Вирус безумия охватил мир. Как противостоять ему, не поддаться панике и укрепиться в вере?
Есть ощущение, что вирус безумия все масштабнее охватывает мир. Конфликт в палестинском секторе грозит полыхнуть и поджечь весь Ближний Восток. Человечество готовят к новой напасти — «болезни X», которая способна по количеству смертей превзойти пандемию коронавируса в 20 раз. А тем временем власти соседней Украины, ориентируясь на западные «ценности», рушат и захватывают православные храмы, стараются искоренить многовековые традиции своего народа. Во всем случающемся, как учат Святые Отцы и Учители Церкви, нужно видеть высшую, духовную сторону. Об этом мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.
— Ваше Высокопреосвященство, все мы с тревогой следим за мировыми событиями. Кроме жертв войн и военных конфликтов, похоже, скоро появятся жертвы новой напасти — «болезни Х». Как спасаться нам в такое неспокойное время?
— Конечно же, молитвой. Молитвой не только об избавлении от разных нестроений, но и о мире на земле нашей, мирном устроении нашей внутренней жизни. Только очищая душу от греха, сохраняя веру, исповедуя Христа, мы сможем окрепнуть духовно, сохранить способность к сопротивлению всякому злу.
В планах мирового правительства, как известно, сокращение рождаемости на планете. А для этого все методы подходят. Учитывая стремительно растущую устойчивость бактерий к антибиотикам, ученые не исключают, что «болезнью Х» окажется бактериальная инфекция.
Но почему об этом поспешили сообщить? Потому что мировая элита старается держать людей в тисках постоянного страха, грозя эпидемиями и страшными болезнями. Ведь поселив в душах страх, неуверенность в завтрашнем дне, людьми легко можно манипулировать.
Нам же с вами твердо нужно знать одно: без попущения Божия все эти воистину демонические планы рассыпятся в один миг. Но только вот для того, чтобы Господь вмешался, нам следует быть истинными христианами, стараться жить по Его заповедям.
— Как же, Высокопреосвященнейший Владыко, укрепиться в вере, чтобы противостоять этим вызовам и не поддаться панике?
— Быть со Христом. А исповедание Христа касается всего, начиная с самого малого и до самого сложного. Например, встав после сна, обязательно нужно прочитать молитву «Отче наш», перекреститься, когда садишься вкушать пищу, носить нательный крестик...
Верующий человек живет в мире со Христом, умирает во Христе и идет ко Христу. А страх — недоверие Богу. Он парализует веру, отнимает надежду. Господь даровал нам путь ко спасению, который для христиан и первых, и последних времен один и тот же — вера в Промысл Божий и жизнь по вере.
Противление злу начинается с работы над самим собой. Именно поэтому проповедь Спасителя начиналась с призыва «Покайтесь!».
Только исповедовав свои грехи, мы сможем принимать правильные решения в условиях нынешних и грядущих испытаний, сможем избежать паники, страха и отчаяния.
И не нужно унывать! Несмотря на существующие сегодня скорби, мы с вами живем в благополучное время.
Сколько христиан пострадало за веру, как они мечтали свободно говорить о Христе, молиться в церкви? Моя бабушка Мария в безбожные 1930-е годы была одной из таких: она не побоялась исповедовать Христа, попала в сталинские лагеря и там погибла.
А у нас сегодня открыты храмы, совершаются Церковные Таинства — все дано людям для спасения.
Господь призывает на Свою спасительную Вечерю, и только от нас зависит: принять брачную одежду, жить по вере и добродетели или идти по пути греха.
Преподобный Амвросий Оптинский писал, что будущее Пришествие Христа и последний Суд всего мира — вот те события, которых стоит бояться. Потому что ответ придется держать каждому.
Больше ничего бояться не нужно — иначе какие мы христиане, если нет надежды на Бога?
— Не все это осознают, Владыко, некоторые себе легко позволяют вмешиваться в сферу духовности. К примеру, нынешнее руководство Украины, не задумываясь, с легкостью переносит даты празднования Рождества Христова, других церковных праздников. Чего еще можно ожидать верующим в этой стране?
— Украину охватили бесовщина и раскольничество.
Ложная церковь под названием Православная церковь Украины (ПЦУ) — проект Запада и с духовной точки зрения является бездуховным образованием, сектой. Богоборцы стремятся расшатать основы Православия, чтобы иссякла духовная сила молитв в храмах за спасение страны и душ людских.
Хочется напомнить слова одного из трех Вселенских святителей и Учителей Церкви Иоанна Златоуста: «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви.
Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви...
Такого греха не может загладить даже кровь мученическая».
Но вряд ли слышал об этом грозном предупреждении правящий режим Украины, сформировавший новую раскольническую организацию «Православная церковь Украины».
Только вот насильно в эту церковь никого не заведешь: в храмах ПЦУ несколько человек на службе, на декабрьское празднование Рождества люди тоже туда не пошли: ведь веками на украинских землях православные встречали Рождество Христово 7 января.
Кстати, по юлианскому календарю празднуют его в этот день не только Русская Православная Церковь, а и Афон, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Польская Церкви.
Однако на этом «нововведения» на Украине не заканчиваются.
Режим В. Зеленского упорно стремится нанести решающий удар по вере. В его планах — возвести в Киево-Печерской обители храм и пантеон.
Пантеон собираются соорудить на месте отдельных построек УПЦ, а «иконы» для нового храма решено рисовать на ящиках из-под патронов. Кроме того, власти задумали провести исследование святынь обители...
Пока они готовятся к новому витку церковных преобразований, в Киеве тем временем вода потихоньку стала затапливать метро. По этой причине начал проваливаться асфальт, некоторые постройки буквально уходят под землю, что может стать причиной обрушения части украинской столицы.
И как тут не связать это с предсказанием схиархимандрита Ионы (Одесского, † 2012): «Часть Киева утонет, а вторая часть вернется домой. А спасутся те, кто от Христа не отступает».
Сегодня мы с глубокой скорбью наблюдаем, как сильная некогда верой православной Украина стала страной раскольников и сектантов. Еще в 2000-е годы схиархимандрит Зосима (Сокура, † 2002) говорил: «Печаль за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской...»
И в своем духовном завещании призывал: «Держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение».
Не все на Украине остались верны ей, но. Господь оставил людям покаяние. Оно все может изменить.
— Как же нелегка наша жизнь! Многие, Владыко, недоумевают, почему так много в ней страданий и искушений...
— Бог попускает, чтобы мы проходили через искушения, опасность погибели, перемены, чтобы мы обрели опыт. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18).
Нам необходимо пройти через это в большей или меньшей степени — так мы смиряемся, познаем свою немощь, понимаем человеческое бессилие, учимся сострадать другим, быть добрее.
Удивителен пример из жизни преподобного Ефрема Катунакского († 1998) — одного из известнейших афонских подвижников XX столетия.
Когда ему было двадцать лет, он получил благословение оказывать послушание старцу Никифору. Это был не только тяжелый, но и душевно больной человек с воистину демонической энергией, которого никто из отцов больше 15—20 минут не мог вынести.
Так вот отец Ефрем был в послушании у этого старца 42 года. Много раз подвижник, не выдерживая, пытался уйти от отца Никифора, но как только решался на это, благодать Божия покидала его. А ведь сам отец Ефрем был богоносцем — имел такое дерзновение пред Богом, что даже беседовал с Ним! Но Бог был неумолим.
Под конец жизни старец Никифор и совсем лишился рассудка, последние года три-четыре были огромным мучением для несущего послушание отца Ефрема.
Когда старец Никифор почил, братия по обычаю подходила попрощаться перед тем, как опустить его бренное тело в могилу.
Подошел и отец Ефрем. И когда кланялся усопшему, Господь известил подвижника внутренне, что на то, что он сделал (то есть что остался при старце), была Божия воля.
Отец Ефрем ответил Богу: «Столько лет я молился и спрашивал у Тебя, какова Твоя воля, но Ты мне не сказал и говоришь только сейчас, спустя 42 года? А если бы я его оставил и ушел раньше?» — «Если бы ты это сделал, погубил бы себя!» — услышал он ответ в душе.
Каждому Господь определяет пути ко спасению, порой через тяжелую жизнь, неимоверный труд.
О духовной пользе от достойно перенесенного искушения Апостол Павел говорит так: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).
Только через Крест приходит Воскресение. Что значит отвергнуться себя и взять крест? Это значит отречься греха и приобщиться Божией святости. Святость противна миру, который «лежит во зле», вот почему этот выбор предполагает конфликт и страдание.
Каждый из нас несет свой крест в подражание Христу, день за днем преодолевая себя, полагая начало исправлению. И при этом нужно быть готовыми к непониманию, поношению, оскорблениям и даже смерти.
А путь наш к Вечности, ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на минуту. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
24.01.2024