Беседы с архипастырем

О «Pussy Riot» и духовных последствиях панк-молебна в храме Христа Спасителя для его участниц

Почти полгода длилось следствие, касающееся участниц панк группы «Pussy Riot», которых приговорили в результате к двум годам колонии. Поскольку инцидент касается Церкви, свое мнение о нем высказал Управляющий делами Белорусского Экзархата, архиепископ Новогрудский и Лидский ГУРИЙ.

—  Ваше Высокопреосвящен­ство, как Вы относитесь к слу­чившемуся?

—  Жаль этих девушек. Даже на­звание их группы оскверняет и умы, и уста, когда мы его произ­носим. Не возникает сомнения, что кто-то им за это хорошо заплатил и уверил, что обеспечит надежное прикрытие в случае осложнений. И тот, кто стоит за их спиной, кто толкнул девушек на этот поступок, преследует определенную цель — дискредитировать авторитет Церк­ви.

—  Они называют себя панк-группой. А идеология панков такова: изменить мир к луч­шему нельзя, жизнь утратила смысл, будущего нет. Поэтому махни рукой на все и на себя, де­лай то, что хочется. Может, этим они и руководствовались?

—  Чем бы они ни руководствовались, трудно надеять­ся, что тюремное заключение их перевоспитает и изме­нит к лучшему. Ведь участницы группы отвергли Церковь, которая одна и может дать такую надежду. Многие священники знают: иногда приходит человек в церковь с душой израненной, не видя смысла жизни, думает о самоубийстве, с усилием переступает порог, а уходит с просветленной головой и творческими мысля­ми. Но то, с чем пришли эти девушки в храм, есть бого­хульство, сознательное и намеренное оскорбление свя­тыни. Они якобы таким образом выразили политический протест. Но одно дело — выступать против конкретных лич­ностей, и совсем другое — попирать святыни. Нельзя за­бывать, что храм — это Дом Божий.

Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Весь союз злобных силсле­дует понимать под «вратами ада». А еще и людей, кото­рые своим образом жизни, поступками объединяются для вражды с Богом и войны с Ним в лице Его Церкви...

    Получается, Ваше Высоко­преосвященство, что эти три девушки из панк-группы оказа­лись в числе воюющих?

—    Конечно. Они глумились, из­девались, создавая карикатуру на Богослужение. Пародия — орудие дьявола, хуление имени Божия и Божией Матери, а здесь была устроена заранее спланированная кощунственная акция. Один священник высказал здра­вое мнение, что их нужно публич­но высечь на площади и отпустить. А покарать тех, кто заказал такое безобразие. Ведь совершенно оче­видно, что они — игрушки в руках политиков. Но как можно разно­мыслие в политических или куль­турных вопросах смешивать с цер­ковными отношениями?

—    В день вынесения приговора Pussy Riot акти­вистки феминистского движения Украины спилили крест, установленный в память о жертвах ста­линских репрессий, да еще призвали «нещадно выпи­ливать из мозга трухлявые религиозные предрас­судки». А одна из участниц, обнаженная, раскинув руки, сама встала на место креста. Как такое можно прокомментировать, Владыко?

—  Здесь уместно привести слова Ф. М. Достоевского: «Когда Бога нет, то все дозволено». Легче быть злыми и корыстными. Легче катиться вниз — для этого никакие уси­лия не нужны. Вверх подниматься куда труднее. Мне вспоминаются слова старца Паисия Афонского: «Сейчас Христос, Матерь Божия, святые помогают нам  больше, чем в прежние времена, но мы этого не пони­маем». И действительно, если раньше преподобному Се­рафиму Саровскому пришлось тысячу дней и ночей на кам­не умолять Господа отразить натиск врага, то сейчас Гос­подь готов сразу же протянуть руку помощи каждому, ктоЕго призывает. Особенно ощутимо Он являет Свою благосклонность тем, кто к вере обратился недавно и нуж­дается в поддержке — настоящие чудеса совершаются. Тем же, кто укрепился в вере, Он попускает поскор­беть, пострадать, за себя и за ближних поплакать — как за этих вот девчат из скандальной панк-группы.

К чему хорошему могут привести подобные поступки?

Как-то мне рассказывали врачи случай из практики. Мо­лодая девушка поссорилась с матерью и наглоталась таб­леток. Жуткие страдания претерпела, долго находилась в реанимации и на всю жизнь калекой осталась. Что она кому доказала? Ничего. Все обиды со временем улеглись, а последствия глупого поступка ужасны.

А тем более как можно было сотворить такое в храме?.. Не укладывается в голове! И ведь эти девицы не впер­вые на амвон забрались — они и в Богоявленском собо­ре плясали, только там не выложили съемку в интернет. Повозмущались люди, поскорбели о таком их поведении, но главное — о том, что навлекают на себя беду, и все.

Это, конечно, вызов Богу. Жалко их. Богохульство — тяжкий грех и прощение невозможно без искреннего рас­каяния согрешившего перед Ним. Дай Бог, чтобы они при­шли к покаянию. Но нужно помнить, что вина за случившееся лежит и на всех нас. Посмотрите, чем сейчас живет молодежь, ка­кие у нее идеалы.

— Конечно же, Владыко, во многом это следствие разнузданности, пропаганды вседозволенности. В ин­тернете идет откровенная реклама такой мерзо­сти, что на ее фоне даже блуд выглядит достаточно приличным явлением.

— И, как результат, люди просто теряют рассудок, на­чинают позволять себе все вплоть до смертных грехов. Но если кто-то совершает смертные грехи, он подпада­ет под власть диавола, который становится хозяином, а человек — его орудием, и тот с ним делает, что хочет. Та­ким образом человек добровольно отдает себя во власть темных сил.

Сколькие Церковью спасены! Сколькие обнадежены! Как многие в ней достигли святости! Бескровная Жертва приносится, соборно молитвы возносятся «о всех и за вся» — Божественные Литургии удерживают мир. Церковь — это корабль, который ведет нас к при­стани. И те, кто сегодня стремится ее уничтожить как социальный институт, не ведают, что творят. Если церкви вдруг не станет, ничто тогда не обрадует греш­ника: ни обильное застолье и выпивка, ни разные уве­селения. Все станет неинтересным, и тоска смертная захлестнет душу.

—  Очень печалит, Высокопреосвященнейший Владыко, что мир сегодня буквально опоясывает со­домский грех. История людей ничему не учит...

—  Безумие овладевает людьми, а оно, как показывает жизнь, заразительно. Уже во многих странах Европы при­знаны однополые браки. Да что Европа? Даже в Ханое про­шел первый гей-парад. А министр юстиции Вьетнама зая­вил, что, возможно, в ближайшее время будет рассмот­рен вопрос о признании однополых браков. Так что Вьетнам может быть первым азиатским государством, вставшим на путь самоуничтожения.

Диавол знает, что мало времени ему осталось, и пы­тается как можно больше людей погубить, досаждая Богу. И восстает он, нужно сказать, с великой яростью. Вокруг столько соблазнов предлагается, реклама зазывает кого в казино, кого в бар — туда, где рассадник грехов, но не в храм. Беспечность и иллюзия жизни длятся порой у мно­гих людей до самой кончины, а когда предстанет реаль­ность, поздно будет что-либо изменить.

—  Тем не менее, Высокопреосвященнейший Владыко, ради справедливости следует признать: в по­следнее время на Богослужения приходит все больше молодых людей. Наверное, устали от пошлости?

— Мне трудно такой анализ провести. Но недавно слу­жил на приходе и был приятно удивлен: человек шест­надцать пономарей молодых на службе выстроились в ряд. Отрадно такое видеть. Что больше молодежи в последние годы стало прихо­дить в храм — это бесспорно. И Воскресные школы рабо­тают, и в общеобразовательных учебных заведениях ду­ховно-нравственные мероприятия проводятся. Пусть их, может, и недостаточно, но результаты все же ощутимы. Даже порой удивляешься: такая распущенность вокруг, а люди тянутся к добру, истине, свету.

Нужно трудиться и бороться против зла, молиться, при­зывать Господа на помощь. Наше дело — понуждать себя на исполнение Заповедей, творить дела добра.

Жалко людей, которые отвергают Бога, так как они на­казывают прежде всего себя, обрекая на страдания вре­менные и вечные. Но надежда еще есть. Нам всем остав­лено покаяние. Даже грехи матерых разбойников, кото­рые людей мучили и убивали, но потом раскаялись, Гос­подь Своей кровью омыл и простил.

В воле каждого стать плохим или хорошим человеком. Да поможет всем нам Бог, дорогие читатели, не ошибиться при выборе!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

31.08.2012