Пасха Христова -- свидетельство безмерной, ничем не побеждаемой любви Божией к роду человеческому
Мы находимся в преддверии Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. О том, с чем подошли мы к этому великому событию, которое святые Апостолы ставят критерием истинности всего христианского учения и духовной жизни, наша беседа с управляющим делами Белорусского Экзархата, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, заканчивается Великий пост — время духовных трудов и особых искушений. Какой была эта дорога лично для Вас, Владыко?
— Для меня время Великого поста было особенно напряженным в связи с назначением управляющим делами Белорусского Экзархата. Прибавилось работы, дополнительно пришлось исполнять новые обязанности и о душе забывать тоже было нельзя, поэтому пост пролетел в трудах незаметно. Но вот он заканчивается, и с наступающей Пасхой Господней хочется поздравить верующих Новогрудской епархии и всей Беларуси. А после Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы грядет совершенно особая пора в жизни Церкви — время великой радости о Воскресшем Спасителе. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг нашего спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть Воскресение и Жизнь.
Праздник Пасхи был установлен уже в апостольские времена. Древняя Церковь соединяла в нем два воспоминания — о страданиях и Воскресении Спасителя, и, таким образом, празднование длилось две седмицы. Первая называлась Пасха Крестная, или Пасха Страданий, она предшествовала дню Светлого Христова Воскресения. Вторая именовалась Пасха Воскресения и следовала уже после него. Привычные нам наименования — Страстная и Светлая седмицы — ввел в обиход Никейский Собор, а сам день Воскресения Христова стал называться Пасхой.
В Светлую седмицу Богослужения совершаются по пасхальному чину, словно преумножая торжество, чтобы мы с вами почувствовали, как значительно и велико это событие — Воскресение Христа, Который не только пострадал за нас и кровью Своей искупил наши грехи, но и как Всемогущий Бог воскрес и уверил, что искренне следующего за Ним каждого христианина «Я воскрешу в последний день» (Ин. 6:44). Грехопадение Адама разделило естество человека: ум, воля и сердце стали враждовать друг с другом, про-изошло умерщвление самого существа человеческого. Чтобы мы были способны к жизни с Богом, имели в душе своей мир Божий и другие дары Святого Духа — любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, — нужно постараться умертвить страстные помыслы, возникающие под бесовским воздействием, и всякие греховные устремления. А это возможно, лишь воссоединившись с Воскресшим Христом внутри своего сердца. Так что Господь не только пострадал за нас, не только снял с нас вину, омыл от греха первородного и от наших личных грехов, но и даровал возможность обрести Царствие Божие уже здесь, на земле. И если мы усердно будем следовать за Ним, нести свой крест, подражая Христу в меру своих сил и даров, то вместе с Ним и прославимся.
— Ваше Высокопреосвященство, главная цель духовной жизни — воссоединение с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубинах сердца. Наверное, поэтому святитель Григорий Богослов и рекомендует праздновать Пасху не по-мирски торжественно, а по-Божиему премирно?
— Да, порой о главном в праздничной суете мы и забываем. Пасха Христова — это даже не историческое событие, а онтологическое, которое дает нам причастие благодати Христова Воскресения. Как учат святые отцы, для этого требуется очищение и телесных, и душевных чувств. Иначе встреча с Богом не произойдет. Один Господь знает, чем полнится душа человека икакими внутренними подвигами в Великом посту он пришел к святой Пасхе Христовой. Бывает, что даже люди, занимающие высокие посты, с утра до ночи без выходных проводящие время в мирских трудах и заботах, удивительно глубоко переживают евангельские события, а внутренняя жизнь их очень насыщенная - мне приходилось с такими встречаться. Но все же чаще устремляемся мы ко внешнему — куличам, крашеным яйцам , щедрому застолью... И это внешнее Церковь не отвергает, но не оно главное. Однажды у старца Паисия Афонского молодые люди спросили, почему на Пасху, праздник великий, у них на душе кошки скребут? На что старец ответил примерно так: «У вас батарейки разрядились. Вы больше внимания стали уделять внешнему веселию и потеряли ту благодать, которую за пост приобрели». К сожалению, и такое случается. Потому нужно помнить, что цель, к которой христианин должен неустанно стремиться, — это внутреннее преображение души, возрождение ее, очищение от греха, чтобы благодать могла войти в сердце, принести мир Божий — великий дар Господа человеку. Насколько человек постигает христианство и живет по Заповедям, настолько сердце его и вмещает.
— Церковь Христова во все времена была гонима. Но в наши дни, когда главной ценностью в мире объявлена свобода, это неприятие порой доходит до безумства: иногда представители других религий, увидев нательный крестик, готовы убить человека — такую он вызывает злобу и отторжение. Что это, Ваше Высокопреосвященство, если не признак глубокого духовного кризиса?
— Да, гонения христиане претерпевали во все времена. А сейчас этот процесс только обостряется, ибо во всем мире идет отступление от Бога, усиливается равнодушие к вере предков. К тому же возрастают увлечение всякой нечистотой, поклонение греху. К великому прискорбию приходится отмечать, что сегодня христиане вынуждены покидать мусульманские страны, ибо за веру во Христа там убивают. И не только в мусульманских странах замечены гонения на христиан. В Британии, например, где всячески поощряется ношение гей-символики, парламент позволил работодателям запрещать своим сотрудникам появляться на службе с нательным крестиком. Так что мир все больше уходит от Бога во тьму, место страданий. Но Господь ведь и предупреждает нас в Евангелии, что всему этому надлежит быть. Для христианина это сигнал, чтобы он не расслаблялся, а умолял Господа даровать силы перенести испытания, не отречься от Него. Пострадать за веру — этого еще надо сподобиться.
— Сегодня и в России произошел беспрецедентный случай — некая панк-группа с вызывающим названием Pussy Riot совершила кощунство в Храме Христа Спасителя. Как такое могло произойти, Владыко?
— Не это печалит: духовно поврежденных людей в наше время немало. Показательно другое: тут же появились их защитники, которые стали устраивать пикеты, круглые столы. В них приняли участие даже известные политики Навальный и Немцов. Радио «Эхо Москвы» выступило в защиту участницы группы Толоконниковой, которая, по его мнению, «спела что-то не то в православном храме». Брошен пробный камень: как народ отреагирует? Может, пора анархию вводить? Тысячи и тысячи людей приходили в Храм Христа Спасителя поклониться Поясу Пресвятой Богородицы — и вот, похоже, бесовская злоба за это излилась через несчастных девиц. Жаль их, не ведающих, что свои души так осквернили. У одной и ребенок есть. За все же нужно будет отвечать пред Господом — на земле или в Вечности. Дай Бог, чтобы как публично они вознесли хулу, так публично и принесли покаяние. Для этого требуется совсем немного — лишь смирить свою гордыню для своего же блага.
Однако все нечестивые выпады блекнут в свете приближения Великого Праздника — Воскресения Христова. «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Слово Божие сотворило бесконечную Вселенную, а Господу плевали в лицо, бичевали, терновый венец возложили — трудно даже представить эти нечеловеческие физические страдания, не говоря уже о духовных: все грехи мира Христос взял на Себя добровольно ради нашего спасения. А Воскресение — это как знак победы, победы над злом, над смертью, вечными страданиями человека. Все мы ходим по зыбким волнам житейского моря, колеблемого и возмущаемого различными превратностями. Самые сильные превращения в жизни нашей совершаются неожиданно, внезапно. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что все мы находимся в преддверии ада на земле. Только одни восходят по лестнице, которая спущена Богом, а другие в безумии бросаются в пропасть, чтобы вечно мучиться. Пасха Христова свидетельствует о безмерной, ничем не побеждаемой любви Божией к роду человеческому. Накануне Светлого Воскресения Христова я хочу пожелать всем христианам, чтобы сердца их стали способными к получению радости духовной. Если мы облечемся в добродетель христианской любви, будем приносить обильные плоды ее — значит, мы являемся последователями Христа. Жизнью и смертью своею поклонимся Святому Христову Воскресению, чтобы весь мир мог вместе с нами сказать: «Воистину Воскресе Христос!».
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал священник Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
11.04.2012