"Как князь Владимир веру выбирал" сценарий театрализованного представления
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
"Как князь Владимир веру выбирал."
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Сценарий театрализованного представления
На столе – иконы святых равноапостольных княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира.
Боярин 1:
…. Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, Красное Солнышко, – Крестителе Руси.
Боярыня 1:
Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая, подобно апостолам, много сделала для утверждения веры Христовой на Руси. Потому и называют княгиню Ольгу равноапостольной.
Боярыня 2:
Княгиня отличалась необычайной красотой, целомудрием и светлым умом.
Боярыня 3:
А вот как повстречалась она с будущим мужем, князем Игорем:
Молодой Игорь князь охотился во лесах…
Кланялись князю
Сырые дубравы,
Стлались коврами
Буйные травы.
К вечеру, притомясь,
Стал искать переправу наш князь
Боярыня 1: Искал переправу, а повстречал красавицу Ольгу… Изумился князь удалой, подивился красе он такой:
Князь Игорь: "Как тебя, девица, звать-величать?"
Ольга: "Величают Ольгой отец мой и мать!"
Князь Игорь: Приглашаю, княгинюшка Ольга, тебя в терем мой расписной.
Предлагаю, княгинюшка Ольга, стать мне, верной, любимой женой!
Звучит русская народная мелодия.
Боярыня 2: Красавица Ольга горячо полюбила мужа, скоро у них родился сын Святослав. Однажды князь Игорь отправился с дружиной собирать дань с древлян, а они его убили. Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.
Приказала княгиня
Своей дружине:
"Берите, други, сизых голубей,
Привяжите к птицам
Горящий жгут.
Полетят они гнездиться –
И древлян сожгут!"
Засверкали птицы,
Яркие, как звезды,
Полетели птицы
На родные гнезда.
Посыпались искры
На крыши из соломы,
Загорелись быстро
Терема и хоромы.
Выгорел город
Древлянский дотла,
От него остались
Лишь пепел да зола.
Звучит музыка.
Боярыня 3: Да. Жестоко…В то время княгиня была ревностной язычницей, а нравы у язычников были жестокие и грубые.
Боярин 1: Но вскоре княгиня Ольга приняла христианство, и ее характер очень изменился. Согласно Житию, Ольга, возненавидела идолов и, гнушаясь их, поехала в Константинополь и там приняла крещение задолго до Крещения Руси.
Ольга: Высокие идеалы христианства, главные заповеди Божии – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя, – стали близки моему сердцу.. Я приняла эту веру всей душой.
Боярыня 1: Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмов – деревянный храм Святой Софии в Киеве.
Приняв при святом крещении имя Елены, она уразумела Бога истинного и начала жить по-христиански. Княгиня Ольга прославилась делами милосердия и помощи ближнему, а также оставила добрый след и в делах государственного обустройства Руси.
Звучит музыка.
На авансцене, представляющей интерьер древнерусского терема (кованый сундук, резная лавка, стол), сидят князь Владимир с боярином. Они беседуют.
Боярыня 2 : 1025 лет назад славяне не знали истинного Бога.
Пред Перуном — кумиром строгим – колени в страхе преклоняли.
Ему и жертву приносили, сжигая человека прямо на костре…
Действие I
(Выходят князь Владимир и его дружина)
Дружинники: Слава князю Владимиру! Слава!
Кн. Владимир: Спасибо, други мои! Хорошо мы печенегов поколотили, долго будут помнить.
Добрыня: Нескоро решатся к Киеву подойти.
Велимир: Князь-батюшка, беда у нас!
Кн. Владимир: Что случилось? Говори!
Велимир: Беда с любимым твоим дружинником — Федором. Повелел ты в честь победы – бога Перуна отблагодарить, жертву ему принести. Жребий пал на Ванятку, сына Федора. А Федор не отдал сына и заперся с ним в доме, сказал: “Перун не бог, а кукла деревянная”. Пришлось сжечь их обоих. Кн. Владимир: (задумчиво…)
Что ж! Богов благодарить надо! А сыновья еще народятся.
(Пауза)
Но что-то мне расхотелось дальше веселиться.
Погиб Федор! Любимый мой дружинник…За что погиб?
“Перун — не бог!” — Он так сказал…
А кто же истинный Бог?
Ты знаешь ли, Добрынюшка?
(Пауза. Добрыня молчит, опустив голову.)
Добрыня:
Скажу я правду, князь. Что думаю – скажу:
Негоже храброму и сильному народу
Жить в темноте.
Пора ему почувствовать свободу
От идолов слепых и безучастных,
Камней обычных, мертвых и безгласных.
Тебе, Владимир, снова повторю:
Припомни Ольгу, бабушку твою.
Ее молитвы, добрые дела,
Когда она крещенье приняла,
Как только христианскую познала веру –
Вдруг стала милосердия примером.
Как много сделала княгиня Ольга для Руси!
Об этом мудрых старцев ты спроси!
Владимир:
О вере много думаю я сам,
Мне эта мысль приходит не впервые,
Святой Софии вспоминаю храм,
Что в Киеве построила княгиня.
Вокруг лежит немало стран,
Не поискать ли веру нам,
Чтоб людям по сердцу пришлась,
Отчизне в укрепленье?
Мужей мудрейших в дальние края
Отправлю с порученьем я:
Пусть скажут мне, чья вера хороша,
Чтоб приняла ее славянская душа.
Боярыня 3: Так и сделал Князь Владимир: он послал десять славных и мудрых мужей к болгарам, немцам, хазарам... И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии. Греческий царь и патриарх пригласили их на самое торжественное богослужение в храме Святой Софии. Когда послы вернулись в Киев, они рассказали князю Владимиру о том, что видели в Византии.
Звучит негромкая музыка. ФОНОГРАММА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ, ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ.
На авансцену выходят три посла. Они кланяются князю Владимиру в пояс.
1-й ПОСОЛ
Владимир-князь! Немало мы
Прошли с тех пор земель,
Но краше греческой страны
Не встретили досель.
В магометанстве Бог-Аллах,
Единый Бог для верных,
Но веру их спрягает страх,
А он учитель скверный.
2-й ПОСОЛ
Латинцы веруют в Христа,
Посильна тяжесть их поста,
Но в службе нет величия,
В том с греками различие.
3-й ПОСОЛ
Владимир! Великий князь!
Мы видели много стран –
Католиков, магометан,
Мы долго блуждали во мгле,
Но дивной такой красоты
Нет больше нигде на земле,
Как в храме Святой Софии
В заморской стране Византии!
2-й посол
Разносится там ангельское пенье,
Торжественно идут богослуженья,
Сияет золотой иконостас,
И праведники молятся о нас!
…Нет на земле подобной красоты!
3-й посол
Не на земле – на небе были мы.
И боле не хотим языческой мы тьмы.
Казалось, Сам Господь с высот
Сойдя, ходил меж нами… Вот.
А у Христа – для всех любовь,
И милость всем без меры.
Мы повторяем вновь и вновь -
Проси у греков веры!
Князь Владимир
Я жду от вас решающего слова:
В чем этой веры главная основа?
1-й посол
Познали мы учение Христа,
В нем главное – любовь и чистота,
С тех пор мы повторяем вновь и вновь:
"Любовь, любовь, христианская любовь!
Любить людей, как самого себя," –
Так на вопрос тебе отвечу я.
Звучит песнопение.
Боярыня 1: А старейшины так и сказали князю: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка Ольга. А она была мудрейшей из всех людей".
Боярыня 2: Так на совете и было решено принять веру от греков.
Однако горд был князь Владимир и не хотел ничего просить у Византии. И пошел он на них войной и взял город Корсунь. Передал князь Владимир греческому царю такое послание: "Отдайте мне в жены вашу сестру Анну, не то я и с Царьградом сделаю то же, что и с Корсунью".
ЦАРЬ
Язычнику? Варвару? Сестру мою Анну? Ну нет, не бывать!..
Что делать?.. Что делать?... В отместку они и Царьград обещаются взять!
АННА
Чтоб милый Царьград от набега спасти,
Готова я к варварам диким идти!
Коль примет крещенье Владимир -
Уеду отсюда я с ними.
Боярыня 2: Из Византии князю Владимиру ответили: "Если хочешь, чтобы Анна вышла за тебя, князь, замуж, прими Святое Крещение!"
Владимир согласился... Но незадолго до крещения с князем Владимиром случилась беда: он ослеп.
Владимир: Что со мной? Я ничего не вижу? Или ночь наступила?
ДОБРЫНЯ
Мой княже, мы - среди ясного дня!
С глазами твоими неладно!
ВЛАДИМИР
И впрямь - пред собою не вижу руки!
Ужели меня отравили враги?! ВХОДИТ АННА.
ДОБРЫНЯ
Увы, мой князь незряч!
Мой князь ослеп!
Я князя своего не уберег!
В чужой земле опасен стол и хлеб!
Своей доверчивостью я его обрек!
АННА
О, расступись языческая тьма!
Прозрейте правдой княжеские очи!
Дух гордости, смятения ума
Навек останься в уходящей ночи!
"Крестись, князь, избавишься тем ты от слепоты душевной и телесной".
И в самом деле, едва князь погрузился в купель, спала с его глаз пелена слепоты и он прозрел.
ВЛАДИМИР
Я вижу! Вижу! Твой Господь
Вернул очам погасшим зренье!
АННА
Он вразумляет через плоть
Свое заблудшее творенье.
ВЛАДИМИР
Теперь свидетельствую верно:
Твой Бог сильнее всех, царевна!
Наш Бог! Крести меня, архиерей!
И Русь мою крести скорей!
…Ныне познал я истинного Бога.
Звучит торжественная музыка. На фоне музыки:
Боярин: Когда радостный князь Владимир вернулся на родину, он окрестил двенадцать своих сыновей. Затем приказал низвергнуть и порубить языческих идолов, а некоторых сжечь.
А потом приказал гонцам созывать жителей Киева на Днепр, чтобы приняли они святое крещение.
"Если же кто не придет, будь то богатый, или бедный, или раб, будет мне врагом" – такими словами напутствовал Владимир гонцов.
На другой день на берегу Днепра сошлось народу без числа… И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ" – так описывал это великое событие летописец.
Чтец 1
Днепр…Сребрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.
Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.
Чтец 2
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.
Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.
Чтец 3
Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.
Распахнулось на небе
Золотое окно:
В благодатный молебен
Много душ спасено!
Поют: «Святый равноапостольный князе Владимире, моли Бога о нас!»...
Хор исполняет стихиру: «…Земле русская!.. Храни веру православную! В ней же есть спасение!»