«Нравственные ценности»
«Нравственные ценности» час общения для учащихся 6 класса
Цели и задачи: формирование у учащихся представления о толерантности ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям; облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей; способствование сплоченности коллектива, создание дружелюбной толерантной атмосферы.
Ход классного часа
1.Определение темы классного часа учащимися на основании высказываний знаменитых людей.
Высказывания знаменитых людей:
«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе»
Ф.Честерфилд
«Ни один злой человек не бывает счастлив»
Ювенал
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»
Б.Шоу
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.Ключевский
(Все эти высказывания о нравственных ценностях. Человек живёт в обществе, и поэтому он ежедневно общается с людьми. Если человек хочет прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись.)
2. Инсценировка сказки «5 подружек».
Задание для учащихся: выбрать для себя подружку.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...
Утром пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума¬лась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (ответы детей)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей).
3.Размышление о доброте.
- Как вы думаете, что такое доброта?
(Доброта – это черта характера, которая является фундаментом, основой общения.
И каждый человек хочет быть окружен всю жизнь добротой.
Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему.)
-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)
4.Работа в группе: написать на лепестках цветов те качества человека, которые делают его добрым.
-Какой человек может быть добрым? (ответы детей)
( «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский)
5. Вторая составляющая основы общения – терпение.
-Что же это такое?
Терпимость, (толерантность) – это форма поведения.
- Что значит это слово в разных языках?
Ответы учащихся:
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В английском - tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском - kuanrong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском - tasamul’ ( арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
6.Групповая работа
Задание для 1 группы: описать основные черты, которые присущи толерантной личности.
Задание для 2 группы: описать черты, которые присущи интолерантной личности.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие, гуманизм
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
Немотивированная агрессивность
Толерантная личность – это личность хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь. Толерантный человек – это человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
7.Тест на определение толерантности
(При выборе первого ответа учащиеся добавляют себе один балл.)
1.Миша плохо одет…
• Это неважно.
• Ты посмеиваешься над ним.
2.Пожилая женщина медленно идет…
• Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
• Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3.Представьте, что вы поругались с одноклассником:
Ты попробуешь с ним помириться.
Обзовешь его в ответ.
4.На твоих глазах на кого-то нападают…
• Ты пытаешься защитить его.
• Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
5.К тебе подходит ребенок – инвалид…
• Ты естественным образом разговариваешь с ним.
• Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Итак, если у вас 5 баллов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 4, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
8.Сценка о терпимом отношении к людям
В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального, неправильного поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу (хватает за руку).
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Я все равно подойду (вырывает руку).
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (отталкивает парня и подходит к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень молчит) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
-Кто поступил благородно?
-А как бы вы поступили?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
9. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»
- терпимый и терпеливый;
- считаюсь с чужими мнениями и интересами;
-умею решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
-приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
-уважаю окружающих, и они уважают меня;
-уважаю права свои и других, умею слушать и слышать;
-заботливый, умею сострадать и поддерживать;
-патриот своей школы, города, своей страны;
-человек, который бережет природу и культуру;
-трудолюбивый, успешный и счастливый.
10.Толерантная семья. Какими качествами должна обладать такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»
- В моей семье
-все терпимые и терпеливые;
-здоровые, добрые; любят, уважают, понимают и поддерживают друг друга;
окружают друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые; интересуются планами и заботами друг друга;
-успешные, независимые и счастливые.
11. Толерантный город. Чем же должен отличаться такой город? Продолжи фразу «В моём городе …»
В моем городе …
-прохожие доброжелательные, вежливые;
-улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
-река и воздух чистые, природа здоровая;
-школа просторная, светлая;
-учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
-учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
12.Социологический опрос «Выявление круга общения»
Задание: написать свой круг общения в порядке убывания.
На первом месте, с кем общаетесь наиболее часто, а на последнем с кем общаетесь редко.
1.
2.
3.
4.
5.Количество ответов не ограничивается.
Обсуждение с ребятами, кого они поставили на первое место и причины данного выбора.
Общий вывод: на первых местах стоят друзья и родители, так как они являются для вас самыми значимыми людьми.
13. Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
-Какие 3 слова составляют основу жизни?
(Любовь, терпение, прощение).
14. Составление правил общения
Задание: каждая группа пишет правила общения на листочках. В конце занятия каждая группа озвучивает правила и вывешивает их на доске.
1.Умей слушать своего товарища, не перебивай его.
2.Говори чётко, с оптимальной скоростью.
3.Будь тактичным во время разговора, не унижай собеседника.
4.Будь доброжелательным и внимательным.
5.Уважай мнение другого человека.
6.Не ставь собеседника в неловкое положение.
Дети обмениваются правилами общения, которые они составили в группах.
Учитель:
ПОМНИ!
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕЕТ ТВОЕ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
15.Чтение стихотворения «Я пришёл в этот мир»
-Какая главная идея стихотворения.
Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдать твои надежды,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
(Ребята, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать каждого таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. И помогать друг другу добрым советом, если он заблуждается или не прав.)
Рефлексия
Подарок друг другу - бумажное сердечко с добрым пожеланием однокласснику.
Упражнение «Круг»
Подготовила Герасик И.А., классный руководитель 6 класса
ГУО «Средняя школа № 3 г. Слонима»