«Да радуются днесь роди словенстии…»
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
«Да радуются днесь роди словенстии…»
Праздник славянской письменности, посвященный дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских для учащихся Воскресных и общеобразовательных школ.
Ведущая: Весна открывает целую череду светлых и прекрасных праздников. В этот чудесный венок вплетается и духовно-просветительский поэтический праздник – День Славянской письменности и культуры. Каждый из праздников несет людям свое заветное и заповедное слово. Он напоминает нам о вечном, о важном – это день, когда душа трудится в радости.
(Слово священнику. Благословение начать праздничное мероприятие).
• Звучит тропарь свв. Кириллу и Мефодию
( мерный звук колокола)
Ученик: Равноапостольные, богомудрые, просветители, учители, подвижники – и это все о святых Кирилле и Мефодии? Какой же подвиг они совершили? И ради кого?
Ведущий: Подвиг этот называется духовно-просветительским. И совершили его святые ради славянского народа. Именно об этом мы и расскажем сегодня.
Ведущая: А помогут нам в этом домашние учителя, ученик Илья и многие другие герои.
Страница 1-я, «Азъ»
* История *
Учитель: Наш урок истории, Илья, мы начнем сегодня с того, что уясним себе, кто же такие славяне?
Ученик: Учитель, разве это нужно объяснять?
Учитель: К сожалению, не все и не всегда это понимают. Вот знаешь ли ты, что во времена Пушкина русские, украинцы и белорусы жили в едином государстве, без границ и таможен, молились в единых православных храмах? И хотя некоторые языковые и культурные различия у них существовали, но превыше всего было для них славянское братство.
О единой славянской семье поэт Серебряного века Константин Бальмонт писал:
Рус, чех и лях, и серб – четыре брата.
Но между гор, лесов, полей, равнин
Забуду ли в столетних мглах судьбин
Болгара, и словака, и хорвата?
Я – славянин. Моя семья богата!
К ученику: Наверное, ты понял, Илья, почему среди славянских братьев не названы украинцы и белорусы?
Ученик: Догадываюсь… Наверное, русы – это был единый народ?
Учитель: Ты прав! В наши дни Украина, Россия и Беларусь стали самостоятельными государствами. Печально то, что между нашими языками и культурами пытаются поставить непроходимые барьеры, даже хотят искони единую православную веру разделить по национальным адресам.
А ведь святые Кирилл и Мефодий жизни свои отдали за соединение всех славян единой письменностью, верой и культурой.
(ученик кланяется учителю, и оба уходят со сцены)
Раздается колокольный звон.
(На сцену выходит хор)
Чтецы (из участников хора):
• В День Славянской культуры, сегодня,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
• Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
• Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
• Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
• Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
• Все, хором:
Мы - славяне!
• Песня «Гей, славяне!...»
Танец «Славяночка» (дети в костюмах белор., рус., укр.)
Страница 2-я. «Буки»
* Агиография *
Учительница: Как ты думаешь, Илья, все ли ребята хорошо знают, кто такие святые Кирилл и Мефодий? Не пора ли нам поведать о жизни сих святых братьев и о том, как они с Божией помощью создали славянскую азбуку?
Ученик: Думаю, пора!
Учительница: Тогда перенесемся более чем на тысячу лет назад. Перед нами страничка АГИОГРАФИИ.
Ученик: Простите! Вы не ошиблись? Может, географии?
Учительница: Нет, не ошиблась. Гео-графия – это описание Земли. А агио - графия – это описание жизни Святого человека. Агиос – значит святой!
* * * * *
(Звучит музыка, на авансцену выходят Учитель императорского сына и Придворный)
Учитель (держа в руках книгу, обращается к Придворному):
• Я отрока ищу.
Он должен быть умен
И благородным сердцем одарен,
Пригож собою и душою нежен,
Послушен и в учении прилежен.
Пусть будет он помощником усердным
Мне в воспитанье императорского сына.
Его наперсником, сердечным другом верным.
Где отрока такого мне найти?
Придворный:
Есть у меня ребенок на примете,
Талантлив он, и весел, и пригож.
Его все любят – взрослые и дети.
И очень дружит с ним мой младший сын.
Учитель: Как отрок сей зовется?
Придворный: Константин!
Учитель: Хотелось на него бы мне взглянуть.
Придворный.
Ну что ж! Гонца за ним сейчас отправлю в путь.
Сердечно услужить вам буду рад,
Приедет скоро Константин в Царьград!
* * * * *
Учительница:
Так юноша Константин был призван ко двору императора для завершения своего и без того хорошего образования. При дворе он снискал всеобщую любовь и уважение, и один из придворных предложил ему жениться на своей дочери, стать знатным и богатым человеком.
Ученик:
И что же Константин? Согласился?
Учительница: Нет, он отвечал так: « Предлагаемое тобою очень велико, но кроме просвещения и разума, я ничего не желаю…»
(Звучат стихи в записи):
…да, слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Ученик:
Что же хотел искать Константин?
Учительница:
Мудрости! Еще в семь лет приснился ему сон, о котором он рассказал тогда своим родителям. «Снилось мне,- говорил он,- что воевода собрал всех девиц города и сказал мне: «Выбери себе одну из них в невесты». Я избрал себе красивейшую из них, со светлым лицом и украшенную многими драгоценностями, по имени София». Поняли родители тогда, какую невесту Бог предлагает их сыну, ведь «София» - по-гречески значит «премудрость».
(Стихи в записи):
На утренней заре духовной жизни
Я возлюбил учение Христа
и мыслию, и сердцем умиленным…
… Чем был бы я на старости – как знать!
Когда б в те дни Евангельского Слова
Не снизошла мне в сердце благодать. (М. А. Жемчужников)
Учительница: Константина тяготила многолюдная жизнь в городе, и он уехал в далекий монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Ученик: Я читал, что Мефодий был военным, и не простым: он управлял целой областью греческой империи. Кроме того, он никогда не поступал против своей совести. Мефодия также тяготила жизнь в миру.
Учительница: Верно, он мог сделать карьеру, перед ним открывался путь успешной военной службы. Но оба святых брата искали жизни с Богом а не славы людской. Они оставили важные государственные дела и стали жить в уединении и молитве.
Так в ту пору, как зрела Христова жатва, уже созревали и достойные жнецы для нее.
(Чтение под музыку)
Шел сеятель с зернами в поле и сеял;
И ветер повсюду те зерна развеял.
Одни при дороге упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей налетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли…
Средь терния пало иное зерно-
И в тернии диком заглохло оно…
Одни за другими проходят года-
От зерен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод,
Высоко, и быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнию дышит…
Имеющий уши, чтоб слышать, - да слышит!
Как создавалась азбука
(На сцену под музыку выходит Азбука).
Придворный: Ее Величество Азбука!
Азбука: Я - Азбука. Вот «Азъ». Вот «Буки».
… 44 буквы здесь.
Со мной откроются науки,
Узнают все благую весть.
И станет очень знаменит
Родной, славянский алфавит.
Ученик: Какие интересные буквы! Это та самая Азбука, которую придумали святые учителя?
Учитель: Да. Настали времена, когда славянские народы из тьмы язычества обратились к свету христианского учения. Но прочитать Священное Писание на родном языке они не могли.
Ученик: Не понимаю. Славяне были, а языка не было? Как это могло быть?
Учитель: У славян была своя устная речь, отличавшаяся от окружавших их народов, а своего алфавита, то есть букв, не было. Не было правил письма, единого письменного языка не существовало.
Учитель: В конце 862 года греческому царю приходит послание…
Посол подает царю Михаилу свиток: « Вот, державный государь, князи словенстии передают вам сии письмена».
Царь читает: «Народ наш отвергся язычества и принял закон христианский, но нет у нас такого учителя, который бы на родном языке нашем открыл нам веру христианскую… Ведь мы не знаем ни греческого, ни латинского… Одни учат нас так, другие – иначе… Поэтому просим тебя, государь, пришли нам учителя…»
Посол: Каков ответ будет, государь-батюшка?
Царь: …Так тому и быть. Просят народы учителя, отправим к ним без промедления Мефодия и Константина – мужей ученых. Пусть помогут славянам.
Учитель: Как же было научить христианскому учению людей, у которых нет письменности?
Константин стал горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла придумать для славян буквы.
(В это время выстраивается хор)
Ведущий: При всесильной помощи Божией братья составили славянскую азбуку, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: « В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог». Свершилось это в 863 году.
Ведущая: Славяне радовались и благодарили Бога.
И вот состоялась первая христианская служба на языке славян. Летописец об этом пишет так: «То было чудное мгновение!.. Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы».
• Песнопение… «Да радуются днесь роди словенстии…»
(Хор не уходит, чтецы-дети из хора:)
1-й чтец: Да. Просветительство – это великий подвиг, труд. Он включил в себя не только создание новой азбуки. Еще нужно было донести славянскую письменность до сознания народа, научить ею пользоваться, дать людям свет знания, открыть школы, создать буквари, подготовить учителей. Все это делали святые Кирилл и Мефодий ради того, чтобы славяне могли внимать слову Божьему на своем родном языке. И на этом труднейшем пути они встречали и непонимание, и препятствия, и клевету, и гонения.
2-й чтец: От тяжелых трудов здоровье Константина ухудшилось, в 869 году он скончался. Перед смертью Константин принял схиму (отрекся от мира) и наречен был Кириллом.
3-й чтец: Мефодий же стал первым славянским архиепископом и еще 16 лет занимался просветительской деятельностью. Много потерпел он скорбей и гонений, но ничто не заставило его свернуть с избранного пути.
Взрослый:
За такой просветительский труд Церковь причислила братьев Кирилла и Мефодия к лику святых. Их стали называть равноапостольными, потому что они, подобно апостолам, просвещали славянские народы, неся им слово Божие.
Страница 3-я. «Веди»
*«Слава вам, братья, славян просветители!» *
• Песнопение: «Священную двоицу просветителей наших почтим, Христово бо Евангелие исполнив….»
* * * * *
Чтец: (из хора Воскр. школы)
Уж десять столетий промчалось, собратья,
С тех пор, как святые великие братья
Кирилл и Мефодий с любящей душой
Внесли в мир славянства свет веры святой…
…Восхвалим же, братья, Апостолов веры!
В великом семействе славянском своем
Слова их святые, святые примеры,
Как высшее благо, навек соблюдем!
И им всей душою, не как лицемеры,
Достойно хвалебную песнь воспоем.
(К хору присоединяются еще дети)
• Звучит гимн «Слава вам, братья…»
(Во время звучания гимна детьми полагается к иконе Святых Кирилла и Мефодия венок из живых цветов. Дети в костюмах - рус., укр., белор.).
Страница 4-я. «Глаголь»
«Сначала АЗЪ да БУКИ - потом и все науки».
Ведущий: Слово просят самые маленькие участники сегодняшнего праздника. Ведущая: Как не дать! Ведь Воскресная школа и названа в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. А сами ребята, насколько я знаю, учатся в младшем классе под буквой «Азъ». Сегодня для них день особенный!
Ведущая: Ребята, расскажите нам о Воскресной школе.
Дети выносят украшенные буквы Азъ, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть
Малыши:
• Наша школа носит имя
Просветителей славян,
Их молитвами святыми
Грамота открыта нам.
• Нет грамоты лучше на свете:
Азъ, Буки, Веди…
Когда на душе туч не счесть,
Глаголь: Добро Есть.
Ученик: Каждое воскресение, после службы, спешим мы в Воскресную Школу, чтобы познать Закон Божий. Учимся мы по книгам, которые перевели для славян святые братья Кирилл и Мефодий.
Ученица:
Учим Азбуку мы главную,
Не простую — Православную!
Ученик:
Кто в глубины Азбуки проник -
Будет тот не просто ученик,
А лучший в школе на занятиях,
И у Господа в объятиях…
Ученик:
Чтоб к спасенью путь узнать,
Нужно книгу прочитать.
Ученица:
Книга эта вот какая:
Очень всем нам дорогая,
И лежит не там, где сказки.
Переплет у книги красный,
Наверху - крест православный.
Ученик:
Книгу Дух Святой Преславный
Написал рукой святою.
В школе мы ее откроем,
Чтобы Бога нам послушать,
Чтобы быть Ему послушным.
Ученица:
Что Господь нам в книге скажет,
Повторим мы не однажды.
Пусть не всё и понимаем,
Но мы твердо вот что знаем:
Книгу Библией зовут,
Христиане с ней растут!
Ведущий: В руках у вас буквы. Чудные какие!?
Ученик: Буквы у нас церковно-славянские.
А без них - что за наука!
«Сперва АЗЪ да БУКИ – потом и все науки».
Ведущая:
Справедливые слова!
Начинай-ка, буква «А»!
Буква «Азъ» (А):
• Азъ – начало всех начал, имя Божие.
Есть еще на Азъ слова, достоинством похожие:
Агнец, Ангел…
Ведущий: Только два?
Забыла? Ничего!
Давай послушаем слова
соседа твоего.
Буква «Буки» (Б):
• Главным будет слово «Бог»!
Ведь от родимого порога
Начинается дорога.
Даже тысячу дорог.
И везде со мною Бог!
• Бог повсюду. Он везде:
В небе, воздухе, воде.
Все Он видит, все Он знает.
Всех на свете понимает.
Он - СПАСИТЕЛЬ МОЙ И ТВОЙ.
Бог повсюду. Он живой!
• Бог только тех не спасает, которые спастись не хотят.
Буква «Веди» (В):
• Вера Православная
В нашей жизни главное!
Буква «Глаголь» (Г):
• Грех ведет меня во тьму,
Грех с собою не возьму!
• Один и тот же самый грех
Бывает очень разным.
Свой – незаметный. А у всех-
Большим и безобразным.
• Подумай, душа,
Над собою скорбя:
В гордыне есть свойство
Не видеть себя!
• «Господи, помилуй!» - и снова полон силой.
Буква «Добро» (Д):
• Дорога, людей не ведущая к храму –
Словно ребенок, не помнящий маму.
• Д! Добро!
Помню вот что я, друзья,
Делать многого нельзя:
Драться, хвастать, врать, бояться,
Над убогими смеяться,
Зависть тоже ни к чему,
Жадность гонит нас во тьму.
Непослушным быть так плохо,
Что придется вечно охать!
Все пороки я на свете
Заменю на ДОБ-РО-ДЕ-ТЕЛЬ!
Самому ведь так приятно,
Чтоб До-бро ходило рядом!
Буква «Есть» (Е): Евангелие – это Добрая Весть.
Здесь все для спасения нашего есть!
Ученик ВШ: Наш батюшка и учителя учат нас в Воскресной школе христианской этике!
Ведущая: Это как?
Ученица ВШ: Сейчас расскажем! Только ребят из группы «Буки» на помощь позовем!
• Песня «Прежде чем войти в Собор…»
Ученица (Маша Косяк): А еще мы учимся обращаться к Богу с молитвой. Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, смягчает сердце человека, рождает в нем высокие духовные устремления.
• Песня «Девушка пела в церковном хоре…»
• Танец и песня «Милосердие»
• Песня «Боже, милостив буди ко мне…»
Ведущая: Спаси Господи, ребята. С праздником вас! Да помогут вам святые учители словенские Мефодие и Кирилле в постижении спасительных наук и делах милосердия.
Страница 5-я. «Добро».
« Свет да будет!»
«Услышьте, славяне, слово, которое от Бога пришло. Оно питает души человеческие, крепит сердца и умы. Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит». (Свв. Кирилл и Мефодий)
Ведущий: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий воспитали и обучили множество последователей.
Ведущий: Имена переписчиков и просветителей большей частью остались неизвестными. Но некоторые имена мы с благодарностью вспоминаем сегодня.
Ведущая: Подвигом на поле веры и просвещения была деятельность Евфросинии Полоцкой.
Ведущий: Широко известны имена русского первопечатника Ивана Федорова, белорусского печатника Франциска Скорины.
Ведущая: В 1512 году в Новогрудке был составлен Пролог – сборник житий святых на церковно-славянском языке.
Ведущий: Известный летописный памятник «Хроника Быховца» был также создан новогрудчанином. И говорится там о том, как от смертоносных орд султана Бити-Гирея Новогрудчину спасло заступничество небесного покровителя нашей земли – святого преподобного Елисея Лавришевского.
Ведущая: В Лавришевском монастыре было создано замечательное, чудной красоты, Лавришевское Евангелие.
Ведущий: В тяжелые времена борьбы за веру слово книжное укрепляло духовное мужество новогрудчан. Письма афонского старца Иоанна Вышенского, обращенные к православным белорусам в 17 веке, и сегодня мудро звучат для нас:
«Чи ти лепше тобе: изучити Часословец, Псалтирь…Евангелие…, нежели постигнуть Аристотеля и Платона, и философом мудрым себя в жизни сей называть и в геенну отыти? Ты же простого нехитрого Евангелия крепко держися, в нем же живот вечный тебе сокровен есть».
Ведущая: По этим божественным книгам воспитывался весь сонм угодников Божиих на Руси.
Ведущий: А современные наши языки – русский, белорусский и украинский – это лишь узоры на чудном полотне, искусно вытканном святыми просветителями славян.
Чтец на фоне музыки:
«Свет да будет!» — Божья сила
Изрекла — и мрак исчез.
И для всех зажглись светила
В беспредельности небес.
Но ещё есть Свет верховный,
Свет не солнца и планет,
Но чистейший Свет духовный,
Свет науки, Божий Свет.
Сам Христос — Учитель братства,
Тот, Кем жизнь наша крепка,
От духовного богатства
Не отторгнул бедняка.
Воскресеньем Он прославил
Свой всецарственный престол,
Он воскрес, а нам оставил
Слово, грамоту, глагол…
…Будь же грамотность родная
Делом веры и Любви!
Восклицаем, начиная:
«Царь Небес! Благослови!»
1837 год, (В. Бенедиктов)
• Антифон «Благослови, душе моя, Господа»
Чтецы из хора:
• Нам, славянам, даровано Слово Истины, без которого нет жизни.
• Мудрое слово уму-разуму учит.
• Каждого радует доброе слово. Оно дороже лекарств и наград.
• Труднее всего даются слова покаяния и слова прощения. Как непросто их произнести, но как легко становится на душе, когда совесть освобождается от тяжести греха.
• Песня «Плачь, душа моя горько… »
• «Тысячи свеч зажигаю…»
• Многие люди знают слова молитвы и направляют их к Богу. «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», — благодарят и славят они Бога в одной молитве. «Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое…», — с надеждой говорят в другой.
• Слова молитвы укрепляют дух человека, возвышают его.
• Песнопение «Отче наш»
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий дали нам возможность читать и познавать Евангелие. Это удивительная Книга. Она учит нас, как исполнять Заповеди Божии и получить высшую награду – блаженство.
• Песнопение «Блажени нищие духом…» (Дети и взрослые)
Ведущая: Трудно переоценить подвиг просветителей славян. Они дали нам язык,
на котором мы читаем Богослужебные книги, Евангелие.
Ведущий: Читаем и верим в бессмертие человеческой души, потому что книгой этой дарована нам радостная, спасительная весть: ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Танец «Пасхальная радость»
Звучит колокольный звон
(дети остаются, выходят все участники)
Ведущая: Еще раз поздравляем всех вас, дорогие друзья, с Днем славянской письменности!
Ведущий: Окончить праздник хочется словами: «Радуйтесь, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрие учителие!»
(Хор повторяет «Радуйтесь…» и поет величание).
Слово священника.
Колокольный звон.
(Праздник сопровождается показом слайдов на мультимедиа)
Воскресная школа при Сестричестве
в честь святого Апостола Иоанна Богослова в г. Новогрудке