«Нравственные ценности»

«Нравственные ценности»

«Нравственные ценности» час общения для учащихся 6 класса

Цели и задачи: формирование у учащихся представления о толерантности ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям; облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей; способствование сплоченности коллектива, создание дружелюбной толерантной атмосферы.

Ход классного часа

1.Определение темы классного часа учащимися на основании высказываний знаменитых людей.

Высказывания знаменитых людей:

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе»

Ф.Честерфилд

«Ни один злой человек не бывает счастлив»

Ювенал         

«Теперь,  когда мы научились летать  по воздуху, как птицы, плавать  под водой, как рыбы, нам не  хватает только одного: научиться  жить на земле, как люди»

Б.Шоу

«Добрый человек  не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.Ключевский

(Все эти высказывания о нравственных ценностях. Человек живёт в   обществе, и поэтому он ежедневно общается с людьми. Если человек хочет прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в  согласии с другими людьми  не обойтись.)

2. Инсценировка сказки «5 подружек».

Задание для учащихся: выбрать для себя подружку.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-  Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Утром пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник,  - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь.  - Не знаю, кого и выбрать...

-  Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума¬лась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему?  (ответы детей)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей).

3.Размышление о доброте.

- Как вы думаете, что такое доброта?

(Доброта – это  черта характера, которая является фундаментом, основой общения.

И  каждый человек хочет быть окружен всю жизнь добротой. 

Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему.)

-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.) 

4.Работа в группе: написать на лепестках цветов те качества человека, которые делают его добрым.

-Какой человек может быть добрым? (ответы детей)

( «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский)

5. Вторая составляющая основы общения – терпение.

-Что же это такое?

Терпимость, (толерантность) – это форма поведения. 

- Что значит это слово в разных языках?

Ответы учащихся:

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В английском - tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском - kuanrong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском - tasamul’ ( арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

6.Групповая работа

Задание для 1 группы: описать основные черты, которые присущи толерантной личности.

Задание для 2 группы: описать черты, которые присущи интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

Толерантная личность – это  личность хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь. Толерантный человек – это человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

7.Тест на определение толерантности

(При выборе первого ответа учащиеся добавляют себе один балл.)

1.Миша плохо одет…

Это неважно.

Ты посмеиваешься над ним.

2.Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3.Представьте, что вы поругались с одноклассником:

       Ты попробуешь с ним помириться.

       Обзовешь его в ответ.

4.На твоих глазах на кого-то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

5.К тебе подходит ребенок – инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Итак, если у вас 5 баллов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 4, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех?  Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

8.Сценка о терпимом отношении к людям

В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального, неправильного  поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему. 

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу (хватает за руку).

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват. 

Девушка: Я все равно подойду (вырывает руку).

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (отталкивает  парня и подходит к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень молчит) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи!   Я больше знать тебя не хочу. 

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит) 

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка!  Спасибо вам!  (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

-Кто поступил благородно?

-А как бы вы поступили?

 Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

9. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

- терпимый и терпеливый;

- считаюсь с чужими мнениями и интересами;

-умею решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

-приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

-уважаю окружающих, и они уважают меня; 

-уважаю права свои и других, умею слушать и слышать; 

-заботливый, умею сострадать и поддерживать; 

-патриот своей школы, города, своей страны;

-человек, который бережет природу и культуру;

-трудолюбивый, успешный и  счастливый.

10.Толерантная семья.  Какими качествами должна обладать такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

- В моей семье 

-все терпимые и терпеливые; 

 -здоровые, добрые;  любят, уважают, понимают и поддерживают друг друга;

 окружают  друг друга заботой;

- внимательные, отзывчивые; интересуются  планами и заботами друг друга;

 -успешные, независимые и счастливые.

11. Толерантный город. Чем же должен отличаться такой город? Продолжи фразу «В моём городе …»

 В моем городе …

-прохожие доброжелательные, вежливые;

-улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

-река и воздух чистые, природа здоровая;

-школа просторная, светлая;

-учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;

-учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

12.Социологический опрос «Выявление круга общения»

Задание:  написать свой круг общения в порядке убывания. 

На первом месте, с кем общаетесь наиболее часто, а на последнем с кем общаетесь редко.

1.

2.

3.

4.

5.Количество ответов не ограничивается.

Обсуждение с ребятами, кого они поставили на первое место и причины данного выбора.

Общий вывод: на первых местах стоят друзья и родители, так как они являются для вас самыми значимыми людьми.

13. Китайская  притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была  не простая. Более 100 человек насчитывалось  в этой семье. И  занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы  скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили  в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел  слух об этой  семье  до самого  владыки  страны. И он решил  проверить, правду ли молвят люди. Прибыл  он в село и обрадовался:  кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо  детям, спокойно старикам. Удивился владыка  и решил  узнать, как  жители  села добились  такого лада, пришел к главе  семьи, расскажи мол,  как ты добиваешься  такого согласия и мира  в твоей  семье. Тот взял лист  бумаги  и стал что-то писать. Писал  долго, видно не очень силен  был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал  разбирать  каракули старика. Разобрал с трудом  и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз  любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи, и мира тоже.

-Какие 3 слова составляют основу жизни?

(Любовь, терпение, прощение).

14. Составление правил общения

Задание: каждая группа пишет правила общения на листочках. В конце занятия каждая группа озвучивает правила и вывешивает их на доске. 

1.Умей слушать своего товарища, не перебивай его.

2.Говори чётко, с оптимальной скоростью.

3.Будь тактичным во время разговора, не унижай собеседника.

4.Будь доброжелательным и внимательным.

5.Уважай мнение другого человека.

6.Не ставь собеседника в неловкое положение.

Дети обмениваются правилами общения, которые они составили в группах.

Учитель:

ПОМНИ!

Попробуй не наступить, а уступить. 

Не захватить, а отдать. 

Не кулак показать, а протянуть ладонь. 

Не спрятать, а поделиться. 

Не кричать, а выслушать. 

Не разорвать, а склеить. 

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕЕТ  ТВОЕ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. 

15.Чтение стихотворения «Я пришёл в этот мир»

-Какая главная идея стихотворения.

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

(Ребята, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать каждого таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. И помогать друг другу добрым советом, если он заблуждается или не прав.)

Рефлексия

Подарок друг другу - бумажное сердечко с  добрым пожеланием однокласснику.

Упражнение «Круг»

Подготовила Герасик И.А., классный руководитель 6 класса 

ГУО «Средняя школа № 3 г. Слонима»

Наверх