Беседы с архипастырем

Праздник Рождества Христова: в двери каждого сердца стучится Господь

Волна ковида повторно накрывает все страны без разбору, растет количество заболевших и ушедших из жизни. Но какие бы жизненные тяготы и болезни нас ни настигали, есть праздники, когда мы радуемся, забывая о грустном. Они отвлекают от земных проблем и возносят душу, преображают ее. Один из них — Рождество Христово. Об этом светлом празднике мы и беседуем сегодня с архиепископом Новогрудским и Слоним-ским ГУРИЕМ.

— Ваше Высокопреосвященство, каждый праздник Святая Церковь предваряет предпразднством. В чем его смысл?

— Церковь-Мать постепенно готовит нас к радостному событию. Например, служба первого дня предпразднства Рождества Христова, которое длится со 2 по 6 января и предваряет сочельник, начинается словами: «Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

    А когда уже наступает сам праздник, Церковь не спешит расставаться с ним, потому и существует попразднство, длящееся шесть дней.

    Нам трудно вместить в своем сознании: Бог стал Человеком во всем подобным нам, кроме греха. Тот, Кто создал пространство и время, необъятную Вселенную с миллиардами галактик, воплотился от Святой Девы и стал Одним из нас.

    С великого события прихода в этот мир Иисуса Христа начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история искупления нашего Богочеловеком. Поэтому даже принятое на всей Земле летосчисление, да и сама история человечества разделяются на «до» и «после» Рождества Христова.

    В рождественские дни в любом православном храме можно увидеть вертеп, который символизирует пещеру, где родился Спаситель мира. Ясли с символическим Младенцем, фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных — все будто переносит нас в те далекие времена в Вифлеем, где рождается Христос — высочайший Дар, принесенный Богом людям. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), — читаем в Евангелии.

    Сюда, в Вифлеем, Иосиф и Мария пришли на перепись населения, поскольку Иосиф был из рода Давидова. И хоть большая часть населения небольшого этого городка состояла из родственников Иосифа, ни в одном доме не нашлось им места. Рождение Младенца Иисуса произошло в полной уединенности, в сокрытости от людских глаз. Так потом и во всей Своей земной жизни Господь нигде не нашел среди людей сердечного приема.

    Люди мало изменились за эти две тысячи с небольшим лет: далеко не каждый отворяет для Христа дверь своего сердца — многим все духовное и возвышенное кажется ненужным и непонятным. Житейские попечения опутали души.

    Между тем дни мелькают один за другим, изнашивается и слабеет с годами тело, а Господь с величайшим смирением терпеливо ждет. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), — говорит Он, обращаясь к нам, грешным, в Евангелии. стучит осторожно, мягко и ненавязчиво. Пусть праздник Святого Рождества умягчит сердца и наполнит радостью от близости Того, Кто так любит нас.

— Господь даровал нам Пречистую Матерь Свою, Которая любовью Своею объяла весь мир. Подобно Сыну Своему, всех жалеет Она и скора на помощь. Почему же, Владыко, и на Ее любовь далеко не каждое сердце откликается?

— Когда в человеке начинают преобладать материальные настроения, жажда наслаждений становится все более требовательной. А чем более мы потакаем телу, тем бесчувственнее и грубее становится сердце, каменея нечувствием.

    Но если мы обращаемся к Матери Божией, Она тихо и прикровенно входит в нашу жизнь. Помощь Ее смиренна и незаметна, как постоянная помощь любящей мамы.

    Старец Ефрем Катунакский пишет, что его духовный отец старец Иосиф Исихаст очень сильно любил Пресвятую Богородицу и от Нее получил великий дар сердечной молитвы. Он удостоился много раз видеть Пречистую Деву в своей земной жизни.

    В одно время многочисленные скорби довели отца Иосифа до полного изнеможения. Он пошел в церковку и со слезами стал молиться Богородице, целуя Ее икону в иконостасе. Затем присел в стасидии и начал уже дремать, как вдруг ощутил Ее присутствие. Случилось чудо! Икона Пречистой засияла светом, и из нее вышла живая Богородица! Божественный Младенец в Ее объятиях сиял как солнце. Матерь Божия поцеловала, и тот исполнился неизреченной радости и благоухания.

— Разве Я не велела тебе уповать на Меня? Почему ты отчаиваешься? — спросила Богородица и простерла Свои руки, чтобы передать ему Сладчайшего Иисуса. Старец, пораженный этим, не смел даже пошевелиться. Тогда Младенец Сам к нему приблизился и погладил по лицу, а отец Иосиф поцеловал Его ручку.

    Всецарица после этого вошла в Свою икону, оставив Свое Божественное утешение старцу и невыразимое благоухание...

    Когда чада спросили старца Иосифа, как достиг он такой милости, что Пресвятая Богородица его поцеловала, он ответил, что более всего остального пытался постичь и исполнить заповедь «познай самого себя».

    «Всего, кажется, труднее познать самого себя, — говорит святитель Василий Великий. — Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков».

    На том берегу жизни нас ждут. И Первая среди встречающих и ждущих — Пресвятая Богородица. Будем же славить Ее и благодарить за любовь к нам, за Ее милости и чудеса!

— В Церкви мы получаем благодать Божию, учимся видеть в жизни главное. Поэтому так важно бывать на Богослужениях, Владыко, приступать к Таинствам?

— Богослужение — самое главное в нашей Православной Церкви. Святое Причащение, совершаемое за Литургией, соединяет Небо и землю. Единение это для нас невидимо, но оно во всей своей красоте предстает перед духовным взором святых.

    Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «К соучастию в служении Литургии призываются на проскомидии все святые, начиная с Божией Матери. Со священником участвуют в служении все святые ивсе Ангелы».

    Преподобный Серафим Саровский во время Божественной литургии сподобился увидеть Господа Иисуса Христа, Который шел по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Благословив всех молящихся, Он вступил в местный образ справа от Царских врат.

    Преподобный Серафим, которого после дивного этого видения увели под руки в алтарь, простоял еще несколько часов, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

    Есть множество и других примеров, когда святым людям было открыто, что вместе с ними служат Небесные Силы. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что когда он служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором, в церкви молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря Исаакий-молчальник. И вот подвижник этот увидел в алтаре в светлом облаке четвертого священнослужителя в блистающих ризах, сияющего необычайным светом.

    После Литургии, когда ученики приступили к преподобному с вопросами о таинственном сослужителе, святой Сергий открыл им, что это был Ангел Божий, сослужащий ему всегда на Литургии.

    Жизнь идет вперед, одно событие сменяется другим, меняются и наши ощущения. Но когда человек отрывается от своих насущных дел и приходит в храм, где пребывает во время общей молитвы, это и есть своего рода жертва. В храме мы приносим словесную жертву благодарения за все благодеяния, для нас совершившиеся, и великое священнодействие Святого Причастия...

— К сожалению, Ваше Высокопреосвященство, многие Богослужениям предпочитают гороскопы. А ведь это весьма небезопасно для духовного здоровья?

— Не прилагая труда по очищению своей души, люди пытаются предугадать что-то из будущего. Поразительно, когда в наши дни человек серьезно заявляет: «Я родился в год тигра!», «А я — огненная свинья!».

    В одной из книг Ветхого Завета есть рассказ, как евреи стали поклоняться солнцу, звездам и луне, то есть занялись астрологией, служили идолам. В Священном Писании эти действия называются «мерзостью пред Богом», изменой, умопомрачением, потому что люди тем самым отвращались от Бога — своего Творца. А Господь отвращался от них.

    Евангелие и в наше время читали не все, а вот гороскопы и астрологические прогнозы — почти каждый. А некоторые и вообще, заставляя квартиру изображениями свиней и крыс, готовы вступить в общение с демонами, прибегнув к известным приемам. И невдомек им, что плата за это — духовное здоровье, часто такие увлечения заканчиваются одержимостью.

    Христос приходит спасти нас. Он делает это, входя в человеческую ситуацию изнутри, и становится Человеком для того, чтобы ответить на все наши нужды. Поклонимся нашему Спасителю в светлый праздник Рождества. Поклонимся и попросим, чтобы Он простил нам грехи, умягчил наши сердца и примирил враждующих!

    Будем молить Господа, чтобы дарованная нам свободная воля творила только добро. Святая Церковь призывает нас стучать с настойчивостью и смирением в дверь Божией Милости и помнить, что главная победа — это победа над самим собой.

    Милости Божией вам, дорогие мои, с праздником Рождества Христова!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

30.12.2020