В праздник Рождества Христова склонимся в благоговении перед великой жертвой Спасителя
В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Значение святой ночи, в которую воплотился Господь, столь велико, что весь ход новой истории, ее летосчисление стали вести от Рождества Христова. О величии этого вселенского события мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, ступив на землю, где родился Христос, всякий человек ощущает себя сопричастником этого величайшего события. Какими чувствами полнилась Ваша душа при посещении Вифлеема?
— Мне посчастливилось не только побывать в Вифлееме, но и духовно прикоснуться к непостижимости великой тайны — Рождения Христова.
Незабываемые, конечно, ощущения испытываешь, находясь в этом святом месте. История человечества словно перелистывает свои многовековые страницы, останавливаясь на самой главной — Рождестве Христовом.
Вифлеем и сейчас небольшой городок в Палестине с населением в 25 тысяч человек, но посмотрите, как он прославился! Здесь родился царь Давид, а через тысячу лет после этого волхвы увидели над Вифлеемом звезду, возвестившую о рождении Христа.
Первый храм на месте Рождества Христова был построен святой царицей Еленой. Главная святыня его — пещера, в которой находится обложенная мрамором часть яслей, куда положила Богородица Младенца.
— Рождество Христово — светлый, радостный праздник, но ведь впереди ожидали Господа страдания. Что же привлекло Его, Владыко, на землю, в страну нашего изгнания?
— То бедственное состояние, в которое ввергла нас наша греховность. Человечество изнывало под ее гнетом.
«О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, — непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал», — пишет святитель Тихон Задонский. Христос родился от чистой Девы плотию, чтобы мы, обветшавшие душами, возродились духом. Он стал Сыном человеческим, чтобы мы стали сынами Божиими.
Никто, кроме Христа, не мог восстановить испорченную природу людей, преодолеть непроходимую греховную бездну, которая возникла между Творцом и людьми. И Бог допустил, чтобы Его возлюбленный Сын, полный благодати и истины, пришел из мира неописуемой славы в мир, обезображенный и погубленный грехом, омраченный тенью смерти и проклятья. Он допустил, чтобы Сын Его оставил недра Отчей любви и поклонение Ангелов, претерпел позор, поругание, унижение, ненависть и смерть.
И эта неизмеримо великая жертва, принесенная Христом за грешных людей, выражает любовь Отца к погибающему человечеству, Его творению.
С приходом на землю Спасителя люди получили мерило праведности — святой Божий Закон, который дан нам как правило жизни.
— Иногда, Ваше Высокопреосвященство, мне задают вопрос: почему Бог во Христе явился нам беспомощным и беззащитным Младенцем, а не во славе и величии?
— Слава Господня была умалена, величие сокрыто, чтобы человек мог вынести их. Христос был «подобно нам искушаем во всем» (Евр. 4:15), Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни одним Своим преимуществом — ничем, что было бы недоступно нам. Он смирил Себя, чтобы принять нашу природу, чтобы принять людей такими, какие они есть, и помочь им очиститься Всем — богатым и бедным, свободным и рабам — Христос, Провозвестник Нового завета, принес весть о спасении.
Святой Апостол Павел, обращаясь к чуду Рождества Христова, восклицает: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).
Рождество Христово дало людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило Отцу и принесло вечную жизнь.
В этот день, по гласу Церкви, «...всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».
— Перечитывая историю праздника, поражаешься, Владыко, его величию и глубине, но в то же время тихости и скромности, просто немыслимым для нашего земного представления.
— И, кроме того, заметьте, каждый раз чувствуешь себя сопричастным этому великому событию и ощущаешь его по-новому.
Временные рамки словно стираются, и вот он, Вифлеем, который переполнен из-за огромного стечения народа, прибывшего на перепись. Горят костры, люди танцуют, веселятся, едят и пьют. Никому никакого нет дела до пробиравшихся по кривым улочкам мужчины и закутанной в одеяло, сидящей на ослике молодой Женщины, Которой наступало время родить.
Ни одного свободного места не оказалось в гостинице — эти люди были лишними на празднике, где все утопает в плотских увеселениях. Только на окраине города, в пещере, куда в холодные ночи пастухи загоняли свой скот, смогли остановиться усталые путники.
Здесь, вдали от шума, блеска и суеты, родился Тот, Кто изменил на Земле течение времени. Весь мир осветился Его присутствием. Богомладенца положила Пресвятая Мать Его не в колыбель, а в ясли, кормушку для скота. В Его честь не гремели салюты, не устраивались народные гуляния — люди были слишком заняты своими мирскими заботами. Но Царю царей воспели песнь Ангелы; поклонились пастухи, стерегущие ночью стада в поле; принесли подарки странные мудрецы из далекой Персии, которых к колыбели Новорожденного Божественного Младенца привела звезда.
Глубину великого Божественного смирения нам не постичь и не осмыслить! Христом запечатлевается Евангелие, Им хвалится Церковь Бога Живого, а Он пришел в мир, как приходит в него всякий человек. Прожил жизнь, которой живут люди, был во всем похож на нас с вами, но только был безгрешен, являя пример для подражания.
Господь пришел грешников возлюбить и взыскать, «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17).
— Сегодня люди слушают слова Христа, сказанные в Законе Его, но не все, Владыко, их исполняют. Многие с большим желанием принимают самые немыслимые заблуждения, ищут лишь земных радостей, удовольствий и утех.
— Современная жизнь полна соблазнов, они подстерегают на каждом шагу. Нас постоянно атакуют телевизором, видео, компьютером. Порочные развлечения манят всех без исключения яркими вывесками, новыми ощущениями. И человек, окунувшись в бездонный этот океан, тонет в нем, забывая обо всем, теряя веру.
Грех настолько опутывает, что сам человек уже не в силах исполнить заповеданное нам. Но потому Всеведущий Господь и оставил средство, с помощью которого мы можем освободиться от греха и порока, — покаяние. Исповедь — это путь людей к Богу. Это дар человеку Божией любви.
Нужно молиться, веря, что Господь слышит каждое слово, открывать Ему свое сердце, исповедовать грехи.
«Везде можно стать святым, — учит преподобный Порфирий Кав- сокаливит, великий подвижник нашего времени. — На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием».
В наш век духовного невежества всей своей жизнью, каждой частицей своего влияния мы должны проповедовать наше православие, называть вещи своими именами и твердо защищать Истину Божию.
Многие утратили и веру в Бога, и доверие к людям, но ценят помощь и сострадание. И я призываю всех, особенно в эти святые Рождественские дни, послужить больным, накормить голодных, одеть нагих и утешить опечаленных — быть вестниками любви и милосердия. Тогда люди, испытав чувство благодарности, начнут обретать веру. Они увидят, что Бог заботится о них, и повернутся к Нему.
В праздник Рождества Христова Небо и земля так же близки друг к другу, как в ту ночь, когда пастухи слушали пение Ангелов.
Давайте же в благоговении склонимся перед великой жертвой Спасителя, Который сменил Небесный Престол на ясли в хлеву и пришел избавить нас от муки вечной, пообещав: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19).
С Рождеством Христовым вас, дорогие читатели! Пусть свет Вифлеемской звезды осветит самые дальние уголки ваших душ.
Пусть радость этого светлого праздника живет в каждом сердце, наполняя его верой и любовью, делая чище и благороднее.
— С праздником Христова Рождества и Вас, дорогой Владыко!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич
г.Новогрудок
03.01.2016