Беседы с архипастырем

В чем сущность христианских страданий и как научиться их преодолевать

Никого не обходят стороной страдания. Люди страдают от голода, холода, болезней и непосильного труда. Маются душой от клеветы и зависти, от самих себя и недоброжелательных соседей, изнывают от тоски одиночества и неопределенности, горечи разочарования, мук обманутой любви или скорби об утрате близких. Почему же так много боли и страданий в жизни попускает Господь и как научиться их преодолевать — об этом наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, часто в беседах люди задают вопрос: если Бог есть Любовь, то почему в мире так много зла, несправедливости, страданий?

Этот вопрос люди задавали во все времена и будут, наверное, задавать, пока жизнь продолжается на земле.

       «Тело, будучи сложено из многих и притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее — Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа», — пишет преподобный Симеон Новый Богослов.

        Через страдание Господь учит верующего, очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным.

        А потом путь скорбей — это путь Христов. Сам Господь прошел им, в земной жизни Своей претерпевая поношения, оскорбления, распятие на Кресте. Так страдал Богочеловек, единый безгрешный Спаситель мира.

        Скорбным путем прошла Богоматерь, о чем Ей и возвестил праведный Симеон: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2 : 35). Тернистым, полным страданий и лишений путем прошли и святые Апостолы: их заключали в темницы, побивали камнями и предавали мученической смерти...

        Страдание зовет нас к Богу и ведет к Богу — для этого страдание и посылается, в этом его назначение.

Но, казалось бы, Владыко, если Господу не угодно освободить весь мир от страданий, то хотя бы люди верующие, бывающие в храме и приступающие к Таинствам, должны бы меньше страдать?

Как только придет беда и ты почувствуешь телесные или душевные муки — вспомни, сколько людей, будучи в еще более нелегком положении, несут свой крест, и помолись за них. Всякое страдание — всякое, без исключения — имеет некий высший смысл.

        Конечно же, мы не любим и не хотим страдать. Но вот только представьте, на что было бы обречено человечество, если бы исчезли страдания и наступили всеобщая сытость и довольство. Страшно подумать о погибшей духовности, умножающейся с огромной скоростью порочности. Когда представляешь себе эту картину, начинаешь понимать, что страдания — дар Божий, и нужно молить Господа не лишать нас этого дара.

        Ибо без страдания нам всем и нашему достоинству, и нашему духу, и нашей культуре пришел бы скорый и трагический конец.

        А что касается верующих людей, то у них есть большая «привилегия» — перенесение испытаний с упованием на Бога. Человек же, живущий без этого упования, легко впадает в отчаяние, потому что ему не на кого и не на что надеяться — ведь он не верит в вечную жизнь и Царствие Божие.

        Всех же тех, кто останется верным до конца, ожидает славная награда, о чем говорит святой Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1 : 12).

        Один Афонский старец наставлял своих учеников, говоря, что человек слышит Бога по крайней мере два раза в жизни. Первый раз — когда в какой-то момент он (через определенные события, определенных людей) встречает Бога, и Господь говорит ему, как в Евангелии: «Следуй за Мной». И человек начинает следовать за Ним, терпя скорби, лишения.

        А когда дорога подойдет к концу, Господь обернется к человеку и спросит: «Ты здесь? Идешь ли ты по-прежнему этой дорогой? Прошел ли ее? Не остановился ли посередине маршрута? Не выехал ли на встречную полосу, не свернул ли?» Увидев, что тот не свернул с пути, Он скажет: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25 : 21).

        Это — путь нашей жизни. А те из нас, кто желает другого пути, могут идти им, но это уже не будет путь Господа и человек уже не сможет называть себя христианином.

«Я полюбил страдание», — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (f1961). Претерпевать, не роптать, Ваше Высокопреосвященство, — это одно, но как же их, страдания, полюбить?

Это едва ли не самые известные слова священноисповедника Луки, который, где бы ни оказывался, каково бы ни было его собственное самочувствие, всегда оставался священником, монахом и врачом. Тяжкий крест нес по жизни святой наш современник, но тяжесть эта его не пригнула к земле.

        В 1950-е годы святитель в проповеди признавался, что с Богом ему все легко: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко. А почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест.

        Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что, когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое, крест мой».

        Сущность христианских страданий кроется в обновлении человека и любви Небесного Отца. Человек, страдающий, болезненный, лишаемый, гонимый, поднимается по ступеням терпения все выше и выше. Он сам идет и ведет за собой других к вечному спасению.

        У А.С.Пушкина есть такие строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Нет страдания — нет жизни. Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, что всегда сопровождается определенным усилием. Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь, а страдание своей целью имеет уберечь человека от препятствий к нему — апатии, духовного окоченения.

        Пока мы способны к страданию, оно делает нас богаче и сильнее, мы остаемся живыми духовно. Лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свои содержание и форму. Христос возжелал свободной любви человека. Устоим ли мы в этом испытании и скажем ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1 : 21) — на этот вопрос ответ дает каждый сам.

Страшные несчастья и скорби перенес всеми оставленный, преданный и оклеветанный Иов Многострадальный. Такого упования и безграничного доверия к Богу мы, конечно, не имеем, и хотелось бы, чтобы на жизненном пути в трудные минуты кто-то рядом по-дружески тебя поддержал. Но ведь далеко не каждый, Владыко, протянет руку?

К сожалению, во все времена были и есть в дефиците жертвенность, терпимость, сострадание — те составляющие любви, без которой трудно приблизиться к Богу.

        Мне вспоминается беседа преподобного старца Силуана Афонского с одним монахом-пустынником, который говорил:

Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.

        Очевидно, этому монаху доставляло удовлетворение, что они будут так страшно наказаны. На это старец Силуан с видимым душевным волнением спросил:

Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

А что поделаешь, сами виноваты, — отвечал тот.

        Тогда старец со скорбью произнес:

Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех.

        Для преподобного Силуана, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжкой. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал им Себя познать. До конца своей жизни, несмотря на угасающие силы и болезни, Афонский старец постоянно молился за живых и усопших, за друзей и врагов — за всех.

        Современный человек не хочет смириться с мыслью, что жизнь эта земная — не для утех и развлечений. Она для того, чтобы мы увидели себя путниками, идущими по дороге в Вечность. По той дороге, на которой мы должны взыскать и обрести Бога.

        Здесь, на земле, в совсем небольшой временной отрезок решается наша вечная участь. Решается самими нами. Страданий и лишений не избежать, но надо учиться страдать достойно и одухотворенно, без ропота и озлобленности. В этом великая тайна жизни, в этом — искусство земного бытия. Дай Бог нам их постигнуть.

Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

24.05.2018