Беседы с архипастырем

Почему так важно празднование Крещения Руси

Закончились праздничные мероприятия, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Какой след оставили они в душах людей и почему веру нашу православную нужно беречь, как драгоценную жемчужину, переданную нам в наследство, - об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

— Ваше Высокопреосвященство, складывается ощущение, что во время празднеств Православие заявило о себе на весь мир — на­столько масштабными и высоко­духовными были торжества в России, Украине, Беларуси.

—  Слава Богу за Его великую ми­лость к народам Святой Руси! Впервые такие грандиозные, все­ленского значения торжества прошли в трех наших братских странах. Не только Предстоятель Русской Пра­вославной Церкви Святейший Патри­арх Кирилл, но и Главы, и предста­вители всех пятнадцати Православных Церквей, которые объединяют более 227 миллионов верующих, вместе с народами России, Беларуси, Украины молились о единстве, мире на земле, укреплении нас в истине. Это величайшая милость Божия, в том числе и к белорусской земле.

     Важной, но уже в другом плане, была и встреча духовных лидеров Мирового Православия с Президен­том Российской Федерации Влади­миром Владимировичем Путиным. На ней обсуждено положение христиан во всем мире и высказана особая оза­боченность ситуацией на Ближнем Востоке.

     Представители высшей духовной власти приняли специальное заяв­ление, подписанное Главами Церк­вей. В нем они призвали враждующие стороны и всех, кто может оказать политическое воздействие, остановить волну насилия и ввести мораторий на военные действия. Необходимо сесть за стол переговоров и выработать ос­новы мирного урегулирования гражданских конфликтов.

—  Высокопреосвященнейший Владыко, сегодня, когда христи­христи­анство во многих уголках земли претерпевает гонения, как же важна наша всеобщая молитва о мире, укреплении людей в вере. И как радостно, что в Минске на Бо­жественной Литургии столько людей молилось вместе с иерар­хами Церкви.

—  В Минск на праздник прибыли около пятидесяти тысяч паломников из всех епархий Белорусского Эк­зархата и из сопредельных госу­дарств. В торжествах приняли уча­стие около восьмидесяти Архипа­стырей.

     А начались они Крестным ходом от храма святой Марии Магдалины к Минскому замчищу. Там под откры­тым небом была отслужена Боже­ственная Литургия, и все это мно­жество людей молилось вместе с ду­ховенством, и соборная молитва возносилась ко Престолу Божию.

     Да, это очень важно для наших на­родов сегодня, когда решаются судь­бы мира, — вспомнить, что Создатель рядом и щедр на милости, обратить­ся к Нему, испросить Его помощи. Великую молитвенную благодать ниспослал Господь на Беларусь. В едином духовном порыве явственно ощущалось, что всех нас роднит вера православная, общность христианского братства.

     Нет сомнения, что это событие принесет благой плод, ибо дает нам всем повод прийти к единству, а не к разобщенности. Оно призвано по­служить дальнейшему расцвету цер­ковной жизни в странах канониче­ской ответственности Русской Пра­вославной Церкви, укреплению нравственных основ братских наро­дов, получивших Святое Крещение в Днепровской купели, и сохранению духовного единства между нами.

 Высокопреосвященнейший Владыко, современному человеку трудно осмыслить весь путь ста­новления веры со времен Креще­ния Руси. Но следует признать: все мы свидетели тому, как за четверть века от глухого безбо­жия возрождалось Православие на нашей земле, как приобретало авторитет в обществе...

—  Это и оспаривать никто не мо­жет. За минувшие годы без целево­го финансирования, заметьте, по­строено множество храмов, около восьмисот монастырей возрождено. Цифры просто поражают: всего за двадцать пять лет Русской Правос­лавной Церковью по всему миру по­строено двадцать пять тысяч храмов. Это значит, строилось по тысяче храмов в год или три храма в день! Мировая история не видывала по­добного духовного возрождения. По человеческим меркам такое просто не­мыслимо, это настоящее чудо Божие.

     И посмотрите, на каком фоне шло это грандиозное и стремительное возрождение, какие «ценности» неу­станно насаждались и насаждаются в мире: убийства, дикий разврат, всевозможные извращения. Каза­лось бы, как можно пробиться ду­ховности через этот содом? Но, вы же видите, вопреки всему Церковь жи­вет, возносятся молитвы, монасты­ри возрождаются, люди несут подвиг служения Богу. Своими силами ве­дется строительство храмов.

     Взять хотя бы наш епархиальный Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь: еще пять-шесть лет на­зад до него нельзя было добраться по весне, когда разливался Неман, на лодке разве только. Сегодня уже мост хороший построен через реку, обитель ожила, много паломников приезжает. И таких примеров мож­но привести немало.

     Нам дано воочию убедиться, что Господь - Хозяин истории. И Он по­зволяет нам быть соучастниками Бо­жественного строительства - это милость Его великая к нам и, еще раз повторю, несомненное чудо.

     К счастью, сегодня многие тя­нутся к вере, храмы не пустуют. Встречаясь с людьми, я поражаюсь вновь и вновь, что и в миру некото­рые живут очень высокой духовной жизнью и никакая нечистота их не касается.

—  И в том, Владыко, есть за­слуга храмов и монастырей: ведь человек огромную духовную поль­зу получает от соприкосновения со святынями. Это великая от­рада для души в наше непростое время.

—  А когда времена были просты­ми? Всегда жить по вере было труд­но - грешить куда легче.

     Наше время отличается лишь тем, что больших высот достиг техниче­ский и научный прогресс, а вот гре­хи и добродетели остаются неиз­менными во все времена. И право выбора пути остается неизменным для каждого человека.

     Господь призывает нас к Себе не­навязчиво, по-отцовски, но нам дано своей волей решать, по какой доро­ге идти. Мы сами обрекаем себя или на радость, или на муку.

—  Сегодня те, кто чего-то до­стиг в материальном плане, как правило, предпочитают жить ради себя, и чужие невзгоды их не волнуют. Но в конце концов не себя ли обрекают они на муку своим равнодушием?

—  По свидетельству Евангелия и святых отцов, на Страшном Суде в первую очередь Господь обратит вни­мание на то, совершал ли человек дела милосердия. Это очень важно: ведь делами добра умягчается серд­це. При трудностях современных по­мочь нуждающимся людям - значит, снискать на себя благодать Божию, если, конечно, делается добро от чи­стого сердца.

     Кстати, греческое слово «элиос», которое мы переводим как «мило­сердие», заключает в себе куда бо­лее широкий смысл: это не только сострадание, но и вера, верность, преданность. Без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.

     Тот, кто очень хочет избавиться от окамененного нечувствия, не должен ни на минуту забывать о веч­ной жизни, чаще приводить себе на память муки грешников в аду, кото­рые никаким человеческим языком не описать. Православие именно об этом и напоминает нам, что не вся­кому по душе. Мэр столицы Исландии Йон Гнарр, например, высказался так: православие - это страшно.

     Конечно, страшно для тех, кто жи­вет временным. Ум и сердце бедных тружеников суеты наполнены жи­тейскими хлопотами, и даже одна мысль о Вечности, как яркий луч солнца, будоражит совесть, откры­вает больной душе состояние ее. Не тем ли более надобно заботиться нам, как спастись от вечных мук? Ведь время перед лицом Вечности - лишь мгновение...

—   Высокопреосвященнейший Владыко, люди часто интере­суются, спасутся ли не правос­лавные. Например, сектанты уве­рены, что они попадут в рай.

—   А вы спросите сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, - пре­подобные? Их нет у них, да и быть не может. Ведь сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не есть святая, если не являет святых угодников, не освящает лю­дей. Их вера не есть чудотворная, если не имеет она своих чудотвор­цев. Их вера не есть спасительная, так как никого не свершила препо­добным. И, конечно же, их вера не Христова, потому что не на Кресте Христовом основана.

      Но судить всех будет только Гос­подь. Он никому не дает права на это. Наше дело - жить по Его Запо­ведям, вершить добрые дела, бла­годарить Его за то, что мы - пра­вославные. Не спать духовным без­мятежным сном, а встрепенуться и всю волю, ум и сердце направить на то, чтобы жить по-христиански и творить богоугодные дела.

      Сегодня в мире много зла: распа­даются семьи, убиваются чада во чреве матери, многие молодые люди погрязают в пьянстве и наркомании. Без веры в Бога не одолеть ни обще­ству, ни конкретному человеку эти по­роки. Лишь Господь повернувшимся к Нему готов простить грехи и подать благодатную помощь. Он милует не только отдельного человека, но даже целые племена и народы, если в них славится имя Его Святое.

      Почему так важно празднование Крещения Руси? Потому что народы наши, имеющие одну веру, историю и культуру, не могут позволить себе порушить духовное единство, с дав­них времен хранимое благодатной Божией силой.

      Дай Бог всем нам утверждаться в Евангельской Истине и дорожить верой нашей православной.

      Христианский Евангельский за­кон - это не просто совокупность ка­ких-то Заповедей и правил, опреде­ляющих каждый шаг человеческой жизни. Христианский Евангельский закон есть прежде всего животво­рящий нравственный дух, который в разных проявлениях исходит из од­ного основного начала - Любви. Вот и давайте все к ней стремиться.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

31.07.2013