Служение как нравственная категория
Основы православной культуры, 10 класс
Тема: Служение как нравственная категория (Занятие 4-е).
Задача: убедиться, что служение Богу и ближнему – важное и спасительное дело человека.
Цели:
- воспитывать чувство любви, милосердия, жертвенности к ближнему;
- учить молодежь видеть в каждом человеке образ Божий;
- формировать умение анализировать ситуации и решать представленные задачи.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- распечатанные практико-ориентированные задания;
- печатные тексты;
- фрагменты фильмов «Святитель Лука Врачеватель», «Свято-Елисаветинский монастырь», «Моя Третьяковка»;
- классическая музыка для заставки
План занятия:
1.Организационный момент
2.Повторение изученного материала.
3.Знакомство с темой и задачей занятия.
4. Работа над темой. Просмотр фрагмента фильма.
5. Практико-ориентированное задание «Что? Где? Когда?»
6. Игра «Пойми меня».
7. Жизнь и житие святителя Луки.
8. Просмотр фрагментов фильмов.
9.Слово учителя.
10. Задание для команд.
11. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1.Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию. Деление на группы.
2.Повторение изученного материала.
Задание. «Ответь на вопросы».
(Участникам каждой команды учитель предлагает ответить на вопросы. Более полные и правильные ответы поощряются 1, 2, 3 баллами. Это могут определять приглашённые к участию в занятии родители, либо учитель).
- Какой должна быть православная семья, чтобы в ней пребывал Бог?
- Как в православной семье раскрываются такие добродетели, как:
-забота - уважение
- любовь - понимание
- терпение - чистота
- честность - трудолюбие
- благочестие - взаимопомощь
- милосердие - сострадание
- доброта
- Подумайте и объясните значение слова «супружество». (Совместная упряжь)
3.Знакомство с темой и задачей занятия.
4. Работа над темой.
- Если бы человек действительно жил с верой, то сейчас, в эту минуту, он бы пытался увидеть ближнего, полюбить, смириться, потрудиться.
Просмотр фрагментов фильма о Свято-Елисаветинском монастыре. (0 мин -0.56 мин, 8.15 мин – 9.22 мин, 11.05 мин – 11.15 мин)
- В чём видят своё служение герои фильма?
- Как отвечают сестры на вопрос: «Как нам жить?»?
- Протоиерей Андрей Лемешонок, духовник этого монастыря, сказал: «Когда человек увидит, что с ним есть люди, и в людях увидит Бога, то, конечно, у него появятся силы жить». Как понять эти слова?
Сам батюшка об этом говорит так: «Сам по себе человек ничто: он с ног до головы поражён грехом. А когда люди приходят в храм и принимают Божие благословение, они соединяются друг с другом благодатью Духа Святого и становятся сильными».
Несколько лет назад мы имели возможность присутствовать на встрече с священником Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе Подмосковья. В своём «Учебнике жизни» он рассказывает об одном случае. Как-то он проводил урок в Воскресной школе и спросил у детей: «Желает ли кто-нибудь из вас, поразмыслив, ответить серьёзный вопрос: для чего Господь сотворил именно вас ?» Минуту-другую все помалкивали. Да и немудрено: взрослые тоже были озадачены… Первым вызвался отвечать пресимпатичный малыш с белобрысой головкой и бойко без запинки сказал: «Меня Бог сотворил, чтобы я ухаживал за своим хомячком!» Многие засмеялись. «Тут не над чем смеяться. Ответ дан очень и очень глубокий. Видите, мальчик убеждён, что Господь Бог воззвал его из небытия для того, чтобы изливать любовь… ну, пусть сначала на хомячка. Действительно, полюбив и доказав своим попечением любовь к крошечному хомячку, он затем дорастёт и до любви к людям, которая требует гораздо больших трудов и самоотвержения».
5. Практико-ориентированное задание «Что? Где? Когда?»
Учащимся предложены листы с заданиями. Таблица «Что? Где? Когда?» В этой таблице ситуация – (Что?). Каждое из них имеет место – (Где?) и время – (Когда?). Необходимо заполнить недостающие разделы.
(ТАБЛИЦА В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ)
Ответы выводятся на экран мультимедийной установки (По дороге в Иерусалим; претворил в каменных сосудах воду в вино; во время Великой Отечественной Войны; в 1613 году)
(Задание можно дополнить другими примерами)
6. Игра «Пойми меня».
Человеку сложнее всего найти взаимопонимание со своими близкими. Порой может показаться, что наши близкие не понимают очевидных вещей. В ходе этого испытания победит лишь та команда, члены которой хорошо понимают друг друга. Две команды соревнуются по очереди. Испытание состоит из 3-х этапов.
1 этап.
Вперед выходит капитан команды (или другой член команды по поручению капитана). Учитель показывает ему карточку со словом (другие не должны видеть это слово), имеющим отношение к одной из тем раздела.
Задача ученика – за 1 минуту объяснить это слово своей команде, не используя однокоренные слова. За правильный ответ команда получает 1 балл. Попыток угадать слово может быть много. Если условия данного этапа были нарушены, этап не засчитывается. Если команда не угадала слово, то двум другим командам даётся по 1-й попытке угадать это слово. Команда, давшая верный ответ, получает 1 балл.
2 этап.
Учитель показывает капитану команды 2-е слово. На этот раз ученик должен за 2 минуты объяснить это слово своей команде с помощью жестов.
3 этап.
Учитель показывает 3-е слово, которое необходимо объяснить своей команде с помощью рисунка. На этот этап также отводится 2 минуты.
Слова: духовный отец, ближний, любовь; душа, красота, молитва.
- Почему же так важно понимание?
- Нужно ли быть внимательным к тому, что о тебе говорят твои ближние? (Да, часто мы не видим своих недостатков, греховных привычек. Поэтому нужно прислушиваться к замечаниям других, даже если они не всегда обоснованы, и стараться исправиться).
7. Жизнь и житие святителя Луки.
«Жатвы много, а делателей мало…», - эти слова для архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) стали в молодости первым Божьим призывом на служение Ему. «У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» - вспоминал позднее Святитель. Господь даровал ему – в ответ на движение сердца – быть делателем. В двадцатом веке жатва была обильно полита слезами, потом, кровью христиан; и делателям Господь давал силы для возделывания жатвы, для крестного подвига.
8. Просмотр фрагментов фильмов «Святитель Лука Врачеватель. АV» (2 мин – 3.20 мин), «Больше чем любовь. АV».
Обсуждение содержания фильмов.
9.Слово учителя.
- Наверное, чтобы стать делателем доброго, нужно уметь лишать себя жизненного комфорта, к которому мы так привыкли. Ухаживая за больными и оставленными стариками, нужно уметь терпеть многие неудобства: это и неприятные запахи, и стоны по ночам, и их слёзы о том, что они никому не нужны. Нужно учиться видеть нужду ближнего, видеть в человеке образ Божий.
Хочется рассказать один случай.
Однажды Великая Княгиня Елисавета Фёдоровна в сопровождении казначея Марфо-Мариинской обители вошла в одно из заведений Хитровки, где собирались нищие и больные, потерявшие всякую надежду на жизнь.
Её глазам представилась следующая картина: несколько грязных бродяг сидели за столом с бутылкой водки и играли в карты. Среди них, подперев голову руками и устремив куда-то в пространство свой взгляд, сидел мужчина. Елисавета Феодоровна обратилась к нему со словами: «Добрый человек…» В ответ ей сразу же раздалось: «Какой же он добрый? Это последний вор и негодяй…» Но Великая Княгиня, не обратив внимания на такую аттестацию, сказала ему, что её мешок, где находятся деньги и вещи для раздачи больным, очень тяжёл и она просит помочь ей донести его до Марфо-Мариинской обители.
Бродяга сразу же поднялся и сказал, что немедленно исполнит её просьбу. Причём, разговаривая с Великой Княгиней, он обращался к ней очень почтительно, называя её «Ваше Высочество». Со всех сторон раздались сразу же сильные протесты. Все стали говорить Великой Княгине, что он по дороге продаст содержимое мешка, а деньги пропьёт. Но она была непреклонна. Она передала ему свою ношу и не спеша направилась в свою обитель. Когда она пришла туда, ей сказали, что какой-то незнакомец принёс её мешок. Елисавета Феодоровна забеспокоилась, напоили ли его сестры чаем и дали ли поесть. Узнав, что нет, она распорядилась сразу же это сделать.
Накормленный сестрами, бродяга обратился к Великой Княгине с просьбой проверить содержимое мешка, и, когда там оказалось всё в порядке, он стал просить взять его на работу в Марфо-Мариинскую обитель. Елисавета Феодоровна исполнила его просьбу и назначила его помощником садовника.
– Что, ребята, может помочь человеку преобразиться?
10.Задание для команд (ребята готовились дома).
Рассказать о служении в современное время. Примеры служения на границе, в МЧС, милиции, больнице, науке и др.
(Если позволяет время, можно показать фрагмент фильма о Светлане Савицкой и Иване Айвазовском из серии фильмов «Моя Третьяковка»).
11. Подведение итогов занятия.
Феофан Затворник говорил: «Всё доброе от Господа. Он внушает дело, Он и помогает сделать. И без Него ничего мы сделать доброго не можем. Но вникни хорошенько: Господь помогает нам делать, а не Сам делает…»
Помните, наша жизнь должна быть наполнена высоким смыслом. А служение ближнему помогает в этом.
Литературные источники:
1. «Искра Божия». Сборник рассказов. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. М., 2010.
2. Слободской Серафим, протоиерей. Закон Божий. ЗОА «Православная инициатива», Мн., 2004 г.
3. Духанин Валерий. «Современный мир православия».Издат. Московской Патриархии. М., 2009.
4. Царевский Арсений, профессор, протоиерей. «Уроки по Закону Божию». «Фонд ИВ». М., 2009.
5. Избранные жития святых. Изд. «Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. Москва, 2001.
6. Давыдова Н. В.. Мастера. Книга для чтения по истории православной культуры. Издательский дом «Покров». М., 2004.
7. Пестов Николай. Современная практика православного благочестия. «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2001.
8. Грудкина Татьяна. Жизнь как жертва. М., 2016 .
9. Павлова Н.А.. Пасха Красная. ООО «Адрес-пресс». М., 2002.
10. Притчи о главном. Православный календарь. Мн., 2016 г.
Автор: Нина Александровна Пашкевич,
учитель начальных классов
и основ православной культуры.
ГУО «Средняя школа №1 г. Новогрудка»