Заповедь «не убий!» Господь не отменял
Общеевропейские гендерные «ценности», похоже, вытесняют ценности христианские: даже соседка наша Литва узаконивает эвтаназию. Судя по всему, вера в Бога и жизнь по Его Заповедям многим представляются уже как архаизм. Но страдающий человек, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед Вечностью. Поэтому если больной сам «заказал» эвтаназию — это самоубийство, если это сделали другие — это убийство. И по-другому расценивать эвтаназию нельзя. Ведь заповедь «не убий!» Господь не отменял…
— Ваше Высокопреосвященство, общеевропейские гендерные «ценности», похоже, вытесняют ценности христианские: даже соседка наша Литва узаконивает эвтаназию. Судя по всему, вера в Бога и жизнь по Его Заповедям многим представляются уже как архаизм?
— От наших представлений о вере ее суть не меняется. Просто без веры в Бога люди начинают жить совсем по другим законам. «Человек человеку волк» — утверждал еще в XVII веке английский философ Томас Гоббс, выводя формулу крайнего эгоизма. В XXI веке человечество, похоже, взяло ее на вооружение.
«Эвтаназия может быть хорошим выбором для бедных людей, которые в силу бедности не имеют доступа к медицинской помощи», — такое «решение» вопроса предложила своим малоимущим гражданам министр здравоохранения Литвы Шалашявячюте.
Вот только где же тут любовь, милосердие, жалость — чувства, которые должны жить в каждой душе? Очевидно, что современные «ценности» их вытесняют.
— Ваше Высокопреосвященство, можно сказать, что во многих странах Европы процесс дехристианизации сегодня идет полным ходом?
— Именно о том, что однополые союзы, аборты, эвтаназия и другие общественные явления, которые идут вразрез с Евангельскими Заповедями, ведут к дехристианизации европейского сообщества, и говорил Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл в середине ноября во время своего визита в Белград.
«Устранение самого понятия греха из общественной жизни и сознания достигает сегодня невиданных размеров, мы с глубочайшим сожалением вынуждены констатировать свершившийся факт: многие европейские государства отказываются от своей христианской идентичности, — отметил Святейший Патриарх. — А отказ проявляется, в том числе, в поддержке и закреплении на законодательном уровне таких норм общественной жизни, которые вступают в прямое противоречие с Евангельскими Заповедями».
— Более десяти лет назад в Европе официально узаконили эвтаназию. С тех пор ее разрешили в Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге, а также во многих штатах Америки. Но ведь это, Владыко, не что иное, как самоубийство?
— Именно так и есть. И надо называть вещи своими именами: таким образом узаконено самоубийство. Мобильные бригады приезжают к пациенту на дом, чтобы сделать смертельный укол, а набор для самоубийцы продают в аптеках. В Нидерландах даже легализована детская эвтаназия. Бельгия, где добровольная смерть для взрослых тяжелобольных разрешена еще двенадцать лет назад, стала второй страной в мире, узаконившей детскую эвтаназию, и первой, которая не ввела возрастных ограничений. Этот вопрос уже на повестке дня и в других европейских странах.
— И страшный грех, Владыко, назвали нейтральным словом «эвтаназия», что в переводе с греческого языка означает «легкая, достойная смерть».
— Только вот достойная чего? Можно ли достойным назвать сознательное действие врача, приводящее к смерти пусть и безнадежно больного человека?
Всем известно, что в клятве Гиппократа, которую дает каждый врач, есть такие слова: «Никому не дам, даже если меня об этом попросят, никакого смертельного средства и никогда никому не укажу никакого пути для осуществления подобного замысла».
Увы, в данном случае моральное падение столь глубоко, что клятва Гиппократа утратила свое значение. В противовес ей легализация эвтаназии может привести к переориентации медицины, превратив ее в отрасль смертеобеспечения. Нужно заметить, что развивается она быстрыми темпами.
Куда идет мир? Что ожидает человечество завтра? Если снять розовые очки, станет очевидным, что сегодня для человечества как никогда остро стоит гамлетовский вопрос: быть или не быть?
— Православная Церковь считает эвтаназию «неприемлемым деянием» по отношению к человеческой жизни, а сторонники «легкой смерти», напротив, пытаются убедить людей, что это проявление гуманности...
— Пропаганда самоубийства является крайней степенью отпадения от Бога. Люди, выступающие за его легализацию, совершают тяжкий грех против Творца — Источника жизни.
Смерть — это великое таинство. И после него каждого человека ожидает встреча с Богом. На эту встречу мы можем прийти лишь тогда, когда позовет Сам Господь. Самовольно уходя из этой болезненной, полной проблем жизни, человек думает, что избавляется от страданий. Но он не осознает главного: жизнь не заканчивается смертью, и там, за гранью, откроется новая форма вечного бытия.
Все сущее исполняет волю Божию, которая является высшим законом для всех миров и обитателей Вселенной. Тот же, кто Его воле не подчиняется, не исполняет Законов Божиих, становится противоестественным существом и, впадая в антижизненное состояние, уходит во мрак и гибнет.
Христианину не следует бояться смерти, какой бы мучительной она ни была: ведь это только миг по сравнению с вечной жизнью. Нам просто нужно искренним покаянием освободить душу свою от житейских тяжестей, чтобы взлетела она птицей в Горние обители и прославила Создателя за все, что Он дал нам испытать на земном пути.
— И опять, Ваше Высокопреосвященство, мы приходим к главному выводу: нужно всецело доверяться Богу. Иначе мы не можем себя называть верующими.
— Как говорил Афонский старец Паисий, люди страдают оттого, что утратили доверие к Богу.
Господь бесконечно больше любит человека, нежели те люди, которые под видом сочувствия пытаются вмешаться в Промысел Божий о спасении страдальца. Надо понимать, что страдания эти являются очистительными и ведут ко спасению, они избавляют от той неправды, которую мы вольно или невольно соделали.
Страдающий человек, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед Вечностью. Поэтому если больной сам «заказал» эвтаназию — это самоубийство, если это сделали другие — это убийство. И по-другому расценивать эвтаназию нельзя.
Церковь, оставаясь верной соблюдению Заповеди Божией «Не убий», не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации эвтаназии.
— Скольких грехов избежали бы люди, Ваше Высокопреосвященство, если бы вещи называли своими именами. Всякие слова-заменители вроде «эвтаназия», «аборт» придуманы, наверное, для того, чтобы приглушить остроту содеянного, успокоить совесть...
— ...а в конечном итоге позволить себе делать то, чего делать нельзя. Мы многое в жизни пытаемся завуалировать, нарядить в светлые одежды, чтобы не бередить душу горькой правдой. Хотя надо бы наоборот. Скажем, женщине, которая пришла в консультацию, было бы уместно задать вопрос: «Будете рожать — ребеночка или убьем его?».
И ответом ее на этот страшный вопрос должна была бы стать расписка: «Прошу убить моего ребенка». Тогда, может быть, это многих остановило бы.
Так и в случае с эвтаназией. Вместо этого благоречивого термина надо бы употребить прямой вопрос: «Вы действительно просите убить вашего родственника?». Не каждый внешне «жалеющий» страдальца, а на деле просто избавляющий себя от хлопот по уходу за ним, все же подпишется под таким заявлением. В эти мгновения часто начинает просыпаться совесть.
Не нам распоряжаться своей жизнью, а тем более чужой — великим даром Божиим. Заповедь «Не убий!» Господь не отменял.
— И потом, Владыко, ведь не зря сказано в Евангелии, что претерпевший до конца — спасется. Значит, и нам, если хотим спастись, нужно претерпеть?
— И не до середины, заметьте, не до первой серьезной боли и даже не до десятой, а до конца. Если Господь медлит призывать нас, то это не значит, что Он про нас забыл — у каждого своя мера.
Перед лицом смерти мы все, конечно, трепещем: боимся боли, боимся того неведомого, что ожидает нас в Вечности. Однако отход в мир иной во сне или внезапная кончина никогда не были в чести у православных, ибо в таком случае человек лишается великой тайны последних мгновений жизни на земле. Смысл этой тайны — возвещение любви Божией как последнего обращения. И очень печально, если человек умирает, не пережив великого таинства своего ухода.
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
27.11.2014