О визите Святейшего Патриарха в Беларусь
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялся однодневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь. Управляющий делами Белорусского Экзархата, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, который встречал Его Святейшество в аэропорту и сопровождал на протяжении всего пребывания в белорусской столице, рассказывает об этом визите.
— Ваше Высокопреосвященство, визит Святейшего Патриарха был настолько кратковременным, что вызвал много домыслов. Не предполагаются ли какие-либо перемены в Белорусской Православной Церкви?
— Белорусская Церковь находится под омофором Святейшего Патриарха, поэтому деловая поездка Предстоятеля в Минск не удивительна. Кроме того, как Глава Церкви Святейший Патриарх несет ответственность за вверенную ему Богом паству, в том числе и белорусскую. А что касается перемен... Об этом на встрече разговора не было.
— Но со Святым Синодом Белорусской Церкви Его Святейшество встречался?
— Заседание Святого Синода не проводилось, просто Патриарх в непринужденной обстановке пообщался с Архиереями. Он встретился и с главой нашего государства для обсуждения насущных проблем, но беседа носила конфиденциальный характер, поэтому прокомментировать ее я не могу.
— Сегодня много пишут и говорят о слиянии церковной и государственной властей, клерикализме. Каково реальное положение вещей, на Ваш взгляд?
— Кому-то очень хочется этот вопрос поставить именно так. В прямом смысле клерикализм — политическое направление, добивающееся первенствующей роли Церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни государства. Уж не знаю, где вы найдете примеры тому. Разве что в том, что Церковь Православная пытается активнее работать в области духовно-нравственного просвещения? Но это была и есть ее основная задача во все времена. На самом деле взаимодействие государства и Церкви помогает оздоровлению общества. Слава Богу, что сегодня есть в Беларуси возможность вместе трудиться. Радует, что в республике во много раз уменьшилось количество суицидов, например в армии. А в нашей Гродненской области значительно увеличилась рождаемость и снизилось число абортов. Вот это и есть, я думаю, реальные результаты совместной работы Церкви и государства. Значит, нужно продолжать трудиться в этом направлении, даже если кого-то больше устраивают развал и хаос.
— В мире ощутимо сдвигается шкала ценностей, и не духовные, а экономические отношения теперь явно превалируют. Не станем ли мы скоро жить по принципу простого товарного обращения: деньги — товар — деньги?
— То, что преподносится нам в интернете или других средствах массовой информации, далеко не всегда соответствует действительности. Если бы все люди стремились только к деньгам и не заботились о спасении души, то мир уже давно бы не существовал. Другое дело, что все активнее идет пропаганда золотого тельца и насаждение низменных идеалов. Классический пример — голливудский ширпотреб, где в роли героев фильмов почти всегда выступают банды воров, жуликов, всевозможные маньяки, которые всех побеждают. Сценаристы не без задней мысли изображают их как людей абсолютно нормальных. Согласно такой извращенной логике низменные черты человеческого характера заслуживают восхищения и массового подражания. Очень печалит, что главным образом молодежь увлекается подобными фильмами и впитывает идеологию разрушения. К счастью, не все бросаются в этот грязный омут. А из тех, которые бросаются, тоже многие начинают прозревать, когда наступают неизбежные страдания.
— Вот тогда-то, Владыко, и идут они в церковь?
— Да, потому что после исповеди и Святого Причастия получают облегчение, исцеление. И сегодня многие молодые люди, которые пресытились развратом, бездуховностью, ищут спасения именно в храме, обращаются к Богу. Поэтому, как говорит старец Паисий Афонский, каждый делает свое дело: диавол — свое, Бог — свое, а люди тоже — кто к чему склоняется. Каждого искушает враг рода человеческого. И если человек поддается искушению, порабощается страстями, не борется с ними, не кается, не очищается, то не только свою душу губит, но и Господа оскорбляет. Нарушаешь законы духовные, нравственные — значит, в большей или меньшей степени ты служишь диаволу. Это нужно понимать и очень этого бояться, ибо в таком случае не только себя обрекаешь на страдания — и временные, и вечные. Ведь сколько страданий еще испытывают по твоей вине близкие!
— Ваше Высокопреосвященство, вы со многими людьми встречаетесь, беседуете. Какой из грехов, на Ваш взгляд, наиболее распространенный и опасный для современного человека?
— Для каждого времени характерны свои искушения — это правда. И об этом тоже говорили святые отцы. В прежние времена, когда не было ни «желтой» прессы, ни телевизора, ни компьютера с его соблазнительными совращениями, блуд означал в основном лишь похотливые мысли и действия. А сегодня и порнофильмы, и таблоиды, и выступления всевозможных «мисс» являются тем отравленным источником, из которого пьют многие. В том числе и дети, не только молодежь, что воистину страшно.
— Страшно тем, Высокопреосвященнейший Владыко, что страсти все сильнее овладевают человеком?
— Именно. Ведь страсть — это навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и — слился с природными качествами человека. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает «страдание». Почему страдание? Потому что, говоря словами святителя Феофана Затворника, страсть отнимает у человека его нравственнохристианскую жизнь. А все, что отдаляет нас от Бога и лишает Его благодати, есть смертный грех. Он изменяет все направления деятельности человека и само состояние души и сердца, образуя как бы новые духовные ориентиры, влекущие в бездну.
— Иначе говоря, Владыко, это означает смерть души?
— Можно так сказать: без благодатной связи с Создателем душа мертвеет, становится не способной ощущать духовную радость ни на земле, ни в посмертном своем существовании. В Священном Писании неоднократно повторяется фраза: Накажет тебя беззаконие твое. Если человек увлекается каким-либо грехом, то этот грех его же и наказывает. Но преподобный Исаак Сирин учит нас: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Потому и долготерпит нас Господь, призывает к покаянию до последней минуты жизни. А когда минута эта настанет, никому неведомо. В любой момент Господь может забрать душу, а там — Суд Божий, которого не избежать.
— Как же спастись сегодня, Ваше Высокопреосвященство, как оградиться от греховного?
— Наше счастье, что в Церкви есть лекарство: совершил ошибку, согрешил — с сокрушением сердца проси прощения у Бога, загладь грех противоположными ему добрыми делами. Обжегшись и получив определенный опыт, старайся быть бдительным и бороться со всякой нечистотой. Оступился — сразу кайся в душе своей пред Богом, затем прибегай к таинству Исповеди. И не раз в году, а раз в месяц обязательно нужно очищать свою совесть.
— Вне Церкви, Владыко, спасения нет?
— Церковь — как святая гора Фавор, где душа через молитвы и Таинства приближается к своему преображению. Исторгнуть нас из Церкви не может никто. Ведь «Сын Человеческий, — читаем в Евангелии, — пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Господь стал Сыном Человеческим, чтобы мы стали сынами Божиими по благодати. Он пришел, чтобы спасти нас, и не пройдет мимо дома нашего. И если даже мы впали в бездну греха, но покаялись искренно, сердечно, Он не оставит, не отвергнет, но помилует и спасет нас. Грехи, не омытые покаянием, никуда не исчезают. Они соединяются, образуя разрушительную силу, которая и проявляется в виде войн, эпидемий и природных катаклизмов. Поэтому от нашего покаяния зависит будущее наших детей и всего человечества.
С 28 ноября начинается Рождественский пост — особенно благодатное время для очищения души. Используйте его: идите в церковь, попоститесь, приступите к Таинствам, облегчите греховный свой груз. Помните, дорогие мои, что без Бога нет спасения. Помоги всем, Господи, спастись!
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
20.10.2012