Беседы с архипастырем

О событиях на Украине и духовном состоянии мира

В мире становится все более неспокойно. Казалось, военные события на Ближнем Востоке от нас очень далеки, но внезапно они переместились в самый центр Европы - на Украину. И пока политики утверждаются в своих амбициях, в братской стране льется кровь и страдают мирные люди. Еще одно потрясение, на это раз касающееся моральных устоев общества, испытали мы, увидев на экранах победителя конкурса «Евровидение», последний образец европейских «ценностей» - бородатую Кончиту. Духовный взгляд на эти явления нашей жизни высказал ректор Минских Духовных Академии и Семинарии, архиепископ Новогрудский и Лидский ГУРИЙ.

— Сегодня все мы следим за событиями на Украине. У многих там живут родственники, друзья. Как Вы, Ваше Высокопреосвященство, воспринимаете происходящее?

— Жалко людей. Всех без исключения — и тех, в кого стреляют, и тех, кто стреляет. Потому что каждый человек стоит на пороге Вечности. От одной крови Бог произвел все народы, и любая вражда вместо христианской любви — трагедия.

    Страшно, когда гибнут мирные люди, когда злоба и ненависть ослепляют сердца, брат идет на брата. Мы скреплены общей историей и верой, потому это наша общая боль. Во всех православных храмах Беларуси возносятся молитвы о народе Украины, о мире на украинской земле.

    Но, глубоко скорбя о погибших в этой видимой войне, невозможно не задуматься нам о том, что это лишь следствие войны невидимой, о которой многие не любят говорить. И ведется она давно на поражение, на самоуничтожение собственного на-рода.

— Вы имеете в виду, Владыко, то, что наши народы уничтожают себя сами, лишая жизни потомство еще в утробе матери?

— Да, грех детоубийства страшен. Сегодняшняя статистика не может не вселять опасений за будущее трех православных стран: Украина, Беларусь, Россия — в числе мировых лидеров по абортам. Только Беларусь за свою суверенную историю недосчиталась около трех миллионов граждан!

   Считайте, что мы сами, без всяких военных действий, истребили почти треть собственного народа. Одни убивают детей в абортариях, другие их перерабатывают на лекарства и парфюмерию, а государства, как это ни печально, из своих скудных бюджетов оплачивают убийственный конвейер вместо того, чтобы ис-пользовать ресурсы во благо.

   Можно образно даже так сказать: наши славянские земли покрыты телами младенцев — еще не рожденных, но уже живых. Матери убивают своих детей — такова ужасающая реальность. И стоит ли после этого удивляться, что горькие семена начинают прорастать войнами?

— И во сто крат тяжелее осознавать, Ваше Высокопреосвященство, что среди этих матерей очень много крещеных.

— Это вообще разговор особый, особая боль. Православная Церковь учит, что аборты — не просто свидетельство нравственного разложения и падения, но и их первопричина. Их широкое распространение и оправдание Церковь рассматривает как явный признак моральной деградации общества и угрозу будущему человечества. Кроме снижения рождаемости аборты неизбежно приводят к разводам, падению нравственности, росту преступности.

   Зарождение человеческой жизни является даром Божиим, и посягательство на нее является противлением воле Творца. Святитель Иоанн Златоуст называл матерей, делающих аборты, «худшими, нежели убийцы», ибо они самым жестоким образом отнимают жизнь у своего ребенка еще до того, как он увидит эту жизнь, а главное, до того, как примет таинство Крещения.

   И если у нас не будет осознания первопричин всех наших бед, а за ним всеобщего покаяния, то грядущее отнюдь не вселяет оптимизма. Ненависть, вражда и тотальное неприятие чужой позиции будут преумножаться, открывая путь для насилия.

— «С одним только повелено нам быть во вражде — с диаволом, с ним никогда не примиряйся», — учит нас великий Вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст. А со всеми людьми мы должны жить в мире, решая спорные вопросы по-христиански. Почему же у нас все по-другому?

— К сожалению, нами движут страсти. Мы раздражаемся, гневаемся и готовы чуть ли не с кулаками отстаивать свое мнение. Никого и ничего не боимся, лишь бы удовлетворить гордыню. Но Господь дал нам совсем другую Свою Заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вaс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34—35).

    Без этой Заповеди нет христианства. Нельзя быть равнодушными к вере, неблагодарными к Богу. Отец Небесный всем дарует благодать, радость — для этого есть Святые Таинства Исповеди, Причащения. Но если душа полнится гневом, злобой и нет в ней места покаянию, то эти чувства обязательно материализуются, проявятся наяву.

    Вскоре состоится канонизация старца Паисия Афонского. Так вот этот великий подвижник еще в 1990-е годы предупреждал, что грядут нелегкие времена и нас ждут великие испытания. Он написал такие волнующие строки: «Сейчас мы вступаем в сражение не ради Отечества. Мы идем в бой не для того, чтобы воспрепятствовать варварам сжечь наши дома. Мы ведем войну не за национальные интересы и не за какую-то идеологию. Сейчас мы сражаемся либо на стороне Христа, либо на стороне диавола. Кто с кем — расстановка сил предельно ясна...».

    Это слова святого человека, перед которым горизонты нашего бытия были расширены Божией благодатию. Что можно к этому добавить? Сегодня как никогда остро перед нами встал выбор: или с Богом мы, или с Его противником — третьего не дано.

— Но современное человечество, Ваше Высокопреосвященство, похоже, не задумывается об этом, все больше утрачивая религиозное отношение к жизни...

— Оно, увы, не ищет духовности, не видит Бога и не желает прилагать никаких усилий, чтобы жить по Его Законам. Поэтому человечество теряет чувство собственного достоинства, высшее духовно-божественное измерение жизни.

    Мир без Бога не только лишен смысла, но он раздроблен и разобщен, ибо ничто не может соединить сущие вещи во всеобщее и осмысленное единство. Церковь преоб-ражает мир, не отвергая то хорошее, что есть в современной жизни. Ради этого и пришел Христос на землю, чтобы принять в Себя и преобразить все человеческое. Но и мы должны всей душой воспринять Бога, изменить свою жизнь, свою душу.

    Ведь сегодня, прямо скажем, для многих христиан вера превратилась лишь в «религию по воскресеньям»: Богу отводится один час в воскресный или праздничный день на Божественной Литургии. И все. Не становимся ли мы таким образом «христианами на час», лишь когда приходим в храм? А всю остальную неделю живем, будто нет Церкви и нет Христа.

    К какому итогу это может привести? Не исключено, что к отказу от Бога. А отделение от Бога — это духовная смерть.

— Но сегодня, Владыко, именно отказ от Бога и поощряется всевозможными способами. Недавно на «Евровидении» в Копенгагене победа была отдана «бородатой женщине», под маской которой скрывается не то мужчина, не то женщина. Разве это не вызов всему христианскому миру?

— Конечно, такая победа весьма символична. Люди так называемой нетрадиционной ориентации сегодня претендуют чуть ли не на звание европейской элиты. Такая популярность лица неопределенного пола (то ли ее, то ли его?) объясняется свободой нравов, которая в последнее десятилетие превалирует в Европе. Я бы сказал, таково сейчас духовное состояние Европы, которое правильнее назвать бездуховностью: желание жить, как вздумается, без всяких моральных принципов.

   Еще в начале прошлого столетия немецкий философ Освальд Шпенглер весьма убедительно описал фаустовскую душу западноевропейской культуры, лицо новой Европы и новых европейских ценностей. Вот мы эти новые «лица» и «ценности» воочию и увидели в XXI веке: гей-парады, однополые браки с усыновлением детей.

    Долго, шаг за шагом, в Европе норма и извращение менялись местами. И вот состоялся публичный «каминг-аут» — добровольное признание морального извращения нормой. Это претензия на отказ от христианской идентичности европейской культуры. Страшно представить, как далеко можно зайти в поисках все новых «ценностей»...

— В настоящее время западные СМИ содомский образ жизни преподносят как предмет гордости и пример для подражания. Что мы должны сделать, чтобы и нас не захлестнула такая волна?

— Нужно отметить, что на Западе гомосексуалисты считаются едва ли не привилегированным классом. Они проникли в правящие круги и планомерно перекраивают местные законодательства под собственные нужды. Хотя содомия осуждается всеми авраамическими религиями, главной мишенью для травли извращенцы выбрали христианство. Именно христианство — традиционная религия западных стран, поэтому его они и считают главным препятствием на пути к полному духовному подчинению общества.

   Нам же с вами нужно всем твердо стоять в вере, не быть тепло-хладными. Сохранение традиционных ценностей как раз и является одним из главных наших достоинств. Если мы будем верными Богу и христианским принципам, в соответствии с которыми нормальная жизнь несовместима со смертным грехом, то Господь нас никогда не оставит.

   Господь заповедал нам жить не по прихотям и похотям этого мира, а по Его Закону любви. Бог отдал Своего Сына на Крест, чтобы мы могли стать свободными от рабства греху.

   Вера, молитва и добрые дела да уберегут вас, дорогие читатели, от влияния всякого зла. Мирный дух, дух братства и созидания и Бог любви и мира да будет со всеми вами.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским

ГУРИЕМ беседовал протоиерей

Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок 

26.05.2014