К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском.
Отец его, великий князь Ярослав Всеволодович был кроткий, милостивый, всеми любимый. Мать, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни приобрела от современников имя святой княгини. Детские годы Александра проходили под надзором нежно любивших родителей.
По обычаю того времени его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего тогда заботились о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили прежде всего священным книгам – Евангелию и Псалтири.
По свидетельству древнего описателя жизни благоверного князя, никогда он не предавался детским забавам и развлечениям. Любимым его занятием было чтение священных книг, любимым отдыхом – молитва.
Наряду с книжным обучением в княжеской семье много внимания обращалось и физическому воспитанию: на развитие силы и ловкости, умения владеть мечом и копьем, ездить на коне и т.п., так как князь должен был быть опытным не только в подвигах духовных, но и в подвигах ратных. И благоверный князь Александр, «непобедимый витязь», как называли его современники, в совершенстве усвоил эту сторону княжеского воспитания.
Рано начинали готовить юных князей и к предстоявшей им правительственной деятельности. В этом для Александра примером и образцом для подражания служил его отец.
Недолго юному Александру пришлось жить под родительским кровом и попечением. Богатый в то время Великий Новгород, владевший почти всем севером Руси, «вольный» город, сам предписывавший себе законы и порядки, сам выбиравший себе князей, – предложил княжеский стол отцу благоверного князя Александра Ярославу. Тот принял это предложение; но не мог примириться с тем подчиненным положением, в каком находился князь у новгородцев. В 1228 году, разгневавшись на новгородцев за их непокорность, Ярослав Всеволодович удалился в свой Переяславль, оставив в Новгороде на попечении доверенных бояр двух малолетних сыновей Феодора и Александра. 5 июня 1233 года неожиданно скончался старший из княжичей, и благоверный князь Александр остался один в чужом городе.
Нелегко было его положение. С одной стороны, свободолюбивые новгородцы хотели, чтобы молодой князь послушно исполнял их желания, считался с их вольностями и обычаями. С другой стороны, твердый в своих стремлениях, Ярослав Всеволодович требовал от сына идти заботиться о возвышении в Новгороде княжеской власти, не считаясь с недовольством новгородцев. Князь жил здесь как бы между двух огней, успешно обходя все трудности. Им доволен был отец; его полюбили новгородцы, называли его «наш князь».
Не одним умом и мудрым управлением привлекал к себе благоверный князь Александр. Привлекали людей его редкие душевные качества, а также необычайная красота телесная, которая поражала всех, кто хоть раз видел благоверного князя. О том впечатлении, которое производил благоверный князь Александр своею внешностью, в древнем его житии сохранилось следующее известие.
В Новгород прибыл немецкий рыцарь по имени Андриаш. Пораженный дивною красотою благоверного князя Александра, он в следующих словах передавал своим соотечественникам свои впечатления: «Я прошел многие страны, видел много людей, но ни среди царей, ни среди князей я не встретил ни одного, который мог бы сравняться с князем Александром».
Но еще больше привлекал к себе благоверный князь своею духовною красотою, которая современникам его казалась такою же необычайною, как и красота телесная. «Он был милостив паче меры», – заметил летописец.
Милосердие было наследственной чертой в княжеской семье благоверного князя. События, происходившие в первые годы правления Александра в Новгороде (бесхлебье, страшный голод и, как следствие, мор) еще больше развили эту черту.
Благоверный князь Александр, тогда почти еще ребенок, переживал вместе с новгородцами все ужасы. Несчастия бедного люда вызывали особую жалость. Памятуя заповедь Спасителя не собирать себе сокровищ на земле, он щедро помогал нуждающихся, и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным в своей просьбе.
Кроме этого, Александру, живя в Новгороде, приходилось много наблюдать бедствий, происходивших от человеческого произвола и несправедливости.
Свободный город не всегда и не ко всем был одинаково справедлив и заботлив. В народных собраниях, на которых решались все государственные дела, нередко под влиянием богатых людей принимались несправедливые решения. Иногда недовольство обиженных переходило в открытое возмущение. Князь не мог в таких случаях предпринять что-либо для успокоения города. По новгородским взглядам, не дело князя – вмешиваться во внутренние новгородские дела.
Князь Александр заботился о том, чтобы его подчиненные не подавали никаких поводов к недовольству или жалобам. Он давал мудрые советы своим дружинникам о том, как нужно им пользоваться своею властью.
«От Бога, – говорил он, – получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этою властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите «нещадную» милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию».
Однако, он не ограничивался только наставлениями, но и сам внимательно во все вникал и следил за действиями своих приближенных. Благодаря этому почти никогда не нарушались мир и согласие между князем и новгородцами. «Князь наш без греха» – говорили они о святом Александре.
В 1223 г. на юге России появился страшный завоеватель– татары. Через 14 лет после Калкского погрома татары снова напали на Русь и не встретили на своем пути отпора. Предводитель татар Батый опустошал одно за другим русские княжества. Рязань, Москва и Владимир представляли собою развалины. Великий князь Юрий Всеволодович попытался остановить захватчиков, но потерпел поражение и сам погиб.
Татары продвигались к Новгороду. Но, не дойдя до него100 верст, повернули на юг, пошли на стольный град Киев.
В русской истории начался тяжелый период, известный как «татарское иго». Великокняжеский престол занял отец Александра Ярослав Всеволодович. Приехав во Владимир, столицу Руси, он нашел здесь развалины. Началась неутомимая деятельность князя: был очищен город, возвращено и успокоено разбежавшееся население, восстановлен порядок.
Ярослав Всеволодович поехал в Орду просить милости у Батыя. Летописец сообщает, что в Татарской Орде с честью приняли русского князя и передали ему верховную власть над всеми русскими князьями.
Русские люди могли теперь несколько успокоиться от пережитых ужасов и тревог о будущем. Правда, татары потребовали поголовной, очень тяжелой дани и исполнения всех их требований, но они не беспокоили набегами, жили вдали, оставили неприкосновенными порядок русской государственной жизни и, что особенно было важно, русскую веру.
Одновременно с тем, как северо-восточной Руси грозила гибель от татар, северо-западным русским городам – Великому Новгороду и Пскову угрожал не менее опасный враг – шведы, немцы и литовцы.
Пользуясь разгромом Руси татарами, невозможностью со стороны великого князя подать помощь новгородцам и псковичам, они усилили свой натиск на пограничные русские города, надеясь без усилий подчинить их.
Западный враг собирался покуситься на православную веру– святыню, которой не тронул даже языческий завоеватель. Уже давно со стороны пап раздавался призыв о необходимости бороться против «схизматиков» силою меча. Потоками крови собирались привести православных в подчинение папе. Татарский погром представлялся для этого очень благоприятным временем.
Благоверный князь Александр предвидел неизбежность борьбы и готовился к ней. В 1239 г. он женился на дочери Полоцкого князя Брячислава, которому еще больше, чем Новгороду, угрожали католики. В лице своего тестя он приобрел союзника. Венчание князя происходило в Торопце. Как только закончились брачные торжества, князь Александр тотчас принялся за важное дело – устройство укреплений на границах новгородско-псковских земель. На реке Шелони был построен ряд крепостей. Но неприятель не дал закончить работы по укреплению границ. Шведы начали войну.
В то время на шведском престоле был королем Эрих. Ближайший родственник короля – Биргер, отважный рыцарь и полководец, рассчитывал после бездетного Эриха занять престол. Новыми победами он хотел снискать себе народную любовь и начал войну против Руси. С большим отрядом войска, в состав которого входили, кроме шведов, норвежцы и финны, сопровождаемый католическими епископами, Биргер в 1240 г. неожиданно для русских появился на устье реки Ижоры и послал в Новгород дерзкий вызов князю Александру: «Я уже в твоей земле, опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться – сопротивляйся». Биргер был убежден в невозможности сопротивления и заранее торжествовал победу. Действительно, его нападение было неожиданным для новгородцев. Великий князь Ярослав не мог узнать о беде, угрожавшей его сыну, и вовремя помочь. Новгородское войско не было собрано. У Александра Ярославича была лишь небольшая дружина, которую он наскоро пополнил новгородцами. Но он не испугался дерзкого вызова врага. Против него он искал защиты и помощи прежде всего у Бога. После долгих молитв, благоверный князь принял благословение от новгородского владыки Серапиона, велел своим приближенным одарить нищих и попросить у них молитв, а сам вышел к своей дружине. «Не в силе Бог, а в правде», – такими словами ободрил благоверный вождь своих сподвижников. Затем направился навстречу врагу и на берегу реки Невы, в знаменательный для Руси день памяти ее просветителя, благоверного князя Владимира (15 июля) произошла знаменитая битва, за которую Александр Ярославич получил название Невского.
Накануне, чтобы подкрепить защитников православной веры на предстоявший им подвиг, Господь даровал им чудесное предзнаменование.
При восходе солнца один из благочестивых воинов услышал со стороны реки шум от приближающегося судна. Гребцы покрыты были мглою. Видны были только два витязя, стоявшие в лодке. Старший из них сказал: «Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу». Это были преподобные страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб, которых молитвенно призывал на помощь князь Александр.
Воин Пелгусий, видевший это, поспешил рассказать о чуде князю. Ободренный Александр Ярославич в тот же день напал на врага. Шведы не ожидали нападения, не думали, что противник так близко, не знали его числа и силы. Упорная битва продолжалась с утра до вечера. Воодушевляемая своим вождем, дружина благоверного князя показала чудеса храбрости. Сам Александр Ярославич был все время во главе войска; он нанес рану предводителю шведов. Шведы, несмотря на численный свой перевес, бежали.
Принеся благодарение Господу за Его чудесную помощь и за одержанную победу, с великою славою возвратился благоверный князь Александр в Новгород, приветствуемый новгородцами.
Долго помнили о поражении враги. Но новгородцы вскоре о подвиге своего князя забыли. Прошла опасность, и они рассорились с князем. Александр Ярославич оставил Новгород и уехал в Переяславль.
Услышав об этом, Ливонские немцы решили воспользоваться ситуацией и напали на Псков. Псковичи не выдержали осады. Город стал немецким владением. Немцы даже решили открыть в там католическую епископию.
Далее немцы шли на Новгород. На всех напал страх: отсутствие вождя сказывалось на качестве подготовки защиты. Тогда новгородцы и вспомнили о своем князе, раскаялись в нанесенной ими обиде и решили вернуть князя. Во Владимир было отправлено к великому князю Ярославу посольство, чтобы он отпустил в Новгород князя Александра. Ярослав отправил войско с сыном Андреем. Но новгородцам нужен был Александр. И они снова отправили послов просить на княжение Александра. Милостивый князь поспешил туда, где в нем так нуждались. С его приездом в Новгороде все изменилось: быстро и успешно шла подготовка к борьбе, ко всем вернулась вера в успех и воодушевление на новые подвиги. Закончив приготовления, Александр с полками направился освобождать Псков. Немцы были изгнаны.
Благоверный князь не ограничился этим и решил наказать немцев за их нападения и грабежи наступлением на их владения.
Подкрепив себя молитвою в храме Святой Троицы, Александр Ярославич направился со своими полками в Ливонию. Немцы не ожидали такого быстрого нападения и не могли оказать сопротивления: Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути из Ливонии в Псков благоверный князь остановился на берегу Чудского озера и здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории как Ледовое побоище.
Многочисленное войско рыцарей было уверено в победе. «Пойдем, возьмем в плен русского князя Александра; славяне должны быть нашими рабами», – хвастливо говорили рыцари. Но, надеясь на помощь Божию, благоверный князь не убоялся этих хвастливых слов. Не смутила его и первая неудача в столкновении с рыцарями. Благоверный князь остановил свои войска на льду Чудского озера и начал готовиться к битве.
Число его воинов пополнилось свежими силами из новгородцев, но и теперь, по сравнению с рыцарским войском, оно было слишком мало. Рыцари первые начали сражение. Закованные с головы до ног в железные латы, двинулись они на русское войско, чтобы раздавить его. Но встретили такой мужественный отпор, что были поражены. Вместо ожидаемого расстройства или даже бегства врага, они с ужасом увидели, как ряды русских плотнее смыкались, образуя собой как бы живую стену. Рыцари остановились. Тогда благоверный князь Александр напал с той стороны, откуда рыцари совершенно не ожидали нападение. Произошла ужасная сеча. Лед на озере покрылся кровью и во многих местах не выдерживал, проваливался, увлекая за собою и бойцов, и их оружие. До позднего вечера продолжалась битва. Потери рыцарей были громадны. На семь верст озеро покрылось трупами. Русичи одержали победу.
Отпраздновав освобождение Пскова, благоверный князь Александр Ярославич со своими полками поспешил в Новгород.
В Ливонии весть о разгроме рыцарского ополчения быстро разнеслась и навела на всех ужас. Немцы ожидали, что князь Александр не замедлит явиться к столице Ливонии – Риге. Не надеясь на собственные силы, они даже просили помощи датского короля.
Но благоверный князь Александр вовсе не хотел завоеваний. Окончив свое славное дело, он уехал в свой Переяславль. Немцы прислали туда своих послов и просили о заключении мира. Мир был заключен «на новгородской воле», то есть на тех условиях, которые предложили сами новгородцы. Так закончилась борьба со шведами и немцами.
Два сильных западных врага были побеждены. Но появился новый – литовцы. От их опустошительных набегов страдали юго-западные границы Новгородских и Псковских владений. Благоверный князь начал с ними борьбу, за один поход рассеяв до семи неприятельских отрядов.
В 1246 году князь Александр был вынужден отправиться на северо-восток: в Орде мученически скончался его отец – великий князь Ярослав. По древнерусскому порядку право на престол принадлежало брату покойного князя – Святославу. Но теперь верховная власть и право раздавать княжеские столы принадлежали уже татарам, и, чтобы получить утверждение хана, Святослав должен был лично побывать в Орде. В том же году направились в Орду на поклон хану и племянники Святослава – Андрей и Александр.
Слух о храбром новгородском князе и о его победах достиг хана. Батый хотел видеть благоверного князя и потребовал немедленно явиться в Орду: «Мне Бог покорил многие народы, ужели ты один не хочешь покориться? Если хочешь сберечь свою землю, приходи ко мне на поклон».
Ослушаться этого приказания было нельзя. Однако было неизвестно, что его ждало. Отца приняли с честью, но этот почетный прием был куплен ценою целого ряда унижений и оскорблений. Князей заставляли проходить через очистительные огни, кланяться кусту, теням умерших ханов и т. п. Не все из русских князей соглашались исполнить эти унизительные для христианина требования и за свою непокорность платились жизнью. И благоверный князь Александр тоже решил отказаться исполнить языческие обряды.
Когда князь прибыл в Орду и ему велели исполнить обычные у татар обряды, он отказался. ««Я христианин», – сказал он, – и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них». Спокойный, твердый ответ святого князя поразил придворных хана; но еще более они были удивлены, когда Батый, услышав о нежелании Александра исполнить татарские обряды, вместо обычного в таких случаях распоряжения «Смерть ослушнику», приказал не принуждать того и привести к нему.
«Царь, – обратился к хану Александр, преклоняясь перед ним, – я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».
Батый долго любовался прекрасным, мужественным лицом Александра и, наконец, обратившись к окружавшим его придворным, сказал: «Правду мне говорили о нем: нет князя ему равного».
Батый был лишь наместником великого хана, жившего в Кара-Коруме, в горной окраине азиатской пустыни Гоби, расположенной за Байкалом. Поклонившись ближайшему своему властелину – Ордынскому хану, русские князья должны были отправиться и на поклон к верховному владыке монголов. Этот далекий и трудный путь должен был, по приказанию Батыя, совершить и благоверный князь Александр.
Он был милостиво принят повелителем Азии и некоторое время прожил в столице монголов, внимательно изучая характер этих властителей Руси. Только в 1250 г. братья вернулись домой. Хан дал Андрею великокняжеский престол, а за Александром оставил Киев и Новгород. Киев после татарского разгрома представлял собою одни развалины. Население разбежалось от татар. Александру здесь нечего было делать, и он вернулся в Великий Новгород.
Утомленный опасным путешествием, князь опасно занемог. С утра до вечера храмы были переполнены народом, горячо молившимся о его выздоровлении. И Господь не отверг народной молитвы: князь выздоровел.
Новгородцы наслаждались миром. Их западные соседи не смели повторять своих нападений и только норвежцы изредка делали набеги на пограничные владения. Но вскоре и с ними был заключен договор. После этого Александр навсегда оставил новгородский княжеский стол.
Князь Андрей, получивший престол, не имел ни осторожности, ни правительственной мудрости, которыми отличался его старший брат. Он мало занимался управлением, большую часть времени проводил в разного рода развлечениях, окружил себя неопытными советниками и не сумел ужиться с татарами. Преемник Батыя Сартак решил наказать русского князя, отправив против него свои полчища под начальством Неврюя. Князь Андрей бежал из Владимира сначала в Новгород, а затем, когда новгородцы отказались его принять, в Швецию.
Чтобы избавить родину от татарского опустошения, князь Александр направился в Орду и не только смог укротить гнев хана и остановить начавшееся кровопролитие, но и получил от хана ярлык на великое княжение.
С этого времени благоверный князь все свои силы отдавал тому, чтобы облегчить тяжесть татарского ига. Он не жалел средств казны на выкуп уведенных в Орду пленных. Заботился о том, чтобы остававшиеся в плену не лишены были главного утешения в своем горе – молитвы и богослужения. Вместе с митрополитом Кириллом он выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды – Сарае – русской епархии.
После нашествия Русь была опустошена, и благоверный князь Александр спешил восстановить разрушенные храмы, собрать разбежавшихся людей, помочь им устроиться на пепелищах.
Не изменив русского государственного строя, сохранив веру и церковное устройство, татары обложили за это Русь тяжелою данью. Они брали все лучшее и ценное, не думая о том, в состоянии ли люди платить такие налоги. Татары брали поголовную дань, не различая богатых и бедных; не сумевших оплатить забирали в Орду и обращали в рабство.
В 1257 г., с целью точнее определить доходы, какие можно получать с Руси, татары прислали своих чиновников пересчитать всех русских людей. Великий князь хорошо понимал, что необходимо подчиниться.
Во Владимиро-Суздальской Руси исчисление прошло спокойно, и Александр поспешил в Орду, чтобы склонить на милость хана, довольного послушанием русских. Но в Орде решили пересчитать и население Великого Новгорода, где сильно была развита ненависть к поработителям Руси.
Как только в Новгороде услышали о готовящейся переписи, начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию. Новгородцы не хотели согласиться на перепись потому, что Новгород не был завоеван татарами, и многим казалось, что уже поэтому татары не имеют права распоряжаться над областью святой Софии так, как хотят. «Умрем за святую Софию и за домы ангельские (св. обители)», – раздавались клики на улицах города, и горожане готовились к восстанию.
Князь Александр поспешил в Новгород. Он надеялся, что люди послушают его благоразумного совета. Начались несогласия: бедняки хотели бороться против татар, богатые предпочитали уплатить требуемую дань. Александр воспользовался этим и своею твердостью успел склонить новгородцев на перепись. Однако появление татарских чиновников и злоупотребления, которые происходили во время переписи не только от татар, но и от зажиточных новгородцев, снова возбудили протест в Новгороде. Благоверный князь все же Александр сумел все устроить так, чтобы спасти Новгород от разгрома.
Но прошло два с небольшим года, и снова на Руси начались волнения против татарских сборщиков дани. Поводом к этим волнениям послужили следующие обстоятельства: новый хан – Берке – ввиду злоупотреблений, какие допускались сборщиками дани, передал ее сбор хивинским купцам. Последние в целях наживы собирали гораздо больше положенной суммы. Началось возмущение. Оно дошло до крайности, когда среди сборщиков появился один монах-отступник от православной веры, по имени Зосима, который не только притеснял своих соплеменников, но и дерзко оскорблял Православие. Народ не мог перенести этих оскорблений, и в Ярославле убили ненавистного отступника, а вслед за этим начался мятеж и в других русских городах; сборщиков избивали и прогоняли. Распространились слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты «бить татар» и готовится стать во главе народного движения.
Расправа с ханскими сборщиками должна была вызвать страшное возмездие со стороны татар. Снова нужно было великому князю поспешить в Орду, чтобы отвести от Руси беду. Но в это время ужасных настроений в северо-восточной Руси неблагополучно было и на северо-западе, в новгородско-псковских пределах.
После Невской битвы и Ледового побоища западные враги не осмеливались нападать на Русь. Убедившись в невозможности победить невского героя, они решили испробовать другое средство, чтобы подчинить его себе.
В 1248 г. папа Иннокентий IV отправил к Александру Ярославичу посольство, во главе с двумя учеными кардиналами – Галдом и Гемонтом. В грамоте, которую должны были передать русскому князю послы, папа писал: «Мы слышали о тебе, как о князе дивном и честном, и что земля твоя велика, и мы послали к тебе двух наших кардиналов, чтобы ты послушал их учения». Выражая притворную скорбь, что великая земля русского князя не находится в подчинении Римской церкви, папа убеждал Александра подчиниться его власти и позаботиться о приведении к латинской вере своего народа. Убеждая, что только в латинской церкви можно найти спасение и истинную веру, папа указывал и на те земные выгоды, которые доставит князю его подчинение папской власти. В то же время он старался предупредить, что это подчинение нисколько не унизит русского князя, тем более, добавлял папа, что «мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы». Наконец, зная, как дорога для благоверного князя память об его отце, папа заведомо ложно сообщал, будто бы еще Ярослав Всеволодович выражал искреннее желание подчинить Русскую церковь папе и что только его преждевременная смерть помешала ему исполнить это намерение.
Но все эти ухищрения папы не имели никакого успеха. На длинное послание Иннокентия князь дал очень краткий и в то же время сильный по своей убедительности ответ: «То, что совершилось от создания мира до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до страсти, воскресения и вознесения Господа и до первого вселенского собора и прочих седми вселенских соборов – все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».
Папа не остался в долгу: он стал поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей; но и эти новые походы были безуспешны.
В 1256 г. шведы сделали попытку снова завладеть финским побережьем, и в союзе с датчанами начали строить крепость на реке Нарове. Тогда новгородцы отправили к великому князю послов с просьбою о помощи, разослали призыв по своей волости собирать войско. Неприятель, испугавшись этих приготовлений, поспешил уйти за море. Зимою благоверный князь вместе с новгородцами и своими полками пошел на Емь, в Финляндию, чтобы устрашить финнов и предупредить возможность дальнейших нападений на новгородские окраины.
В 1262 г. начались столкновения с немцами. Великий князь готовился к походу на немцев, но мятеж против татар побудил его поспешить в Орду. Русское войско под начальством брата великого князя, Ярослава, и сына его, князя Димитрия Александровича, и на этот раз одержало ряд блестящих побед.
Между тем великий князь Александр благополучно доехал до Орды, и Господь помог ему умилостивить раздраженного хана. Последний не только простил русских за избиение татарских сборщиков, но и дал им новую милость – освободил от обязанности нести военную службу в татарских полках.
Вернуться на родину с радостной вестью князю было не суждено: утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды в Городце заболел. Предчувствуя свою кончину, он созвал своих спутников и обратился к ним с последним прощальным словом. Затем призвал к себе игумена и принял иноческий постриг с именем Алексий. Причастившись и простившись с окружавшими, князь-инок тихо отошел в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Это было 14 ноября 1263 г. Он скончался, не достигнув 45-летия.
Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и доставлял лишь огорчения и тревоги.
Во Владимире вскоре узнали о блаженной кончине великого князя, но узнали раньше, чем пришли вести из Городца. Господь чудесно открыл это событие Владимирскому святителю, митрополиту всея России Кириллу.
Когда владыка, окруженный духовенством, возносил пламенные молитвы о святой Руси и о ее великом князе, он удостоился следующего чудесного видения: он видел, как ангелы Божии возносили на небо блаженную душу благоверного князя Александра. Пораженный этим видением святитель безмолвствовал, а затем, выйдя на амвон, сообщил молящимся горестную весть: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». Когда народ в недоумении выслушал эти слова, святитель, помолчав немного, разъяснил смысл произнесенных им слов: «Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич». Ужас охватил всех от этой скорбной вести. Храм огласился воплями скорби и отчаяния; «Погибаем», – в один голос повторяли молившиеся.
23 ноября в соборном храме Владимирском митрополитом, в присутствии массы народа, был совершен чин погребения.
Вся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению своему Отечеству. Своею беспримерною храбростью и воинскими доблестями он сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных католических народов; силою меча и мудростью охранил он православную Церковь и от нападений латинян и от происков римских пап; осторожностью и мудрою правительственною деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго, дал возможность русским людям спокойнее его переносить, поддержал в них веру в могущество Руси, вселил надежду на лучшие времена; самих поработителей заставил с уважением относиться к покоренной стране и ее князю. Это великое служение благоверного князя прекрасно определил его современник-биограф следующими словами: «Он много потрудился за землю Русскую, и за Новгород, и за Псков, и за все великое княжение живот (жизнь) свой отдавая, и за православную веру».
Видеоматериалы:
https://www.youtube.com/watch?v=2xIQUJiq6Eo&t=232s –фильм телеканала «Радость моя» «Благоверный князь Александр Невский», 9,30мин.
https://www.youtube.com/watch?v=SiLCVl8jWT4&t=189s – фильм телеканала «Спас» «Святой благоверный князь Александр Невский», 13,02 мин.
https://www.youtube.com/watch?v=3I50O5UJOQ0&t=109s – фильм телеканала «Союз» серии «Мульткалендарь» «12 сентября. Благоверный князь Александр Невский»