«Дети, в школу собирайтесь!..» Детский утренник, посвященный началу учебного года в Воскресной школе.
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
«Дети, в школу собирайтесь!..» Детский утренник, посвященный началу учебного года в Воскресной школе.
1. Молебен на начало учебного года.
2. Утренник.
Ведущая:
Наша школа носит имя
Просветителей-славян.
Их молитвами святыми
Грамота открыта нам!
Давайте в начале нашего праздника все вместе споем тропарь святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, чье имя носит наша школа.
(Тропарь «Яко апостолам единонравнии…»)
Ученица:
Жаркие погожие деньки
Пролетели ручейком веселым.
Мы теперь опять ученики
Дорогой Воскресной нашей школы.
Ученик:
Быстро лето пролетело!
Не сидели мы без дела.
Листья в воздухе кружатся -
Время в школу собираться.
• Песня «Приглашение в школу» (…Дети, в школу собирайтесь!...)
• Инсценировка «В школу». (По мотивам стихов Раисы Кудашевой).
Ведущий 1:
Вот каникулы прошли,
Мы телесно подросли.
Полно дома баловаться,
Время в школу отправляться!
Ведущий 2:
Дети плачут, не идут!
1-я девочка
Мы что знали, все забыли
И стихи не повторили.
Мальчик:
Долго тянется урок,
И учитель очень строг!
Учитель:
Ах, ленивая душа!
Речь твоя нехороша!
Себя в руки не возьмешь-
Очень скоро пропадешь!
Ну-ка в школу, на урок!
Слышите, зовет звонок?
«Из школы»
Ведущий 1:
День прошел…
Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
Рады все, развеселились!
1-я девочка:
Ах, как славно мы учились!
2-я девочка:
Я молитвочку прочла.
3-я девочка:
Я две притчи рассказала,
Ангела нарисовала.
Мальчик 1-й:
Я барашка срисовал!
Мальчик 2-й:
Я полезное узнал:
Что душа должна трудиться,
Богатеть, а не лениться!
1-я девочка:
И вот я в школе, я учусь!
Я тороплюсь, и в храм я мчусь!
2-я девочка:
Мне повезло: я полюбила школу
С минуты первой, с первого же дня.
Нет, не давили бременем тяжелым
Ученья и уроки на меня.
1-й мальчик:
Наша школа православная, простая.
Она уютная, родная.
На стенах множество икон,
И Божий учим мы закон!
2-й мальчик:
А батюшка нам как отец родной:
Чуть что – утешит и поможет.
На исповедь придешь с душой больной,
А выйдешь – будто день погожий!
• Песня «Ах, батюшка!»
• Инсценировка «Кончил дело — гуляй смело».
(По мотивам стихотворения Льва Модзалевского)
Действующие лица:
Рассказчик
Мальчик
Солнышко
Птичка
Слива
Рассказчик:
За уроками давно
У окна дитя сидит.
И настойчиво в окно
Солнце мальчика манит.
Солнце:
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, ясное солнышко, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок, -
Мне надо закончить полезный урок!
Рассказчик:
Мальчик слушает, читает,
А на ветке за окном
Птичка звонко распевает
И поет все об одном:
Птичка:
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, милая пташечка, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок, —
Дай прежде закончу церковный урок!
Рассказчик:
Над книгой ученик сидит,
И в окно он не глядит.
А ему давно из сада
Слива спелая твердит.
Слива:
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, сливка спелая, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок,—
Дай прежде закончу духовный урок.
Рассказчик:
Вот закончился урок,
Кончил мальчик дело!
Вышел в сад и крикнул смело:
Мальчик:
Ну-ка, кто меня манил?
Все:
Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет.
Ему слива спелая
Свои ветки подает.
Мальчик:
В школе дружно мы живем.
Очень много познаем.
Может нам чуть-чуть и трудно -
С Богом все переживем!
Девочка:
Будем очень мы стараться,
Сил и времени не жаль,
И успешно одолеем
Православный наш букварь!
Ученица:
Я жду и не могу дождаться, когда начнем мы заниматься,
Но я боюсь, вдруг что-то у меня не будет получаться?!
Ведущий:
Не волнуйся зря,…
На все воля Господня. Когда-то отрок Варфоломей никак не мог научиться читать и печалился из-за этого. Но знают ли ребята, чем это окончилось?
• Инсценировка: «История отрока Варфоломея — Сергия Радонежского».
(Стол, на столе лучина горит, за столом над книгой склонился мальчик. Мать печально смотрит на сына).
Мать:
Варфоломеюшка, сынок, поел бы.
Варфоломей:
Ел я уже, матушка.
Мать:
Да разве хлебом и водой насытишься? Зря ты так себя постом изнуряешь. Да вот не от голода ли тебе ученье не дается? С весны к дьякону ходишь, а ни одного слова прочесть не можешь. Братья твои уже вон как читают.
Варфоломей:
Матушка! Да ведь больше всего на свете хочу грамоте учиться. Только, как ни бьюсь я, ни стараюсь понять, ничего не выходит! (Мать, целуя, прижимает к себе плачущего сына, успокаивая его).
Мать:
Ну, что ты, радость моя, потерпи! Верю, сойдет на тебя благодать Божья. И ты верь непременно и надейся. А пока давай я тебе почитаю.
Из-за кулис голос отца: «Ярик! Боря! Да куда вы делись?
Варфоломей:
Никак жеребята убежали. Батюшка, позволь я их у речки поищу, они всегда туда убегают.
Отец:
Ну, беги, только сам не заплутай.
(Варфоломей ищет жеребят. Вдруг под дубом он увидел незнакомого старца-черноризца. Старец молился. Мальчик поклонился ему и стал в стороне).
Старец: (окончив молитву) Чего тебе надобно, чадо?
Варфоломей: (сквозь слезы) Меня отдали учиться грамоте. И больше всего желала моя душа научиться читать. Но как ни стараюсь, не могу выучиться. Помолись за меня, отче, Богу, чтобы он открыл мне учение.
Старец: (осенив себя крестом, помолился и, сказав «аминь», дал ему просфору). Возьми это и съешь, и будет тебе благодать Божья. А грамоту будешь знать больше, чем твои сверстники. А теперь прощай.
Варфоломей: (упал перед старцем на колени) Прошу тебя, отче святый, погостить в доме родителей моих! Они любят странников таких, как ты! (Привел к родителям, усадил за стол)
Старец: (дает книгу Варфоломею) Произноси слово Божье без сомненья!
Варфоломей: (читает, удивляя всех)
Старец: (уходя) Знайте, что велик будет ваш сын перед Богом и людьми за его добродетельную жизнь!
Ведущий:
Вы, без сомнения, знаете, что юный отрок Варфоломей стал впоследствии величайшим святым — Сергием Радонежским.
Если у вас что-то не получается в учении, молитесь усердно, просите, обращайтесь к преподобному Сергию Радонежскому о помощи в учении.
• Песня «Преподобне отче Сергие…»
Девочка:
Мы полагаем, мало нам Господь дает,
И мы косноязычны, неумелы,
Не знаешь, как и подступиться к делу,
И мысль бескрылая не просится в полет.
Но тем, кто воле Господа покорны,
Кто просит Господа и молится упорно,
Тому Он посылает вдохновенье,
На все труды, на доброе ученье!
Ведущий:
Нынче к нам на «огонек»
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок —
Чудо! Цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром.
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка-то в нем!
Мы сейчас ее прочтем.
(Разворачивает лежащую на сундучке грамотку и читает)
«Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие — угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрое гласит:
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундук так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы, из которых можно составить слово «АЗБУКА».
Ведущий: (после разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут…
И все же можно утверждать, что Азбука — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.
Ученица:
В книге — своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады.
(В сундучке книги-подарки).
Ведущий: Непростое дело — ученье. Но успеха добивается тот ученик, который не боится трудностей.
Ученица:
Я учусь читать слова,
Разболелась голова!
Вот мученье, так мученье!
Не дается мне ученье
Я не плачу, я креплюсь,
Часто Господу молюсь.
И прошу благословенье
На серьезное ученье.
Я хочу благословиться, чтобы Азбуке учиться.
• Батюшка благословляет, говорит ребятам слово, вручает подарки.
• Песня «Прежде, чем войти в Собор…»
(Составила Галина Васильевна Шабурина. Новогрудское Православное Сестричество)