Беседы с архипастырем

О Рождественском посте: как следует проводить его и каково значение поста для христианина

28 ноября начался Рождественский пост, который закончится 6 января. Заговение приходится на день памяти святого Апостола Филиппа, поэтому этот пост еще называют Филипповым. Как следует проводить время поста и каково его значение для жизни христианина — об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

Ваше Высокопреосвященство, порой можно услышать, что пост совсем не обязателен, важно, мол, чтобы душа к Богу стремилась. В чем все-таки главный смысл пос­та, что он дает?

— Телу — здоровье, душе — чисто­ту. Преподобный старец Оптинский Амвросий на исповеди плакал на­взрыд, сокрушаясь о том, что по фи­зической немощи позволил себе в сре­ду съесть яйцо. А преподобный Макарий Великий в глубокой старости все еще оплакивал свой грех ранне­го детства, когда он тайком съел найденный на дороге стручок, обро­ненный кем-то из сверстников. Вот ка­кая была духовная чуткость! А наша нечуткость к грехам — верный пока­затель загрязненности души. Пост телесный, без поста духовно­го, ничего не дает для спасения души. А иногда он даже может быть духовно вредным — если человек, воз­держиваясь от пищи, проникается от этого сознанием собственного до­стоинства, превосходства — впадает в гордыню. Истинный пост связан прежде все­го с духовным очищением — молит­вой, покаянием, воздержанием от страстей, прощением обид, исклю­чением всяких увеселительных ме­роприятий, а в наше время — еще и просмотра телевизора. Важно понимать, что пост - не цель, а средство - средство смирить свою плоть и обновиться духовно. Ведь что такое пост без молитвы и по­каяния? Просто диета. Бесы вон во­обще ничего не едят, однако лучше от этого они не становятся. Основа поста - борьба с грехом че­рез воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила его соблюдения каж­дый должен соизмерить со своими си­лами, со степенью своей готовности к посту.

— Можно ли, Владыко, считать пост своего рода аскетическим под­вигом?

— Безусловно. Притом требующим подготовки и постепенности. Нужно входить в пост поэтапно, сначала от­казываясь от скоромной пищи хотя бы в среду и пятницу. А то некоторые необдуманно и по­спешно начинают, подражая святым, безмерно строго поститься, не достиг­нув духовного преуспеяния. Так мож­но легко расстроить свое здоровье, а от голода стать раздражительным, гне­вливым. Без учета всех сложившихся веками церковных традиций, а главное — без молитвы воздержание трудно да и, пожалуй, бессмысленно.

— Рождественский пост — это время, данное нам для подготовки к великой радости — встрече с Мла­денцем Христом. Высокопреосвященнейший Владыко, как относиться верующему человеку к празднованию Нового года, который приходится на самое строгое время поста — последнюю его неделю?

— Некоторые священники иногда благословляют прихожан при встрече Нового года выпить немного вина, по­кушать рыбки. Но при этом напоминают: перед тем надо обязательно побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, по­молиться на новогоднем молебне, ко­торый вошел уже в традицию. В нашем Жировичском Свято-Ус­пенском монастыре служится моле­бен святому Вонифатию о преодолении страсти пьянства. Когда в новогоднюю ночь, в по­следнюю, строгую неделю Рожде­ственского поста многие упиваются, объедаются, пляшут и веселятся, пра­вославные монахи молятся за мир. Мы просим Господа простить холодность сердец и безразличие к вере, особен­но накануне величайшего для всего че­ловечества события: Господь беспо­мощным Младенцем является в мир, чтобы спасти нас, искупить от вечной смерти ценой Собственных страданий на Кресте.

Сам я вырос в верующей семье, и у нас не возникал вопрос, как совмещать пост и празднование Нового года. Вся­кий раз, когда до его наступления оста­валось немного времени, мы все, в том числе и дети, вставали на молитву. За молитвой, а не за бокалом шампан­ского, к счастью, заставал нас Новый год.

Мы ведь не знаем, что он принесет нам: может, впереди ожидают скорби, трудности и испытания? Потому не ве­селиться и пьянствовать нужно в этот день, а с молитвой обратиться к Богу, чтобы Он благословил грядущий год и он стал радостным и утешительным для нас. Я не устаю напоминать, что все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. Имен­но за них Господь и карает всевоз­можными бедствиями — так гнев Божий изливается на нас. Но если мы по­слушны воле Божией, то не должны в новогодний праздник Его гневить.

Давайте стараться во всем соблю­дать меру: в питии, пище, в обращении друг с другом. Если все будет в рам­ках нравственного закона, Господь в наступающем году пошлет нам все Свои милости, которых мы от Него ожидаем.

— Да, за свой грех каждый отве­чает сам. Но это все же индивиду­альные грехи. Мне кажется, куда страшнее то, что мир наш не про­тивостоит богоборчеству. В Калифорнии, например, власти уже идут на поводу у атеистов и за­прещают традиционный Рожде­ственский вертеп. А в прошлом году «Американские атеисты» уста­новили плакаты с надписями, на­правленными против Бога.

— Удивляться здесь нечему. Атеизм — явление не новое. Христианское ос­мысление его можно найти еще на страницах Священного Писания Ветхо­го Завета. Только там его смысловым эквивалентом являются такие понятия, как безумие, безбожие или неверие.

Помните слова из псалма? «Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"...». Существует, кстати, много толкований этого стиха. Например, святитель Иоанн Златоуст в образе бе­зумца видит не просто психически не­нормального человека, но развра­щенного умом, утратившего одну из четырех добродетелей — разум, све­тильник души, царя помыслов, учителя прекрасного.

«Во имя чего восстает атеист против Бога? - спрашивает философ Николай Бердяев и отвечает: — Во имя счаст­ливого и блаженного удела человека на земле. Атеист не принимает слезинки ребенка и всех страданий жизни, но ради своей цели он сейчас же готов пролить неисчислимое количество слез и причинить неисчислимое количе­ство страданий».

Опыт безбожия мы имели в 1917 году и знаем, чем это чревато. Потому и американские, и русские, и любые другие атеисты в конечном итоге до­стойны глубокого сочувствия, жалости. Их несчастные души познали отблеск тьмы уже здесь, на земле. А без при­мирения с Богом что ждет их по ту сто­рону жизни? Удел их ужасен, если не покаются.

—   Думаю, что нынешняя про­блема демографии, актуальная для христианских стран, и есть плод нашего если не безбожия, то маловерия, предпочтения жизни без лишних хлопот. Каковы, Владыко, пути выхода из этого кри­зиса и есть ли они?

—   Пути повышения рождаемости чаще всего видят в усилении госу­дарственного вмешательства. Однако практика показывает, что возможности экономических моделей даже разви­тых стран здесь весьма ограничены.

Провозглашаемая пропаганда се­мейных ценностей также не приносит результата. Ведь что получается: на словах общество превозносит «хри­стианскую» модель семьи, а на прак­тике привержено совсем иным сте­реотипам. Имидж успешных мужчин и женщин, который ему предлагает­ся, совсем не способствует ни здо­ровой, ни крепкой, ни тем более многодетной семье.

Кстати, и образ многодетной ма­тери или матери-домохозяйки в об­щественном сознании сформирован весьма нелестный. Так что основным препятствием на пути к здоровой семье являются сами представления о семье и роли в ней у мужчины и женщины.

— А ведь институт семьи — это главнейший механизм человече­ского развития. Прискорбно, что в СССР он был практически уничто­жен: чего стоил хотя бы насаж­даемый культ «женщины-товари­ща»! Да и до сих пор на семью не обращают должного внимания.

— Потому что за основу взята все та же экономическая модель развития общества. И если материальные цен­ности далее будут оставаться для нас выше нравственных, то наша жизнеспособность окажется под боль­шим вопросом. Ведь семья — это, в первую оче­редь, сложнейший механизм возоб­новления общества. Он формиро­вался многие тысячелетия, и в его ос­нове лежало духовно-нравственное развитие. Каждое последующее по­коление наследовало лучшие каче­ства родителей — умение сопережи­вать ближнему, способность быть истинным гражданином страны, са­моотверженно служить Отечеству и трудиться на его благо. И все эти ка­чества, обратите внимание, воспи­тывались на основе веры в Бога. А первая Заповедь для верующего человека — не убий! Аборт — то же убийство: ведь уже с момента зача­тия в будущем ребенке начинает формироваться душа. Да и совре­менные научные исследования под­тверждают: в утробе матери дитя воспринимает и ее ласку, и неж­ность отца, и их взаимоотношения, и отношения родственников. После рождения эти процессы идут интен­сивнее. И далее при христианском воспитании в ребенке формируются нравственные качества, появляется любовь к высшему духовному началу — Богу.

Только на основе нравственности и духовности возможно полное раз­витие творческих талантов, способ­ностей к наукам и искусствам, а главное — бескорыстное, жертвенное служение обществу.

— Прервав более чем на семь де­сятилетий процесс духовно-нрав­ственного воспитания, сложно се­годня вдруг все изменить. Как сох­ранить хотя бы взаимопонима­ние в семье, уважение друг к дру­гу? Что вы пожелаете нашим чи­тателям?

—  Молитесь дома, затеплив лам­паду или свечу перед ликом Спаси­теля, Божией Матери, а по воскре­сеньям идите в храм. И душа ваша бу­дет не усталостью и раздражением полниться, а любовью к Богу, ближ­нему своему, ко всем людям.

«Начинайте все с молитвою, про­должайте с упованием, кончайте бла­годарением. И всякое дело ваше бу­дет окутано Божественным одеяни­ем», — так советовал святитель Фео­фан Затворник.

Нам лишь остается этому следо­вать. Тогда, без сомнения, все будет ладиться и в семье, и в обществе.

Изменить мир одному человеку, конечно, не под силу. Но стараться с Божией помощью изменить каждый себя покаянием мы можем и должны. И тогда очистится душа и в нас проя­вится Образ Божий, по Которому мы с вами созданы. Поверьте, вокруг ста­нет светлее и радостнее. Все зависит от каждого из нас.

Помоги всем, Господи!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

28.11.2012