В чем сущность христианских страданий и как научиться их преодолевать
Никого не обходят стороной страдания. Люди страдают от голода, холода, болезней и непосильного труда. Маются душой от клеветы и зависти, от самих себя и недоброжелательных соседей, изнывают от тоски одиночества и неопределенности, горечи разочарования, мук обманутой любви или скорби об утрате близких. Почему же так много боли и страданий в жизни попускает Господь и как научиться их преодолевать — об этом наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, часто в беседах люди задают вопрос: если Бог есть Любовь, то почему в мире так много зла, несправедливости, страданий?
— Этот вопрос люди задавали во все времена и будут, наверное, задавать, пока жизнь продолжается на земле.
«Тело, будучи сложено из многих и притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее — Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа», — пишет преподобный Симеон Новый Богослов.
Через страдание Господь учит верующего, очищает душу и тело его от грехов для того, чтобы сделать всего человека праведным.
А потом путь скорбей — это путь Христов. Сам Господь прошел им, в земной жизни Своей претерпевая поношения, оскорбления, распятие на Кресте. Так страдал Богочеловек, единый безгрешный Спаситель мира.
Скорбным путем прошла Богоматерь, о чем Ей и возвестил праведный Симеон: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2 : 35). Тернистым, полным страданий и лишений путем прошли и святые Апостолы: их заключали в темницы, побивали камнями и предавали мученической смерти...
Страдание зовет нас к Богу и ведет к Богу — для этого страдание и посылается, в этом его назначение.
— Но, казалось бы, Владыко, если Господу не угодно освободить весь мир от страданий, то хотя бы люди верующие, бывающие в храме и приступающие к Таинствам, должны бы меньше страдать?
— Как только придет беда и ты почувствуешь телесные или душевные муки — вспомни, сколько людей, будучи в еще более нелегком положении, несут свой крест, и помолись за них. Всякое страдание — всякое, без исключения — имеет некий высший смысл.
Конечно же, мы не любим и не хотим страдать. Но вот только представьте, на что было бы обречено человечество, если бы исчезли страдания и наступили всеобщая сытость и довольство. Страшно подумать о погибшей духовности, умножающейся с огромной скоростью порочности. Когда представляешь себе эту картину, начинаешь понимать, что страдания — дар Божий, и нужно молить Господа не лишать нас этого дара.
Ибо без страдания нам всем и нашему достоинству, и нашему духу, и нашей культуре пришел бы скорый и трагический конец.
А что касается верующих людей, то у них есть большая «привилегия» — перенесение испытаний с упованием на Бога. Человек же, живущий без этого упования, легко впадает в отчаяние, потому что ему не на кого и не на что надеяться — ведь он не верит в вечную жизнь и Царствие Божие.
Всех же тех, кто останется верным до конца, ожидает славная награда, о чем говорит святой Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1 : 12).
Один Афонский старец наставлял своих учеников, говоря, что человек слышит Бога по крайней мере два раза в жизни. Первый раз — когда в какой-то момент он (через определенные события, определенных людей) встречает Бога, и Господь говорит ему, как в Евангелии: «Следуй за Мной». И человек начинает следовать за Ним, терпя скорби, лишения.
А когда дорога подойдет к концу, Господь обернется к человеку и спросит: «Ты здесь? Идешь ли ты по-прежнему этой дорогой? Прошел ли ее? Не остановился ли посередине маршрута? Не выехал ли на встречную полосу, не свернул ли?» Увидев, что тот не свернул с пути, Он скажет: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25 : 21).
Это — путь нашей жизни. А те из нас, кто желает другого пути, могут идти им, но это уже не будет путь Господа и человек уже не сможет называть себя христианином.
— «Я полюбил страдание», — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (f1961). Претерпевать, не роптать, Ваше Высокопреосвященство, — это одно, но как же их, страдания, полюбить?
— Это едва ли не самые известные слова священноисповедника Луки, который, где бы ни оказывался, каково бы ни было его собственное самочувствие, всегда оставался священником, монахом и врачом. Тяжкий крест нес по жизни святой наш современник, но тяжесть эта его не пригнула к земле.
В 1950-е годы святитель в проповеди признавался, что с Богом ему все легко: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко. А почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест.
Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что, когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое, крест мой».
Сущность христианских страданий кроется в обновлении человека и любви Небесного Отца. Человек, страдающий, болезненный, лишаемый, гонимый, поднимается по ступеням терпения все выше и выше. Он сам идет и ведет за собой других к вечному спасению.
У А.С.Пушкина есть такие строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Нет страдания — нет жизни. Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, что всегда сопровождается определенным усилием. Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь, а страдание своей целью имеет уберечь человека от препятствий к нему — апатии, духовного окоченения.
Пока мы способны к страданию, оно делает нас богаче и сильнее, мы остаемся живыми духовно. Лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свои содержание и форму. Христос возжелал свободной любви человека. Устоим ли мы в этом испытании и скажем ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1 : 21) — на этот вопрос ответ дает каждый сам.
— Страшные несчастья и скорби перенес всеми оставленный, преданный и оклеветанный Иов Многострадальный. Такого упования и безграничного доверия к Богу мы, конечно, не имеем, и хотелось бы, чтобы на жизненном пути в трудные минуты кто-то рядом по-дружески тебя поддержал. Но ведь далеко не каждый, Владыко, протянет руку?
— К сожалению, во все времена были и есть в дефиците жертвенность, терпимость, сострадание — те составляющие любви, без которой трудно приблизиться к Богу.
Мне вспоминается беседа преподобного старца Силуана Афонского с одним монахом-пустынником, который говорил:
— Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
Очевидно, этому монаху доставляло удовлетворение, что они будут так страшно наказаны. На это старец Силуан с видимым душевным волнением спросил:
— Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
— А что поделаешь, сами виноваты, — отвечал тот.
Тогда старец со скорбью произнес:
— Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех.
Для преподобного Силуана, видевшего уже в данной ему мере славу Божию и пережившего лишение ее, одна мысль о таковом лишении была тяжкой. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал им Себя познать. До конца своей жизни, несмотря на угасающие силы и болезни, Афонский старец постоянно молился за живых и усопших, за друзей и врагов — за всех.
Современный человек не хочет смириться с мыслью, что жизнь эта земная — не для утех и развлечений. Она для того, чтобы мы увидели себя путниками, идущими по дороге в Вечность. По той дороге, на которой мы должны взыскать и обрести Бога.
Здесь, на земле, в совсем небольшой временной отрезок решается наша вечная участь. Решается самими нами. Страданий и лишений не избежать, но надо учиться страдать достойно и одухотворенно, без ропота и озлобленности. В этом великая тайна жизни, в этом — искусство земного бытия. Дай Бог нам их постигнуть.
— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
24.05.2018