«Отнесемся с христианской любовью»: проблема беженцев из стран Ближнего Востока
Не иссякает поток беженцев. На вопрос, как правильно к ним относиться, архиепископ Гурий отвечает без раздумий: «По-человечески. Они попали в беду, спасаются от ужасов войны, разгула банд, от разрухи. А значит, нужно сострадать и прежде всего думать о помощи им. Ведь мы христиане. А, значит, жить нужно по Божиим заповедям и никак иначе. «Просящему у тебя дай, от хотящего занять у тебя не отвращайся», «Если имеешь две рубашки, отдай одну из них неимущему» (Мф. 5:42)…
— В Европе, Ваше Высокопреосвященство, поток беженцев не иссякает. Как, на Ваш взгляд, будет правильно к ним относиться?
— По-человечески. Они попали в беду, спасаются от ужасов войны, разгула банд, от разрухи. А значит, нужно сострадать и прежде всего думать о помощи им.
И есть, нужно сказать, люди с чутким, добрым сердцем. Один американский миллионер, например, купил корабль и в Средиземном море спасает беженцев. Вылавливает из воды людей, которые на лодках пытаются добраться из разрушенной Ливии в Европу. Этому миллионеру, 34-летнему Крису, удалось спасти уже около десяти тысяч человек. И такое занятие, как вы понимаете, прибыли ему не приносит.
А норвежский миллиардер бесплатно предложил беженцам пять тысяч ночевок в отелях...
Похищения христиан, насильственное обращение в ислам, изуверские пытки, публичные казни и массовые захоронения — таковы деяния радикальных исламистов на Ближнем Востоке. И что же остается делать матерям с маленькими детьми на руках, которые умирают от пуль,голода и холода? Всеми возможными способами они стараются спасти их.
Из стран Арабского Востока самой несчастной оказалась Сирия — жемчужина, сердце арабского мира. Теперь там тысячи и тысячи убитых и замученных людей (в большинстве это христиане), разрушены древние святыни, осквернены храмы и монастыри...
— А в начале сентября на турецком берегу Эгейского моря было обнаружено тело трехлетнего сирийского мальчика... Фотография под названием«Человечество, выброшенное на берег» потрясла мир...
— Эта скорбная фотография ребенка совершенно поменяла отношение европейцев к беженцам. Многие вспомнили о своих гуманитарных принципах, которые всегда провозглашали, и о заповедях Божиих.
«Просящему у тебя дай, от хотящего занять у тебя не отвращайся», «Если имеешь две рубашки, отдай одну из них неимущему» (Мф. 5:42) — эти евангельские призывы прописаны в душе каждого человека. И стало уже просто стыдно рассуждать о «столкновении культур» или «угрозе идентичности».
Беженцы из проблемы превратились в обычных людей, которым нужна помощь.
Хоть и не все политики относятся к беженцам лояльно, но все же стали договариваться между собой и принимать срочные меры для их спасения. Дрогнули сердца отцов и матерей, Европа со всей остротой осознала единство человечества и повернулась лицом к нуждающимся. Главы стран ЕС ищут выход в упорядоченном расселении приезжих. Общественность, увидев фото погибшего ребенка, считает сегодня постыдным думать о своем благополучии и привычном комфорте жизни.
И это правильно, это по-евангельски. А когда мы поступаем по Божественной правде, нас благословляет Бог.
— В любой трагедии, Ваше Высокопреосвященство, больше всех страдают дети. И это самое болезненное.
— Господь попускает такие скорби, чтобы изменить наши души, пробудить чувство сострадания, встряхнуть нас, чтобы вспомнили мы о том, что в этой короткой земной жизни нужно спешить делать добро.
И нам тоже нельзя оставаться просто зрителями, следует подумать, чем и мы с вами можем помочь нуждающимся. Хоть немного, в меру возможностей каждого, но нужно стремиться к жертвенной любви, а не к эгоистичной жизни для себя.
«Суд без милости не сотворившему милости» (Иак.2:13), — предупреждает нас Господь в Священном Писании, относя наши поступки к ближнему лично к Самому Себе, побуждая творить дела добра. В свое время Он напомнит нам об этом. На Страшном Суде вопросы Христа будут вроде бы совсем простые: накормил ли, напоил ли, когда Я жаждал, посетил ли в темнице?
И нет, думаю, человека, который бы хоть раз в жизни не сделал доброе дело. Только вот весь смысл судных вопросов Господа в другом: пожалел ли ты от всего сердца, несмотря на все свои «обстоятельства и причины», другого человека?
Ведь Богу важно даже не само по себе доброе дело, которое человек совершил, а насколько сердце стало милосердным.
— Некоторые считают, Высокопреосвященнейший Владыко, что дела милосердия и милостыня — это удел людей, живущих в достатке, тех, кто имеет чем поделиться. Но ведь это ошибочная точка зрения?
— Конечно, ошибочная. На сей счет вспоминается такая притча.
В одном селе жила многодетная семья. Мать и отец в поте лица трудились с утра до вечера, но все никак не могли из нужды выбраться: дети ходили полуголодные и полураздетые. У других жизнь сносная, а у них все плохо! Вот и пришлось им обратиться к благочестивому старцу в пустыне. И когда старец с ними побеседовал, то выяснил, что, оказывается, такая бедность им была попущена Богом за то, что они добрых дел не творили. Не потому, что не хотели, а от бедности, объясняя нуждающимся: «Мы даже свою семью прокормить не можем. Как же тогда еще кому-то давать?».
А старец им сказал: «Нет, вы поступаете не по-Божески. Все равно должны десятую часть отдавать Господу. Господь ни в чем не нуждается, нуждаемся в этом мы. Если воду в кране не сливать, она испортится и заржавеет. Нужна отдача».
Послушались родители старца, пришли домой и стали готовить скудный обед для детей. Затем часть обеда отдали тем, кто имел еще большую нужду. Так и стали делать. И случилось чудо! Чем больше они отдавали людям, тем дальше уходила нужда. Дети всегда были сыты, одеты и здоровы.
Почему? Потому что началась духовная жизнь, стало совершаться доброе дело.
— Но ведь спасают не просто добрые дела, а только дела, совершенные в Боге?
— Святитель Игнатий Брянчанинов отвечает на этот вопрос так: «Когда бы добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним».
Спасение, совершенное Господом, есть величайший акт милосердия, дар неизреченной Божией милости. И этот дар может быть принят сердцем милостивым по отношению ко всем людям. Потому что сердце немилосердное не способно к блаженной Вечности — оно не может впустить в себя Божественный дар спасения.
Вот Господь и печется о состоянии наших сердец. И первый шаг к тому, чтобы стяжать милосердие, — очищение сердца. А как мы его можем очистить? Только покаянием — изменением себя.
— Часто на исповеди, Ваше Высокопреосвященство, люди просто перечисляют свои грехи. Только ведь это, строго говоря, не назовешь покаянием?
— «Настоящее покаяние, — как учит преподобный Паисий Афонский, — осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться». Одну только исповедь святой старец не рекомендовал никогда. Исповеди должна предшествовать большая работа и сердца, и ума, и воли — всего существа.
Сегодня человечество совершает тяжелейший грех, убивая себе подобных. Вместо того, чтобы любить, мы ненавидим и не стараемся очистить сердца покаянием.
Необходимо как можно скорее выходить из этого ненормального, трагического состояния. И для этого есть только один путь — путь к Богу. Давайте помнить, что истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее — смерть и тлен.
«В жаркой пустыне человеческой истории Воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий Источник, напояющий, освежающий и животворящий, — пишет святитель Николай Сербский. — Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение»...
Перестаньте жить только для себя, дорогие читатели! Живите для Бога, любите друг друга и превосходите в делах добра — от каждого из нас зависит мир на планете, который стал до чрезвычайности хрупким и ненадежным.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
29.09.2015