болезни.

Святый крестным знамением исцелил ее.

Вопросы к ученикам:

1)      какого человека можно назвать красивым?

2)      почему мы все время хотим казаться лучше, чем есть, из каких побуждений?

3)      нравственность и чистота – это пережитки или непременные условия существования целой нации, народа?

 

***

 

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный Тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

 

А. Блок

***

А.Пушкин.Прелестнице

 

К чему нескромным сим убором,

Умильным голосом и взором

Младое сердце распалять

И тихим, сладостным укором

К победе легкой вызывать?

К чему обманчивая нежность,

Стыдливости притворный вид,

Движений томная небрежность

И трепет уст и жар ланит?

Напрасны хитрые старанья:

В порочном сердце жизни нет…

Невольный хлад негодованья

Тебе мой роковой ответ.

Твоею прелестью надменной

Кто не владел во тьме ночной?

Скажи: у двери оцененной

Твоей обители презренной

Кто смелой не стучал рукой?

Нет, нет, другому свой завялый

Неси, прелестница, венок;

Ласкай неопытный порок,

В твоих объятиях усталый;

Но гордый замысел забудь:

Не привлечешь питомца музы

Ты на предательскую грудь.

Неси другим наемны узы,

Своей любви постыдный торг,

Корысти хладные лобзанья,

И принужденные желанья,

И златом купленный восторг! 

*** 

 

М. Горький.КРАСАВИЦА

— Какая красавица!..

Это восклицание повторялось на пароходе чуть не ежеминутно. Все пассажиры были приятно взволнованы. Люди интеллигентные говорили:

— Какая красавица!

А не интеллигентные ласково поругивались в восхищении от нее.

Она же, остановившая на себе внимание, стояла у борта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждает чувство, ничего не говорит уму. Она стояла лицом к полукругу людей, любовавшихся ею и благосклонно большими темно-синими глазами смотрела на всех, не скрывая того, как ей приятно чувствовать себя такой могуче-красивой.

Больше всех других был порабощен ею юноша с бледным, худым лицом и длинными русыми волосами. Очевидно, он был болен.

Глядя на нее, он вздрагивал, и его серые глаза блестели лихорадочно. Если б нужно было обрисовать его сравнением, следовало бы сказать, что он был похож на кучку пепла, в котором еще пробегали золотые змейки огня, эти красивые судороги угасания. Он весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами:

— Заговорите с нею!.. Пожалуйста!.. У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива.

И, весь вздрагивая от ожидания, он то и дело толкал соседа, хищно поводившего усами, разглядывая красивую женщину.

Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистом от избытка силы и обилия звука:

— Вот так тепло седни!

Юноша вздрогнул.

— Взопрела я… бе-еды как!..

Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.

— Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже… Прорва их… Так жгут…

И она стала свирепо чесаться, отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась.

Публика весело и одобрительно хохотала…

Бледный юноша тихо повернулся и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода…

***

Cтремление к красоте ненатуральной, желание выделиться среди всех, продемонстрировать свое тело, вызывая у людей похотливые чувства – не есть ли это безнравственность?

А между тем разрушение нравственности есть разрушение государственности.

Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Земля наша никогда не знала таких преступлений, которые сегодня терзают общество. Ныне, при массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействии средств массовой информации, нам, потерявшим чувство нравственности, прививается отношение к самым страшным грехам, как к нормальному явлению.

“Плюрализм”все более означает равенство добра и зла. А т.н. “свобода” все более обращается в насилие с целью сломить сопротивление стыда, разума, совести, разбудить в человеке самые низменные инстинкты, превратить его в животное.

В нравственном распаде личности таится опасность не только для отдельного человека, но и для общества в целом, для всей нации.

Недаром, чтобы снизить жизнеспособность покоренных народов, Гитлер в оккупированных областях насаждал порнографию, преследуя ее однако в самой Германии. Японцы-завоеватели, в Маньчжурии поощряли продажу местному населению порнографическую продукцию и наркотики. Но под страхом сурового наказания запрещали их покупку самим японцам.

Это понятно и школьнику! Для народа, теряющего нравственные ориентиры, существует реальная угроза (как это бывало неоднократно в истории человечества) – исчезновение с лица земли.

Сколько было могучих государств, — предостерегает митрополит Московский Макарий, — сколько было цветущих городов древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где Римская империя и Византия? Пали. Когда началось падение их? Тогда, когда стала падать нравственность в народах.

Итак, если начинает предаваться пороку целый город, целое государство, то ждать можно беды на весь город, на народ всей страны. За общественные грехи бывают и общественные бедствия… Вот какая опасность грозит нашему городу и нашей стране, если соблазн сделается всеобщим, если он не будет устранен своевременно”.

 

ГИБЕЛЬ СОДОМА И ГОМОРРЫ 

Гибель этих городов есть одно из самых страшных событий в Библии, и на него чаще всего делаются указания как на доказательство страшного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности.

О событии этом повествуется так:

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и (все) произрастения земли”.

Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: “Вот, дым поднимается с земли, как дым из печи”.

Тут мы видим одно из доказательств того, как Господь для наказания людей за беззаконие употребляет естественные разрушительные силы. Города погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть.

Писатель Иосиф Флавий говорит о нем следующее:

Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Рассказывают, что за нечестие ее жителей она была погублена молнией.

Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цвету они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу”.

В соборном Послании ап. Иуда говорит: “Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие… подверглись казни огня вечного, поставлены в пример всем делателям зла” (Иуд.1,7).

По свидетельству апостола Петра, Бог “города Содомские и Гоморрские осудил на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам”(2 Пет. 2,6).

Местность эта из роскошного оазиса превратилась в мрачную пустыню.

Терпение Божие не бесконечно…

Проведенные в последнее время подводные исседования показали, что на дне Мертвого моря находятся развалины городов.

 

***

В разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, который обследовал угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, обратился к Гитлеру с призывом начать мирные переговоры. Его поразило, что 90 процентов девушек оказались девственницами. Он написал Гитлеру, что невозможнопобедить народ с такой высокой нравственностью.

Сегодня, похоже, и американцы постигли истину: разрушение нравственности есть разрушение государственности. Даже Конгресс США озаботился повышением нравственности нации.

Русские писатели, философы, мыслители прошлого предупреждали нас: подлинная культура народа зиждется только на нравственных принципах.

Так какая же красота спасет мир?..

 * 

О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий желтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

 

О радость радостей! Нет, знаю,

Нет, верю, Господи, что Ты

Вернешь к потерянному раю

Мои томленья и мечты! 

И. Бунин

 

МАТЕРИАЛЫ 

Евангелие

Новый Завет

А.Л. Лопухин “Библейская история Ветхого Завета”.

Предостережение пророка Исаии еврейским модницам (Ис., 3, 16-25). 

И. Ильин. “Некрасивая женщина” 

Живопись: 

Иллюстрации картин Бенуа, Васнецова, икон Рублева. 

Стихи: 

А.С. Пушкин

К.Романов,

Н. Рубцов

И. Бунин

В. Иванов 

В помощь преподавателю: 

А. Аксаков. “Аленький цветочек”.

Г.Х. Андерсен. “Девочка, наступившая на хлеб”.

Б. Ганаго. “Кто что увидел”? “Две красоты” (из книги “Детям о молитве”).

 

 

 

Наверх