Почему мы не переходим на григорианский календарь
Слова Папы Римского Франциска о намерении вернуться к единой традиции расчета празднования Святой Пасхи Христовой с православными прозвучали для многих неожиданно. Как к подобному предложению понтифика относиться православному христианину и почему для православных так важен юлианский календарь? Об этом мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, а какова официальная позиция Православной Церкви в этом вопросе?
— Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, думаю, ответил на него достаточно определенно: «Если Римско-Католическая Церковь намерена отказаться от Григорианской пасхалии, введенной ею в XVI веке, и вернуться к древней, Александрийской, которая использовалась в эпоху, когда Церковь Востока и Запада была единой, и доныне используется православными, — такое намерение можно только приветствовать. Если же некоторые журналисты верно передают слова Папы о том, что дата Пасхи должна стать «фиксированной» и не связываться с первым полнолунием после весеннего равноденствия, как установил почитаемый и на Востоке, и на Западе Первый Вселенский Собор еще в 325 году, — такое предложение, безусловно, является совершенно неприемлемым для Православной Церкви».
— Но почему неприемлемым, Ваше Высокопреосвященство? Некоторые недоумевают: почти весь мир перешел на григорианский календарь, а Православная Церковь с глубоких веков христианства никак не хочет обновиться и все еще использует юлианский?
— Для этого есть очень важное основание. На Первом Вселенском Соборе было установлено каноническое правило, согласно которому Православная Пасха никогда не должна совпадать с иудейской. Был составлен Символ веры и определен поря-док празднования Пасхи. И разве можно отойти от проверенных веками церковных правил в угоду времени и человеческим измышлениям?
В то далекое время в ходу был юлианский календарь, составленный астрономами при императоре Юлии Цезаре за 46 лет до Рождества Христова. Он словно специально создан для Православной Церкви, ибо как нельзя лучше размещает в себе весь круг христианских праздников и постов. Этот календарь имел определенную цикличность, повторяемость — условие, необходимое для определения дня празднования Пасхи.
Римский же Папа Григорий создал другой календарь, так называемый григорианский, уже спустя много столетий, в XVI веке. Его тотчас приняла Католическая Церковь, а затем и протестантский мир.
Но для Православия такой календарь совершенно непригоден, потому что пасхалия григорианского календаря расположена так, что Пасха в некоторые годы в нем совпадает с иудейской. Он прямолинеен и упрощен, пасхальный круг, называемый Великим индиктионом, в нем разрушен. Вот поэтому юлианский календарь и по сей день остается великим сокровищем Православной Церкви, которое необходимо беречь.
Стремиться же к модернизму не в правилах нашей Церкви: ведь мир с неимоверной легкостью меняет даже свои идеалы, а не только календари. В годы Французской революции, например, был введен республиканский календарь, при советской власти перешли на пятидневки, сегодня почти во всем мире действует григорианский календарь.
Но я искренне надеюсь, что Церковь Православная, не поддаваясь веяниям времени, его политическим запросам и все более «прогрессирующим» решениям, будет продолжать жить по своему веками проверенному церковному времясчислению.
Это очень важный элемент церковного Предания, который необходимо изучать, ценить и хранить, даже если он вызывает у кого-то непонимание и неприятие.
— Но, Высокопреосвященнейший Владыко, ведь и у нас тоже были попытки использования григорианского календаря. Почему же не удалось на него перейти?
— Потому что при таком переходе сразу нарушается множество канонов: в григорианском календаре отсутствует цикличность, нет должного соответствия между событиями ветхозаветными и новозаветными, нарушается ряд соборных определений и церковных установлений, в частности Богослужебный Устав, изложенный в Типиконе.
Так что не так это просто — провести календарную реформу в Церкви, хоть пытались уже это сделать не раз. Такая реформа, кстати сказать, является одним из главнейших условий радикальной реформации Православия.
В 1923 году на обновленческом лжесоборе было принято решение перейти на новый (григорианский) стиль. Но верующие люди по-прежнему продолжали отмечать праздники по юлианскому календарю и не посещали храмы в праздничные дни по-новому. Григорианский стиль у народа нашего не прижился.
А народ и есть хранитель Православия. Он не принял антиканонических новшеств в Русской Патриаршей Церкви, и, несмотря на принуждение большевиков, Церковь наша сохранила доселе свой календарь и тем самым Церковное Предание.
— Радетели за переход на новое церковное времясчисление мотивируют тем, что весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием.
— Но уж совершенно точно оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Говорить о точности времени вообще невозможно — существуют лишь условные его отсчеты и ориентиры. Точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она изменяется, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново.
Вообще надо сказать, что время — неуловимая субстанция и может быть выражено, зафиксировано только через символы. Юлианский календарь — это, как точно заметил известный современный богослов архимандрит Рафаил (Карелин), иконографическое, а не астрономическое выражение времени. А Пасха Христова — событие духовное.
В Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь. Заметьте: по православному календарю снисходит! Так какое нам еще нужно свидетельство?
— Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал об опасностях, которые стоят перед Православной Церковью. Одна из них как раз и есть переход на новый церковный календарь, то есть григорианский.
— Об этом говорили и многие святые. По словам святителя Марка Эфесского, никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов.
Кроме того, что чрезвычайная простота календаря юлианского составляет его научное преимущество перед всякими исправленными календарями, при сегодняшней всеобщей нашей деградации подобного рода перемены ни к чему хорошему не привели бы. Они могут лишь принести противостояние в обществе.
«Враг старается разрушить здание нашей веры, — предупреждает преподобный Паисий Афонский. — Однако мы все понесем частичку ответственности за разрушение: и те, которые вытаскивают из стен камни, и те, которые не делают благочестивой попытки удержать готовое обрушиться строение».
Святому старцу в своей жизни пришлось поменять много калив. «Иногда, приходя на новое место, я что-то менял, — рассказывает он. — Заколачивал «ненужные» двери, выдергивал «лишние» гвозди... но потом пришел к убеждению, что все, что сделано прежде, имеет какой-то смысл.
Поэтому, придя в какую-то новую каливу, я уже не меняю ничего из сделанного моими предшественниками, даже если испытываю от этого какие-то неудобства. Я не вытаскиваю из стен ни одного гвоздя. Ведь тот, кто жил на этом месте до меня, вбил их туда, проверив это практической необходимостью. Самое важное — держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство».
Будем же и мы с вами, дорогие читатели, хранить богатство, накопленное веками и оставленное нам предками. В том числе и церковный календарь, который с древних веков был не просто счетной линейкой времени, а философским, религиозным осмыслением и отражением жизни.
— Спаси, Господи, Владыко, Вас за беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
27.06.2015