Грехопадение первых людей
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Грехопадение первых людей. Занятие для учащихся 5-6 классов
Цели:
- помочь учащимся уяснить для себя новую тему не как теорию, но как саму жизнь;
- развивать интеллектуальную сферу личности обучающегося;
- способствовать формированию таких личностных качеств, как: умение слушать собеседника, умение трудиться, навыков самоорганизации, инициативности, настойчивости.
Оборудование:
записи на доске (рисунок, эпиграф, в том числе слова: непослушание, зло, катастрофа, грехопадение);
тетради, фломастеры, отснятые тексты для учащихся;
карточки с вопросами.
Эпиграф:
Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от Солнца проводит жизнь во тьме.
Святитель Григорий Богослов
I. Организационная часть:
приветствие учеников учителем;
обращение их внимания к записям на доске для определения темы, задач урока.
Учитель корректирует высказывания учеников.
II. Изучение нового материала:
1. Учитель:
- Ранее вы узнали, что человеку Бог дал свободную волю, значит, человек волен либо исполнять Законы Божьи, либо - не исполнять.
К примеру, если нарушишь правила дорожного движения, пойдёшь на красный свет светофора, что последует за этим? Ответы учащихся:...............
Учитель:
- Правильно. Может произойти непоправимое..., авария, а может быть только штраф как наказание за нарушение Закона улицы, за непослушание. А если нарушить Закон Божий?
Ответы учащихся:.................
Учитель:
- Так, нарушение Закона, непослушание рождает зло, отдаляет человека от Бога.
Вывод: поставьте знак равенства и озвучьте алгоритм:
?Добро
Непослушание:
?Зло
Ученики:
Ставят знак равенства и озвучивают алгоритм.
Учитель:
- Запомним это и докажем правильность нашего рассуждения примерами из жизни или из прочитанной литературы.
Учащиеся: доказывают примерами.
III. Выяснение степени осведомлённости с новым материалом
Учитель:
- А какой Закон (запрет) дал Бог Адаму и Еве в райском саду?
Ответы детей:..................
Учитель:
- Как исполнили этот Закон первые люди?
Ответы детей:.................
Учитель:
- Обратимся к тексту
Задание: озаглавить текст; проверить себя, достаточно ли полно вы знаете о том, что произошло в райском саду. Чтение текста учителем.
(стр. 41-43).
Ученики: дают варианты названия текста, дополняют ответ товарища, прозвучавший до прочтения текста.
IV. Практическая часть
Учитель:
- Рисуем райский сад, а в нём - Адама, Еву и змея. Дети рисуют.
Учитель:
Оценивает (положительно) рисунки, уточняет место расположения героев, и т. д.
- Попробуем представить, как всё это было и ответим на вопросы (на доске):
1. Почему стало стыдно Адаму и Еве?
2. Что хотел услышать от них Бог?
З. Если бы попросили прощения Адам и Ева, изменилась ли бы их участь?
V. Закрепление материала:
Инсценировка (выступают заранее подготовленные ученики)
Действующие лица: Адам, Ева, Змей, Ангел, Голос Бога.
Учитель: благодарит всех за выступление, отмечает положительное;
Ученики: отвечают на вопросы
VI. Проверка усвоения степени усвоения нового материала:
1. Деление на группы
2. Работа в группах по карточкам
Вопросы для карточек:
■ Какая катастрофа произошла в райском саду?
■ Кто захотел погубить людей?
■ Почему люди нарушили запрет Бога?
■ Почему люди уже не могли жить в раю? др.
Ответы учащихся.
Рецензия ответов учителем и слушателями.
Вывод
Учитель:
- Когда человек нарушает Закон, то кого он больше любит: себя (свои желания) или Бога?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Еще один узелок на память: надо исполнять Законы, любить Бога, а не свои желания.
VII. Творческая работа.
Учитель:
- Составьте мини-рассказ на тему: «Судьба человечества после изгнания Адама и Евы из рая».
Рассказы учеников.
VIII. Анализ творческих работ.
Учитель:
Отмечает достоинства работ и предлагает послушать рассказ «Царская тропинка», но прежде спрашивает, о чём этот рассказ, куда поведёт тропинка? (выслушать мнения учащихся)
Чтение рассказа Царица-тропинка
Эта история, что я сейчас тебе расскажу, произошла не в стародавние времена. Это случилось совсем недавно. Так что многие старики еще, может, и помнят... Кто-то из них свидетелем был, то есть все своими глазами видел. А кому-то очевидцы слово в слово пересказали. Ну вот, послушай.
Собрались как-то все дороги, дорожки, тропинки да стеж¬ки. И захотелось им царицу себе выбрать. Да никак не могут! Каждая себя старается выставить. Обратились они тогда к Самому Господу Богу:
— Рассуди нас, Господь!
И стала каждая из них пред Ним говорить.
Чем я не царица? — спрашивает широкая автостра¬да. — Сколько машин и легковых, и грузовых по мне туда-сюда ездят! А сколько автобусов пассажиров по всей России перевозят! А сколько мотоциклов за весь день промчится! Без меня людям никак нельзя. Не я ли должна быть царицей?
Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком горда.
А чем я не царица? — спрашивает железная дорога. — Сколько по мне день и ночь поездов ходит? Скорых, пассажир¬ских, товарных, да еще и электричек! И по земле они ходят, и даже под землей — в метро. Без меня люди ни почту не получат и много разных товаров им не привезут. И сами они ни¬куда не уедут и ниоткуда не приедут. Меня и беречь, и почи¬тать надо. Не я ли должна быть царицей?
Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком са¬молюбива.
А чем я не царица? — спрашивает проселочная доро¬га. — Мне трудней всех. И работаю я больше всех. Хоть и не так, может, красива, как некоторые. По мне и легковые, и гру¬зовые машины так же ездят, хоть и пореже. Зато есть тракто¬ра, комбайны и косилки. А мотоциклов так еще больше! А еще и лошади, и коровы, и козы, и овцы ходят! Не я ли царица и есть?
Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком са¬моуверенна. — Тогда воззрел Господь Бог на самую маленькую тропинку. Да такую тоненькую, что ее почти и не видно.
Она в стороне от всех была и молчала.
— А что ты скажешь? — говорит ей Господь.
Что сказать-то мне, Боже мой? — отвечает она. — Рань¬ше по мне великое множество народа ходило. А теперь я поч¬ти бурьяном заросла... Недавно вот только дети бежали (что им бездорожье?), красивых цветов на полянке нарвали, и по¬ставили в церкви пред святою иконою Матери Божией...
А за это, — говорит Господь, — в Моих очах ты и боль¬ше всех, и прекрасней всех!
...И избрал эту самую маленькую тропочку Господь Бог Ца¬рицей над всеми путями земными!
И. Рутении
Ответ на вопрос: «За что тропинку назвали царской»?
Учитель:
- Знаете ли вы тропинку в нашу церковь?
Ответы учащихся.
IX. Домашнее задание
Подготовить рисунки церкви, рассказы об истории создания нашего храма.
Х.Итоги урока:
Учитель:
- Какие узелки на память мы сегодня возьмём с собой?
Учащиеся:
- непослушание - зло;
- надо исполнять Законы, любить Бога, а не свои желания.
Учитель:
Оценивает деятельность учеников и благодарит всех участников.
Литература:
1. Учебно-методический комплекс по учебному курсу общеобразовательной школы «Основы православной культуры и этики», составитель: С.Э. Наперстникова.
Преподаватель факультатива
«Основы православной нравственности»
Барщевская Елизавета Дмитриевна
УПП Вересковский детский сад-средняя школа
2009г.