Беседы с архипастырем

Стремление к святости — задача каждого христианина

Собор Белорусских святых пополнился еще одним ходатаем за нашу Церковь Православную, страну, народ. 4 августа в г. Лида — прославление священномученика Киприана Климуца, пресвитера Ятранского. Архиереи Белорусской Православной Церкви вместе с верующими собрались в Свято-Михайловском соборе помолиться святому, уповая на его предстательство за всех нас пред Господом. О святости, к которой должен стремиться всякий человек, мы беседуем с председателем Комиссии по канонизации Белорусской Православной Церкви, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

Ваше Высокопреосвященство, канонизация священномученика Киприана — исключительное событие для всей Вашей паствы. Как долог был путь к прославлению ?

В следующем году исполнится двадцать лет со времени возрождения епархии, и за двадцать лет это первая канонизация. Процесс канонизации сложный. Это очень кропотливая работа, огромная ответственность. Необходимо для этого тщательно изучить житие, архивные материалы, документы следствия. Есть перечень вопросов, на которые обязательно должны быть ответы. Если хотя бы на один ответа нет, канонизировать нельзя. В нашей епархии около восьмидесяти священнослужителей пострадали за веру. Но документов, к сожалению, никаких не сохранилось. А по священномученику Киприану уцелел застенографированный допрос, сохранились биографические данные, поэтому Святой Синод счел возможным поставить вопрос о его канонизации.

Высокопреосвященнейший Владыко, какие главные признаки святости и что нужно для того, чтобы к ней прийти?

Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Православие рассматривает святость как наивысшую ступень духовного развития человека. Сам Господь, напоминая, к чему должна стремиться человеческая душа, говорит нам: "Будьте святы, ибо свят Господь Бог наш". Только желать святости мало, нужно стремиться угодить Господу и ради этого забыть себя. Преподобный Серафим Саровский на вопрос одного богомольца о том, почему сейчас нет таких великих подвижников, которые были в древности, ответил: "Потому что живущие ныне не имеют решимости исполнять волю Божию. Если бы имели такую решимость, то были бы подобны древним святым".

То есть быть святым, Ваше Высокопреосвященство, это не значит просто иметь набор каких-то совершенных внутренних качеств?

Путь к святости — стремление реализовать свою личность, замысел Божий о себе в Вечности. Быть святым — это быть причастником благодати Божией, стяжать благодать Святого Духа. Каждый из нас приходит в мир для того, чтобы научиться любить Бога Творца, ближнего, всех людей. И когда человек осознает этот смысл своей жизни, он начинает искать возрастания в любви. Нам оставлены для спасения Святые Таинства. Мы исповедуем грехи, через Святое Причастие Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и становится душа человека Домом Божиим. Только вот беда в том, что не можем мы сохранить эту Святость. Наш "ветхий человек" с его бессмысленным любопытством, не познав себя, спешит познать окружающий мир, начинает увлекаться грешными наслаждениями, погрязая в них все больше, обрастая все новыми грехами и отдаляясь от Бога. Святые же дают возможность нам осознать свое глубокое несовершенство и отсюда — огромную потребность в Боге, что является необходимым условием спасения.

Еще Федор Михайлович Достоевский говорил: "Мир во зле лежит". Находясь в миру, Владыко, спастись не так просто, он, словно омут, затягивает. 

Конечно, беда наша в том, что очень много вокруг соблазнов. Наверное, можно сравнить наше время со временами праведного Ноя перед потопом. Человечество, как и тогда, настолько погрязло в грехах, что сложно христианину сохранить внутреннюю чистоту: не делами, так мыслями или словами грешит. Да еще суета, от которой помрачается ум и притупляются чувства. Мир все больше удаляется от Бога, и все меньше человек находит времени, чтобы узнать о своей вере. А сегодня еще нагнетают страхи природные катаклизмы, экономические кризисы — когда тут о спасении души думать?.. Спастись сложно, но возможно. С одной стороны, беспредельно умножились соблазны, но ведь зато церкви открыты и литературы православной достаточно. Спасение зависит сугубо от воли человека, если он способен размышлять. Да и Господь стучится в сердце каждого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые бывают уже здесь, на земле, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только стяжать эти состояния. Жаль, что у христиан сегодняшних нет понимания этого. Господь — Хозяин всего, Он всем управляет, но с учетом нашей свободной воли. И жизнь, и мысли может умягчить, изменить все в одно мгновение.

В пример можно привести такой случай.

Пришли закаленные чекисты арестовать и забрать в тюрьму преподобного Серафима Вырицкого. Это были люди, которых не разжалобишь, не проймешь ничем, а вышли от старца со слезами: cвятость в избытке изливалась через него, и Господу было угодно, чтобы старец еще пожил. Но это исключительные случаи. Церковь же учит нас, что не только Бог участвует в судьбах людей и истории, но и человек является помощником, соработником у Бога.

Ваше Высокопреосвященство, святые — это маяки, на которые мы должны ориентироваться, чтобы не утонуть в житейском море?

Стремление к святости — задача каждого христианина. Для того и Святые Таинства существуют, и посты. Потом ведь и сам святой находится в процессе становления. Направление каждым человеком избирается на земле — или во тьму во зле, или к свету, к Богу. При переходе в Вечность процесс этот не останавливается, только вот направление уже не поменяешь. Если человек не закоснел в грехах, хоть иногда склонялся к добру, то по молитвам Церкви, родственников, близких можно его вымолить и он, находясь по ту сторону, поменяет направление. А если здесь человек возлюбил зло, то только вечное удаление от Бога его ожидает.

К сожалению, Владыко, не многие о Вечности задумываются. Как утверждают исследователи, в ряде европейских стран резко возросло число самоубийств. Согласно данным, опубликованным в британском медицинском журнале "Ланцет",наибольший рост суицидальных настроений приходится на страны, экономика которых особенно сильно пострадала от кризиса.

— Это беда нашего времени, одна из больших проблем. Верующий суицидом не закончит жизнь, ибо знает, что его ожидает за чертой. А если у человека идол — доллар, то ради чего жить? Обвалился курс, и жизнь становится бессмысленной. Для одного француза есть и пить было единственною целью жизни. На это он не жалел средств. Он увлеченно изучал историю кулинарии и достиг глубоких познаний в этой области. Он знал все редкие кушанья и умел их приготовить. Из самых дальних стран он выписывал редкостные и дорогие продукты для своего стола и истратил на это все огромное состояние, которое получил по наследству. Когда у него осталось в кармане несколько франков и он понял, что жить роскошно уже не сможет, то пошел на рынок, купил жирного каплуна, зажарил его по всем правилам кулинарного искусства, съел и... застрелился. Жизнь потеряла для него смысл.

Примерно то же происходит с современными людьми, которые не знают Бога, не обрели или потеряли стержень в жизни...

К сожалению, в современном обществе уровень нравственных идеалов настолько снизился, что истинные ценности не берутся в расчет. Господь дает каждому свободу, но надо с Ним советоваться как с Отцом. Человек запрограммирован на добро и совершенствование в нем. Но когда не хватает разума духовного, а к Отцу Небесному гордыня не позволяет обратиться, такие промахи и случаются. Грех в переводе с греческого и означает «промах, выстрел мимо цели». То есть задача христианина в течение земной жизни — добровольно возлюбить свет, жизнь, идти ко Господу без принуждения, по своей воле. Нужно захотеть. Человек не хочет — Господь не насилует. Не дай Бог промахнуться и полететь не в ту сторону. Наша цель — достижение жизни вечной в райских обителях. Путь к этому лежит через таинства Церкви, в первую очередь через Исповедь и Святое Причащение.

Помните об этом, дорогие читатели, и спешите избрать правильное направление в этой жизни, чтобы в Вечности быть со Христом!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал священник Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

05.08.2011