Беседы с архипастырем

В праздник Рождества Христова склонимся в благоговении перед великой жертвой Спасителя

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Значение святой ночи, в которую воплотился Господь, столь велико, что весь ход новой истории, ее летосчисление стали вести от Рождества Христова. О величии этого вселенского события мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

—   Ваше Высокопреосвящен­ство, ступив на землю, где ро­дился Христос, всякий человек ощущает себя сопричастником этого величайшего события. Какими чувствами полнилась Ваша душа при посещении Виф­леема?

—   Мне посчастливилось не толь­ко побывать в Вифлееме, но и ду­ховно прикоснуться к непостижи­мости великой тайны — Рождения Христова.

      Незабываемые, конечно, ощу­щения испытываешь, находясь в этом святом месте. История чело­вечества словно перелистывает свои многовековые страницы, оста­навливаясь на самой главной — Рождестве Христовом.

      Вифлеем и сейчас небольшой городок в Палестине с населением в 25 тысяч человек, но посмотрите, как он прославился! Здесь родился царь Давид, а через тысячу лет пос­ле этого волхвы увидели над Виф­леемом звезду, возвестившую о рождении Христа.

      Первый храм на месте Рождества Христова был построен святой цари­цей Еленой. Главная святыня его — пещера, в которой находится обло­женная мрамором часть яслей, куда положила Богородица Младенца.

—   Рождество Христово — свет­лый, радостный праздник, но ведь впереди ожидали Господа страдания. Что же привлекло Его, Влады­ко, на землю, в страну нашего из­гнания?

—   То бедственное состояние, в которое ввергла нас наша грехов­ность. Человечество изнывало под ее гнетом.

    «О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, — непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал», — пишет святитель Тихон Задонский. Христос родился от чи­стой Девы плотию, чтобы мы, об­ветшавшие душами, возродились духом. Он стал Сыном человече­ским, чтобы мы стали сынами Бо­жиими.

      Никто, кроме Христа, не мог вос­становить испорченную природу людей, преодолеть непроходимую греховную бездну, которая возникла между Творцом и людьми. И Бог до­пустил, чтобы Его возлюбленный Сын, полный благодати и истины, пришел из мира неописуемой сла­вы в мир, обезображенный и по­губленный грехом, омраченный тенью смерти и проклятья. Он до­пустил, чтобы Сын Его оставил нед­ра Отчей любви и поклонение Ан­гелов, претерпел позор, поруга­ние, унижение, ненависть и смерть.

      И эта неизмеримо великая жертва, принесенная Христом за грешных лю­дей, выражает любовь Отца к поги­бающему человечеству, Его творению.

      С приходом на землю Спасителя люди получили мерило праведности — святой Божий Закон, который дан нам как правило жизни.

—   Иногда, Ваше Высокопреосвя­щенство, мне задают вопрос: по­чему Бог во Христе явился нам бес­помощным и беззащитным Мла­денцем, а не во славе и величии?

—   Слава Господня была умалена, величие сокрыто, чтобы человек мог вынести их. Христос был «по­добно нам искушаем во всем» (Евр. 4:15), Он перенес все испытания, ко­торые переносим мы, и не восполь­зовался ни одним Своим преимуще­ством — ничем, что было бы недо­ступно нам. Он смирил Себя, чтобы принять нашу природу, чтобы при­нять людей такими, какие они есть, и помочь им очиститься Всем — богатым и бедным, свобод­ным и рабам — Христос, Провоз­вестник Нового завета, принес весть о спасении.

      Святой Апостол Павел, обращаясь к чуду Рождества Христова, вос­клицает: «Беспрекословно, вели­кая благочестия тайна: Бог явил­ся во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).

      Рождество Христово дало людям силы бороться с грехом, примири­ло с Богом, усыновило Отцу и при­несло вечную жизнь.

      В этот день, по гласу Церкви, «...всяческая радости наполняют­ся. Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Виф­лееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и цар­ствует Христос во веки».

—   Перечитывая историю праздника, поражаешься, Влады­ко, его величию и глубине, но в то же время тихости и скром­ности, просто немыслимым для нашего земного представления.

—   И, кроме того, заметьте, каж­дый раз чувствуешь себя сопри­частным этому великому событию и ощущаешь его по-новому.

      Временные рамки словно сти­раются, и вот он, Вифлеем, который переполнен из-за огромного стече­ния народа, прибывшего на пере­пись. Горят костры, люди танцуют, веселятся, едят и пьют. Никому никакого нет дела до пробирав­шихся по кривым улочкам мужчины и закутанной в одеяло, сидящей на ослике молодой Женщины, Которой наступало время родить.

      Ни одного свободного места не оказалось в гостинице — эти люди были лишними на празднике, где все утопает в плотских увеселени­ях. Только на окраине города, в пе­щере, куда в холодные ночи пасту­хи загоняли свой скот, смогли оста­новиться усталые путники.

      Здесь, вдали от шума, блеска и суеты, родился Тот, Кто изменил на Земле течение времени. Весь мир осветился Его присутствием. Богомладенца положила Пресвя­тая Мать Его не в колыбель, а в ясли, кормушку для скота. В Его честь не гремели салюты, не устраивались народные гуляния — люди были слишком заняты своими мирскими заботами. Но Царю царей воспели песнь Ангелы; поклони­лись пастухи, стерегущие ночью стада в поле; принесли подарки странные мудрецы из далекой Пер­сии, которых к колыбели Новорож­денного Божественного Младенца привела звезда.

      Глубину великого Божественно­го смирения нам не постичь и не ос­мыслить! Христом запечатлевается Евангелие, Им хвалится Церковь Бога Живого, а Он пришел в мир, как приходит в него всякий человек. Прожил жизнь, которой живут люди, был во всем похож на нас с вами, но только был безгрешен, являя пример для подражания.

      Господь пришел грешников воз­любить и взыскать, «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17).

—  Сегодня люди слушают сло­ва Христа, сказанные в Законе Его, но не все, Владыко, их ис­полняют. Многие с большим же­ланием принимают самые не­мыслимые заблуждения, ищут лишь земных радостей, удо­вольствий и утех.

—  Современная жизнь полна соб­лазнов, они подстерегают на каж­дом шагу. Нас постоянно атакуют телевизором, видео, компьютером. Порочные развлечения манят всех без исключения яркими вывесками, новыми ощущениями. И человек, окунувшись в бездонный этот океан, тонет в нем, забывая обо всем, те­ряя веру.

     Грех настолько опутывает, что сам человек уже не в силах испол­нить заповеданное нам. Но потому Всеведущий Господь и оставил средство, с помощью которого мы можем освободиться от греха и по­рока, — покаяние. Исповедь — это путь людей к Богу. Это дар челове­ку Божией любви.

     Нужно молиться, веря, что Гос­подь слышит каждое слово, открывать Ему свое сердце, исповедовать грехи.

   «Везде можно стать святым, — учит преподобный Порфирий Кав- сокаливит, великий подвижник на­шего времени. — На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кро­тости, терпения и любви. Каж­дый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушев­лением, любовью, молитвой и молчанием».

     В наш век духовного невежества всей своей жизнью, каждой части­цей своего влияния мы должны проповедовать наше православие, называть вещи своими именами и твердо защищать Истину Божию.

     Многие утратили и веру в Бога, и доверие к людям, но ценят помощь и сострадание. И я призываю всех, особенно в эти святые Рожде­ственские дни, послужить боль­ным, накормить голодных, одеть на­гих и утешить опечаленных — быть вестниками любви и милосердия. Тогда люди, испытав чувство бла­годарности, начнут обретать веру. Они увидят, что Бог заботится о них, и повернутся к Нему.

     В праздник Рождества Христова Небо и земля так же близки друг к другу, как в ту ночь, когда пастухи слушали пение Ангелов.

     Давайте же в благоговении скло­нимся перед великой жертвой Спа­сителя, Который сменил Небесный Престол на ясли в хлеву и пришел избавить нас от муки вечной, по­обещав: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19).

     С Рождеством Христовым вас, дорогие читатели! Пусть свет Виф­леемской звезды осветит самые дальние уголки ваших душ.

     Пусть радость этого светлого праздника живет в каждом сердце, наполняя его верой и любовью, делая чище и благороднее.

—  С праздником Христова Рож­дества и Вас, дорогой Владыко!

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич

г.Новогрудок

03.01.2016