Международная научно-практическая конференция
14 сентября в г.п. Жировичи Слонимского района на базе Минских Духовных школ состоялась Международная научно-практическая конференция "Святые земли Белорусской: праведная София Слуцкая". Организаторами мероприятия выступили Минская Духовная Академия им. Кирилла Туровского и Национальная академия наук Беларуси.
15.09.2012 | Жизнь-служение
К участию в конференции были приглашены ученые как из церковных, так и светских учреждений.
Начало работы конференции было предварено молебном, совершенным в Трехсвятительском храме Минских Духовных Академии и семинарии. Открывая работу форума, Ректор Минских Духовных школ архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий огласил собравшимся приветственный адрес Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Затем Его Высокопреосвященство обратился и сам к присутствующим с приветственным словом.
Программа пленарного заседания включала выступления профессора Минской Духовной Академии и семинарии протоиерея Виталия Антоника, ведущего научного сотрудника Института истории Национальной академии наук Беларуси Л.Е. Землякова, доцента Белорусского государственного университета Л.В. Слуцкой, и.о. заместителя директора института философии Национальной академии наук Беларуси В.А. Максимовича, члена Союза писателей Беларуси А.В. Стецкевич-Чебоганова и исполнительного директора издательства Белорусского Экзархата В.В. Грозова.
По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях "Проблемы конфессиональной истории Беларуси" и "Республика Беларусь: общество, Религия, Культура".
Вниманию участников форума были представлены доклады, посвященные как святой праведной Софии Слуцкой и ее эпохе, так и другим аспектам конфессиональной и гражданской истории Беларуси.
Работа конференции завершилась подведением итогов проделанной работы.
Приветственное слово ректора Минской Духовной Академии им. святителя Кирила Туровского архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия участникам конференции "Святые земли Белорусской: София Слуцкая".
14 сентября 2012 г.
Досточтимые отцы!
Глубокоуважаемые участники конференции!
Дорогие Гости!
От имени профессорско-преподавательской корпорации и воспитанников Минских Духовных школ сердечно приветствую вас и выражаю признательность за участие в настоящем научно-богословском форуме.
Второй раз за минувшее пятилетие совместно с Национальной Академией Наук Беларуси наша Академия принимает участие в проведении научно-практической конференции, посвященной изучению и осмыслению культурно-исторического и духовного наследия Белорусского народа.
Проведение подобных мероприятий свидетельствует о стремлении Белорусской Православной Церкви и различных общественных и государственных структур к взаимопониманию, конструктивному диалогу и сотрудничеству ради сохранения национального достояния, общественного и конфессионального мира и процветания на Белорусской земле.
Настоящий 2012 год знаменателен для Беларуси 400-летием со дня преставления святой Софии Слуцкой, славной дочери нашего народа, происходившей из знаменитого рода потомков Ольгерда, князей Олельковичей, на протяжении многих поколений ревностно сохранявших православие и оберегавших его в своих владениях. Так, по завещанию Юрия Юрьевича, деда святой Софии, наследство могли получить только те, кто сохранит православную веру. Для времени, когда шляхта Великого княжества Литовского ради привилегий со стороны государства изменяла вере своих отцов, это достаточно важное свидетельство. Из трех братьев только отец святой Софии выполнил данное требование, она же, в раннем детстве лишившись отца и матери, наследовала и своим бездетным дядям, став, таким образом, одной из самых богатых невест Европы конца XVI столетия.
Святая София Слуцкая родилась 1 мая 1585 года и уже спустя год осиротела, попав под опеку семьи Ходкевичей, известной в ту эпоху своей приверженностью католичеству. Сначала ее опекуном был жмудский староста Юрий, затем ее дядя Иероним Ходкевич, Виленский каштелян. Заботясь о наследнице всего Слуцкого княжества, Ходкевичи старались, как известно, улучшить свое благосостояние. Поскольку они были должниками Радзивиллов, расплатиться они решили ее приданым. В 1594 году Ходкевичами было заключено соглашение о будущем бракосочетании их знатной подопечной с Янушом Радзивиллом, сыном Христофора Радзивилла, ревностного кальвиниста. Впрочем, уже в 1599 году началось вооруженное противостояние между Ходкевичами и Радзивиллами, благодаря вмешательству королевской власти завершившееся заключением нового соглашения.
Необходимо отметить, что к 1600 году относится ряд документов, в которых святой Софии Слуцкой приписывается католическое вероисповедание, в числе их -- прошение к папе Римскому от Януша Радзивилла о разрешении ему вступить в брак со Слуцкой княгиней, своей родственницей. Он, будучи протестантом, дает обязательство, что его невеста сохранит католическую веру. (Это место было неверно переведено с латинского языка Слуцким архимандритом Афанасием в 1912 году, как указание на то, что она сохранит православие, а Радзивилл станет католиком).
Католичкой святая София Слуцкая называется и в письме Иеронима Ходкевича к Николаю Христофору Радзивиллу от 22 июля 1600 года, где выражается обеспокоенность о возможности ее отпадения в ересь, если она выйдет из под власти своих опекунов. Брак по православному обряду был заключен 1 октября 1600 года в одном из брестских соборов.
Правильное понимание свидетельств вышеупомянутых исторических документов возможно лишь в том случае, когда принимается во внимание вся специфика религиозной и политической ситуации сложившейся в Речи Посполитой к тому времени.
В 1596 году была заключена Брестская уния, и православие оказалось вне закона. Католики Ходкевичи не могли не признавать унии и видели в опекаемой ими Слуцкой княгине католичку униатского обряда. Нигде не сохранилось свидетельств о католичестве святой Софии Слуцкой, исходящей от нее самой, речь об этом ведут только ее опекуны и будущий муж в послании к папе Римскому с прошением о разрешении брака.
После того как опека Ходкевичей прекратилась, все сохранившиеся свидетельства о жизни святой Софии Слуцкой говорят только о ее православии. Так, в письме от 31 декабря 1600 года к Николаю Радзивиллу Сиротке униатский митрополит Ипатий Потей жалуется, что под влиянием своей молодой жены Януш Радзивилл отобрал у него Слуцкий монастырь, переданный некогда Ходкевичами, и отдал его православным. Необходимо отметить, что и Христофор Радзивилл и Януш Радзивилл были одними из лидеров союза православной и протестантской шляхты, активно бунтовавшей против королевской власти и боровшейся с насильственным насаждением католичества в Речи Посполитой в начале XVII века.
В силу разобщенности и неорганизованности шляхты эта деятельность не увенчалась успехом. Последняя же княгиня Слуцкая из рода Олельковичей все труды свои посвятила защите православия в своих владениях, всемерно покровительствуя и помогая православным храмам и монастырям. Благодаря ей, активную деятельность вело Преображенское братство, объединявшее духовенство и многих именитых православных мирян города Слуцка. Наследовавшие ей Радзивиллы продолжали покровительствовать православным в Слуцких землях, о чем сохранилось значительное число свидетельств в различных исторических документах той эпохи.
Достаточно упомянуть в этой связи указ Людовики Каролины Радзивилл от 20 марта 1690 года о сохранении церквей старой греко-русской религии в княжестве Слуцком и Копыльском под благословением Восточного Патриарха Константинопольского. Уния не насаждалась во владениях принадлежавших некогда князьям Олельковичам и они оставались одним из немногих оплотов православия на земле Беларуси.
Святость Слуцкой княгини не вызывала сомнений у многих поколений православных верующих, на протяжении всех минувших столетий, об этом говорит благоговейное почитание ее памяти. Подвиг ее жизни – это подвиг исповедания истины и праведной жизни в одну из самых смутных эпох нашей Родины. Обращаясь к ней мы обретаем помощь и утешение в скорбях и пример того как следует сохранять верность вере своих отцов. Для нас сегодня важно, что Великое Княжество Литовское, где на протяжении столетий царил конфессиональный мир, несмотря на государственный статус католического вероисповедания, стало местом раздоров, религиозных гонений и мятежей, после того как началось с 1596 года насаждение унии.
Избежать повторения подобного в современных условиях задача каждого добросовестного гражданина и патриота нашей Республики вне зависимости от его вероисповедания. Позвольте выразить надежду, что работа нынешней научно-практической конференции станет нашим посильным вкладом в дело процветание нашей Родины и пожелать всем вам благодатной помощи Божией в предстоящих трудах.