Собор белорусских святых
Что такое собор? У этого слова несколько значений. Самое широко используемое – главный храм в городе или монастыре. Собор церковный – это собрание епископов и других представителей Церкви с целью принятия важных решений. И, наконец, собор святых – это церковный праздник, совокупно прославляющий святых, объединенных территориально или исторически общим подвигом.
Есть праздник всех святых в земле Русской просиявших, есть Собор белорусских святых.
14 июля 2024 года Белорусская Православная Церковь будет отмечать 40-летие установления общецерковного празднования Собора белорусских святых. (слайд 1)
Что это за люди? Почему они объединены? В чем состоит их подвиг? Давайте попробуем разобраться.
Кто такие святые? Это люди, благоугодившие Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е. канонизированные. К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др. Святые почитаются Церковью как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них.
(слайд 2) На иконе «Собор Белорусских святых» — 79 угодников Божиих. При жизни они были князьями, монахами, крестьянами, священниками, светскими людьми… Каждый из них прошел свой уникальный путь служения Христу и людям, возлюбив Бога и ближнего.
Кому-то из белорусских святых молитвы возносились веками, как преподобной Евфросинии Полоцкой. Кто-то канонизирован недавно, как праведный Иоанн Кормянский. Кто-то сначала был прославлен как местночтимый.
Святые Беларуси оставили след не только в церковной и духовной жизни страны и народа, но и в истории, культуре, литературе, просвещении и дипломатии. В 1984 году Русской Православной Церковью был установлен праздник в честь Собора Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. У каждого святого есть день памяти.
Полоцкая и Туровская епархии в Беларуси — самые древние. В XII и XIII столетиях там начинали проповедовать Православие первые правящие архиереи. На их долю выпало миссионерство в народе, поклоняющемся языческим идолам и силам природы. В первые века Православия на Беларуси служили Господу и людям святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, чья жизнь — непростое, но благодатное служение. Они положили начало спасительному пути целого народа и его истории. Тогда же в монастырях подвизались преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.
(слайд 3) Икону святой преподобной Евфросинии Полоцкой сегодня можно увидеть в каждом храме Беларуси, а нередко — и в школе, и в православном доме. Ее почитают как просветительницу, покровительницу учеников и образования. Отказавшись от княжеского титула ради монашества, Евфросиния стала одной из выдающихся просветительниц своего времени. В XII веке в Беларуси благодаря ей обучались грамоте отроки и отроковицы, в основанных ею монастырях располагались учильни, библиотеки и скриптории — научные центры Средневековья. Святая переписывала книги, строила храм, собирала святыни со всего мира, чтобы соединить их в мощевике, известном как Крест Евфросинии Полоцкой. Преподобная дважды проделала путь до Иерусалима.
(слайд 4) Свт. Кирилл Туровский также заботился о просвещении, писал богословские труды, акафисты, молитвы. Сегодня известно около двух десятков его литературных произведений. Кроме того, Кирилл Туровский был первым известным на Руси столпником и затворником.
Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось прозвание Русский Златоуст. Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.
Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.
(слайд 5) В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась единственная православная епархия с центром в Могилеве. Возглавлял ее свт. Георгий (Конисский). Он собрал и систематизировал множество древних грамот, был увлечен наукой, при нем на одной из колоколен Могилева был установлен телескоп. А.С. Пушкин написал о святителе: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».
(слайд 6) Из 77 белорусских святых 51 — мученик. Прп. Елисей Лавришевский жил в XIII столетии. По преданию, он был княжеским сыном и занимал высокую должность при дворе основателя ВКЛ князя Миндовга. Душой не принимая язычество, распространенное в тех землях, он покинул мир, оставил власть и основал монастырь на берегу Немана. Монастырь стал лаврой и центром просвещения. Святой был убит юношей-слугой, которого духовно окормлял. После обретения мощей прп. Елисея засвидетельствовано много исцелений, в том числе и бесноватого, поднявшего руку на своего духовника.
(слайд 7) Два брата, Антоний и Иоанн, а также Евстафий, «от страны литовской, огню служившие подобно единоязычным их... благочестие и христианство возлюбившие», состояли при дворе великого князя Литовского Ольгерда в середине XIV века. Именно за принятие христианства они претерпели мученическую кончину. Как бы ни сильны были языческие обычаи на северо-западе Великого княжества Литовского, после подвига мучеников Православие в литовских землях укрепилось. Антоний, Иоанн и Евстафий почитаются как первые на Беларуси мученики ради Христа.
(слайд 8) Тяжелым испытанием для Православия стало принятие Брестской унии в 1596 году. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились прмчч. Макарий Пинский и Афанасий Брестский, сщмч. Никифор (Кантакузин), который был греком из Константинополя, но боролся против унии в Речи Посполитой и принял здесь мученическую смерть. Прмч. Афанасий Брестский прошел сложный жизненный путь: служил учителем при дворе канцлера Льва Сапеги, уже будучи монахом, ходил в Москву к русскому царю за помощью в строительстве монастыря, дважды выступал в сейме Речи Посполитой перед депутатами и королем против унии, был пленен и казнен в Варшаве в начале XVII века.
(слайд 9) А в конце того же столетия еще один святой — мученик младенец Гавриил Белостокский — был убит сектантами. Святому младенцу Гавриилу молятся о помощи детям.
Среди православных белорусских святых подавляющее число — мужчины. Но есть несколько имен, с которыми связаны судьбы удивительных жен и дев, преданных вере Христовой.
(слайд 10) В Свято-Духовом кафедральном соборе Минска покоятся мощи прав. Софии Слуцкой. Юная княгиня пошла против унии и встала на защиту народа и православных святынь в принадлежавшем ей Слуцке. София убедила своего мужа-кальвиниста выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать ее подданных к смене вероисповедания. Благодаря этому Слуцк стал единственным городом Великого княжества Литовского, оставшимся независимым от Рима. Умерла княгиня в родах в 1612 году, прожила всего 26 лет. Ее мощи нетленны, у них молятся о даровании детей.
(слайд 11) В 2006 году была канонизирована святая ХХ века — блаженная Валентина Минская. Св. Валентина пережила немало потрясений: ее мужа и родных репрессировали, имущество отобрали, оставив ей только небольшую холодную сторожку, где она пролежала более 30 лет на одре немощи. Господь наградил ее даром прозорливости и молитвы. Ее подвиг — в сохранении православной веры и традиции в безбожное время. На ее могилке всегда многолюдно — молитвами святой люди обретают помощь.
(слайд 12) В одном из монастырей Гомельской епархии, почти на границе с Россией, покоятся мощи святого праведного Иоанна Кормянского. Батюшка стяжал дар прозорливости, его при жизни почитали за старца. С его упокоением в 1917 году закончился мирный период истории Церкви в Беларуси. Мученичество ради Христа в ХХ веке на многострадальной белорусской земле приняли тысячи православных.
Тяжелым потрясением для Церкви стали революционные события 1917 года и их последствия. В советское время появилось огромное количество новомучеников, пострадавших за веру. Имена священников и монахов, загубленных в лагерях, казненных в застенках НКВД, отказавшихся предать Христа, вошли в лик Собора Белорусских святых.
А в какое время живем мы? У нас есть все возможности прийти в церковь и познать Бога, познакомиться с Его великими святыми. Не будем ждать тяжелых времен, обратимся сегодня ко всем белорусским святым с горячей молитвой о нашем Отечестве, о наших семьях, о наших детях, о всех наших людях. Попросим их помощи, ведь нам так много еще предстоит сделать!