О «золотом миллиарде» и духовной экологии
Начало нынешнего века ознаменовалось чередой глобальных политических потрясений и экономических кризисов. Многие аналитики полагают, что большая часть всех неурядиц на планете обусловлена посягательством на ее ресурсы «золотого миллиарда». Но только ли в этом корень зла? Духовным видением современного состояния мира мы попросили поделиться ректора Минской Духовной Семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского ГУРИЯ.
— Ваше Высокопреосвященство, все чаще мировой финансово-экономический кризис связывается в средствах массовой информации с «золотым миллиардом».Что это за феномен такой?
— Такого термина ни в одном официальном документе вы не найдете, хотя смысл его очевиден. Ряд ученых и экспертов ООН объявили, что благополучная жизнь на земле в ближайшем будущем возможна только для одного миллиарда человек — таким образом они, по сути, легализовали понятие «золотой миллиард» (его еще называют «сытым миллиардом»).
Все дело в проблеме ограниченности ресурсов на планете и установлении своеобразной квоты для человечества: кто-то получит доступ к ресурсам, кто-то не получит. Фактически это разделение жителей земли на первый и второй сорт ради сохранения комфортных условий для меньшинства.
Конечно же, «золотой миллиард» — великое искушение современности, так как этому миллиарду гарантирована жизнь в достатке, но без Бога, Который, без сомнения, останется со всем остальным человечеством.
А что значит жизнь без Бога? Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов: «В душе, лишившейся Божественной благодати, будто черви расплодились — зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, месть, гордыня, спесь, тщеславие, немилостивость, лихоимство, хищение, неправда, неразумная похоть, шепотничество, пересуды, завиствования, спорливость, поношения, осмеяния, славолюбие, клятвопреступничество, клятьбы, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, Богу ненавистное».
Не будь греха, человек мог бы иметь не только богатую жизнь духовную, но и во всем достаток материальный. После падения наших прародителей страсти поселились и всегда жили в душах людей, но каждый видел в себе источник зла и боролся с ним.
Сегодня же человек зла в себе, как правило, не замечает, предпочитая во всем руководствоваться эгоистическими, потребительскими побуждениями. Вот и превратилось современное общество в общество глобального риска.
— Думается, Владыко, что последние Ваши слова касаются не только людей, но и природы. Окружающая среда не может не реагировать на бездушное к себе отношение и все больше отвечает катастрофическими реакциями.
— Действительно, мы словно исиспытываем экологическую прочность планеты, и она, естественно, сопротивляется. Загрязнение окружающей среды, безоглядное истощение природных ресурсов — прямая угроза существованию рода людского. И если человек не обуздает свою жажду наживы, не постарается преодолеть отчуждение от Бога и жить по Его заповедям, все более грозными будут вразумления.
Только с помощью Божией можно прийти к процветанию.
Когда всякий труд мы начинаем с молитвы, он благословляется Господом и духовно очищается все вокруг. Окружающий мир меняется в соответствии с внутренним миром каждого из нас, а потому преобразование природы должно начинаться с души, преодоления духовного кризиса каждого человека и уже затем всего человечества.
Слова знаменитого французского химика Луи Пастера могут послужить нам примером: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
Каждый из нас может выступать творцом и хранителем, но может являться и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной нашей экологии сегодня очевидны — наркомания, алкоголизм, преступность, пропаганда агрессии и ненависти, культа силы и мгновенного успеха, власти денег. Хотя никогда богатство на Руси не ставилось во главу угла, и оно не было критерием добропорядочности человека. Все это — результат бездуховности.
От хаоса, засоренности сознания и моральной нечистоплотности появляется мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса...
Человек забыл, что окружающий мир — это его продолжение, и если он позволяет себе загрязнять и разрушать среду своего обитания, то прежде всего вредит себе.
Экологические проблемы неотделимы от духовной стороны существования человечества.
— В связи с этим, Высокопреосвященнейший Владыко, не могу не сказать о проблеме, связанной с нашей духовной экологией: сквернословие уже стало у нас нормой общения. Это страшно, но даже дети наши, хоть и неосмысленно, употребляют скверные слова.
— Чему же здесь удивляться? Сквернословие почему-то воспринимается в нашем обществе как безобидное явление. Дети слышат и дома от родителей, и с экрана телевизора разные нецензурные слова, пошлости, двусмысленности. Затем повторяют их, сами не ведая, что говорят.
А ведь когда человек сквернословит, он не просто демонстрирует отсутствие культуры. Он разрушает собственную личность. Матерные слова — своего рода молитвенные формулы, обращенные к демону.
Как слова молитвы привлекают к человеку силу Божию, так гнилые нецензурные выражения призывают к себе темную, бесовскую силу. И чем дальше человек отходит от Бога, тем больше употребляет он срамные слова.
— Это очень прискорбно, Высокопреосвященнейший Влыдыко: ведь у нас такие богатые нравственные и духовные традиции!
Традиции у нас действительно достойные подражания. Ведь о чем радовались наши предки? Да уж не о том, конечно, что придумали какое- то сверхсовершенное оружие для — уничтожения себе подобных. Нет, они радовались красоте окружающего мира, проявлениям любви, добра, благородства, живущим в человеческой душе. Они помнили о Вечности, осознавая тленность земного бытия, самовластие греховных страстей, возмущающих мир и душу.
Сегодня наше нравственное состояние в целом можно охарактеризовать как кризисное. Конечно, радует, что духовность стала возрождаться: из руин поднимаются храмы, многие люди обретают святую православную веру, воцерковляются и начинают жить по-христиански. Но надо признать, что все это лишь островки здоровой жизни в океане хаоса.
— «Необходима наука о нравственности современного человека», — так считал академик Дмитрий Лихачев, ибо без высокой нравственности и культуры не может существовать любое общество.
— И разве можно с этим не согласиться? Без главного стержня — нравственности и культуры — не могут действовать ни законы экономики и юриспруденции, ни законы исторические. Нравственность — это самое могучее объединяющее начало.
Не может нормальное общество существовать без сострадания, жалости, милосердия, доброты, благотворительности, без ответственного отношения к детям, старикам, больным. Доброта ведь не только отдает — она еще больше получает. Когда человек совершает дела милосердия, он становится духовно богаче и, поверьте, намного счастливее.
Господь ждет, чтобы каждый из нас духовно совершенствовался и менялся к лучшему, а мы все норовим изменить обстоятельства под себя. Вот уже и научно-технический прогресс прочно укоренили в своей жизни, но он не победил нужду, не накормил голодных, не дал кров бездомным. Успехи в материальном производстве превзошли всякие ожидания, а желаемый результат так и не достигнут, потому что как внешне ни старайся, а все зависит от нашего внутреннего расположения.
— И это внутреннее благорасположение, Высокопреосвященнейший Владыко, достигается только в непрерывной борьбе с искушениями и с помощью Божией.
— «Сыне, даждь ми сердце твое» (Прит. 23:26), — просит Господь, желая его очистить. Но мы усиленно этому сопротивляемся, хотя в сердце нашем корень всех дел — и добрых, и злых. Нужно быть чрезвычайно внимательными к тому, чтобы оно было мирным и спокойным, жило добродетельными устремлениями, каждое благое дело совершая с удовольствием и радостью.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: «Сердце — жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Когда, говоря словами классика, мы сбросим «этот бренный шум», наши бессмертные души вернутся к Богу, Который их дал. Каким будет Его Суд и сможем ли мы оправдаться? Вот главное, о чем должны мы беспокоиться. Перед Господом все же нам не за глобализационные процессы отвечать придется, а за свои каждодневные дела и поступки, за то, какие добродетели сумели стяжать. Да поможет всем Бог жить по Его Святой воле.
— Спаси, Господи, Владыко, Вас за беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
25.08.2016