Почему нужно усиленно молиться об усопшем на третий, девятый и сороковой день
Проводив человека в последний путь, мы, беспокоясь о его загробной участи, начинаем усиленно молиться. 20 февраля, на сороковой день, Синод Белорусской Православной Церкви, священнослужители и прихожане храмов молились об упокоении митрополита Филарета (Вахромеева), Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Почему христиане должны усиленно молиться на третий, девятый и сороковой день о почивших, рассказывает наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископ Новогрудский и Слонимский ГУРИЙ.
— Ваше Высокопреосвященство, все знают, что на третий, девятый и сороковой день нужно особенно молиться об усопшем. Но не всем известно, что же происходит с душой в эти дни?
— Земная наша жизнь — всего лишь мгновение по сравнению с Вечностью, которую душа проведет после смерти тленной плоти.
Все, что душа делала доброго и худого, с ней и остается. Поэтому для нее с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как жил усопший на земле.
Скорбят родные и близкие об уходе его в мир иной. Но нужно знать, что душа усопшего еще не покинула землю в течение двух первых дней после смерти. Добродетельная душа обычно вместе с Ангелами, которые рядом с ней, бывает, где хочет, в тех местах, в которых имела обыкновение творить дела добра и веры.
Бывает, как учат нас святые отцы, душа, привыкшая к своей телесной оболочке, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором оно положено. Как же бывает страшно, непривычно ей в таком необычном состоянии! Она видит и слышит всех, кто у гроба, обращается к плачущим, пытается вернуться в тело, но, увы, ее время пришло. Потому важно читать Псалтирь, совершать литии — ведь только молитва успокоит мятущуюся душу.
В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых, — Господь наш Иисус Христос — повелевает в подражание Его Воскресению вознестись душе на Небеса для поклонения Ему. Поэтому и установила Церковь совершать в третий день молитву за душу.
— Как страшно предстать пред Богом, Владыко, если виновна душа в грехах и приходит понимание, что уже ничего не изменить...
— Да, там уже ничего не изменить. Покаяние возможно только здесь, на земле, для чего милосердный Господь и оставил нам Святые Таинства, возможность очиститься от грехов идаже уподобиться святым. Ну а если не очистились, то там при виде наслаждений Богу угодивших начинает душа безутешно скорбеть и укорять себя.
После поклонения Ему Бог повелевает показать душе благодатные обители святых и красоту Рая. Все это рассматривает она шесть дней, замирая от восторга, прославляя Создателя. Душа наслаждается невообразимой красотой, созерцая все прекрасное, что есть там, забывая скорбь земную, которую имела, будучи в теле.
После шести дней, увидев все радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Поэтому Святая Церковь совершает в девятый день поминовение на Божественной литургии, панихиду и приношения за усопшего.
У каждого человека на земле есть возможность покаяться в своих грехах и начать изучать Евангелие, чтобы исправиться, привести мысли в согласие с тем, что в нем написано. Но, к сожалению, не все в этом преуспевают.
Поэтому в девятый день родственникам усопшего, друзьям и близким нужно особенно усиленно молиться за него, прося Господа о милосердии и прощении грехов.
— Но ведь не только Рай, Ваше Высокопреосвященство, показывают новопреставленной душе?
— Да, после девятого и до сорокового дня Ангелы показывают душе место вечных мучений. По этим местам она витает тридцать дней, трепеща от ужаса, боясь быть осужденной и здесь оказаться.
Прозрение неминуемо наступает: попав в ад, она никогда не сможет успокоиться, шанса покаяться перед Господом нет, останется лишь терпеть нескончаемые муки и сокрушаться отом, что земная жизнь прошла никчемно.
В сороковой день душа еще раз возносится на поклонение к Богу, и тогда уже Судия Праведный определяет приличное ей по делам ее место. На сороковой день неприкаянная душа наконец-то узнает, куда попадет — в ад или в Рай.
Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «посты», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Как пишут святые отцы, бесы ликуют и торжествуют, если уловили душу в нераскаянном грехе.
Душа же человека, который старался жить по заповедям Божиим и уставам Святой Церкви, безболезненно проходит эти «посты» и после сорокового дня получает место временного упокоения.
Как ни печально, но многие сегодня все больше пекутся о теле — как получше его нарядить, пропитать, подлечить, ублажить. А забытая и заброшенная душа наша страдает, безуспешно стараясь напоминать о себе голосом совести. Много в ней разного хлама накопилось, освободиться от которого можно только покаянием.
— Некоторые люди, Высокопреосвященнейший Владыко, сомневаются в том, что есть Рай и ад, говоря, что никто оттуда не возвращался, а потому никто и не знает, что нас ждет после смерти...
— Для таких сомневающихся прозрение бывает страшным. Ведь для большинства людей Господь наш Иисус Христос и Церковные Таинства просто не входят в сферу их интересов, не вызывают даже элементарного любопытства. Над учением Церкви о Царствии Божием, Страшном Суде и вечных муках они даже порой иронизируют.
Но известны примеры, когда многие угодники Божии еще при жизни были восхищены в Рай — селения, уготованные праведникам. Некоторым же были для назидания показаны и адские обители. И это не сны, не созерцания, а подлинное зрение миров иных.
Одним из учеников преподобного Василия Нового (ок. 944) был Григорий. По молитвам своего учителя сподобился он побывать в загробном мире и оставил нам свои видения Страшного Суда.
«..Когда в третий раз протрубили золотые трубы, все мертвые ожили. Моря, реки, озера, болота, леса возвратили тех, которые погибли в них. У одних людей лица были ясные, сияющие, у других — подобны морской волне, у иных — как солнце блистающее. И у каждого на челе была надпись: “святитель Господень”, “проповедник Божий”, “Апостол Христов”, “исповедник”.
Каждый был осенен той добродетелью, которой был славен на земле: милостивый и добрый, смиренный сердцем, миротворец, положивший душу за други своя. И много других добродетелей было написано на челе у восстающих из мертвых.
Также были надписи и другие: злоба, лукавство, нечистота, скупость и разные другие грехи и беззакония.
Написано это было, казалось, над головами. Согрешившие же и без исповеди скончавшиеся казались с виду скверными и нечистыми, с темными мрачными лицами. Итаких было много.
У одних лица были подобны земле, смешанной с пеплом, у других они казались изгнившими, и черви ползали по ним. У некоторых лица были черные, цветом подобные коже ехидны, другие были покрыты гноем смердячим с ног до головы. Ивсе они говорили: “Горе, горе нам! Это есть последний день, день пришествия Христова, о котором мы знали еще до смерти нашей, и теперь восстали, чтобы получить по делам своим”.
И оказались одни по правую сторону, в сиянии Славы Божией, другие, стоявшие по левую, были ввергнуты в озеро огненное, где плач и скрежет зубов. Они мучились и изнемогали в страданиях, оттуда был слышен плач, вопли и рыдание.»
Не правда ли: ужасающее видение предстало Григорию? Прежде Божия определения человек сам все поймет и окажется в своем собственном аду. Когда его вдруг осенит, что все в жизни было неправильно и второго шанса никогда не будет, а совесть жжет изнутри нестерпимым огнем — вот это и есть самый жуткий ад.
— Физическая смерть — отделение души от тела. Но куда страшнее, Владыко, смерть духовная. Это отделение человека от Бога и есть вечная смерть?
— Такое и представить жутко — человек навеки отделен от Бога... Да, смерть тела по сравнению с этим отлучением от Источника Жизни ничто. Это значит добровольно ввергнуть себя в ад.
Преподобный Серафим Саровский говорит о бесах, которых пришлось ему лицезреть: «.они так гнусны, что человек, не освященный и не исполненный вполне Духом Святым, не может и видеть их очевидно, ибо может умереть от ужаса». И вот представьте себе, если бы пришлось своей безбожной, греховной жизнью заслужить себе такую Вечность — оказаться в аду.
За деньги Вечность не купишь, соружием — не завоюешь. Ее мы можем только заслужить своей жизнью земной — или бесконечную радость с Богом, или мрак и скрежет зубов сЕго противником. Мы, как правило, отгоняем мысли о собственной смерти, так как наличие в нас бессмертной души дает еще в земной жизни ощущение, что мы будем жить всегда.
Но, как писал святитель Феофан Затворник, память Божия — вот главное, в чем надо упражняться. Это одна из великих добродетелей. Кто помнит о смерти, тот будет бояться грешить, зная, что за этим последует наказание.
И что характерно: ни чины, ни звания, ни успешный бизнес, ни награды там значения не имеют. Ведь, как читаем в Евангелии, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15).
Пока мы живы, дорогие мои, можно еще покаяться в грехах. Господь милосерден, долготерпеливо сносит Он наши беззакония и ждет покаяния. Нет грехов непрощаемых, есть грехи нераскаянные.
15 марта начинается Великий пост— благодатное время для души, особое время покаяния и молитв. Когда человек искренне, от сердца кается и старается не грешить — он выздоравливает и духовно, и телесно. Если каются в семье муж, жена, дети — выздоравливает и становится крепкой семья.
Да, жизнь по заповедям Божиим нелегка, но если мы понудим себя жить по-христиански, как радостно бывает тогда на душе. Ведь Рай можно ощутить уже здесь, в земной жизни.
— Спаси, Господи, Вас, Ваше Высокопреосвященство, за содержательную беседу о главном.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
24.02.2021