Беседы с архипастырем

Жизнь вечная с Богом или… что выбирают подростки в «группах смерти»

Идет Великий пост, мы все в ожидании Праздника праздников — Воскресения Христова. Но путь к нему ведет через Голгофу. На Кресте Господь пригвождает и раздирает рукописание грехов всех людей и Своею живоносною кровию омывает эти грехи. Об этом тернистом пути мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

Ваше Высокопреосвященство, после долгого сорокадневного поста мы подойдем к вратам ночи, которую называют Великой. Почему Великой?

Потому что Пасхальное Бослужение — самое радостное и торжественное в году. Из-за закрытых Царских врат сначала тихо, потом все громче начинает звучать: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

        Такой духовной радости, такого ликования, как на Пасхальном православном Богослужении, не встретишь ни в одной религии!

        Воскресение Христово — уникальное историческое событие, которое отличает христианство от иных верований. В прочих религиях все основатели смертны, тогда как Главой нашей Церкви является Воскресший Христос.

        Христово Воскресение — это обновление человеческой природы, воссоздание человеческого рода, переживание Царствия Божия, пришедшего в силе. Ведь если Христос Воскрес, значит, Он продолжает жить. А если Он жив, то нельзя равнодушно пройти мимо Него.

      «Сей есть Господь всех» (Деян. 10:36). Вера наша охватывает всю полноту бытия, где Небо и земля вместе ликуют, а главное соло этой радости исполняет очищенное человеческое сердце.

        Внутри своего сердца каждому из нас нужно возбуждать вражду ко греху, удаляющему нас от любви Божией.

Но в чем же, Высокопреосвященнейший Владыко, сокровенный смысл праздника Воскресения Христова?

«Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение», — поется в церковном песнопении. В разрушении ада и умерщвлении смерти и есть глубочайший смысл праздника.

        Воскресение Христа Церковь празднует с того самого момента, когда Спаситель сошел во ад и освободил души ветхозаветных праведников. Именно этот момент торжества Жизни над смертью традиционно изображается на православной пасхальной иконе.

        Христос за нас вошел во власть смерти, силой Своего Божества победил ее и властью Своею дал возможность каждому человеку избегать господства смерти и диавола.

      «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели», — слышим в огласительном слове cвятителя Иоанна Златоуста, которое читается за Пасхальной Литургией.

        И звучит 3-я песнь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается».

        Как ночь не следует за небесным днем, так тьма греха не следует за праведностью Христовой. Ибо день небесный всегда светлый, сияющий и блистающий, и никакой мрак не может одолеть его. Точно так же и свет Христов, яркий, лучезарный и сверкающий, не может поглотить греховная темнота.

        Вот почему евангелист Иоанн говорит: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Не считаете ли Вы, Владыко, что наши прихожане в Страстную седмицу больше озабочены не духовными исканиями, а бытовой стороной подготовки к Пасхе — уборкой, приготовлением пищи, освящением яиц?..

Без этого тоже не обойтись, так как подготовка к любому празднику включает бытовые хлопоты. Но Пасха Христова не будет Пасхой, если при всех житейских заботах забыть о Богослужениях в Страстную седмицу. Через нее проходит путь наш на Голгофу, чтобы вместе со Христом могли мы распять плоть свою со страстьми и похотьми.

        Именно здесь дано нам постичь великую истину, что необходимо не только осознать свои прегрешения, но и добровольно воспринять на себя те или иные скорби и страдания во искупление своих грехов. Только тогда по-настоящему будет совершаться наше исправление.

        Что может быть спасительнее этих дней, в которые объявляется война страстям и порокам и приумножаются добродетели? Ведь каждая наша встреча с Богом, каждое Его прикосновение к нашему сердцу дарует нам очищение, просвещение и обожение.

        Господь устремляет взор на Свое творение, чтобы отыскать в его душе хоть какой-нибудь след благосклонности. Он ожидает мгновения, когда человек обратится к Нему со смирением, чтобы войти и вселиться в его сердце. Бог неустанно ждет человека, стучась в дверь его сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).

        Но дух мира сего неустанно старается ослабить наше духовное устремление, предлагая взамен преходящие материальные блага. И все же Господь не оставляет нас Своею милостью. Он в Своем Промысле имеет множество способов вернуть человека на путь истинный. Подчас это очень неприятные для нас способы, как горькие лекарства: и затрудненные обстоятельства жизни, и болезни, и нужда. Однако, посылая всевозможные скорби, Господь пробуждает нашу душу.

И все же, Высокопреосвященнейший Владыко, тьма всячески противится Источнику Жизни вечной. Посмотрите, как изощренно улавливает она детские души, уже через компьютерные игры склоняя подростков к тому, чтобы выбрать не жизнь, а вечную смерть...

Да, не так давно появилось очередное диавольское изобретение в виде «групп смерти» — игр с красивыми названиями, склоняющих детей к самоубийству. Уже и в Беларуси зафиксированы попытки суицида молодых людей, которые попали в зависимость от соцсетей.

        Притом воздействуют на ребят эти темные силы не угрозами и унижениями, а влияют на доверчивую психику исподволь, незаметно. Сначала подросток «ВКонтакте» вступает в некое сообщество, похожими на сектантские методами зомбируется неким «куратором» и постепенно становится зависимым, теряя чувство реальности. Ему начинает казаться, что настоящая жизнь происходит в этом виртуальном пространстве, а затем ему внушается мысль, что нужно просто покончить с собой.

        Не имея желания, а иногда и возможности поделиться своими переживаниями с родителями или близкими людьми, подростки романтизируют смерть, превращая ее в своеобразное «последнее приключение», о котором они готовы рассказать только своим сетевым товарищам. Но игры со смертью никогда хорошо не заканчиваются.

В голове не укладывается, как могут молодые люди, активные и жизнерадостные, по собственной доброй воле выбрать для себя смерть?

Потому, очевидно, что ничего не знают о смысле жизни, о Вечности. Им никто не потрудился рассказать об этом. Иначе они на все смотрели бы по-другому.

        Эти ребята не читали Святого Евангелия, где Слово Божие открывает нам, что жизнь бесценна и что подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в Вечность Бога и соединяет с Ним — Единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25).

        Страшный обман сатаны состоит в том, что под видом радости и блаженства он подсовывает человеку вечную муку.

        Люди, вырванные из реальности, теряют самих себя. Решаясь на самоубийство, человек совершает тягчайшее, непростительное преступление — приносит себя в жертву сатане, низвергается в пылающий геенский мрак и погибает навеки.

        Верующий в Бога человек не совершит самоубийство, потому что знает: это дорога в ад. Вот почему преподавание в школах основ православной нравственности так важно сегодня. В нашей епархии уже больше десяти лет ведется этот факультатив для школьников, чтобы стать прививкой против того яда, который распространяют люди тьмы в том числе и через соцсети.

        Милосердие Божие столь непостижимо, что по сей день в мире, где зло разрослось неимоверно, Господь продолжает равно любить Своих чад, как мать любит своих детей — здоровых, больных, убогих. Он одинаково хочет спасти лучших и худших, умных и глупых, сильных в вере и заблудших.

        И только от нас самих зависит, сделаем ли мы этот шаг к Нему, войдем ли в Дом Его, Святую Церковь, чтобы успокоить осуетившуюся душу и соединиться с Тем, Кто так безмерно милостив к нам.

        Идет Великий пост: Господь восходит на Голгофу. Поспешим же в храм на Богослужения, очистим души покаянием, чтобы в Великую ночь с радостью сердечной приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

29.03.2017