«Спешите делать добро»

«Спешите делать добро»

Новогрудская епархия

«Спешите делать добро» (Игра-путешествие для младших школьников)

Слайд 1 - заглавие

Слайд 2

Цель: помочь учащимся осмыслить некоторые основы христианской нравственности - например,  отказ от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро - духовная радость.

Задачи:

 Расширить и углубить представление детей о доброте, вежливости.

 Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями.

 Заинтересовать чтением литературы  духовно-нравственного содержания.

Оформление:  презентация;  лист ватмана с нарисованной формой Земли; картинки - дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери;  карточки с пословицами; фломастеры, цветные карандаши;  выставка литературы по духовно-нравственному воспитанию; выставка рисунков.

Слайд 3

Ученик читает стихотворение «Доброта» Н.Тулупова

Добрым быть совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть…

          Доброта приносит людям радость

          И взамен не требует награды.

          Доброта с годами не стареет,

          Доброта от холода согреет.

          Если доброта, как солнце светит,

          Радуются взрослые и дети.

Библиотекарь: Вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? 

Слайд 4

-Да, доброте. Она так и называется « Спешите делать добро!»

-Что по-вашему означает слово Доброта?

-С чем у вас ассоциируется это слово? (ответы детей)

РАБОТА ПО ГРУППАМ 

Ведущий: Видите, по-разному мы представляем это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. «Добро» и «Зло»... Эти слова люди слышали постоянно. Этими словами они пользуются очень часто. В библиотеке есть «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Здесь собраны краткие толкования, объяснения значений слов. (Показ словаря) 

- Найдите определение в толковом словаре. 

1 группа - определение «Добро».

2 группа - определение «Зло».

(дети зачитывают значения слов) 

Библиотекарь: На столе лежат карточки со словами. 

1 группа выбирает слова, которые характеризуют «Добро».

2 группа - слова, которые характеризуют «Зло».

(Жизнь, свет, злоба, милосердие, жестокость, мир, благополучие, война, любовь, правда, разрушение, ложь, здоровье, ярость, гнев, дружба, несчастье, уважение, доброта, счастье)

Ведущий: Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Я прочитаю вам слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Помните эти слова. И знайте, что основное назначение человека- творить добро. 

1. Остров Знатоков. О народной мудрости 

Слайд 5

Библиотекарь:  Доброта - самое ценное нравственное качество народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму.

Пословицы украшают нашу жизнь, делают нашу речь живой и выразительной. К месту сказанные, они запоминаются на всю жизнь. 

Каждая группа получает карточки с пословицами. Вам нужно дополнить пословицу, обсудить в группе, в чём заключается её смысл.  

 Слово не воробей:..  (вылетит - не поймаешь)

 Не имей сто рублей, а имей...   (сто друзей)

 Доброе слово лечит, а злое...   (калечит)

Злой плачет от зависти, а добрый....    (от радости) 

Не одежда красит человека, а его...   ( добрые дела)

 Торопись на доброе дело, худое...   (само пристанет)

Церковные пословицы 

Кто рано встаёт, тому Бог...  (подаёт)

Не торопись, сперва Богу....    (помолись)

Икона Божья на стене, а хлеб...   (на столе)

Кто родителей почитает, того Бог не...   (забывает)

Просишь: Боже, поможи, но и сам ты не...    (лежи)

 Самое главное, что эти пословицы (народная мудрость) обогатят вас самих и вы долго будете их помнить и применять в нужном случае.

Слайд  6

II. Город Вежливости. «Буду делать хорошо и не буду плохо»

Ведущий:

- Первый шаг к доброте - это доброе, вежливое слово. Поэтому мы отправляемся в город Вежливости.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.   

      Они живут у каждого из нас,

      На дне души до времени хранимы.

      Чтоб их произнести в тот самый час,

      Когда они другим необходимы.

                                               М. Лисянский.

Чтец: 

Вежливые слова

Как много на свете полезных, 

красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это - основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Библиотекарь:

- Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться волшебными словами. Это простые, умные,  полезные и добрые слова. А волшебными они называются потому, что без них прожить на свете никак нельзя. От этих слов всем становится теплее, радостнее, светлее.

Загадки о вежливости.

Говорить друзьям не лень,

         Улыбаясь…(добрый день).

Друга не стоит в обиде винить,

        Лучше скорее его… (извинить).

Друг другу на прощание

        Мы скажем… (до свидания).

До чего ж оно красиво,

        Слово доброе… (спасибо).

Как похоже слово « царствуй »

        На приветливое … (здравствуй).

Когда виноваты, сказать спешите:

       Прошу вас, пожалуйста,…(извините).

- Ребята, постарайтесь чаще произносить эти слова Вежливости.

Слайд 7   Правила вежливости

Запомните их на всю жизнь!

Будьте вежливы со своими товарищами:

Не давайте никому прозвищ,

Не спорьте по пустякам,

Не ссорьтесь, работайте и играйте с друзьями мирно. 

Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к людям.

Приучайте себя постоянно помнить об окружающих.

Пусть добрая улыбка украшает вас!

Улыбайтесь, когда говорите вежливые и добрые слова! Будьте искренними!

III. Страна Добрых Поступков. 

Слайд 8

Библиотекарь: 

- Однако не только слова у нас должны быть добрыми. Поступки тоже должны им соответствовать, чтобы не пришлось потом за них краснеть перед Богом и человеком. Старайтесь быть полезными людям. Мы прибыли в Страну Добрых Поступков.

- Рассмотрите картинки. Закрасьте кружочки красным цветом на тех картинках , где герои поступают хорошо, и черным цветом, где – плохо.

Составьте рассказ с нравственной оценкой каждого нарисованного поступка. 

Игра “Подумаем о доброте”

Ребята встают в круг. Каждому из них по очереди ведущий кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо человека и объясняет, почему он добрый. Например, моя сестра добрая, потому что она каждый день помогает мне делать уроки…

Библиотекарь:  А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой  “На берегу реки” и подумайте, какими качествами обладают герои этого рассказа.

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки. 

- Интересно, - сказал Толя,- как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-либо подвиг!

- А я об этом и не думаю … - ответил Юра и вдруг остановился. 

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли , отшвырнул в сторону книги и , достигнув берега , бросился в воду .

А Толя бегал по берегу и кричал:

- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша. 

- Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя. – Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!

На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.

- Какие качества продемонстрировал Толя и Юра?

- Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра молчал?

  (Ответы детей).

IV. Мир сказок «Великая сила доброты и любви»

Слайд 9

Ведущий: 

    Быть вежливым и культурным человеком, оказывается, не просто. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает Зло. Наш дальнейший путь лежит в Мир Сказок.

- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. 

Слайд 10

Смотрите на экран и характеризуйте героя: что живет в его поступках «добро  или зло?».

- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей)

Ведущий: Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Но, к сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Есть такая притча о Добре и Зле.

Притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. 

Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. Когда Добро уходило от Зла, оно сказало:   “Что–то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”. Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло. 

- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.

V. Страна Детского Творчества. Поделись своей добротой.

Вот мы и добрались до Страны Детского Творчества. Вы уже нарисовали рисунки. А теперь вам необходимо описать добрый поступок, который:

1 группа: совершили ваши ближние;

2 группа: вы хотели бы совершить сами.

- Оказывается, это огромная радость - делать добро другим. 

- В Евангелии  от Матфея сказано: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали  люди, так поступайте и вы с нами».

Пусть эти слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок на Земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нём. Но не каждый знает, что всё это нужно заслужить.

- Слово отцу Александру, настоятелю храма Святых Петра и Павла. 

Библиотекарь: Моя планета «Добро  – это чистый лист ватмана с нарисованной планетой в форме земли».  На столе заготовленные картинки. Вы наклеиваете изображения  так , чтобы получилась красивая аппликация. (учащиеся выбирают картинку и прикрепляют её магнитом на ватман).

Слайд 11 

Звучит песня кота Леопольда  из мультфильма “ Если добрый ты ”.

Дети подпевают.

 Закончить наше мероприятие хочется хорошими словами:

      Давайте будем жить одним добром!

      Ведь мы растем под ясным мирным небом.

      Земля добра: она нас дарит хлебом,                                                                                                                                                                                                                                     

      А солнце согревает нас теплом.  

  Нам дал Господь такую красоту,

 Чтоб наполняли жизнь свою любовью, светом,

 Чтоб зло осталось за горами где-то.

 Давайте воевать за доброту!

 

ГУО“Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”

Составитель: библиотекарь Людмила Евгеньевна Дегиль 

Использованная литература

1. Барто, А.Л. Стихи детям – Москва: Оникс: Центр общечеловеческих ценностей, 2009

2. Лопатина, А. А., Скребцова, М. В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. –М: ООО «Книжный дом Локус», 2002. – 320с. – (Серия «Образования и творчество»)

3. Мищенкова, Л. В. Учимся быть добрыми. Классные часы для учащихся 1-4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2009

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – Москва: АН СССР; издание 22-е, 1990

5. Детский православный журнал «Колыбель» 2010 - №5, №11, №12; 2011 – №7, №8, №11; 2012 - №9; 2014 - №2