Беседы с архипастырем

Суррогатное материнство: грех или жертвенная любовь?

Сенсационная новость недавно шокировала общественность: 64-летняя эстрадная певица Алла Пугачева и 37-летний пародист Максим Галкин стали родителями двойняшек — мальчика и девочки, которые появились на свет от суррогатной матери. Что такое суррогатное материнство, каковы его последствия и как к нему относится Церковь – на эти вопросы мы попросили ответить Управляющего делами Белорусского Экзархата, ректора Минских Духовных Академии и семинарии, наместника Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископа Новогрудского и Лидского ГУРИЯ.

—  Высокопреосвященнейший Владыко, суррогатное материнство — сравнительно новое явление в мире. Каково Ваше отношение к нему?

—  Что значит само слово «сурро­гатный»? Поддельный, ненастоящий. Этим и определяется мое отношение. Думаю, со словом «материнство» оно никак не вяжется. Если говорить точнее, суррогатное материнство — это вынашивание и рождение чужого ребенка какой-то женщиной для мужчины или другой женщины, которая не может или не хо­чет рожать сама.

     К этому явлению по-разному отно­сятся в различных странах. Например, оно законодательно запрещено в Ав­стрии, Норвегии, Швеции, в отдельных штатах США, Франции. В Германии на­казание за него несут врачи и по­средники, а не родители и суррогат­ная мать.

     Хотя и не запрещено, но и никак не урегулировано с точки зрения зако­нодательства оно в Бельгии, Греции, Ирландии, Финляндии.

     Россия же относится к числу тех стран, где суррогатное материнство разрешено. Более того, оно там при­обретает популярность и по масштабам уже вплотную приблизилось к США.

—  Известно, что Церковь вы­ступает против суррогатного ­ма­теринства, а вот Алла Пугачева на­зывает его подвигом, сравнивая таких матерей с донорами, кото­рые сдают кровь и заслуживают па­мятника.

—  Поверьте, если бесплодная жен­щина через суррогатную мать обретает ребенка, счастливой она все равно не станет. И какими бы высокими слова­ми о жертвенной любви ни прикры­валась эта новая технология, она остается в чистом виде коммерческой услугой, ибо оказывается за деньги и ради денег.

     Притом (вдумайтесь!) предметом торговли становится ребенок, при­обретая свойства товара. В этой схе­ме нет места этике, человеческим взаимоотношениям. Спрос рождает предложение — предложение рожда­ет спрос. Вот и все.

     Но ведь мир держится на том, что существуют ценности, которые нель­зя продавать и покупать. Главная из них — человеческая жизнь. И если об­щество превращает ее в товар, чело­веческая жизнь обесценивается.

     Давайте посмотрим на проблему с иной стороны. Каковы причины бес­плодия? У женщин это чаще всего ос­ложнения после абортов, у мужчин — после перенесенных венерических заболеваний. Когда грехи прелюбо­деяния и детоубийства становятся массовыми, массовым становится и бесплодие.

     Но вместо того, чтобы принести Богу покаяние и постараться встать на путь исправления, некоторые пред­почитают искать легкие пути: заказал, заплатил деньги и принес домой ре­бенка без всяких неудобств и проблем.

     Но уж если мужу и жене Господь не дал потомства, то не лучше ли проя­вить милосердие и взять ребенка из детского дома, чтобы этим снискать Божию милость? Как же много Бог про­щает людям, принявшим доброе учас­тие в чьей-то судьбе! Но опять же не хочется утруждать себя...

—  Ваше Высокопреосвященство, я одного не могу понять: как может мать продать своего малыша? Ведь рождение ребенка — самое счаст­ливое событие в жизни женщины.

—  Здесь речь идет о фундаменталь­ном вопросе этики — о достоинстве че­ловека, его моральных качествах.

     Церковь считает суррогатное ма­теринство грехом, исходя из высоко­го представления о человеке: это творение Божие, созданное по Его по­добию. «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3), — говорит псалмопевец. Господом человеку дарована воз­можность стать богоподобным, ду­ховно совершенствуясь в добродете­лях и святости, стяжании даров Свя­того Духа. Бог наделил его благород­ными качествами.

     Суррогатная же мать по собствен­ной воле превращает себя в эксплуа­тируемый объект, отдавая свое тело для удовлетворения чужих желаний. И словами «я подарила людям счастье», продав им ребенка, думаю, она мало кого убедит и совесть свою вряд ли за­глушит.

—  Считается, что связь ребенка с матерью, которая носила его под сердцем своим, не прерывается ни­когда...

—  По милости Всевышнего биологи­ческая и психологическая, а также духовная связь между матерью и ре­бенком формируется еще в утробе матери. В основе ее — сильное чувство материнства, нежность, любовь, вни­мание, гармония и самоотвержен­ность, ибо Творец, посылая в мир ре­бенка, готовит ему мать, которая бы за­щищала и оберегала его.

     Связь между матерью и ребенком настолько сильна и удивительна, что благодаря ей дитя из множества жен­щин узнает свою маму, оно успокаи­вается, только услышав ее голос. А ма­тери по плачу своего ребенка чув­ствуют причину этого плача. Иначе говоря, связь между матерью и ре­бенком играет роль моста, ведущего малыша из утробы мамы в земную жизнь.

     Новорожденный к моменту появле­ния на свет уже проживает девять ме­сяцев, которые в значительной степе­ни определяют направления его даль­нейшего развития. Способность к доб­ру и сопереживанию, чувства любви и неприязни, спокойствие или агрес­сивность, как и многие другие свойства личности, закладываются в человека с момента его зачатия.

     Мать — первая земная вселенная ре­бенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в пе­риод беременности, отражается во чреве на ребенке. Ему передаются чувства и эмоции матери, формируя психику и характер.

     Суррогатное же материнство, как верно отмечается в Основах социаль­ной концепции Русской Православной Церкви, предполагает разрушение глу­бокой эмоциональной и духовной бли­зости, устанавливающейся между ма­терью и младенцем уже во время бе­ременности. Оно травмирует как вы­нашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может ис­пытывать кризис самосознания.

     Потому не удивительно, что многие женщины, решив стать суррогатными матерями, не могут после рождения ре­бенка совершить этот грех и остав­ляют его себе. Но есть и матери, го­товые ради денег продать свое дитя...

—   Если каждый сегодня, Владыко, может купить ребенка, не откры­вает ли это шлюзы для нетради­ционных семей и педофилов?

—  Безусловно, открывает.

     В качестве предостережения при­веду случай, описанный недавно в за­падной прессе. Читаешь - и сердце за­мирает. Мальчика (ему сейчас шесть лет), рожденного от суррогатной ма­тери из России, купили за восемь ты­сяч долларов и официально усынови­ли гражданин США и Австралии Марк Ньютон и его сожитель Питер Труин. Причем усыновили специально для того, чтобы совершать над ним сексу­альное насилие. Полиция обнаружила видеоролики, из которых видно, что над ребенком начали издеваться еще до двухлетнего возраста.

     Даже суд, которому была предана эта пара, счел сцены на видео слишком чудовищными, чтобы демонстриро­вать их присяжным. По материалам следствия один из «родителей» при­говорен в США к сорока годам лишения свободы.

     И разве это единственный случай? Поэтому прежде чем стать суррогатной матерью, женщина должна очень хо­рошо подумать, на что она может об­речь собственного ребенка.

     Скажите, какой ответ такая мать будет держать на Страшном Суде пред Богом? Я уже не говорю о пред­стоящих душевных муках, когда этой женщине будет открыто, что вместо любви и материнской ласки претер­пело ее дитя.

—  А в некоторых бедных странах, Владыко, уже появились своеобраз­ные «питомники» — в них матери рожают детей для продажи, добы­вая себе пропитание.

     Да, до такого люди уже дошли, как ни прискорбно. В индийском городке Ананд даже фабрика -   появилась - пер­вая в мире - по производству сурро­гатных детей. Безработные индианки смогут зарабатывать там деньги, вы­нашивая детей для бездетных (или од­нополых) западных пар.

     Для потенциальных родителей здесь организовано обслуживание по выс­шему разряду. Им достаточно лишь прислать по известному адресу свой ге­нетический материал и через девять месяцев забрать «готового» ребенка. Производство поставлено на поток.

     На начало октября шестьсот мла­денцев здесь появилось на свет. Чис­тый бизнес, основанный на торговле детьми. А нам пытаются преподнести это как подвиг, проявление высокой морали...

—  Высокопреосвященнейший Вла­дыко, несложно подвести итог: суррогатная мать не только ли­шает себя радости материнства — она разрушает сами основы человеческой любви, на которых стро­ятся все человеческие отношения...

—  Да, это именно так. Вся жизнь на земле построена на любви. «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пре­бывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), - учит нас святой Апостол Иоанн.

     Православие хранит и исповедует учение, переданное нам Самим Гос­подом, явившимся на землю во плоти. Оно основано на жертвенной любви, и это для любого общества - абсолютная непреходящая ценность, это его нравст­венный фундамент. Материнская лю­бовь и есть воплощение жертвенной любви, своего рода «геном нрав­ственности», отвечающий за сохран­ность человечности в обществе людей. А если легализовать суррогатное материнство, в общественном созна­нии материнская любовь и все се­мейные устои начнут катастрофически рушиться.

     Жесточайшие убийства, агрессив­ность, рост преступности не на пустом месте произрастают. Они - плод раз­рушения моральности человеческих отношений, основанных на любви.

     Помните потрясающие кадры, по­казанные по телеканалам после зем­летрясения в Японии? Спасатели на­шли под завалами женщину, закрыв­шую своим телом трехмесячного ребенка. Мать погибла, но ребенок был жив и мирно спал. На груди малыша лежал телефон, на экране которого прочитали текст: «Если ты выживешь, помни, я люблю тебя!».

     Это те слова, которые не дано про­изнести суррогатной матери.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

 

24.10.2013