С праздником Воскресения Христова!
Господь через унижения, поношения, оскорбления пришел к Своему Воскресению, показав путь и нам к воскресению душ в Божественной благодати. Это путь духа, сокрушенного и смиренного пред Богом. Когда мы вверяем себя Господу, Он заботится о нас, посылая каждому то, что ему нужно. Как любящий Отец, Господь входит даже в частности наших бытовых нужд, дает ровно столько, сколько нам необходимо. Но прежде нужно Богу отдать всего себя… Архиепископ Гурий делится пасхальной радостью с читателями.
— Вот и дождались мы, Ваше Высокопреосвященство, Праздника праздников. Но можем ли мы, современные, в полной мере ощутить духовно это великое событие?
— Думаю, у каждого эта мера своя и зависит она от внутренней культуры человека, его благоговения и духовного уровня.
Воскресение Христа — действительно величайшее событие в истории. Речь идет об обожении и воскресении человеческой природы. Господь поистине воскрешает нас, возвращает к жизни. Важно только нам самим, участвуя в Празднике, иметь вкус к тому, чтобы он стал духовным торжеством.
Пасха — это праздник Света Воскресения Христова, который изливается на весь род человеческий. Вот только не всякий открывает свою душу для этой Божественной благодати. Ибо наше нежелание встать на путь борьбы со своими греховными привычками и страстями, с проявлениями духа самости и гордыни закрывает двери души, не впуская в себя Свет воскресшего Христа.
— Наша нераскаянность, Ваше Высокопреосвященство, будто связывает нам крылья, не дает приблизиться к Богу, к Небесной радости...
— Она приносит боль, тяжесть и уныние. Грех опутывает душу мраком и страданием. Человеку, пораженному грехом, жизнь с Богом и праведность кажутся катастрофой, а не освобождением.
Но для тех, кто любит Бога, все иначе. Христиане склоняются перед распятым Христом, испытывая благодарность за Его жертву и восхищение силой Его любви.
Сама цель духовной жизни человека — в единении с воскресшим Христом, созерцании Его в глубинах своего сердца. Тогда угасают страсти — и тихая, не объяснимая никакими словами радость поселяется в нем.
— Только ведь само собой, Владыко, такое не происходит. Для этого надо ох как потрудиться над собой!
— Да уж конечно. Господь через унижения, поношения, оскорбления пришел к Своему Воскресению, показав путь и нам к воскресению душ в Божественной благодати. Это путь духа, сокрушенного и смиренного пред Богом.
Господь наш Иисус Христос любит каждого из нас. Он знает все обстоятельства, в которых мы живем, определяет для нас время и место обитания, уровень благосостояния, контролирует не только здоровье, но даже количество волос на голове, отмеряет отрезок жизни. Господь посылает каждому свои духовные дары и проводит через огонь и воду испытаний.
Каждому дает свой крест Господь, но не для того, чтобы человек мучился и страдал, а чтобы с креста взошел на Небо. Ведь в сущности крест — это и есть лестница на Небо.
Наш мир, искаженный грехом, похож на минное поле, и не найти места, где можно было бы спокойно пересидеть до Страшного суда. Значит, нужно готовиться к нему — учиться любить, терпеть, смиряться, снисходить, сострадать — навыкать в главных добродетелях.
Святитель Феофан Затворник писал: «Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь.
Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог.
Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно все встречающиеся неприятности, тот причастником бывает мученичества».
Когда мы вверяем себя Господу, Он заботится о нас, посылая каждому то, что ему нужно. Как любящий Отец, Господь входит даже в частности наших бытовых нужд, дает ровно столько, сколько нам необходимо. Но прежде нужно Богу отдать всего себя.
— Старец Паисий пишет: современные люди страдают от того, что утратили доверие к Богу. Но что это значит — доверять Богу?
— Речь идет не о слепом доверии. Мы видим все трудности и опасности вокруг нас, правильно оцениваем их и направляем свой взгляд на Бога, Всемогущего Помощника. Такое доверие осознает, что Бог могущественнее всех наших нужд, и потому не страшится их. Господь ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом и все предавали в Его руки.
Даже само слово «доверие» очень теплое и глубокое. Оно будто возвращает нас в детство, обещает родительскую безопасность, согревающую и защищающую любовь. А в доверии к Богу мы надеемся избавиться от всех своих бед, душевной неустроенности, печали. На уповании этом и базируются наша надежда, сила, спокойствие и защищенность.
Святой Паисий Святогорец со свойственной ему простотой и удивительной мудростью наставляет:
«Обезопась себя в Боге, детонька моя. Или ты только автомобильный ремень безопасности знаешь? Безопасность Божия тебе неведома? Перекрестись и перед тем, как что-либо делать, скажи: «Христе мой, Владычице моя Пресвятая Богородица, помогите мне». Разве существует безопасность большая, чем доверие Богу? Вверив себя Богу, человек постоянно подзаправляется от Него бензином марки «супер», и его духовная машина никогда не останавливается».
Если даже у человека есть все, но нет Бога, он испытывает внутренние мучения. Поэтому, насколько возможно, нам необходимо приблизиться к Богу. Только близ Него мы найдем радость — настоящую, вечную. А мы по неверию своему не даем Ему быть Хозяином, не даем Ему управлять нами и поэтому страдаем.
Милосердие Божие столь невероятно, что по сей день в мире, где зло разрослось неимоверно, Господь продолжает равно любить Своих чад — здоровых, больных, убогих. Он одинаково хочет спасти лучших и худших, умных и глупых, сильных в вере и заблудших. И только от нас самих зависит, сделаем ли мы этот шаг к Нему,войдем ли в Дом Его, Святую Церковь, чтобы очистить осуетившуюся душу и соединиться с Тем, Кто так безмерно милостив к нам.
— Всех нас любит и зовет Господь, а мы на земле гоняемся за мнимой птицей удачи. И как нам, таким заземленным, Владыко, откликнуться на Божий зов?
— К сожалению, чаще всего так и бывает. Карабкается человек всю жизнь к мнимому успеху, как альпинист на высокую гору, и, достигнув вершины, измученный, имеет одно желание — упасть и больше уже не вставать.
Это называют «синдромом успеха»: цель достигнута, а радости нет. Потому что такой успех — это смерть мечты и надежды. Казалось: вот добьюсь земного благополучия— и вся жизнь преобразится. Однако преображение не состоялось, потому что тоскует душа без Бога, мечется, даже если не знает Его.
Как пишет преподобный Порфирий Кавсокаливит, Христос открывает Себя только в церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи, — не из-за их усилий, но по милости и любви Христа.
В церкви мы становимся одним целым с каждым несчастным, страдающим и грешным. И вершина истины есть святая Евхаристия. Исповедь — это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией.
Важно только каждый раз приступать к Святому Таинству так, будто ты делаешь это в первый раз и в то же время будто это твое последнее Причащение перед смертью. В соединении со Христом в Церкви, через таинства Крещения и Причащения Тела и Крови Его мы получаем в дар Его любовь, причащаемся Его любви, и она живет в нас.
Тому, кто имеет к Нему любовь, обещает Господь исполнять все молитвы. Он обещает пролить в душу его Свою божественную радость, явиться и вселиться в него вместе с Отцом Своим и Божественным Духом, соделав сердце его еще здесь, на земле, обителью всей Святой Троицы.
— Светлая седмица в православных храмах есть как бы один праздничный день — благодатное время для души, когда она может духовно возродиться.
— Святая Церковь, словно несмолкающий колокол, призывает нас вспомнить о дарованной нам Вечности. Идите к Тому, Кто бесконечно любит нас и так много прощает.
Во все дни Светлой седмицы в храмах совершается праздничное Богослужение. Царские Врата открыты во образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
И помните: начать христианскую жизнь никогда не поздно. Господь, как истинный Отец, всегда протянет руку слабому, поможет больному. Просто чтобы встреча с Богом состоялась, нужно распахнуть свое сердце Ему навстречу, стараться делать добро, соблюдать Его Заповеди, прийти в церковь.
Осознав свою немощность, помолимся и покаемся во грехах, попросим Божия заступления. И тогда оно обязательно придет.
Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе, Ваше Высокопреосвященство!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
29.04.2016