«О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»
Цели занятия:
- раскрыть сущность понятий «духовность» и «нравственность», их схожесть и различия;
- определить духовно-нравственные проблемы современного общества;
- на исторических примерах воспитывать любовь к Родине и патриотизм.
(слайд 1) Сегодня тема нашей беседы обозначена следующим образом: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»
Тема очень серьезная, важная и интересная.
Давайте для начала попробуем разобраться в терминах. «Нравственность « и «духовность» -- понятия тождественные или все же различающиеся? Как вы думаете? (рассуждения школьников).
Мы должны научиться различать между собой нравственное и духовное. Это разные вещи, НО они взаимосвязаны между собой.
(слайд 2) Нравственность – это наше верное отношение к окружающему миру, природе, ко всякому творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Оно укладывается в золотом правиле нравственности: «не делай другому того, чего не желаешь себе».
«Этика», «Мораль», «нравственность» - слова-синонимы.
Нравственность связана с определенными действиями человека. Человека никто не назовет безнравственным оттого, что у него бывают, к примеру, не совсем чистые и светлые мысли. Ведь о них никто не знает.
Когда мы пытаемся оценить те или иные проявления человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем их по его действиям. И мы называем нравственным человека, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т.д. То есть, мы оцениваем деятельность, поведение человека с точки зрения тех норм, которые очевидны.
Вы уже, наверное, поняли, что это не относится к духовности. Я могу внешне быть человеком очень милосердным, человеколюбивым, могу подавать деньги нищим, когда просят, я могу участвовать в благотворительности, переводить деньги нуждающимся. Вопрос: что же я делаю – добро или зло? С точки зрения морали, нравственности – бесспорное добро. Вот тут-то мы и увидим, что такое духовность. Никто не знает, зачем я это делаю. А мне нужно это для того, чтобы стать, к примеру, «волонтером года» или заслужить чью-то похвалу и одобрение. Никто не знает, что во мне и что руководит мною – тщеславие, расчет или гордыня. Мною могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения Заповедей Божиих о любви к ближнему, совсем не милосердие, а вещи, не только им противоположные, а подчас и безобразные, отвратительные. Но никто об этом не знает. Это внутри человека. Так, внешне мы можем видеть ну очень нравственного человека, хотя внутри он преисполнен гордыни, презрения и тщеславия. И все это может стать очевидным в самый неожиданный момент.
(слайд 3) Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно.
В Евангелии духовными ценностями называют, например, любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, очевидно для всех. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает.
Итак, духовность и нравственность. Различие между ними очевидно. Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи. Можно быть очень нравственным человеком, но совершенно бездуховным.
Человек же духовный – всегда нравственен. Но не каждый нравственный человек – человек духовный. Поэтому прежде всего нужно работать над своей душой. Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу. Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели. Духовность приобретается в Церкви.
Итак, мы с вами определились с понятиями. Следующий вопрос, который нам необходимо для себя определить: «Почему на сегодняшний день так остро стоит проблема духовно-нравственного состояния общества?» (рассуждения ребят).
Какие духовно-нравственные проблемы вы наиболее остро чувствуете?
(слайд 4 открывается после ответов ребят)
Материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Наше общество стало обществом потребителей. Помогать, сочувствовать – не актуально, не модно. Нужно быть успешным, преуспевающим, способным позволять себе многие блага. А что происходит в соседнем доме – не важно. «Моя хата с краю». Лежит человек у дороги - ну и пусть лежит. Бьют бомжа – пройди мимо. И это в лучшем случае. А многие еще и снимут происходящее на такую дорогую, ставшую самой родной, камеру смартфона.
Не понравились отношения в семье – зачем что-то менять в себе, исправлять положение? Можно просто уйти в другую семью. Дети вырастут как-нибудь. Родину любить? – это вообще за гранью. Можно только хаять, обзывать, указывая на продвинутый (только в чем???) Запад.
Мы оторвались от своих корней, от наших традиционных духовных ценностей. Наши предки не начинали дела без молитвы, чтили стариков, слово родителей было авторитетным и беспрекословно выполнялось. Готовы были умереть за свою Родину-матушку. Семьи были крепкими и многодетными. Никакие излишества не поощрялись.
(слайд5) Хотелось бы привести небольшие факты, свидетельствующее о нравственности нашего народа во время Великой Отечественной войны. Хочу сделать оговорку, что во времена испытаний становится понятно, какой человек внутри, в чем заключена его сущность.
Очень показателен такой факт: в разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, решил обратиться к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с нашей страной. Его удивило, что 90% девушек были девственницами, и он написал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью!!!
Пару высказываний немецких солдат:
Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них воюют и погибают, как герои. (из дневника немецкого солдата)
Народ… ах да, прославленный русский народ!.. Я несколько лет производил выдачу заработной платы в одном рабочем лагере и соприкасался с русскими всех слоев. Я постоянно поражался, что под таким давлением этот народ сохранил столько человечности во всех отношениях и столько естественности. У женщин это заметно ещё больше, чем у мужчин, у старых, конечно, больше, чем у молодых, у крестьян больше, чем у рабочих, но нет слоя, в котором бы это совсем отсутствовало. Это чудесный народ, и он заслуживает, чтобы его любили.
(слайд 6) На мой взгляд, слова, сказанные неприятелем, наиболее точно определяют реальное положение дел. Не вдаваясь лишний раз в рассказ о подвиге народа, хочу лишь выделить одну мысль, о которой предлагаю вам подумать на досуге. Почему народы СССР сражались против фашизма не месяц, не год, а 4 долгих, бесконечных года? В чем черпали силы? Почему не сдавались на милость оккупационных войск?
Духовно-нравственным ценностям нашего народа тысячи лет, они проверены временем и испытаниями. А теперь скажите, строя дом, какое дерево вы используете: с толстым корнем и крепким стволом, выдержавшее сильные ветра и бури или тоненькое, молодое? Безусловно, первый вариант. Так может, нам все же стоит вернуться к своим корням? Подумайте над этим.
(слайд 7) Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на прочном духовно-нравственном фундаменте строится народ, государство. Нация же, утратившая свои духовные основы, оказывается беззащитной перед вызовами истории.
Гражданственность и патриотизм, соблюдение законов, уважение прав другого человека, исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие – вот характерные черты белорусов.
Исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о белорусах, обычно выделяют такие черты, как рассудительность, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.
Одной из традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Именно в отсутствии чувства социального или национального превосходства, в мирном сосуществовании с другими народами проявляется миролюбие белорусов. Поэтому практически все люди, которые приезжают в Беларусь, выделяют наше гостеприимство.
Для нашей страны характерны добрососедские отношения представителей различных недеструктивных религий и вероисповеданий. На протяжении долгого времени между конфессиями ведется мирный диалог. Нашему народу удается избегать споров и стычек на религиозной основе.
Любая страна сильна своими традициями и духовными ценностями. Вот уже более двадцати лет в нашей стране премией «За духовное возрождение» отмечают заслуги тех, чья жизнь и работа посвящены этому. Премия предполагает наличие у претендента, помимо творческих и гуманитарных заслуг, также безупречных духовных и нравственных качеств.
Белорусская премия «За духовное возрождение» по-своему уникальна. Ее удостаиваются абсолютно разные люди: известные деятели культуры и искусства и самодеятельные артисты, музейные работники и библиотекари, медики и педагоги, священнослужители и светские люди.
Премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» присуждается ежегодно за выдающиеся произведения литературы и искусства, активную деятельность в гуманитарной области, способствующую сбережению и приумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и нравственных традиций, идей человеколюбия, милосердия и благотворительности. Объединяет лауреатов одно: каждый из них неустанно трудится, чтобы мы с вами стали духовно и культурно богаче.
(слайд 8) В 2012 году этой награды был удостоен Правящий Архиерей нашей епархии – архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий.
(слайд 9) Выступая на церемонии вручения премии «За духовное возрождение» в нынешнем году, Президент Беларуси Александр Лукашенко вспомнил о недавно ушедшем из жизни митрополите Филарете, Почетном Патриаршем Экзархе всея Беларуси: «Лепшыя рысы нацыянальнага характару беларусаў – дабрыня і спачуванне, працавітасць і мэтанакіраванасць, адвага і самаадданасць, наватарства і геніяльнасць – ёсць у кожным з нас. Менавiта такiм, сапраўдным героем Беларусі, шчырым і адкрытым быў наш уладыка Філарэт, якого мы, на жаль, страцілі. Ён стаяў ля вытокаў нашага сённяшняга свята, асабiста падтрымлiваючы ўсiх лаўрэатаў сваiм благаславеннем».
Митрополит Филарет был истинным героем Беларуси. Его любили и любят верующие, он считается одним из самых уважаемых белорусских Архипастырей. Церковные и светские власти отмечают его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей.
Мы все хотим быть счастливыми…. Но у каждого представления о счастье разные.
(слайд 10) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Отсутствие нравственности не совместимо со счастьем».
Эти слова можно многократно подкрепить народной мудростью:
«Счастлив тот, у кого совесть спокойна»
«На чужом горе счастья не построишь»
«Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается».
Вся человеческая жизнь – это поток поступков, которые мы либо соизмеряем со своей совестью, с нравственными и духовными законами, либо, ни о чем не задумываясь, совершаем в угоду своим сиюминутным прихотям. Каждому человеку Господь дал выбор: быть с Ним либо без Него. Нас всех разделяет грех. Он отделяет людей от Бога, мир земной – от мира небесного, разделяет народы, семьи. От нашей греховной натуры возникают ссоры, споры, осуждения, негодование, вражда. И только приобщение к вере и жизнь по Божиим законам – духовная жизнь – может служить основанием примирения.
Подлинное единение рождается в чистом и любвеобильном сердце. Не будет враждовать с ближними или питать чувства ненависти к другим людям тот, кто приучился к духовному труду над собой, к преодолению в себе греховных навыков.
Ребята, скажите, что каждый из нас может сделать для того, чтобы наше общество не оказалось в духовно-нравственном кризисе? (рассуждения)
Подводя итог встречи, хотелось бы верить, что вы сами сможете сделать достойный выбор в разрешении главных вопросов вашей жизни. Хотелось бы, чтобы ваш духовный и нравственный выбор был свободным и обдуманным, опирающимся на вашу совесть, совесть, не порабощенную примитивными временными удовольствиями и фантастическими мечтаниями.
Хотелось бы, чтобы на многотрудном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо поступок, вы научились спрашивать себя: доброе ли это дело? по совести ли я поступаю, по-человечески ли? Хотелось бы, чтобы вы осознали одну простую мысль: духовно-нравственные ценности нашего народа –это то основание, разрушив которое, мы погибнем как народ.
Наше единство – в них, в нашей вере. Мы не имеем права стать конечным звеном, лишив наших детей и внуков будущего, полного не только материальных благ, но и любви, радости и веры.
Божьего вам благословения!