«Супружество без брака»
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
«Супружество без брака» внеклассное мероприятие (для учащихся 9-11 классов)
Цели:
1) расширить представление школьников о семье как о важнейшем социальном институте;
2) формировать позитивные представления о семейных ценностях;
3) дать определение семье и браку с точки зрения православной веры.
Задачи:
1) побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности;
2) показать на жизненных примерах и доказать, какой душевный и духовный вред приносит т.н. «гражданский брак» не только отдельному человеку, но и обществу в целом.
Подготовительная работа с детьми
1) подготовить карточки с заданиями для 3-х групп (работа с понятиями семья, брак, супружество);
2) подготовить дискуссию «за» и «против» «гражданского брака»;
3) найти статистические сведения об институте семьи в Беларуси;
4) оформить кабинет для проведения классного часа: фотографии, картинки, плакаты на тему «Семья», «Материнство», «Детство»;
I Вхождение в тему
Какие ценности, на ваш взгляд, ребята, являются самыми важными в настоящее время? Ответы детей. Несколько лет назад этот же вопрос задали подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.
Как бы объяснили это вы?
Примерные ответы детей:
– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.
– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!»
– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.
– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье?
Учитель. Конечно, ребята, большинство супругов действительно живут «по привычке», и привязанность их обусловлена только тем, что они уже притерлись друг к другу за много лет, и друг без друга уже пусто, уже скучно. Но вам не надо никогда забывать, что есть настоящая любовь, которая выше привычки. Когда два дерева растут рядом и притерлись друг к другу — это одно. Да, спили одно дерево, другое может даже и упасть без привычной подпоры. Но когда два дерева срослись, и через них течет уже единый сок, — то это уже совсем другое. Тут их безболезненно не разорвешь.
Вот вы говорили: счастливая семейная жизнь, счастье… А что такое счастье? Ответы учащихся.
Учитель. Русский язык таит в себе много мудрости. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» — то есть «соучастие» в другой жизни. «Я — часть тебя, а ты — часть меня. Мы — со–части друг друга».
А зачем люди вообще вступают в брак?
Ученики:
– Для продолжения рода.
– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину).
– Жить друг без друга не могут.
– По традиции, чтобы быть не хуже других.
– В поисках материальной выгоды.
– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
II Вступительное слово учителя
Сейчас в таких условиях семейной жизни, когда счастье становится чем-то недостижимым, молодые люди стремятся найти свой эталон счастливой семьи. Поэтому среди молодых очень сильно распространяется такое явление, которое прикрывают выражением «гражданский брак». На самом деле это ничто иное, как грех блуда, и страшно, что часто втягивают в него свои же друзья, подруги и приятели. И это происходит потому, что подсознательно в человеке все гложет его. Человеку больно осознавать, что он один пал, а другие — нет. Когда же все вокруг него испытают падение, тогда и он успокоится. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском браке», т.е. в браке, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. «Гражданский брак» стал некой данью современной моде, это греховное по своей сути явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Кинозвезды, певцы, актеры, многие другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают то, как они живут друг с другом в неофициальных, свободных отношениях. Интересно, что люди, которые всегда на виду, называются «гражданский муж» или «гражданская жена», а люди нижних слоёв общества называются «сожителями». Печален тот факт, что это становится дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное.
Чтобы вы задумались над серьёзностью проблемы, приведём статистику количества семейный пар в стране.
Ученик. Итак, по объективным данным (основанным на переписи населения в Беларуси) в 2009 году по всей стране насчитывалось 2, 3 млн. супружеских пар. Много это или мало? Всё познается в сравнении. К примеру, десятью годами раньше (в 1999) таких насчитывалось 2, 4 млн., а во времена заката СССР (1989) – 2, 6 млн.
Изменение статистики говорит о том, что в Беларуси, равно как и по всей Европе, наблюдается переход от традиционного брака к свободным отношениям между супругами (т.н. гражданскому браку).
Вообще, общество стало гораздо толерантнее и терпимее к альтернативным формам брака. За 10 лет (с 1999 по 2009года) количество «свободных браков» выросло в 1, 5 раза!
Помимо этого, в республике значительно выросло количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.
Согласно данным, примерно 20-25% новорожденных – дети, рожденные вне законного брака. Большинство из них рождается в семьях, живущих в гражданской форме брака. Зачастую дети становятся причиной официальной регистрации отношений, так как с их появлением возникают дополнительные юридические вопросы.
Учитель. Какой следует вывод из статистики? Рассуждения детей о том, что семья на самом деле теряет свою ценность, люди стали менее бережно к ней относится.
III Основная часть
1) Работа с понятиями
Учитель. А теперь давайте разберёмся: семья, брак, супружество – это одно и то же? Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?
1 группа работает с понятием семья.
1) Семья – это "общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи”.
2 группа работает с понятием брак.
2) Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах. Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
3 группа работает с понятием супружество.
3) Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
Примерные ответы:
1-я группа: – Первое определение слишком широкое, второе определение более точное.
2-я группа: – В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В «гражданском браке» люди не берут на себя никаких обязательств.
3-я группа: – Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать»
После ответов учащихся – работа с классом.
Учитель. Какие обязательства берут на себя в «гражданском браке»? Рассуждения учащихся.
Учитель. Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» — это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы.
Считаете ли вы, ребята, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество?
Примерные ответы:
Конечно, если они будут считать, что семья – это просто совместное проживание, а брак – только штамп в паспорте, супруг – просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Учитель. Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими «понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.
2) Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».
Учитель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. «Супружество без брака» Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств)
Группа «За «гражданский брак»:
1. Гражданский брак даёт возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства – это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
Группа «Против «гражданского брака»:
Почему же для того, чтобы проверить свои чувства, нельзя просто продолжать встречаться, общаться, и вполне логичным путем подойти к свадьбе и полноценному браку? Почему желание жить под одной крышей в качестве «пробных» супругов возобладает над здравым смыслом? Можно было бы все списать на распущенность нравов современной молодежи, как говорят. Но поражает позиция родителей, с разрешения которых молодежь начинает жить в «пробных браках».
Ученик (подготовленный материал). А о бурности чувств писал Николай Васильевич Гоголь. Будучи православным человеком, прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Этому посвящен целый рассказ у великого писателя — «Старосветские помещики».
Главные герои рассказа — старые помещики Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Их размеренная жизнь напоминает «прекрасный дождь, который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены». Все дни протекали одинаково, Пульхерия Ивановна заранее знала все желания и мужа и они моментально исполнялись. Но наступает смерть Пульхерии Ивановны. Все мысли Пульхерии Ивановны перед ее смертью были только о своем супруге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботиться об Афанасии Ивановиче. Во время похорон Афанасий Иванович молчал, как бы не понимая, что происходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно. Автор, то есть Гоголь, на пять лет покидает хуторок, где жили описываемые помещики, и, наконец, вновь посещает это местечко и по дороге в гости к Афанасию Ивановичу размышляет:
«Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним?» И далее Гоголь приводит пример, показывающий, что даже самую сильную страсть лечит время. «Я знал одного человека в цвете юных еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств, я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страсти — неясная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожирающего отчаяния, какие волновали несчастною влюбленного. Я никогда не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, что бы сколько–нибудь походило на надежду… Его старались не выпускать с глаз; от него спрятали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя. А недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шутить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было купить пистолет. В один день внезапно раздавшийся выстрел перепугал ужасно его родных. Они вбежали в комнату и увидели его распростертого, с раздробленным черепом. Врач, случившийся тогда, об искусстве которого гремела всеобщая молва, увидел в нем признаки существования, нашел рану не совсем смертельной, и он, к изумлению всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Всё же за столом не клали возле него ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить; но он в скором времени нашел новый случай и бросился под колеса проезжавшего экипажа. Ему раздробило руку и ногу; но он опять был вылечен».Как видим, описанные страдания действительно ужасны. Но вдруг тон Гоголя резко меняется. «Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил «петит–уверт» {карточный термин), закрывши одну карту, и за ним стояла, облокотившись на спинку его стула, молоденькая жена его, перебирая его марки». Итак, палящая тоска, бешеные страдания, две попытки покончить жизнь самоубийством, но всего через год — все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все забыто! С такими мыслями автор идет в гости к Афанасию Ивановичу. Пять лет… Уж он–то, наверное, уже давно забыл свою супругу! Афанасий Иванович угощает своего гостя. Наконец, подают на стол манишки (что–то вроде сырников). И тут происходит нечто неожиданное для гостя. «Это то кушанье, которое по… по… покой… по–койни… — Афанасий Иванович не может договорить этого слова, из его глаз брызнули слезы, и он рыдает так же безутешно, как рыдал после похорон. Время нисколько не смогло ослабить боль потери близкого человека!»
Учитель. Гоголь был православным человеком и прекрасно знал простую истину, которую и пытался проиллюстрировать в этом рассказе: бурность чувств, пылкость нисколько не говорят о их глубине. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно.
А что говорить о тех, за чьей спиной опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6, 16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся–то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где–то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу.
Группа «За «гражданский брак»:
2. Можно выбрать, какой человек по характеру лучше подходит.
Группа «За «гражданский брак»:
3. Молодые люди рассуждают так: «Поживем годик–другой, присмотримся. Если все будет хорошо — распишемся, если нет — разойдемся». Когда–то нам говорили, что брак — это мешок, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтесываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка возможна в гражданском браке? «Мы с тобой поживем вместе, но помни, что как только что–нибудь мне не понравится, мы разойдемся. Смотри! Чемоданы всегда стоят у двери, чуть что — и уйду». Т.н. «супруги» держат себя на достаточном расстоянии, притираться никто не хочет.
Учитель. Говоря о последствиях случайных блудных связей, необходимо упомянуть явление телегонии. Примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения их выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия: ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр–кобыл от породистых жеребцов. Опыты прекратили, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет после этого эксперимента стали рождаться полосатые жеребята. Как же могло случиться, что, не забеременев от зебры, родив несколько раз от породистых коней жеребят, кобыла вдруг ни с того ни с сего родила чужака? Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией (от «теле» — далеко и «гони» — рождение, происхождение) — которое утверждает, что на потомство женской особи влияют в той или иной степени все ее предыдущие половые партнеры вне зависимости от того, были ли у них дети или нет. Известно, что даже через несколько лет после внебрачных связей с заезжими гастролерами, на международных фестивалях, масштабных спортивных соревнованиях, на стройках и вне их, в частности, наши русские девушки рожали от белых генетически здоровых и современных своих мужей темнокожих детей.
Сейчас появляются научные объяснения того, как гены партнера могут внедряться в генетическую систему женщины. Исследования показали, что женщина, даже не забеременев, будет нести в себе яйцеклетки, в которые будут встроены цепочки ДНК всех ее предыдущих половых партнеров, и передаст своему будущему потомству их гены наряду с генами отца ребенка.
Сейчас явление телегонии не признается официальной наукой, так как это признание накрепко закрывало бы дорогу для всякого рода сексуальных революций, на плодах которых наживаются огромные деньги.
Группа «За» «гражданский брак».
4. Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком и узнать друг друга поближе и полюбить можно тоже в гражданском браке.
Группа «Против «гражданского брака». Так что же это за любовь? Одно из определений любви следующее. Любовь – это ответственность. Какая ответственность? Ребенок разбивает окно в школе. А кого в школу вызывают, чтобы сделать вразумление? Мать! Ребенок нашкодил, а отвечает мать. Вот это и есть любовь к сыну — я отвечаю за каждый его шаг. Та же ответственность рождается между мужем и женой, если они любят друг друга. Какая ответственность в гражданском браке? Никакой! Далее, Рождение детей в «пробном браке» и вовсе не предусматривается, что, несомненно, приводит к противоестественному факту, что вместо радостного ожидания ребенка становится не желаемой беременность. Самоцелью в таком «браке» становится желание поближе узнать друг друга во всех отношениях.
Учитель. «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22, 23-32). Господь явно даёт понять, что в вечности не будет плотских, земных отношений между супругами, но будут духовные. Поэтому и христианский брак, в первую очередь, дает возможность для духовного единения супругов. Говоря о браке, как о духовном единении супругов, ни в коем случае не стоит забывать, что сам брак становится средством продолжения и умножения человеческого рода. Посему деторождение спасительно, ибо богоустановленно: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). О спасительности чадородия учит ап. Павел: «жена … спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим, 2, 14-15). Таким образом, чадородие является одной из целей брака, но отнюдь не является самоцелью. Церковь призывает воспитывать детей в православной вере. Только тогда чадородие становится спасительным, когда дети становятся вместе с родителями «домашней Церковью», возрастая в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия в семье ставит под удар её дальнейшее существование. А ведь именно это зачастую приводит к распаду «гражданского брака». Люди, недостаточно хорошо узнав друг друга, по большей части, имея целью удовлетворение плотских страстей в совместном проживании, становятся перед фактом несовместимости их внутренних убеждений и принципов и, в итоге, просто расходятся.
Так что же такое гражданский брак: благо или грех?
На доске ассоциограмма: «Гражданский брак» - это … Учащиеся после дискуссии должны прикрепить стикеры со своим новым пониманием того, что такое гражданский брак. Учитель зачитывает мнения детей. Могут участвовать также и зрители.
IV Заключительное слово.
Учитель. И ещё помните. Если же люди настаивают на своем мнимом праве жить в «гражданском браке», т.е. в грехе, священник должен отказывать им в желании причаститься, обвенчаться или стать крестным. Бывает, что люди не воспринимают причину отказа и уходят из храма неудовлетворенными. Но в этом нет вины священника или Церкви. Церковь ни при каких условиях не может идти на компромисс с грехом. Об этом учит ап. Иаков: «Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Церковь не может быть другом тому, кто сам ради удовлетворения эгоистических желаний добровольно становится Богу врагом.
V Рефлексия.
Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться модой? Вы, как будущие родители, что сказали бы своим детям об этом понятии? Дали бы вы согласие на такой поступок, как сожительство без официальной регистрации брака?
Используемые источники
1. Шугаев Илия, прот. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях.-6-е изд., испр., доп.-М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.-208 с.
2. http://www.pravmir.ru/mozhno-li-nazvat-brakom-grazhdanskij-brak/
Подготовили:
Громыко Н.В. учитель английского языка
Тетерук Т.М. учитель-дефектолог
Петревичи, 2015