"Cвятое чувство любви" (сценарий бала православной молодежи)
НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ
"Cвятое чувство любви" сценарий новогрудского бала православной молодежи.
(Участники выстраиваются на «Полонез»)
Танец полонез
– Уважаемые гости, дорогие участники, добрый день! Для нас наступает торжественный момент…
– …Мы открываем наш первый Новогрудский бал православной молодежи …и посвящаем его Вере, Надежде, Любви, Верности, Семье – тому, что в жизни любого человека должно быть свято и прекрасно.
(Колокола)
– Еще звучат в небесной вышине отзвуки Святой Христовой Пасхи, и мы приветствуем друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе!»
– Откроем же наш праздник по святой традиции общей молитвой.
(Тропарь Пасхи)
– А сейчас попросим благочинного Церквей Новогрудского округа отца Анатолия Герасимука напутствовать нас и благословить сей молодежный бал!
Слово и напутствие благочинного.
Музыка…
– Да… Во времена Пушкина дети начинали участвовать в балах с 13-летнего возраста. «Там будет бал, там детский праздник…" встречаем мы в романе "Евгений Онегин". Детские балы были отдельным праздником и проходили всегда под присмотром взрослых.
– Наш молодежный бал тоже сегодня под пристальным вниманием гостей – и очень хочется порадовать их – родных, близких, любящих нас взрослых хорошим исполнением классических танцев.
Пусть всем нам дарует Господь сердечные чувства радости, единства и любви.
…Открылся бал. Кружась, летели
Четы младые за четой;
Одежды роскошью блестели,
А лица — свежей красотой...
- Балы часто упоминали в своих стихах поэты-классики… И не случайно: они действительно пленяли красотой.
Давайте же общаться, радоваться красоте и… танцевать.
Давайте же станцуем контраданс,
Старинный танец – медленный и чинный.
Моя улыбка – то тебе аванс
В прелюдии, необозримо длинной…
“Дыра в стене”- контраданс
– Старинный торжественный бальный итальянский танец, подобие полонеза… Это “Павана”!
“Павана” – старинный итальянский танец, подобие полонеза
…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой…
(Александр Одоевский)
– Балы и танцевальные вечера XIX в. отражены во многих классических произведениях русской литературы, особенно в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Войне и мире» Л. Н. Толстого.
– Бал являлся прекрасным развлечением, дружеским общением, но требовал больших физических и эмоциональных сил. На балу нужно было выглядеть безукоризненно, контролировать каждое движение, слово и при этом быть естественным, приветливым и веселым.
Наука бального общения требовала долгих лет обучения.
Танцевать же учились с детства.
«Испанский вальс»
– Вальс… это танец, родиной которого по праву считают Германию и Австрию.
Услышав вальс, вы никогда не спутаете его с другими танцами.
Это символ романтической любви. Он увековечен величайшими композиторами всех стран и времен: Штраусом, Шубертом, Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским. Появившись, вальс имел огромный успех во всех слоях общества и произвел настоящий фурор в многочисленных бальных салонах.
– Правда, какое-то время этот танец подвергался настоящему гонению, выходило множество предписаний о его запрете… Его находили нескромным, вызывающе откровенным и бесстыдным. Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов.
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась…
– Итак, …грациозный, летящий … вальс! «Хрустальная рапсодия»…
«Хрустальная рапсодия»
– Афанасий Фет написал такие строки:
…Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч…
“Вальс-оглядки”
– Кому-то вальсирование может показаться простым, но нужно много тренироваться, чтобы в движениях пары чувствовались легкость и изящество.
Вальс ассоциируется у нас с торжественностью и возвышенностью, свойственной настоящим балам.
– О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
“Лирический напев”
Вот что интересно. В вальсе выполняется неизменное правило: кавалер – глава, он ведет даму. А дама слушается и во всем подчиняется ему. Иначе танец не получится.
– Так и в жизни. По Богом установленному закону жена во всем должна повиноваться мужу, а он должен быть ведущим, хозяином, любить и оберегать жену. Иначе и семья не получится.
«Французский вальс»
– Балы… Это место, где во всем преобладают этикет, учтивость, предупредительность, почтительность, такт. Не такими ли мы должны быть и в жизни? Трудно себе представить на балу человека развязного, неопрятного, сквернословящего, с семечками в руках или с запахом спиртного… Да и в будней жизни это выглядит крайне нелицеприятно.
– Скромность, собранность, вежливость, хорошие манеры свидетельствуют и о внутренней культуре человека. Эти качества никогда не мешали человеку ни в труде, ни в отдыхе, ни в духовной жизни. Будем же радоваться Божьему дню, этому чудному празднику, станем пристойно веселиться и …танцевать! «Медленный вальс!»
«Медленный вальс»
– В наши дни бальные танцы вновь входят в моду, а умение танцевать вальс вызывает уважение и похвалу. Наверное, поэтому студии бальных танцев растут как на дрожжах, а с ним – число умеющих кружиться в вальсе.
– Утихли звуки вальса, и отдохнуть пора…
Под звуки контраданса проводится …игра!
Игра с веером
– Спаси Господи, ребята. Кто устал – может немного отдохнуть.
А вас, дорогие наши гости, приглашаем на танец: «Вальс для всех!»
«Вальс для всех»
– И завершит 1-й акт бала танец, подготовленный молодежной танцевальной группой «Гармония» для наших гостей. Романтический вальс «Для вас»!
Вальс «Для вас»
– Говорят, самый лучший отдых – это смена занятий. Приглашаем всех в концертный зал на душевный разговор.
(Сначала выходят гости, затем участники)
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
«Святое чувство любви» (см. приложение)
2 акт
– Это очень здорово, что возрождаются православные балы. Танцы, которые мы на них видим, очень отличаются от современных, подчас весьма безобразных. К сожалению, в понятие “красоты” каждый всегда вкладывает свой смысл. Для кого-то и безобразное красиво… Но старец Варсонофий Оптинский писал, что «душа все равно стремится к истинной красоте».
– Сегодня танцы прошлых веков вновь интересны и модны. Культура балов востребована, а словосочетание «бальные танцы» приобретает свое первоначальное значение.
2-й акт нашей танцевальной программы будет отличаться разнообразием – это бальные танцы разных стран, многие из них созданы на основе народных. Интересно то, что в классических бальных и народных танцах во всех странах и регионах от исполнителей требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы.
– Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев, иногда с шутовским кривлянием, считались дурным тоном. Истинная же культура ценилась всегда.
А теперь… уже знакомый сельский, деревенский танец “Контраданс”!
– Реверансы, переходы и поклон…
Кто у нас на контраданс не приглашен?
Снова, снова приглашает нас
Чудный бальный танец – контраданс!
“Веселый парень”, контраданс
– Русский бальный танец «Падеспань»… Он состоит из элементов сценического испанского танца. «Падеспань» настолько прижился не только в России, но и в Белоруссии, Польше.., что подчас идет спор: чей же это танец?
Итак, танцуем «Падеспань»!
«Падеспань» – русский бальный танец
– Наша белорусская «Лявониха»! Исключительно энергичный и весёлый танец. Наши предки его любили, и сейчас он является танцевальной сценической традицией белорусов.
Притопы, прискоки, галоп… Высокая скорость исполнения, простор для импровизации!
Танцуем веселую “Лявониху”!
«Лявониха» – белорусский танец
– И снова… вальс, вальс, вальс!
«Ирландский вальс»
– Звучит музыка, она приглашает нас к игре. «Латышский танец-игра»!
Предлагаем всем участникам поделиться на группы по 5 пар. Одна из пар становится в центр группы… (Татьяна Алексеевна) …. Все готовы? Начинаем игру.
Игра «Латышский танец-игра»
«Шотландский танец»
– По своему происхождению полька – чешский танец. Его придумала сельская девушка. В переводе с чешского полька означает «половина», в смысле половина шага, быстрый перенос веса с одной ноги на другую.
– Известный французский хореограф середины 19 века Целлариус писал: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к танцам, услышав польку, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности».
– Полька имеет большое количество вариаций и всегда веселую и счастливую музыку.
«Немецкая полька»
– «Сударушка» – мягкий, лиричный русский танец, созданный на Урале на основе хоровода.
«Сударушка» – бальный русский танец
– На балах екатерининского времени танцевали кадриль. Танец этот имел своими корнями карусель из живых всадников, которые ездили по кругу и соревновались в ловкости.
– Кадриль – символ хорошего общества, обоюдной предупредительности дам и кавалеров, серьезный, этикетный танец без романтических разговоров. Танцуем “Русскую кадриль”!
«Русская кадриль»
Игра «Смени пару»
Нас в круг зовет, аккордами играя,
Ирландский танец – джига круговая!
«Круговая джига» – ирландский танец
– Регтайм – американский салонный и бальный танец, вошел он в моду в 1910 г. Он несет с собой бодрое, задорное настроение. Итак, регтайм!
«Регтайм» – американский танец
«Американская полька»
«Армянский танец»
– Приглашаем всех на игру «Светский ручеек».
Игра «Светский ручеек» – для всех присутствующих
– В первые годы советской власти бальные танцы были объявлены мещанскими, не соответствующими новой культурной политике. Складывалась традиция советских массовых праздников, с живыми пирамидами и спортивными парадами. Создавались «советские» бытовые танцы, а танцы, популярные в мире, запрещались за их «буржуазность». Сложный рисунок танцев упростился, стал простым примитивным топтанием на месте, не требующем специального обучения.
– Однако в европейских странах в высшем свете сохранялась традиция проведения балов. В Советском Союзе сама идея подобных балов не представлялась возможной, но даже здесь культурная память давала о себе знать: выпускные школьные танцевальные вечера неизменно назывались «балами выпускников». И скоро многих из участников сегодняшнего молодежного бала позовет бал выпускной. Хочется пожелать, чтобы он был наполнен истинной красотой, лучшими традициями духовной жизни и танцевальной культуры.
«Вальс для всех»
Игра «Ангел-хранитель» (два танца)
– Огромная роль на балу отводилась распорядителю, это было почетно и ответственно: от него зависело, будет ли бал иметь успех. Распорядитель старался проявить максимум фантазии и виртуозности, чтобы доставить радость гостям. Он должен был «оживлять общество личной веселостью и расположением духа».
Думаем, что всем этим качествам и соответствует наш распорядитель бала хореограф Татьяна Алексеевна Ковалько. От души благодарим ее за труды.
…………………………………………………………………….
– Наш балл подходит к завершению, пришла пора прощаться. Мы думаем, что каждый сегодня унесет с собой чувство красоты, единения, любви…
Песня «Мы рядом» в исполнении молодежи
– Радуясь, не забывайте поднимать очи в небо и благодарить Бога за каждый прожитый день, за радость встреч, за возможность быть вместе, становиться лучше, дарить всем тепло души…
– А мы прощаемся… и переносим наш праздник на городскую площадь. Приглашаем всех на «Вальс под открытым небом». И пусть чудесные фонарики расскажут всем новогрудчанам, как хорошо бывает на душе, когда в ней есть святые чувства: дружба и любовь!
«Чудесные фонарики»
(танцевальные пары отправляют в небо летящие чудесные фонарики)
Прощальный вальс «Под открытым небом»