«Человек в кругу друзей»

«Человек в кругу друзей»

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

«Человек в кругу друзей» план – конспект факультативного занятия в 4 классе.

Цель: формирование культуры отношений к себе, к окружающим людям на основе традиционных православных ценностей 

Задачи:

-  раскрыть сущность понятия «дружба»;

-  показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

-  формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь, взаимопонимание.

Оборудование: видеозапись, карточки  «Закончи предложение», словарь В.И.Даля, Библия,  аудиозапись песни В.Шаинского «Когда мои друзья со мной»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Введение

Учитель:  - Ребята, сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента  мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

- Что вы увидели?

- Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно)  

- Зачем? (решил найти друзей)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому  из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

2.Основная часть занятия

-Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями.

(ученики могут сами приводить примеры)

- А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?

(высказывания детей)

По словарю В.И.Даля "Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении"

 Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы.

- избирательность

- доверительность

- бескорыстность

- взаимная симпатия и общность интересов

 - А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ.

« Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

– Давай, – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!

 - Можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?

Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?

Вывод: дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

В дружбе ценится бескорыстие.

Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.

 - А что же такое настоящая дружба? Где ее можно найти?

На все эти вопросы нам поможет ответить Библия

Библейский рассказ. 1 Царств 18,1-5; 20: 5-43.

В то время израильским народом правил царь – Саул. На  Израиль часто нападали враги – Филистимляне. Вы же знаете историю о том, как Давид победил Голиафа. Благодаря этому израильтяне одержали полную победу, не вступая в бой. После этого царь Саул назначил Давида начальником над всей своей армией. И благословил Господь Давида, и он поступал благоразумно, т.е. правильно, и во всем деле был у него успех.

А кем был Ионафан? Он был сыном царя Саула, наследником престола.

Ионафан и Давид подружились в первый же день, как только познакомились. Библия говорит: «…и душа Ионафана прилепилась к душе его (Давида), и полюбил его Ионафан, как свою душу,..»

 - Ребята, было ли у вас такое, что вы разговариваете с мальчиком или девочкой  в первый раз, а кажется, что знаешь его (ее) давно. И чувствуешь, что этот человек тебе словно родной. У меня было такое, поэтому я хорошо понимаю, что чувствовал Ионафан.

Ионафан сердцем полюбил Давида, и это было главным секретом их дружбы. Они заключили между собою союз, т.е. пообещали друг другу дружить и помогать в любой ситуации, чего бы это ни стоило.  И посмотрите, как Ионафан показал Давиду серьезность этого союза:

« И снял Ионафан верхнюю одежду свою…и отдал ее Давиду» (1 Цар.18,4.) Это была царская одежда. В то время такой поступок имел огромное значение. То есть этим поступком Ионафан сказал : « Давид, я тебя люблю, и мы с тобой равны как братья, и теперь я буду относиться к тебе как к родному брату!». Представьте себе, Ионафан был царским сыном, а Давид – пастухом овец.

- Какой вывод можно сделать из услышанного?

В нашей жизни вас могут назначить старостой класса, или вы можете быть победителями соревнований. И при этом вы не должны зазнаваться  и свысока смотреть на своих друзей. Мы  должны поступать как Ионафан, относиться к своим друзьям, как к родным братьям и сестрам на равных.

Закрепление.

Вопросы  

- Что такое дружба?

- Есть ли у вас друг?

- Почему вы считаете его другом?

- Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

 – В чём смысл такой черты дружбы, как избирательность? Прочитайте пословицу, которая иллюстрирует эту черту.

– Как текст толкует такую черту, как бескорыстность? Какая из названных пословиц иллюстрирует данную черту?  

Друга иметь – себя не жалеть.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.

Своих друзей наживай, а отцовских не теряй.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг познаётся на рати да при беде

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Рефлексия

Игра « Закончи предложение»

- Я обижаюсь на друга, когда…

- Я радуюсь с другом, когда…

- Я грущу, когда…

- Я радуюсь за друга, когда…

- Я помогаю другу, когда …

А теперь давайте возьмемся за руки, улыбнемся другу и споем песню о дружбе «Когда мои друзья со мной»

Учитель ГУО «Средняя школа г.п.Мир» Кореличского района 

Крапивницкая А.А., стаж работы 28 лет,

высшая квалификационная категория