«Милосердие и сострадание»

«Милосердие и сострадание»

Цели занятия:

•    создать условия для формирования представлений о милосердии и сострадании как христианских ценностях, составляющих основу человеческих отношений;

•    способствовать развитию готовности к  духовному саморазвитию, понимания значения нравственного смысла веры в жизни человека и общества;

•     содействовать воспитанию внимательного отношения к близким, воспитанию доброты, заботы, сострадания, желания совершать дела милосердия.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, мультфильм «Притча о милосердном самарянине», закладки, текст о войне, «сердечко в руках» для рефлексии.
Демонстрационный материал: пословицы, «Лестница познания милосердия», составляющие части эмблемы милосердия.

Ход занятия

Слайд    заставка

Вступительное слово

- Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас сегодня здесь, в нашем классе.  Надеюсь, наша встреча оставит в ваших душах самые добрые воспоминания. Дорогие ребята, желаю вам успехов,

МОЛИТВА (читает учащийся)

(Стихотворение читает учащаяся)

У доброты нет имени, лица,
Нет города, нет улицы, нет дома.
У доброты есть только добрая душа,
Которая всегда помочь готова.
У доброты есть искренность, тепло,
Есть чудо, что идёт от сердца к сердцу.
Нам очень нужно в жизни всем добро.
Оно даёт заботу и надежду.
Оно даёт терпение и жизнь,
Из темноты нас выведет дорогой.
Даёт нам радость, любит и хранит,
У доброты уютно как у Бога.

Знакомство с темой урока. Целеполагание.

- Я убеждена, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому. Доброта идёт от сердца. Сегодня на занятии мы поговорим о сердце, которое любит, жалеет, милует, сострадает. Как выдумаете, о чём пойдёт речь? (о милосердии).

Слайд 2 «Милосердие и сострадание»

- Тема нашего занятия «Милосердие и сострадание»

- Мы постараемся понять, что такое сострадание? Что такое милосердие? В чём они проявляются? Кто нуждается в  милосердии и сострадании?

- Для чего надо знать эту тему? (чтобы быть милосердными, добрыми людьми)

Благословение батюшки.

-  Определения этих слов  можно найти в толковых словарях.  Зачитайте их.

Слайд
•    Сострадание - сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.                            
•    Сострадание – способность переживать боль чужого человека как собственную.
•    Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Приставка в со- в слове сострадание обозначает наше присоединение к боли ближнего.
- Чем близки слова «милосердие» и «сострадание»?
- Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

Исследовательская работа

- Милосердие включает в себя очень  много других качеств, признаков, действий. Без них милосердия нет.
- В центре доски расположено сердце. Перед вами на парте лежат составляющие элементы, которыми вы должны дополнить сердце на доске. В результате правильного расположения частей  у вас получится эмблема милосердия.
- Давайте попробуем «прочитать», что у вас получилось. С чем столкнулись во время работы? (лишние части: равнодушие, зависть, хвастовство, злоба, гордость). Почему они лишние? Расположите их внизу доски.
- Какой образ у вас получился?
- Как вы думаете, почему любовь находится не на лучике? (без неё не могут быть остальные качества, она является началом всего)
- Почему забота и помощь находятся на руках?

Учащиеся высказывают своё мнение, рассуждают.

Слайд

Любовь, равнодушие, сочувствие, доброта, зависть, забота, сострадание, жалость, эгоизм, помощь, бескорыстие, хвастовство,  участие, прощение, внимательность, злоба, человеколюбие, сопереживание, гордость.

 - Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с дорогим, любимым для тебя человеком, лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Когда? (высказывания детей)

- Такой любовь бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе, что чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным, протянул руку помощи, поддержал словом.

Господь наш Иисус Христос учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?».

Слайд  «Люби ближнего, как самого себя»

- Что он ответил?  Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя».

И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

─  Как  вы понимаете  слово «ближний»? Может прохожий быть ближним?

Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Но прежде, чем услышать притчу, давайте узнаем значение новых слов, которые вы встретите в ней.

Слайд

Притча – рассказ с нравоучением

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - чужак, человек другой веры.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм-притчу.

( просмотр мультфильма «Притча о милосердном самарянине»)

Анализ фильма

1.    Кто приходил слушать Иисуса Христа в Иудеи? (простые люди и книжники)
2.    Почему книжники задавали Иисусу Христу коварные вопросы? (пытались выставить его в невыгодном свете)
3.    Как трактует Писание, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь? (возлюбить Бога своего всем сердцем и всей душой, и всем разумом твоим, и ближнего твоего возлюби как самого себя)
4.    Почему священник не стал помогать? (боялся разбойников и у него были очень важные дела)
5.    Почему левит не помог? (соблюдал религиозную чистоту и по дороге в храм не хотел дотрагиваться до чего-нибудь не  чистого)
6.    Какие отношения были между иудеями и жителями Самарии? Была давняя вражда. По сути перед самарянином был враг.7.    Какую помощь оказал самарянин избитому? (напоил, омыл раны, усадил на осла, привёз в гостиницу, уложил в постель, перевязал, дал одежду, дал хозяину деньги, наказал позаботиться, обещал возместить издержки, если таковые будут больше)

Анализ по слайдам.

1.    Кем был избитый для самарянина?
    родственником
    другом
    знакомым
    соседом
    незнакомцем

2.    Какими качествами обладал самарянин?
•    равнодушие
•    милосердие
•    сострадание
•    жадность
•    скромность
•    доброта

3.     Кому принёс пользу поступок самарянина?
•    пострадавшему
•    владельцу гостиницы
•    самарянину

- Проявляя милосердие мы оказываем помощь самим себе. Почему? (становимся добрее, внимательнее к тем, кто рядом)

- Кто оказался по-настоящему ближним для избитого человека?

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – это тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слайд  «Ближний – это тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи»

- Повторите главную заповедь Христа.

Слайд   «Люби ближнего, как самого себя»

- Эту историю Иисус рассказал народу.

И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он и сказал: «Иди и ты поступай так же».  

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…».

Анализ ситуаций

- В нашей жизни возникают разные ситуации, когда мы может услышать высказывания людей. Например,

Слайд Отношение к ситуации: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»

- Как вы понимаете данную ситуацию? (высказывания детей)

- Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? Какая нехорошая черта характера проявляется в этих словах?

Слайд Отношение к ситуации: «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Высказывания детей.

Вывод. Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя, а  сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.

Слайд  ТЕСТ «Да - нет»

1.    Ты сможешь забыть ту подножку?       
2.    Сможешь не обрадоваться его беде?    
3.    Сможешь подойти, помочь? 

- Прочитайте вдумчиво все вопросы. О ком эти вопросы? (Обо мне и моём обидчике)

- О каком качестве будем думать в первом вопросе? (О прощении). Во втором? (О злорадстве). В третьем? (о милосердии и сострадании)

- Задумайтесь и дайте ответ сами себе. Честный ответ.

- Сложно было ответить «да»? Может кто-то хочет поделиться своими мыслями, чувствами? (Отвечают желающие. Учитель не комментирует, не анализирует, не осуждает. Просто слушает)

Вывод. Это непросто – переступить через свои давние обиды. Нам всегда кажется, что эта обида справедливая, но мы должны помнить один из призывов Иисуса Христа:

Слайд «А Я говорю вам: любите врагов ваших»

- Бог ожидал от людей прежде всего любви, милосердия, прощения по отношению к ближним. И если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

Наверное, с каждым из нас было такое: когда мы совершили что-то недоброе, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.

─ Что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе?

Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит и других мы должны научиться прощать, особенно если у них случилась беда. Любовь начинается  с прощения. Мы начинали урок с молитвы «Отче наш», в которой есть слова «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Мы будем прощены только тогда, когда сможем сами прощать.

- На доске слева расположено начало пословицы. Дополните каждую из них недостающей частью. (Объяснение значения пословиц).
Слайд «Собери пословицы»

1.    Каждый милосердный поступок это ступень лестницы, ведущей к небесам.
2.    Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие.
3.    Кто милосердствует о нищих, тот даёт взаймы Богу. *
4.    Милосердие – всегда кстати.
5.    Доброе дело не забудется.
6.    Делая добро не жди добра.
7.    Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет. *
8.    Доброе сердце о чужой беде болит.
9.    Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
10.    Человек милосердный благотворит своей душе.

- Как  же  стать милосердным  человеком? (совершать добрые дела)

- Ведь о  человеке  судят по его делам.

- Где можно совершать дела милосердия? (дома, на улице, в школе и т.д.)

Работа в группах.

- Какие это дела милосердия?  Запишите.

Учащиеся зачитывают добрые дела.

- Добрые дела  мы делаем от чистого сердца и бескорыстно!!!

Подарки гостям в память о нашем уроке.

- Одно из дел милосердия – милостыня.  Вернёмся к нашим пословицам и найдём те, в которых говорится о милостыни. Объясните смысл этих пословиц. (3,4,5)

- А как вы себе представляете, что такое милостыня?

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца.

Слайд «Всякому просящему у тебя – дай».

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?
- Какие чувства при этом испытывали? (Как правило, радость. Радость от того, что помог другому человеку)
- Кто больше получает от милостыни, тот, кто даёт или тот, кто получает?
- Что об этом сказал Преподобный авва Дорофей, прочитайте.

Слайд

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее»  Преподобный авва Дорофей

Слово учащимся.

- А ещё милостыня описывается как встреча двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». Очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться.

- Ещё в старину говорили «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»

-  Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

- Будет ли молитва милостыней?  В каком случае?

(Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня).  

Милосердие включает в себя и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

- Из каких слов состоит это слово?
- Какие примеры благотворительности вы знаете?
- Какое понятие шире: милостыня или благотворительность?

Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, инвалидам, домам престарелых, приютам для животных.Слайд

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

(Зачитывают правила)

Слайд    Правила милосердия

•    Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
•    Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
•    Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и попросить прощение.
•    Учитесь ставить себя на место человека, оказавшегося в беде.
•    Не стесняйтесь проявлять сочувствие, сопереживание окружающим.
•    Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
•    Не пытайтесь осчастливить всех, начните с самых близких.

- А сейчас я хочу вернуться к сердцу на доске. Почему именно это большое сердце, которое состоит из сердец, маленьких и больших, я выбрала на это занятие? (высказывания)

- Перед вами на синих листиках лежит текст. Прочитайте его.

Послушайте текст и подумайте, на чьей вы стороне - девочки или тёти?  

Шёл 1945-й год. Под окнами многоэтажного дома, в котором жили восьмилетняя девочка и её тётя, лежала огромная куча угля. Бледные, истощённые пленные немцы сбрасывали его в подвал. Однажды девочка вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидели немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Девочка возмущённо обратилась к тёте: « Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как  нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Но ведь они же голодные».

- Так на чьей же вы стороне?

Вывод. Быть злым легко. Легко ответить злом на зло, подлостью на подлость. Но мне жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

- А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью).

Слово учащимся.

Независимо от того, ждут от тебя добра или не ждут его – Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его  - Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром…

Рефлексия

«Лестница познания милосердия»

- Вам необходимо найти своё место на этой лестнице.

Лестница состоит из 3х ступенек.

 На 1й ступеньке вы только узнали о том, что милосердие – это сердце, которое радует, милует, любит. Сострадание – это умение принять боль чужого человека, как свою.

На 2й ступеньке вы поняли, что дела милосердия нужно творить. Поняли как, кому, когда и почему.

На 3й ступеньке «Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить добрые дела с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним). Спасать и радовать себя и тех, кому делаю добро. В этом смысл жизни.

Обобшение

Наивысшее счастье, какого только может желать человек, называют блаженством. Высшее блаженство – святость, рождаемая близостью к Богу. Существует десять заповедей закона, запрещающих делать то, что греховно. Существует и десять заповедей блаженства, которые учат нас тому, как мы можем достигнуть совершенства.

Слайд «блажени милостивии, яко тии помиловании будут»

Пятая заповедь блаженства гласит: «блажени милостивии, яко тии помиловании будут», то есть вечно счастливы те, которые добры к другим, потому что и они помилованы будут
 Думаю, тема затронула ваши души.

Возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам..   Помним, что помощь должна быть незаметной, бескорыстной.    Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени.
Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

МОЛИТВА

Надежда Леонтьевна Ерошевич, учитель начальных классов и курса «ОПК» Гимназии №1 г.Новогрудка