«Спешите делать добро»
Новогрудская епархия
«Спешите делать добро» (Игра-путешествие для младших школьников)
Слайд 1 - заглавие
Слайд 2
Цель: помочь учащимся осмыслить некоторые основы христианской нравственности - например, отказ от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро - духовная радость.
Задачи:
Расширить и углубить представление детей о доброте, вежливости.
Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями.
Заинтересовать чтением литературы духовно-нравственного содержания.
Оформление: презентация; лист ватмана с нарисованной формой Земли; картинки - дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери; карточки с пословицами; фломастеры, цветные карандаши; выставка литературы по духовно-нравственному воспитанию; выставка рисунков.
Слайд 3
Ученик читает стихотворение «Доброта» Н.Тулупова
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Библиотекарь: Вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?
Слайд 4
-Да, доброте. Она так и называется « Спешите делать добро!»
-Что по-вашему означает слово Доброта?
-С чем у вас ассоциируется это слово? (ответы детей)
РАБОТА ПО ГРУППАМ
Ведущий: Видите, по-разному мы представляем это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. «Добро» и «Зло»... Эти слова люди слышали постоянно. Этими словами они пользуются очень часто. В библиотеке есть «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Здесь собраны краткие толкования, объяснения значений слов. (Показ словаря)
- Найдите определение в толковом словаре.
1 группа - определение «Добро».
2 группа - определение «Зло».
(дети зачитывают значения слов)
Библиотекарь: На столе лежат карточки со словами.
1 группа выбирает слова, которые характеризуют «Добро».
2 группа - слова, которые характеризуют «Зло».
(Жизнь, свет, злоба, милосердие, жестокость, мир, благополучие, война, любовь, правда, разрушение, ложь, здоровье, ярость, гнев, дружба, несчастье, уважение, доброта, счастье)
Ведущий: Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Я прочитаю вам слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Помните эти слова. И знайте, что основное назначение человека- творить добро.
1. Остров Знатоков. О народной мудрости
Слайд 5
Библиотекарь: Доброта - самое ценное нравственное качество народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму.
Пословицы украшают нашу жизнь, делают нашу речь живой и выразительной. К месту сказанные, они запоминаются на всю жизнь.
Каждая группа получает карточки с пословицами. Вам нужно дополнить пословицу, обсудить в группе, в чём заключается её смысл.
Слово не воробей:.. (вылетит - не поймаешь)
Не имей сто рублей, а имей... (сто друзей)
Доброе слово лечит, а злое... (калечит)
Злой плачет от зависти, а добрый.... (от радости)
Не одежда красит человека, а его... ( добрые дела)
Торопись на доброе дело, худое... (само пристанет)
Церковные пословицы
Кто рано встаёт, тому Бог... (подаёт)
Не торопись, сперва Богу.... (помолись)
Икона Божья на стене, а хлеб... (на столе)
Кто родителей почитает, того Бог не... (забывает)
Просишь: Боже, поможи, но и сам ты не... (лежи)
Самое главное, что эти пословицы (народная мудрость) обогатят вас самих и вы долго будете их помнить и применять в нужном случае.
Слайд 6
II. Город Вежливости. «Буду делать хорошо и не буду плохо»
Ведущий:
- Первый шаг к доброте - это доброе, вежливое слово. Поэтому мы отправляемся в город Вежливости.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский.
Чтец:
Вежливые слова
Как много на свете полезных,
красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это - основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Библиотекарь:
- Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться волшебными словами. Это простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они называются потому, что без них прожить на свете никак нельзя. От этих слов всем становится теплее, радостнее, светлее.
Загадки о вежливости.
• Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день).
• Друга не стоит в обиде винить,
Лучше скорее его… (извинить).
• Друг другу на прощание
Мы скажем… (до свидания).
• До чего ж оно красиво,
Слово доброе… (спасибо).
• Как похоже слово « царствуй »
На приветливое … (здравствуй).
• Когда виноваты, сказать спешите:
Прошу вас, пожалуйста,…(извините).
- Ребята, постарайтесь чаще произносить эти слова Вежливости.
Слайд 7 Правила вежливости
Запомните их на всю жизнь!
• Будьте вежливы со своими товарищами:
• Не давайте никому прозвищ,
• Не спорьте по пустякам,
• Не ссорьтесь, работайте и играйте с друзьями мирно.
• Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к людям.
• Приучайте себя постоянно помнить об окружающих.
• Пусть добрая улыбка украшает вас!
• Улыбайтесь, когда говорите вежливые и добрые слова! Будьте искренними!
III. Страна Добрых Поступков.
Слайд 8
Библиотекарь:
- Однако не только слова у нас должны быть добрыми. Поступки тоже должны им соответствовать, чтобы не пришлось потом за них краснеть перед Богом и человеком. Старайтесь быть полезными людям. Мы прибыли в Страну Добрых Поступков.
- Рассмотрите картинки. Закрасьте кружочки красным цветом на тех картинках , где герои поступают хорошо, и черным цветом, где – плохо.
Составьте рассказ с нравственной оценкой каждого нарисованного поступка.
Игра “Подумаем о доброте”
Ребята встают в круг. Каждому из них по очереди ведущий кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо человека и объясняет, почему он добрый. Например, моя сестра добрая, потому что она каждый день помогает мне делать уроки…
Библиотекарь: А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки” и подумайте, какими качествами обладают герои этого рассказа.
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
- Интересно, - сказал Толя,- как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-либо подвиг!
- А я об этом и не думаю … - ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли , отшвырнул в сторону книги и , достигнув берега , бросился в воду .
А Толя бегал по берегу и кричал:
- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя. – Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!
На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.
- Какие качества продемонстрировал Толя и Юра?
- Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра молчал?
(Ответы детей).
IV. Мир сказок «Великая сила доброты и любви»
Слайд 9
Ведущий:
Быть вежливым и культурным человеком, оказывается, не просто. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает Зло. Наш дальнейший путь лежит в Мир Сказок.
- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
Слайд 10
Смотрите на экран и характеризуйте героя: что живет в его поступках «добро или зло?».
- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей)
Ведущий: Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Но, к сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Есть такая притча о Добре и Зле.
Притча о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. Когда Добро уходило от Зла, оно сказало: “Что–то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”. Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.
V. Страна Детского Творчества. Поделись своей добротой.
Вот мы и добрались до Страны Детского Творчества. Вы уже нарисовали рисунки. А теперь вам необходимо описать добрый поступок, который:
1 группа: совершили ваши ближние;
2 группа: вы хотели бы совершить сами.
- Оказывается, это огромная радость - делать добро другим.
- В Евангелии от Матфея сказано: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с нами».
Пусть эти слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок на Земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нём. Но не каждый знает, что всё это нужно заслужить.
- Слово отцу Александру, настоятелю храма Святых Петра и Павла.
Библиотекарь: Моя планета «Добро – это чистый лист ватмана с нарисованной планетой в форме земли». На столе заготовленные картинки. Вы наклеиваете изображения так , чтобы получилась красивая аппликация. (учащиеся выбирают картинку и прикрепляют её магнитом на ватман).
Слайд 11
Звучит песня кота Леопольда из мультфильма “ Если добрый ты ”.
Дети подпевают.
Закончить наше мероприятие хочется хорошими словами:
Давайте будем жить одним добром!
Ведь мы растем под ясным мирным небом.
Земля добра: она нас дарит хлебом,
А солнце согревает нас теплом.
Нам дал Господь такую красоту,
Чтоб наполняли жизнь свою любовью, светом,
Чтоб зло осталось за горами где-то.
Давайте воевать за доброту!
ГУО“Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”
Составитель: библиотекарь Людмила Евгеньевна Дегиль
Использованная литература
1. Барто, А.Л. Стихи детям – Москва: Оникс: Центр общечеловеческих ценностей, 2009
2. Лопатина, А. А., Скребцова, М. В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. –М: ООО «Книжный дом Локус», 2002. – 320с. – (Серия «Образования и творчество»)
3. Мищенкова, Л. В. Учимся быть добрыми. Классные часы для учащихся 1-4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2009
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – Москва: АН СССР; издание 22-е, 1990
5. Детский православный журнал «Колыбель» 2010 - №5, №11, №12; 2011 – №7, №8, №11; 2012 - №9; 2014 - №2