Беседы с архипастырем

Почему ведется война против Церкви

«Информационная война, которая ведется сегодня против Церкви и ее служителей не сбавляет оборотов», — считает архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. И в отличие от обычных войн такая война связана с технологиями поражения человеческой души. Почему? Потому что Церковь в лице Патриарха, Архиереев, священнослужителей свидетельствует об Истине, призывает к соблюдению Законов Божиих, нарушение которых ведет к масштабным беззакониям и хаосу. Архиепископ Гурий комментирует негативные публикации на сайте «Русской народной линии» о двух белорусских Архиереях и преподавателе Минских Духовных Академии и семинарии, появившееся недавно и объясняет причины появления пасквильных материалов.

   — Ваше Высокопреосвященство, в последнее время СМИ с посто­янством, достойным лучшего при­менения, печатают скандальные материалы о священнослужите­лях Православной Церкви, в том числе и о ее иерархах. Это можно считать частью информацион­ной войны?

   — Безусловно. Но это война не­традиционная, религиозная. Цель ее — духовность. Известный ученый Александр Сергееевич Панарин дает на сей счет точную характеристику: «Классические войны были связаны с технологиями поражения челове­ческого тела, новейшие посткласси­ческие — с технологиями поражения человеческой души, теряющей нравственную и культурную опору».

       Церковь сегодня осталась, пожа­луй, единственным оплотом нрав­ственности и имеет самое высокое доверие в обществе. Она, возвышая свой голос против беззаконий, при­зывает людей к соблюдению Законов, установленных Богом. Ибо нарушение Заповедей Божиих ведет к хаосу и ги­бели, притом не только наших сла­вянских народов, но и, возможно, всей вселенной.

       Церковь в лице Патриарха, Ар­хиереев, священнослужителей сви­детельствует об Истине. И, есте­ственно, противникам Бога очень хочется ее опорочить, унизить, соз­дать неприглядный образ, чтобы бес­препятственно сеять зло.

   — Но ведь, Ваше Высокопрео­священство, чего греха таить, не­которые священнослужители дей­ствительно дают повод для зло­словия — живут не по средствам, занимаются делами далеко не бо­гоугодными...

   — Церковь ведет за собой людей к Богу, ко спасению. Но каждый из ее членов святым быть не может, как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать как целостную структуру и не судить о ней по отдельным людям.

       У Христа было двенадцать из­бранных учеников, и один из них ока­зался Иудой-предателем. Во все вре­мена существовали люди, которые сбивались с пути. Но мерить всех од­ной меркой нельзя.

       Это печально, конечно, еще и по­тому, что дает повод современным мастерам по обработке сознания лю­дей манипулировать такими фактами. Любую проблему в Церкви они искус­ственно раздувают и пытаются воз­действовать на общественное мне­ние, представляя ее служителей людьми корыстными, недостойными. Но надо понимать: истинная причи­на их действий в том, что Церковь очень мешает планам «мировых ар­хитекторов» всякими правдами и не­правдами установить свой, без Бога, порядок на земле.

       Сами посмотрите, сколько храмов действует и строится, сколько людей через Святые Таинства спасается си­лой Божией! Конечно, диаволу и его служителям тошно от всего этого, вот они и стараются опорочить Церковь, вызвать недоверие к ее служите­лям. И все для того, чтобы простые люди, накопив грехов, начитавшись и наслушавшись негатива, не ходили в храм, не каялись, а потом с не­подъемным багажом грехов отпра­вились в Вечность — не вверх, к Богу, но камнем устремлялись вниз. Это и есть главная, конечная цель диавола и его приспешников.

   — Многие, Владыко, не задумы­ваются, что в храм на исповедь они приходят не к священнику, а к Богу, пред Ним очищают душу. Священник же властью, данной ему от Господа при рукоположе­нии, лишь разрешает грехи.

   — Притом, заметьте, Евангелие и Церковь никогда и никому не обе­щали мгновенного избавления от слабостей. При искреннем испове­дании вслух своих грехов пред Богом они лишь дают нам возможность как бы со стороны увидеть себя такими, какие мы есть, со всеми недостат­ками, чтобы постепенно, преодоле­вая пороки, мы продвигались вверх по духовной лестнице.

       Некоторые считают себя воцерковленными уже от того, что одна­жды побывали в храме — в момент крещения, и этого, по их мнению, до­статочно, чтобы рассчитывать на ду­ховную защиту. Но это глубокое за­блуждение. Кто-то может ­дегради­ровать, даже бывая на Богослуже­ниях в храме регулярно.

       Борьба с грехом — это настоящая духовная война с абсолютно реаль­ным и очень сильным противником. И, как в любой войне, есть в ней по­бедители, плененные, раненые и погибшие.

       Святитель Иоанн Златоуст счита­ет величайшей милостью Божией то, что священники, каждый имеющий свою человеческую немощь, судят приходящих к ним. Священник име­ет право не только прощать именем Божиим, но и вязать. Господь дал ему такое страшное право, сказав: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). И никто другой, как священник связавший, разрешить не может. Это забывается, как пра­вило.

       Больному всегда кажется, что вра­чи, поскольку они лечат больных, должны быть здоровыми. А врачи как раз таки болеют порой чаще, чем дру­гие: всякими вирусами, инфекциями заражаются, облучения от совре­менной аппаратуры получают. Так что же, не надо и в больницу ходить, раз врачи болеют?

       Каждому из нас полезно усвоить: это милость Божия, великое Его че­ловеколюбие, что Он дал власть не­мощным людям, которые, сами в чем-то претыкаясь, судят других ми­лостиво. Если бы это делали без­грешные Ангелы, то никто бы, на­верное, не спасся. Потому что Они, ревнители Божии, видя, как мы оскорбляем и прогневляем Господа, не стерпели бы такой наглости люд­ской.

       И великое благо для нас, что мы можем от тяжкого груза грехов из­бавиться в таинстве Покаяния.

   — В интернете, Ваше Высоко­преосвященство, появилась ком­прометирующая статья под на­званием «Активное разрушение церковного сознания и границ Церкви». Она о двух белорусских Архиереях, которые якобы обяза­ли духовенство отпевать римо-католиков и принимать от них за­писки для церковной молитвы.

   — Для меня как для Управляюще­го делами Белорусского Экзархата это удивительная новость. Правда, считать ее достоверной не вижу ос­нований. Однако ничего удивитель­ного в том нет, что в очередной раз кто-то пытается очернить Архиереев.

       Неприятно, конечно, что подобные статьи любыми правдами-неправда­ми размещаются на православных сайтах — для пущей убедительности. А там, очевидно, из-за потока но­востей всю информацию не успевают перепроверить. Так с легкостью и распространяется клевета на Ар­хиереев и священников. Только вот не представляю, как пред Богом потом отвечать будут те, кто ничтоже сумняшеся берет на себя такой грех.

   — Но суть таких сообщений — все же в комментариях. Они со­ветуют прихожанам не ходить в церкви их епархий, организовать пикеты, устроить забастовки, писать жалобы Патриарху — од­ним словом, даются прямые ука­зания к действию.

   — И это только лишнее подтверж­дение: идет информационная война. А наипервейшая цель любой войны — дискредитировав командование, до­стигнуть неуправляемости самой структуры. Ибо там, где нет доверия к руководству, в том числе и к ду­ховному, начинается хаос. Потому и стремятся определенные силы внести раскол — хоть большой, хоть небольшой — в жизнь Церкви.

   — Не так давно, Высокопреосвященнейший Владыко, в интер­нете на «Русской народной линии» появилась и очень грязная статья о преподавателе Минских Духов­ных семинарии и Академии...

   — Да, я читал эту статью. Препо­давателя обвиняют в столь страшных грехах, что такого человека на цер­ковный порог пускать нельзя. Неиз­вестный автор пасквиля, подписав­шийся «редакция сайта», почему-то весьма обеспокоен тем, что герой его измышлений до сих пор не рукопо­ложен.

       На самом деле этот поносимый им преподаватель, имеющий семью, не рукополагается пока потому, что Бог дал ему талант научный, богослов­ский. Вот и трудится человек Госпо­ду на этой ниве. Начни служить свя­щенником на приходе — времени не останется совсем для научной рабо­ты. Он же в настоящее время закан­чивает богословский труд, готовит книгу к изданию.

       Это, конечно, недопустимо, что вот такие «авторы» пристраиваются к православным сайтам вроде «Русской народной линии». Православный сайт это не красит.

     «Не судите... и не осуждайте» (Лк.6:37), — предупреждает нас Гос­подь, ограждая от греха. Ибо пока души наши смертельно больны, мы не можем рассказывать, как себя чув­ствует здоровый человек: сначала нам нужно излечиться самим.

       Если же человек через духовный подвиг, пост, молитву, покаяние, слезы исцеляется духовно, то меня­ется все его существо. Он в каждом начинает видеть образ Божий.

       Мы же, получается, будучи больными духовно, беремся рассуждать, как должны себя вести здоровые. Значит, человек не стал еще Хри­стовым по духу, по жизни.

   — Отсюда можно сделать вы­вод, что для каждого из нас нет ничего важнее покаяния, осознания своей греховности и укрепления в вере?

   — Вера предполагает три ступени: признание бытия Божия, доверие Богу и третья, самая высокая ступень — верность Богу. Все святые призывают нас изучать Евангелие и сле­довать Заповедям Божиим.

       Наша главная задача — стяжание Святого Духа Божия, а Его иначе не обретешь, как через исполнение За­поведей Божиих. Путь трудный, тер­нистый, но очень высокий и бла­гостный.

       Апостол Павел заповедовал нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно мо­литесь. О всем благодарите» (1 Сол. 5:16-18).

       Желаю всем вам, дорогие мои читатели, следовать этому совету Апостола. Тогда уже и в грешной на­шей земной жизни можно будет по­чувствовать себя счастливым.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

31.01.2013