Беседы с архипастырем

Великий пост — время особого покаяния

Без покаяния нет спасения. Нераскаянные наши грехи, накапливаясь и соединяясь в пространстве, становятся страшной разрушительной энергией, порождая природные катаклизмы, эпидемии, катастрофы, войны. О том, как очистить душу, принести достойные плоды покаяния, беседа с архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

— На что, Ваше Высокопреосвященство, Вы посоветовали бы прежде всего обратить внимание при подготовке постом к светлому Воскресению Христову?

— Великий пост — это жертва Богу. В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Святые Апостолы установили, как назидательно учат нас преподобный авва Дорофей и другие святые отцы Церкви, благодеяние душам нашим: отделять десятину от самых дней жизни нашей и посвящать ее Богу, чтобы и мы, таким образом, получили благословение на все свои дела.

    Многих пугает строгость Церковного устава: в Великий пост рыбу можно вкушать лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Но, как говорил авва Исаия, утончающий себя воздержанием приближается к здоровью.

— И не только физическому, Владыко. Уже в первые четыре дня поста за великим повечерием в церквях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который еще называют покаянным плачем...

— «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» — этими вопросами начинается канон, обращаясь к нашему внутреннему человеку. Вся Священная история будто проходит пред нами, весь Ветхий Завет предстает как школа покаяния, и понимаешь, что грех — это отказ от жизни для Бога и по Богу.

    Только с осуждения себя начинается внутреннее, духовное возрождение. Когда авву Нитрийской горы спросили, какое делание есть самое высочайшее в его подвижнической жизни, он ответил: «Постоянное самоукорение».

— Которому сильно мешает наша гордыня...

— Да, человек гордый всегда превозносит себя и винит окружающих во всех своих бедах и неудачах. Он не может любить, быть благодарным. Словно червь точит душу и тело, вызывая томление, тоску, досаду. Правда, если чувства эти возникают от мук совести, значит, человек еще духовно жив.

    Но самое страшное состояние наступает, когда мы уже совсем не видим своих грехов, во всем оправдываем себя, не осознавая падения. Это духовная смерть. Такие люди на исповеди обычно говорят: «Каяться мне не в чем», «Я никого не убил», «Живу, как все живут». Каменное выражение лица, каменное сердце...

    И чем выше духовная жизнь, тем более явственно открывается картина падения, тем больше человек осознает свою удаленность от Бога и тем глубже его покаяние.

    В Священном Писании говорится, что таинство Покаяния — великая Божия милость к нам, грешным, без которой не смог бы спастись ни один человек. Итак, чем глубже будет у нас чувство нашей греховности, тем пламеннее будет покаяние, тем скорее услышит Господь молитву.

    Страшно жить во грехе: он разъедает душу и не исчезает сам по себе, к нему прилепляются другие, образуя, как снежный ком, разрушительную силу — человек начинает деградировать.

— Притом, Владыко, страдает не только сам грешник. Эта сила воздействует и на людей, которые рядом.

— Безусловно, и даже больше того. Темная энер-гия наших грехов открывает простор темной силе извне, позволяет ей сильнее воздействовать на нас. И чем больше людей живет во грехе, не раскаиваясь, тем неспокойнее становится на земле нашей. Именно отпадение от Бога, нераскаянные грехи людские, словно образуя темные облака, становятся страшной разрушительной энергией, которая порождает эпидемии, катастрофы, войны, природные катаклизмы — что мы в последние годы и наблюдаем.

— В середине февраля вице-президент Межправительственной группы по изменению климата профессор Жан-Паскаль Ван Иперселе сообщил, что нынешние наводнения в Великобритании стали новым подтверждением угрозы затопления части Европы к середине XXI столетия. Это и есть результат отпадения от Бога?

— По крайней мере, в Британии, да и во всей Европе, наблюдается пугающее отсутствие знаний о христианстве. Это подтверждают последние исследования: каждый десятый британец в возрасте от двадцати пяти до тридцати четырех лет уверен, что в Евангелии упоминается Санта-Клаус — его перепутали с волхвами.

    Англия перестает быть христианской страной, а Церковь ее вполне может прекратить свое существование — об этом говорят старейшие высшие клирики государства. В Англиканской церкви сейчас апробируют современную версию крещения младенцев: родителей и крестных больше не просят «отречься от дьявола», «покаяться в грехах» и «поклониться Христу».

    А как можно быть христианином, отрицая реальное существование злого духа? Священное Писание не-двусмысленно указывает, что диавол действительно существует. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению: отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом.

    Кроме того, в Британии легализованы однополые браки. И стоит ли удивляться, что за отказ от христианских корней Господь вразумляет не только отдельного человека, но и целые народы?

    Идеи свободы и прав человека — спекулятивные понятия, и в конечном итоге они могут обернуться великой трагедией. Нигилизм, мамона, разврат, деградация личности — степень географического охвата ими сегодня становится все глобальнее. Человек без Бога истребляет себя, общество, государство, природу.

    Но Бог, Который сотворил наш мир по любви Своей, желает, чтобы он жил по Его Законам. Поэтому все, что им противоречит, уйдет в небытие рано или поздно, ибо Господь всесилен. Торжество порока на земле — явление временное.

    Нам всем нужно твердо усвоить одно: без покаяния нет спасения. Только возвращением, подобно блудному сыну, к Отцу возможно возрождение человека, страны и мира. Мы с вами все должны свидетельствовать своей жизнью об Истине Православия — аутентичного христианства, искажение которого становится нормой для нынешнего Запада. Дай Бог нам не последовать его примеру.

— Как нам укрепляться в вере, чтобы противостоять злу, Ваше Высокопреосвященство?

— В первую очередь я бы советовал каждый день читать Евангелие. Многие, увы, совсем не знакомы с ним, не знают Законов, которые Господь по Своему милосердию открыл людям.

    Взять хотя бы недавний случай с московским старшеклассником, расстрелявшим учителя и полицейского. Казалось бы, парень из вполне благополучной семьи, отличник. Теперь гадают и учителя, и психологи: как он мог такое сделать?

    А ответ лежит на поверхности: парня не учили жить по Божиим Заповедям, он шел на поводу своих желаний и, что самое страшное, чрезмерно увлекался компьютерными играми. Здесь результат не заставляет себя долго ждать.

    Приведу пару примеров в подтверждение моих слов. В Санкт-Петербурге молодому человеку, дошедшему до исступления во время компьютерной игры, якобы поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца, что он и сделал; а филиппинец застрелил свою семнадцатилетнюю школьную подругу из-за того, что она несколько раз обыграла его. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем скорее стирается грань между виртуальным и реальным миром. Не все выдерживают такую страшную нагрузку на психику.

    В Корее компьютерные игры сегодня возведены в ранг профессионального спорта, и ученые сильно обеспокоены частыми смертями молодых людей из-за этого. Ведь смерть от передозировки грозит не только наркоманам: слишком сильное увлечение компьютерными играми может привести к летальному исходу даже быстрее, чем героин.

    Да и у нас родители своим чадам, еще не научив их читать, все чаще включают компьютер или дают в руки планшет: только бы им не мешали. А это ни к чему хорошему не приведет.

— Но разве можно в XXI веке, Высокопреосвященнейший Владыко, уберечь детей и себя от пагубных воздействий?

— Почему же нет? Просто надо стараться самим быть настоящими христианами и детей воспитывать в вере. Человек, который причащается Святых Христовых Таин, смотрит на мир просветленным духовным взглядом, легко увидит множество указаний на своем пути, чтобы понять, правильно он идет или же свернул не в ту сторону. Тот, кто имеет в сердце самоукорение, покаяние и молитву, обладает способностью различать добро и зло, не потеряет узкий путь ко Христу.

    Господь дал нам православную веру, за что мы всегда должны благодарить Его. И если будем жить по вере, то не только мы сами, но и, говоря словами преподобного Серафима Саровского, тысячи вокруг нас спасутся. Давайте стремиться к этому.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

25.02.2014