«Мы построим храм»
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Занятие с младшими школьниками на уроке изобразительного искусства
Тема: «Мы построим храм»
(Мастер - архитектор. Рисование по представлению)
Цели:
углубить знания детей о видах архитектуры;
учить изображать постройки, храмы по представлению, точно передавая пропорции объекта в целом и его частей;
развивать пространственное воображение, творческие способности учащихся;
воспитывать желание посещать храм, умение благоговейно вести себя в доме Божием.
Задача: нарисовать храм по представлению.
Виды деятельности:
повторение пройденного материала;
просмотр слайдов и фильма «Православные храмы», рассматривание книг с иллюстрациями, изображающими храмы;
беседа о форме, пропорциях, конструкция построения, размещении изображений на листе бумаги;
самостоятельная деятельность;
анализ работ.
Тип урока: урок-экскурсия.
Оборудование для учителя: литературные – Яна Перепёлкина, «Храм»; музыкальные – детский хор, «Пасхальные песнопения».
Наглядные пособия: метод. таблицы «Этапы изображения храма», рисунки детей, изображения архитектурных элементов, рисунки с изображением горизонтальной и вертикальной композиции храма, иллюстративный материал (фотоматериал) «Православные храмы»
Для учащихся: альбомы, карандаши, ластики, мелки, лоскутки ткани.
Оформление классной доски: метод. таблицы, рисунки с изображением композиции храма, архитектурных элементов, иллюстрации, фотоматериалы, тема урока, педагогический рисунок.
Литература: «ИЗО и художественный труд» Б. М. Неменский, «Православные святыни России» Изд. Бел. Экзархат, планы – конспекты уроков по ИЗО в 3 классе, «Основы православной культуры» О. К. Харитонова.
План урока:
1. Организационный момент.
-сообщение темы, целей, задач урока
-проверка готовности класса к уроку
-психологическая настройка класса на работу.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
-краткий рассказ об искусстве архитектуры
3. Объяснение нового материала:
-восприятие особенностей экскурсионных объектов, -первичное осознание заложенной в них информации
-сообщение и систематизация знаний (фильм)
4. Подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий:
- объяснение последовательности рисования архитектурного сооружения
- инструктаж по ТБ
- самостоятельная творческая работа учащихся
5.Итоги урока:
-закрепление полученных знаний
-выставка работ учащихся
-домашнее задание
6.Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сообщение темы, целей, задачи урока.
У. – Сегодня на уроке рисования мы проведем с вами экскурсию, в ходе которой продолжим изучать работу мастера-архитектора. На прошлом уроке вы уже познакомились с архитекторской работой и даже сами были таковыми, спроектировав дома для себя и своих семей. Рисовать вы будете по представлению на тему «Мы построим храм», будем учиться изображать храм, точно передавая пропорции храма в целом и его частей. Эпиграфом к нашему уроку будет стихотворение 16-летней девочки Яны ‘’Храм’’:
Храм – это дом Святого Духа,
Дом православных христиан.
Дом веры в Бога и молитвы,
Дом очищенья для мирян.
Задача ваша: нарисовать храм, отражающий отблеск царства Небесного, где являет Свою красоту Сам Бог.
Проверка готовности класса к уроку и психологическая настройка класса на работу.
У.- Чтобы на уроке было интересно, поучительно настроимся на хорошее; улыбнемся, посмотрим, все ли есть для урока на парте.
2.Актуализация опорных знаний учащихся. (Проверка исследовательской работы учащихся).
У.- Что такое архитектура?
Д.- Архитектура - это искусство строить.
У.- Кто такие архитекторы?
Д.- Люди, которые рисуют, проектируют постройки. Эти труды архитекторов воплощают в жизнь строители. (Показ слайда 1)
У. Какие постройки проектируют архитекторы?
Д.- Жилые дома, школы, библиотеки, торговые центры, спортивные комплексы, замки, храмы и другие постройки.
У.- Какими должны быть архитектурные сооружения?
Д.- Прочными, полезными, красивыми.
У.- Как называются здания, построенные очень давно, но сохранившиеся до наших дней?
Д.- Архитектурные памятники. (Показ слайдов 2)
У.- Красота архитектурных памятников xv – xx веков не может нас не поразить. Разве можно воспринимать эту красоту равнодушно? Она всегда будет вызывать восхищение. Любой город привлекает экскурсантов своими неповторимыми архитектурными строениями, как древними, так и современными . (Показ слайдов 3)
У.- Обратите внимание на то, что большинство архитектурных памятников - храмы. Не только в Беларуси , в России, но и в Италии, Греции, Франции и других странах храмы и монастыри стали достоянием этих народов .
3. Объяснение нового учебного материала
У.- Что такое храм?
Д. Храм – это место, где христиане собираются для молитвы вместе. Храм- это Божий дом, колыбель молитв . Храм строится на самом красивом и видном месте города или деревни.
У. Чем отличается храм от других архитектурных строений?
Д. Над храмом возвышается купол (или несколько куполов), изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, чтобы все знали, что храм посвящен Богу. (Показ слайдов 4)
У. – Что еще есть в архитектуре храмов и чего нет в других постройках?
Д.- Колокольня. Это башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву. (Показ слайдов 5)
У. –Какой формы бывают храмы?
Д. – Здания храмов строились особенной формы – в виде креста, потому что верующие во Христа получили спасение через Крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни. Как Ной со своей семьей спасся в корабле-ковчеге во время потопа. Иногда бывают храмы в форме круга, напоминающие нам, что жизни с Богом нет конца. (Показ слайдов 6). Может храм быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды.
У. – Что означает купол?
Д. – Купол – это небо.
У.: - Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы церкви - Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав. Тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, – три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – Семь Таинств и семь Вселенских соборов; девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов. (Показ слайдов 7).
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. (Показ слайдов 8)
– А кто скажет, как нужно вести себя в храме?
Д. – Храм – это святое место, где с особенной милостью , невидимо присутствует Сам Бог, поэтому мы должны входить в храм с молитвою и крестным знамением и вести себя тихо и благоговейно. Нельзя разговаривать, шуметь, смеяться во время богослужения.
Сообщение и систематизация знаний. Просмотр фильма «Храм».
4.Подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
У. – Совершив экскурсию, увидев множество храмов и узнав о них много, каждый из вас, с Божией помощью, сможет нарисовать настоящий храм, с куполами и крестами.
-Творческая деятельность учащихся.
У. – Из какого материала строились храмы?
Д. – Сначала из дерева, потом из камня, а после из кирпича.
У. – Подвержены ли постройки разрушению? Как нужно относиться к памятникам архитектуры?
(Ответы детей)
У.- Всем вам, конечно, хотелось бы, чтобы ваш рисунок получился красивым и правильно построенным. А для этого необходимо учитывать основной закон построения. Что это за закон? Давайте вспомним.
Д. – Закон композиции.
У. – Что необходимо для соблюдения закона композиции?
Д. –Подобрать формат листа. Продумать, где именно будет располагаться основной предмет, где - второстепенные. Определиться с размерами основных и второстепенных предметов. Основной предмет всегда больше, чем второстепенный. Располагать рисунок на листе бумаги необходимо так, чтобы все предметы поместились.
У. – Мы повторили закон композиции. Надеюсь, что с построением рисунка вы теперь справитесь. Посмотрите на рисунки с изображением храма и скажите: из каких частей состоит любая постройка?
Д. – Из стен, крыши, окон, дверей.
У. – Правильно. Где обычно стоят эти постройки?
Д. – На земле.
У. – Да, и наш храм не исключение. Для этого, выбрав расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное -показ) нужно наметить линию земли , небо , место, где будет стоять храм. Составляя рисунок, важно сначала карандашом наметить главные, а после - второстепенные предметы, учитывая соотношение их размеров. После наметки их на листе бумаги начинаем прорисовывать детали у главных предметов, украшение.
-Посмотрите на доску. На этих рисунках изображены возможные формы дверей или окон храма. Двери обычно похожи по форме на окна, но больше по размеру. (Показ).
-Крыши в храмах бывают различной формы - плоские, покатые, в виде шатров - но обязательно с куполами.
Объяснение последовательности рисования архитектурного сооружения.
1 этап – обозначим штрихом место, где постройка соприкасается с землей, и верх постройки, также левую и правую стенки главного здания.
2 этап – рисуем контуры главного здания и делим его на три равные части вертикально. Горизонтальной линией делим главное здание пополам. На каждой из трех частей прорисовываем фигурные своды.
3 этап – над средней частью постройки рисуем башню с полуовальной крышей.
4 этап – главное здание покрываем крышей, находим центр средней части храма и прорисовываем купол над башней.
5 этап – прорисовывание второстепенных деталей храма: окон, дверей , частей крыши и украшения стен .
6 этап – рисование в цвете.
Инструктаж по ТБ, физкультминутка для глаз
Самостоятельная работа учащихся.
У. – У каждого из вас перед глазами возник проект храма, который, на ваш взгляд, будет самым красивым. Приступайте к работе. Ваша задача: изобразить такой храм, который отражает отблеск Царства Небесного, где являет Свою красоту Сам Господь.
Пока ученики рисуют, нужно обойти класс и сделать необходимые заключения по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, стоит прервать работу и дать дополнительные пояснения.
Во время выполнения рисунка учащимися звучат песнопения.
5. Итог урока.
Закрепление нового материала.
У. – Что узнали нового и необычного о храмах?
– Понравилось ли рисовать храм? Почему?
– С каким настроением надо приступать к изображению храмов?
Итоги. Анализ работ.
Учитель просматривает рисунки учащихся, указывает на ошибки, выделяет наиболее удачные работы, выставляет отметки, собирает рисунки.
Домашнее задание: поучаствовать в конкурсе поделок «Всем приходом строим храм», а также в конкурсе рисунков «Пасхальная радость»
6. Рефлексия.
«Заверши фразу» - Я нарисовал храм таким, потому …
- Я выбрал цвет … потому …
У. – Всем желаю добра и мира в душе.
Преподаватель начальных классов средней школы №2
г. Новогрудка Нина Александровна Пашкевич.