“Человек, празднуй день, в котором ты живёшь!”

“Человек, празднуй день, в котором ты живёшь!”

Новогрудская епархия

“Человек, празднуй день, в котором ты живёшь!”

(Круглый стол по книге Сергея Жигалова “Дар над бездной отчаяния”)

Цель занятия: 

популяризация православной книги;

формирование ценностного отношения учащихся к жизни через православную книгу;

рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах, определить идеалы и ценности в жизни человека;

развивать навыки высказывания собственных суждений о жизненных ценностях. 

Задачи:

развивать потребности обретения смысла жизни;

воспитывать способность воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Оборудование:

Книга Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния», словари, раздаточный материал, презентация, песня Светланы Копыловой «Калека».

Форма проведения: круглый стол.

Ход занятия

1. Организационно - мотивационный момент.

1 чтец:

    Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

    Великой красоты и сложности предел,

    Животворящий сплав прошедшего и мига,

    Фундамент для грядущих добрых дел.

2 чтец: Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха, День Победы, Неделя славянской письменности и культуры. В чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник – День Православной книги.

Учитель: 

Молодость – это особый период, когда идет активный поиск жизненных идеалов, развитие и самоопределение личности. Все мы знаем, что человек, с раннего детства воспитывающийся на хорошей, нравственной литературе, вырастает достойным гражданином, добрым человеком. Православная книга учит добру, милосердию, состраданию, воспитывает любовь к Отечеству и родному очагу, позволяет увидеть мир во всем его многообразии и понять смысл жизни, а свои устремления направить на то, что остаётся с нами в вечности.

Ребята, сегодняшнее мероприятие направлено на популяризацию православной книги Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния» среди вас, школьников, молодёжи.

В романе самарского писателя есть всё, что может тронуть сердце искушенного читателя. Основанный на реальных исторических данных, роман рассказывает о жизни и творчестве уникального художника-иконописца Григория Журавлёва… Явившись на белый свет без рук и без ног, он, казалось бы, был обречён. Но великая сила духа, труд до кровавых трещин на губах и полученный от Бога дар окрыляют его. Зажатой в губах кистью он пишет иконы. Крестьянин, «обрубок человеческий», из глухого поволжского села, оказывается у самой вершины грядущей русской голгофы. Он едва не погибает в Ходынской трагедии, встречается с императрицей Александрой Феодоровной, знакомится с народовольцами-бомбистами, с Владимиром Ульяновым, разговаривает с Григорием Распутиным. Государь Николай Второй приглашает его написать нерукотворный портрет Царской семьи…

1-ый куплет песни Светланы Копыловой «Калека»

2. Работа за круглым столом по роману.

Работа с эпиграфом. Почему эти слова автор взял за эпиграф к роману?

Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Иоанн Богослов.

Учитель дополнит:  Как-то у одного священника спросили: «А почему Бог допускает, чтобы люди рождались инвалидами?» Священник долго думал, а затем произнёс: «Мне кажется, это проверка нас, обычных людей, на наше милосердие и умение сострадать».

1). Биография художника на страницах романа.

Рождение (С.14);

крёстный - отец Василий (С.89.- пример настоящего крёстного отца);

встреча с учителем, первые рисунки (С.16);

маленький изограф (С.18);

отчаяние (С.37);

встреча с епископом;

учёба в гимназии;

чудесная память (знал наизусть всё Евангелие и «Евгения Онегина»);

иконы-подарки;

смерть матери (С.223);

пожар в Селезнёвке; (С.249. За что Господь попустил пополить дома? Господь расплавил в огненном искушении избранных своих, чтобы очистить и обратить к себе. Все испытания и скорби имеют целью спасение души человеческой. Пашем, сеем, жнём, молотим. Варим еду, шьём одежду. Всё – для ублажения тела. Укрепляем темницу души. Господь, как неразумным детям, посылает нам невзгоды, чтобы через страдания телесные мы очистились и возвысились душой. Обрели Любовь…) 

смерть отца;

одиночество, уныние  (С.257-258. Этот дар я бы с радостью за руки-ноги отдал);

работа в цирке (С.283);

встреча с царём Николаем Вторым;

награда за труды; (царское жалование)

вершина мастерства – роспись храма.

2). Нет случайностей в мире Бога…

     Случайны ли «случайности» в романе? Назовите их.

Двуглавый орёл (С.20.)

Материнский грех (С.221)

Данила-бомбист(С.92, 98, 102).

3). Данный роман - малая духовная энциклопедия. Согласны ли вы с  таким определением?

Жития святых: Сергия Радонежского(С.63),

                        Марии Египетской, 

                        Святого Алексея;

Притчи: «Притча о Кресте» (С.68)

                       «О платке раскаяния» (С.99);

Икона в жизни христианина(С.48-51. Икона – мосток ко Господу Богу);

История Спаса Нерукотворного (С.149)

Зачем иконы? (С.275. Чтобы держать в узде зверя нутряного, который живёт в каждом человеке.)

Христианские обряды и их назначение:

                               крещение,  

                               соборование, 

                               исповедь,

                               пост (С.235. Пришел Великий пост – поджимай хвост)

                               венчание;

Поучения:

1. Горе очищает душу человеческую.

2. Великие милости для нас истекают из великих скорбей. (С.275 Ульянов: Он лишил вас рук и ног, а вы его славите. Почему?)

3. (С.360)Ты нас одним своим присутствием поднимал. Отрабатывают ребята номер. Упали, побились. Друг на друга ругаются. Бах - ты. И всем разом стыдно делается. Вроде ничего и не сказал, а стыдно. Да что про людей говорить, звери, и те тебя полюбили…

4. Ни один волос с головы человечьей, ни одно перо  с птицы не упадёт без воли Божьей (С.26) .

5. Зло злом не истребишь. (С.28.  Месть отца орлу.)

6. Всякая явленная на этот свет душа жить хочет. (С.38.  При рождении повитуха хотела утопить Григория.) 

7. Детские прегрешения пишутся на песке, взрослые - на камне.

8. Никогда бедному человеку или побирушке обиды не чините. Может, это Ангел Господень человеческий облик принял и ходит по дворам (С.66.).

9. Дела Божьи проповедовать похвально: ибо молчать о делах Божьих славных – беду душе наносить (С.79.). 

4) Страницы истории в романе.

Бомбисты. «За» и «против»: чья правда? (С.102, 109)

Царь Александр при завещании власти  Николаю ІІ: (С.252. Самодержавие – это исконная русская власть, индивидуальность России. Не дай Бог, рухнет самодержавие, рухнет и Россия. Если к власти придут слуги антихриста, кровожадные и чужие, они распнут Православную Церковь. Грядёт эра смут, бойни, междоусобиц…Когда  не будешь знать, как поступить, спрашивай бога и свою совесть…)

Коронация Николая Второго. (С.306 «Николай Второй – святой царь, Иову многострадальному подобный. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную… На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий…многие потомки убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмёт в безумии власть, но и сам опосля оплачется. Наступит воистину казнь египетская», - пророчествовал монах Авель.) 

Венчание Николая Второго (С.277, С.311).

Ходынская давка (С.316-332).

Достижения Николая Второго.

Цесаревич Алексей и Григорий. (С. 390  Государь Николай ІІ: «У меня возникло желание познакомить Алексея с человеком, от рождения лишённым рук и ног. Казалось бы, он с детства в безысходном положении, но…Этот человек пишет иконы зубами. С цирком объехал всю Россию. Крепок телом. Ясен умом. А главное, чем важен его пример для Алексея, – он не чувствует себя ущербным…)

Владимир Ульянов о власти. (С.274. Мы за голод. Он лучший агитатор против самодержавия.)

5) Тема любви на страницах романа.

Любовь Григория и Даши. (С.254. «А она виновата? Что бы ни делала, всё время ощущала на себе взгляд его ясных глаз. Дивилась, почему другие не видят, как из них свет чудесный струится. И всё старалась делать, будто для него, воробышка бескрылого». «За тебя пойду. Возьми. Кормить-поить с ложечки буду, как дитя малое. Милостыню под окнами просить, только бы видеть тебя рядом…» Может быть и сошлись бы, но Бог не благословил через Святого Алексея С.256).

Любовь Царя Николая и Аликс. (С.215. Любовь – единственное, что мы не теряем на земле. Она подобна прохладной реке, которая становится шире и глубже. Приближаясь к морю, она заставляет луга и цветы цвести. Она протекает через рай, и её называют Рекой Жизни. Да, воистину, любовь – высшее на земле благо, и жаль того, кто её не знает…царица Александра.)

6) Значение эпиграфов к разделам романа.

3 Часть Эпиграф

1. Обрубыш Человек рождается на страдания, как искры, чтобы устремляться вверх.         

                Книга Иова.

2. У подножия русской Голгофы. Не зло победит зло, а только Любовь.

                Из духовного завещания государя Николая ІІ.

3. Искушение. Страдать, но жить – таков удел людей.

                Ж.Лафонтен

4. Рядом с царём – рядом со смертью. Любая корона есть и будет венцом (С.309).

                Т.Карлейль

3. Заключение. 

«Обрубышек» - физическое уродство, немощь или…?

Зачем рождаются калеки.

  Звучат  2-последних куплета песни Светланы Копыловой «Калека».

Вывод: “Человек, празднуй день, в котором ты живёшь!”

Почему именно этими словами закончен роман? 

(Радуйся всему, что тебе подаёт Бог.  Благодари Бога за то, что он тебе дал и трижды за то, чего не дал.)

Автор работы:

Чистякова Оксана Анатольевна,

учитель белорусского языка и литературы

УО “Средняя школа №5 г.Новогрудка”