О Рождественском посте: как следует проводить его и каково значение поста для христианина
28 ноября начался Рождественский пост, который закончится 6 января. Заговение приходится на день памяти святого Апостола Филиппа, поэтому этот пост еще называют Филипповым. Как следует проводить время поста и каково его значение для жизни христианина — об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.
— Ваше Высокопреосвященство, порой можно услышать, что пост совсем не обязателен, важно, мол, чтобы душа к Богу стремилась. В чем все-таки главный смысл поста, что он дает?
— Телу — здоровье, душе — чистоту. Преподобный старец Оптинский Амвросий на исповеди плакал навзрыд, сокрушаясь о том, что по физической немощи позволил себе в среду съесть яйцо. А преподобный Макарий Великий в глубокой старости все еще оплакивал свой грех раннего детства, когда он тайком съел найденный на дороге стручок, оброненный кем-то из сверстников. Вот какая была духовная чуткость! А наша нечуткость к грехам — верный показатель загрязненности души. Пост телесный, без поста духовного, ничего не дает для спасения души. А иногда он даже может быть духовно вредным — если человек, воздерживаясь от пищи, проникается от этого сознанием собственного достоинства, превосходства — впадает в гордыню. Истинный пост связан прежде всего с духовным очищением — молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, прощением обид, исключением всяких увеселительных мероприятий, а в наше время — еще и просмотра телевизора. Важно понимать, что пост - не цель, а средство - средство смирить свою плоть и обновиться духовно. Ведь что такое пост без молитвы и покаяния? Просто диета. Бесы вон вообще ничего не едят, однако лучше от этого они не становятся. Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила его соблюдения каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей готовности к посту.
— Можно ли, Владыко, считать пост своего рода аскетическим подвигом?
— Безусловно. Притом требующим подготовки и постепенности. Нужно входить в пост поэтапно, сначала отказываясь от скоромной пищи хотя бы в среду и пятницу. А то некоторые необдуманно и поспешно начинают, подражая святым, безмерно строго поститься, не достигнув духовного преуспеяния. Так можно легко расстроить свое здоровье, а от голода стать раздражительным, гневливым. Без учета всех сложившихся веками церковных традиций, а главное — без молитвы воздержание трудно да и, пожалуй, бессмысленно.
— Рождественский пост — это время, данное нам для подготовки к великой радости — встрече с Младенцем Христом. Высокопреосвященнейший Владыко, как относиться верующему человеку к празднованию Нового года, который приходится на самое строгое время поста — последнюю его неделю?
— Некоторые священники иногда благословляют прихожан при встрече Нового года выпить немного вина, покушать рыбки. Но при этом напоминают: перед тем надо обязательно побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, помолиться на новогоднем молебне, который вошел уже в традицию. В нашем Жировичском Свято-Успенском монастыре служится молебен святому Вонифатию о преодолении страсти пьянства. Когда в новогоднюю ночь, в последнюю, строгую неделю Рождественского поста многие упиваются, объедаются, пляшут и веселятся, православные монахи молятся за мир. Мы просим Господа простить холодность сердец и безразличие к вере, особенно накануне величайшего для всего человечества события: Господь беспомощным Младенцем является в мир, чтобы спасти нас, искупить от вечной смерти ценой Собственных страданий на Кресте.
Сам я вырос в верующей семье, и у нас не возникал вопрос, как совмещать пост и празднование Нового года. Всякий раз, когда до его наступления оставалось немного времени, мы все, в том числе и дети, вставали на молитву. За молитвой, а не за бокалом шампанского, к счастью, заставал нас Новый год.
Мы ведь не знаем, что он принесет нам: может, впереди ожидают скорби, трудности и испытания? Потому не веселиться и пьянствовать нужно в этот день, а с молитвой обратиться к Богу, чтобы Он благословил грядущий год и он стал радостным и утешительным для нас. Я не устаю напоминать, что все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. Именно за них Господь и карает всевозможными бедствиями — так гнев Божий изливается на нас. Но если мы послушны воле Божией, то не должны в новогодний праздник Его гневить.
Давайте стараться во всем соблюдать меру: в питии, пище, в обращении друг с другом. Если все будет в рамках нравственного закона, Господь в наступающем году пошлет нам все Свои милости, которых мы от Него ожидаем.
— Да, за свой грех каждый отвечает сам. Но это все же индивидуальные грехи. Мне кажется, куда страшнее то, что мир наш не противостоит богоборчеству. В Калифорнии, например, власти уже идут на поводу у атеистов и запрещают традиционный Рождественский вертеп. А в прошлом году «Американские атеисты» установили плакаты с надписями, направленными против Бога.
— Удивляться здесь нечему. Атеизм — явление не новое. Христианское осмысление его можно найти еще на страницах Священного Писания Ветхого Завета. Только там его смысловым эквивалентом являются такие понятия, как безумие, безбожие или неверие.
Помните слова из псалма? «Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"...». Существует, кстати, много толкований этого стиха. Например, святитель Иоанн Златоуст в образе безумца видит не просто психически ненормального человека, но развращенного умом, утратившего одну из четырех добродетелей — разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрасного.
«Во имя чего восстает атеист против Бога? - спрашивает философ Николай Бердяев и отвечает: — Во имя счастливого и блаженного удела человека на земле. Атеист не принимает слезинки ребенка и всех страданий жизни, но ради своей цели он сейчас же готов пролить неисчислимое количество слез и причинить неисчислимое количество страданий».
Опыт безбожия мы имели в 1917 году и знаем, чем это чревато. Потому и американские, и русские, и любые другие атеисты в конечном итоге достойны глубокого сочувствия, жалости. Их несчастные души познали отблеск тьмы уже здесь, на земле. А без примирения с Богом что ждет их по ту сторону жизни? Удел их ужасен, если не покаются.
— Думаю, что нынешняя проблема демографии, актуальная для христианских стран, и есть плод нашего если не безбожия, то маловерия, предпочтения жизни без лишних хлопот. Каковы, Владыко, пути выхода из этого кризиса и есть ли они?
— Пути повышения рождаемости чаще всего видят в усилении государственного вмешательства. Однако практика показывает, что возможности экономических моделей даже развитых стран здесь весьма ограничены.
Провозглашаемая пропаганда семейных ценностей также не приносит результата. Ведь что получается: на словах общество превозносит «христианскую» модель семьи, а на практике привержено совсем иным стереотипам. Имидж успешных мужчин и женщин, который ему предлагается, совсем не способствует ни здоровой, ни крепкой, ни тем более многодетной семье.
Кстати, и образ многодетной матери или матери-домохозяйки в общественном сознании сформирован весьма нелестный. Так что основным препятствием на пути к здоровой семье являются сами представления о семье и роли в ней у мужчины и женщины.
— А ведь институт семьи — это главнейший механизм человеческого развития. Прискорбно, что в СССР он был практически уничтожен: чего стоил хотя бы насаждаемый культ «женщины-товарища»! Да и до сих пор на семью не обращают должного внимания.
— Потому что за основу взята все та же экономическая модель развития общества. И если материальные ценности далее будут оставаться для нас выше нравственных, то наша жизнеспособность окажется под большим вопросом. Ведь семья — это, в первую очередь, сложнейший механизм возобновления общества. Он формировался многие тысячелетия, и в его основе лежало духовно-нравственное развитие. Каждое последующее поколение наследовало лучшие качества родителей — умение сопереживать ближнему, способность быть истинным гражданином страны, самоотверженно служить Отечеству и трудиться на его благо. И все эти качества, обратите внимание, воспитывались на основе веры в Бога. А первая Заповедь для верующего человека — не убий! Аборт — то же убийство: ведь уже с момента зачатия в будущем ребенке начинает формироваться душа. Да и современные научные исследования подтверждают: в утробе матери дитя воспринимает и ее ласку, и нежность отца, и их взаимоотношения, и отношения родственников. После рождения эти процессы идут интенсивнее. И далее при христианском воспитании в ребенке формируются нравственные качества, появляется любовь к высшему духовному началу — Богу.
Только на основе нравственности и духовности возможно полное развитие творческих талантов, способностей к наукам и искусствам, а главное — бескорыстное, жертвенное служение обществу.
— Прервав более чем на семь десятилетий процесс духовно-нравственного воспитания, сложно сегодня вдруг все изменить. Как сохранить хотя бы взаимопонимание в семье, уважение друг к другу? Что вы пожелаете нашим читателям?
— Молитесь дома, затеплив лампаду или свечу перед ликом Спасителя, Божией Матери, а по воскресеньям идите в храм. И душа ваша будет не усталостью и раздражением полниться, а любовью к Богу, ближнему своему, ко всем людям.
«Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. И всякое дело ваше будет окутано Божественным одеянием», — так советовал святитель Феофан Затворник.
Нам лишь остается этому следовать. Тогда, без сомнения, все будет ладиться и в семье, и в обществе.
Изменить мир одному человеку, конечно, не под силу. Но стараться с Божией помощью изменить каждый себя покаянием мы можем и должны. И тогда очистится душа и в нас проявится Образ Божий, по Которому мы с вами созданы. Поверьте, вокруг станет светлее и радостнее. Все зависит от каждого из нас.
Помоги всем, Господи!
С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
28.11.2012